- Способы выражения сказуемого методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды сказуемых в русском языке (примеры)
- Сказуемое и способы его выражения
- Таблица
- Простое глагольное сказуемое
- Составное глагольное сказуемое
- Вспомогательные глаголы в СГС
- Составное именное сказуемое
- Связка составного именного сказуемого
- Алгоритм определения вида сказуемого
- Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Способы выражения сказуемого
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого«
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выражения сказуемого
знакомство со способами выражения сказуемого; формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существительным, полным и кратким прилагательные; развитие логического мышления, воспитание внимательности, последовательности в работе.
— Сегодня нам предстоит продолжить работу над грамматической основой предложения. Поэтому давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения, из чего она состоит, какими частями речи могут быть выражены её члены.
2) Синтаксическая пятиминутка ( устная)
1. Старый мостик смыли поток дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает парк. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.
Задание. Назовите грамматическую основу предложения, способы её выражения. Вспомним, что нужно делать, если есть затруднения в поиске подлежащего . (Сначала надо найти сказуемое.)
- Сообщение темы, целей урока
(На всех этапах урока используются слайды)
— На прошлом уроке мы работали с подлежащим. Сегодня же нам предстоит узнать много нового о сказуемом. Запишите тему урока: «Сказуемое».
Мы познакомимся с новыми способам выражения сказуемого и научимся находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.
Посмотрите, с какими способами выражения сказуемого вы не знакомы?
В этой теме нам поможет разобраться алгоритм, при работе с которым нужно быть очень внимательным.
— Кто знает, что называется алгоритмом?
Запись в тетради. Алгоритм — обобщенная схема действия для решения той или иной задачи.
- Новый материал.
- Начнём знакомство с алгоритмом «Как найти сказуемое в предложении?».
На доске предложения, на этих примерах мы и начнем отрабатывать алгоритм: подчеркиваем подлежащее и ищем сказуемое.
Далее идёт работа над алгоритмом по этапам. У каждого ученика карточка с предложениями, с которыми ему предстоит работать. Эти же примеры записаны на доске, с ними учитель выполняет те же действия, что и ученик на своих карточках.
1. Гроза постепенно удалялась. 3. Этот край очень плодороден. 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики нежно-зеленые. 5. В декабре все деревья в серебре.
1-й этап . Ищем в предложении подлежащее, глагол-сказуемое, надписываем над ним часть речи, подчеркиваем как член предложения.
Гроза постепенно удалялась .(гл.)
2-й этап . Смотрим на второе предложение: есть ли в нем глагол? Следующий шаг: смотрим п.2 алгоритма, ищем краткое прилагательное в предложении, надписываем часть речи, подчеркиваем сказуемое.
Этот край очень плодороден . ( кр. прил.)
3-й этап . Смотрим третье предложение, выделяем подлежащее, идем по алгоритму сначала, доходим до способа выражения сказуемого существительным в именительном падеже, надписываем, подчеркиваем.
Птицы — наши друзья . (сущ.)
4-й этап . Повторяем все действия со следующим предложением. Выясняем, что в нем сказуемое выражено полным прилагательным, делаем графические объяснения.
Первые листики нежно- зеленые . (прил.)
5-й этап . Работаем со следующим предложением, выделяем подлежащее, действуем по алгоритму.
В декабре все деревья в серебре.
Вывод . Сказуемого нет, оно «ушло» из-за ненадобности: без него все понятно, предложение стало неполным.
Учитель . Этот алгоритм помогает нам понять сказуемое, но с приобретением новых знаний о нем этот алгоритм вы должны будете усовершенствовать.
— Назовем цепочку частей речи, которые могут выступать в роли сказуемого.
Задание 1 . Объясните правописание безударной гласной в корне слова ( предварительно вспомним правило).
Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса кругом только хвойные. В одном месте встретился бугорочек с ягодой. Вкусна черника!
Задание 2 . Выделите грамматическую основу предложений, надпишите способ выражение сказуемого, при поиске сказуемого используйте алгоритм.
— Какого способа выражения сказуемого нет в тексте? ( Существительного в именительном падеже.)
-Об этом способе выражения сказуемого мы будем говорить на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
Возвращаемся ко второму слайду и рассказываем о выполнении поставленных задач.
Выполняем небольшой тест ( карточки на 2 варианта) с последующей взаимопроверкой. Ответы вывешиваются на доске. Оценивание работы товарища осуществляется очень просто: количество правильных ответов (в идеале их пять) соответствует оценке. Ребята, которые довольны своей оценкой сдают тетради учителю для выставления оценок в журнал. Каждый может сделать выводы о степени овладения темой, а учитель легко может составить программу своих действий на ближайшие уроки.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СКАЗУЕМОЕ»
- Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
- Гранит- прочный камень.
- Спит черемуха в белой накидке.
- Я люблю свой родной край.
- Радостна, шумна и пахуча весна.
- Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным ( каков? и т.п.).
- Небо высоко и прозрачно.
- Хороши глазастые ромашки.
- Вечером прошла гроза.
- Весела весна в лесу.
Разбор домашнего задания
- Знать содержание алгоритма ( карточки с ним раздаются).
Источник
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Источник