- —>Решение задач по химии —>
- Способы разделения смесей
- Отстаивание
- Центрифугирование
- Фильтрование
- Действие магнитом
- Выпаривание. Кристаллизация
- Дистилляция (перегонка)
- § 4. Чистые вещества и смеси
- 1. Как влияет наличие примесей в воде на температуру ее кипения?
- 2. Представьте себе, что из путешествия вы привезли домой в качестве сувенира две одинаковые бутыли, в одной из которых вода из Средиземного, а в другой — из Мертвого моря. Как с помощью термометра можно определить, где какая вода находится?
- 3. Загляните внутрь чайника, в котором долго кипятилась водопроводная вода, и сделайте вывод, является ли она чистым веществом.
- 4. Приведите по пять примеров известных вам однородных и неоднородных смесей.
- 5. Однородная или неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; б) мукой; в) растительным маслом; г) поваренной солью; д) уксусом?
- 6. Чем различаются между собой вещества, смесь которых можно разделить: а) отстаиванием; б) фильтрованием; в) выпариванием; г) перегонкой?
- 7. Для засолки овощей приготовили смесь, состоящую из соли массой 25 г и сахара массой 15 г. Чему равны массовые доли компонентов данной смеси?
- 8. Как бы вы разделили смесь сахара, песка и древесных опилок? Составьте план разделения, кратко опишите каждый его этап и расскажите об ожидаемых результатах.
- 9. Предложите способ разделения смеси железных и медных опилок.
- Презентация по химии на тему «Чистые вещества и смеси, способы разделения смесей»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Рабочая программа по химии 10-11 класс
- Рабочая программа по химии 8-9 класс
- Презентация по химии на тему «Амфотерные оксиды и гидроксиды»
- Природные соединения металлов. Виртуальная экспозиция
- Проектная работа по химии
- Контрольно-оценочные средства по химии
- Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для СПО
- Презентация по химии «Аммиак и его свойства»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
—>Решение задач по химии —>
12.05.2019, 15:41 | |||||||||
Внимание! Если скачанный файл открывается с ошибкой, то попробуйте открыть его на другом устройстве или в облаке. Если ничего не помогло, то напишите нам. | |||||||||
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Источник
§ 4. Чистые вещества и смеси
1. Как влияет наличие примесей в воде на температуру ее кипения?
Наличие примесей приводит к изменению температуры кипения. Когда в жидкости растворяется летучее вещество, температура кипения воды понижается, в противном случае вода закипает при более высокой температуре.
2. Представьте себе, что из путешествия вы привезли домой в качестве сувенира две одинаковые бутыли, в одной из которых вода из Средиземного, а в другой — из Мертвого моря. Как с помощью термометра можно определить, где какая вода находится?
Возьмем образцы воды из Мертвого и Средиземного морей. При нагревании вода испаряется, соль остается. Большее количество соли укажет на образец из Мертвого моря.
3. Загляните внутрь чайника, в котором долго кипятилась водопроводная вода, и сделайте вывод, является ли она чистым веществом.
Если после кипячения водопроводной воды внутри чайника появилась накипь (белый налет), то можно сделать вывод, что вода не является чистым веществом.
4. Приведите по пять примеров известных вам однородных и неоднородных смесей.
Однородные смеси | Неоднородные смеси |
Водопроводная вода, бензин, воздух, минеральная вода, раствор сахара и соли в воде, растительное масло | Молоко, бетон, зубная паста, асфальт, шоколад, краски |
5. Однородная или неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; б) мукой; в) растительным маслом; г) поваренной солью; д) уксусом?
Однородная смесь: сахар с водой, поваренная соль с водой, уксус с водой.
Неоднородная смесь: мука с водой, растительное масло с водой.
6. Чем различаются между собой вещества, смесь которых можно разделить: а) отстаиванием; б) фильтрованием; в) выпариванием; г) перегонкой?
а) отстаивание основано на различной плотности компонентов смеси;
б) фильтрование — на способности пористых материалов задерживать некоторые частицы, его применяют для разделения смесей твердых и жидких веществ;
в) выпаривание основано на различии температур кипения компонентов смеси и используют его для разделения твердых и жидких веществ;
г) перегонка основана на разности температур кипения компонентов смеси.
7. Для засолки овощей приготовили смесь, состоящую из соли массой 25 г и сахара массой 15 г. Чему равны массовые доли компонентов данной смеси?
Дано:
m(сахара) = 15 г
m(соли) = 25 г
Найти:
Решение:
w(сахара) = m(сахара) : m(смеси)
w(соли) = m(соли) : m(смеси)
m(смеси) = m(сахара) + m(соли)
m(смеси) = 25 г + 15 г = 40 г
w(сахара) = 15 г : 40 г = 0,375 или 37,5%
w(соли) = 25 г : 40 г = 0,625 или 62,5%
Ответ: w(сахара) = 0,375; w(соли) = 0,625.
8. Как бы вы разделили смесь сахара, песка и древесных опилок? Составьте план разделения, кратко опишите каждый его этап и расскажите об ожидаемых результатах.
В смесь сахара, песка и древесных опилок добавим воду. В результате сахар растворится, песок осядет на дно, древесные опилки всплывут на поверхности. Таким образом, древесные опилки отделяются от неоднородной смеси (сахар, песок, вода). Фильтрованием можно отделить песок от однородной смеси (сахар, вода). Методом выпаривания можно отделить воду от сахара, при нагревании летучая вода испаряется, а нелетучий сахар остается в виде твердого вещества.
9. Предложите способ разделения смеси железных и медных опилок.
Смесь железных и медных опилок можно разделить с помощью магнита.
Источник
Презентация по химии на тему «Чистые вещества и смеси, способы разделения смесей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема урока:
Чистые вещества и смеси, способы разделения смесей
Автор: учитель химии ГБОУ №604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Гуторова Наталья Борисовна
Описание слайда:
Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
Ознакомить со способами разделения смесей.
Описание слайда:
Давайте вспомним:
Что изучает наука химия?
Что называют веществом?
Описание слайда:
О каком веществе идёт речь?
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Описание слайда:
По каким признакам вы поняли, что речь идёт о воде?
Как в физике и химии называются признаки, по которым одни вещества отличаются от других?
Описание слайда:
Вспомните, какими свойствами обладает вода?
Описание слайда:
Как вы можете объяснить результат этого опыта?
Поскольку плотность соленой воды выше, тела тонущие в пресной воде, могут плавать в соленой, если их плотность р больше плотности пресной воды, но меньше плотности соленой
Дистиллированная вода
Морская вода
Описание слайда:
Чистые вещества и смеси, способы разделения смесей
Описание слайда:
По результатам этой диаграммы сделайте вывод о постоянстве свойств чистых веществ и смесей.
Описание слайда:
Опреденение:
Чистые вещества – вещества, которые состоят из одного вида частиц и обладают постоянными свойствами.
Смесь — система, состоящая из двух или более различных по свойствам веществ (компонентов смеси).
Описание слайда:
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Описание слайда:
Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества
Описание слайда:
Какие вещества нас чаще окружают – чистые или смеси веществ?
Описание слайда:
А в нашем организме есть смеси веществ или мы состоим только из чистых веществ?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
А вещества в составе смеси сохраняют свои свойства?
Описание слайда:
Значит:
Компоненты смеси можно разделить физическим способом, который будет основан на физических свойствах веществ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Способы разделения неоднородных смесей:
1. Отстаивание
2. Фильтрование
3. Действие магнитом
Описание слайда:
Отстаивание
Отстаивание — разделение смеси с течением времени под действием силы Архимеда.
Описание слайда:
Фильтрование
Фильтрование — использование фильтров для выделения твердого вещества из газов или растворов.
Описание слайда:
Действие магнитом — разделение смеси при помощи магнита.
Описание слайда:
Центрифугирование
Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
Описание слайда:
Способы разделения однородных смесей:
1. Выпаривание
2. Кристаллизация
3. Дистилляция
4. Хроматография
Описание слайда:
Выпаривание
Выпаривание — выделение растворенного вещества путем испарения растворителя.
Описание слайда:
Кристаллизация — процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов.
Описание слайда:
Хроматография
Хроматография — метод разделения, основанный на распределении исследуемого вещества между двумя фазами — неподвижной и подвижной.
Описание слайда:
Подведём итоги:
Все вещества можно разделить на … и … .
Свойства чистых веществ всегда …, а смесей … и зависят от их состава и соотношения компонентов смеси.
По внешнему виду смеси можно разделить на … и … .
Основываясь на … свойствах компонентов смеси их можно … … методами.
Описание слайда:
Лабораторный опыт «Разделение смесей»
Цель: научиться находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах их компонентов
Ход работы:
1. Получите групповое задание, рассмотрите выданную вам смесь (смесь № …)
2. Отметьте физические свойства компонентов смеси (растворимость, плотность, магнитные свойства и др.)
3. Определите тип смеси (однородная или неоднородная)
4. Предложите способ ее разделения, используя имеющееся лабораторное оборудование.
5. Проведите практическое разделение смеси, запишите все действия и наблюдения в тетрадь.
6. Подумайте, какие еще смеси можно разделить таким же способом, приведите примеры
7. Доложите о результатах работы одноклассникам
Описание слайда:
Лабораторный опыт «Разделение смесей»
Смесь №1 сера и железо
Смесь № 2 мел и сахар
Смесь № 3 древесные опилки и речной песок
Смесь №4 соль и вода
Смесь №5 речной песок и сера
Смесь №5 древесные опилки и железо
Описание слайда:
Домашнее задание
§ 24
Придумать, как можно очистить воду в полевых условиях.
Описание слайда:
Описание слайда:
Спасибо за работу на уроке!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа по химии 10-11 класс
Рабочая программа по химии 8-9 класс
Презентация по химии на тему «Амфотерные оксиды и гидроксиды»
Природные соединения металлов. Виртуальная экспозиция
Проектная работа по химии
Контрольно-оценочные средства по химии
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для СПО
Презентация по химии «Аммиак и его свойства»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5306012 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник