Биология. 5 класс
Конспект урока
Биология, 5 класс
Урок 2. Методы изучения биологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён методам изучения биологии.
Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
-Что такое метод?
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования
Источник
Методы изучения биологии 5 класс
Конспект урока по теме: « Методы изучения биологии».
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: получить предметные результаты по расширению понятийной базы учащихся о методах изучения биологии.
• подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний;
• показать специфику практических и теоретических способов познания;
• познакомить учащихся с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы;
• познакомить учащихся с правилами и способами использования различного лабораторного оборудования;
• продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Предметные УУД: школьники понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте.
Метапредметные УУД: учащиеся осваивают основные приёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой.
Личностные УУД: учащиеся осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента, в ограниченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время), в том, что процесс познания бесконечен.
Основные понятия урока: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, лабораторное оборудование.
Деятельность учащихся: знакомство с лабораторной посудой.
Оборудование: учебно-методическое – учебник, тетрадь; техническое – мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация.
I. Проверка знаний о биологии как науке, о ценности биологических знаний в жизни человека (фронтальная беседа).
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
Поиск и формулировка темы урока.
Организует беседу с учащимися по определению темы и познавательных задач урока.
-Как ученым — биологам найти ответы на вопросы:
-Как устроен внутренний мир организмов? Как это можно изучить?
-В какие сроки улетают перелетные птицы в тёплые страны? Каким образом это можно сделать?
-Как на Севере вырастить дыни? Что необходимо для этого?
-Можно ли шимпанзе научить говорить?
-С какой частотой бьётся сердце человека?
. Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Запишите тему урока в тетрадь.
Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными разных способов (методов) познания живой природы.
Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь.
Этап постановки проблемы
Организует индивидуальную работу с учебником с понятиями «метод, классификация методов»
— Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение» и дополните схему (см. на доску).
— Заполните на доске.
Находят информацию в учебнике. Чертят и заполняют схему в тетради и на доске. Осуществляют самопроверку.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии.
-Кто наблюдал за поведением кошек?
-Как вы думаете, какие методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение животных?
-Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника (чтение по цепочки).
-Какой метод называют наблюдением?
-С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?
3. Знакомство учащихся с лабораторным оборудованием и посудой (объяснение учителя с демонстрацией предметов лабораторного оборудования и посуды). Установление правил безопасного поведения в кабинете биологии
Читают по цепочке.
Отвечают на вопросы учителя.
Этап реализации построенного проекта
Работа в группе.
-В пробирках находится сахар и крахмал. Определите, какое из веществ нерастворимо в воде?
-Как вы это сделаете? Проведите опыт.
-Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала.
-Определите, в каком из продуктов — яблоке или картофеле содержится крахмал.
-Как вы это сделаете? Проведите опыт
2) Какой метод изучения биологии вы использовали?
3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.
Проводят лабораторный опыт
Этап первичного закрепления во внешней речи
4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания
-Назовите самого высокого ученика в вашем классе, самого низкого?
-Как это определить?
-Какие инструменты вам для этого нужны? —
Какой метод изучения биологии вы использовали?
-Прочитайте статью «Измерение» на стр.11 учебника.
-Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?
Работают индивидуально. Чтение вслух. Фронтальная беседа.
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности
С помощью таблицы на слайде подведём итоги
Этап домашнего задания
Домашнее задание 1. Изучить § 2—3. Выучить правила работы в лаборатории на с. 12 в учебнике. Ответить на вопросы в конце параграфов. 2. Выполнить задание 2 в учебнике на с. 11.
Источник
Список терминов по биологии
Абазия — Потеря способности ходить, как правило, в результате заболевания нервной системы.
Аббревиация — Потеря видом в ходе эволюции или особью в процессе онтогенеза признаков либо фаз развития, имевшихся у предков.
Абиогенез — Возникновение живого из неживого в процессе эволюции.
Абориген — Коренной обитатель какой-либо местности, исстари в ней живущий.
Авитаминоз — Заболевание, вызванное длительным недостатком в пище жизненно необходимых витаминов.
Автогамия — Самоопыление и самооплодотворение у цветковых растений.
Автодупликация — Процесс синтеза живыми организмами или их частями веществ и структур, полностью идентичных исходным образованиям.
Автолиз — Саморастворение, распад тканей организма под влиянием ферментов, содержащихся в этих же тканях.
Автомиксис — Слияние половых клеток, принадлежащих одной и той же особи; широко распространён среди простейших, грибов, диатомовых водорослей.
Автотомия — Способность некоторых животных отбрасывать части своего тела; защитное приспособление.
Автотроф — Организм, синтезирующий из неорганических соединений органическое вещество с использованием энергии Солнца или энергии, освобождающейся при химических реакциях.
Агглютинация — 1) Склеивание и выпадение в осадок из однородной взвеси бактерий, эритроцитов и других клеток. 2) Свёртывание белка в живой клетке, наступающее при воздействии высоких температур, ядовитых веществ и других подобных агентов.
Агглютинины — Вещества, образующиеся в сыворотке крови, под действием которых происходит свёртывание белков, склеивание микробов, кровяных телец.
Агония — Конечный момент жизни, предшествующий клинической смерти.
Агранулоцит — Лейкоцит, не содержащий в цитоплазме зёрен (гранул); у позвоночных — это лимфоциты и моноциты.
Агроценоз — Биотическое сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, созданное для получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком.
Адаптация — Комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида, обеспечивающий успех в конкуренции с другими видами, популяциями и особями, и устойчивость к воздействиям факторов абиотической среды.
Адинамия — Мышечная слабость, бессилие.
Азотобактерии — Группа аэробных бактерий, способных фиксировать азот из воздуха и тем самым обогащать им почву.
Акклиматизация — Комплекс мероприятий по вселению какого-либо вида в новые места обитания, проводимый в целях обогащения естественных или искусственных сообществ полезными для человека организмами.
Аккомодация — Приспособление к чему-либо. 1) Аккомодация глаза — приспособление к рассматриванию предметов на различном расстоянии. 2) Аккомодация физиологическая — приспособление мышечной и нервной ткани к действию медленно нарастающего по силе раздражителя.
Аккумуляция — Накопление в организмах химических веществ, находящихся в окружающей среде в меньшей концентрации.
Акромегалия — Чрезмерный, непропорциональный рост конечностей и костей лица вследствие нарушения функций гипофиза.
Алкалоз — Повышенное содержание щелочей в крови и других тканях организма.
Аллель — Различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом.
Аллогенез — Путь эволюции без повышения общего уровня организации, появление приспособлений к конкретным условиям среды.
Альбинизм — Врождённое отсутствие нормальной для данного вида организмов пигментации.
Альгология — Научная отрасль ботаники, исследующая водоросли.
Аменсализм — Подавление одного организма другим без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемого.
Амитоз — Прямое деление клетки.
Анабиоз — Временное состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедленны, что почти полностью отсутствуют все видимые проявления жизни.
Анаболизм — Пластический обмен.
Анализирующее скрещивание — Скрещивание испытуемого организма с другим, являющимся по данному признаку рецессивной гомозиготой, что позволяет установить генотип испытуемого.
Аналогичные органы — Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное строение и происхождение, результат конвергенции.
Анатомия — Группа научных отраслей, исследующих форму и строение отдельных органов, их систем и всего организма в целом.
Анаэроб — Организм, способный жить в бескислородной среде.
Ангиология — Раздел анатомии, изучающий кровеносную и лимфатическую системы.
Анемия — Группа заболеваний, характеризующихся уменьшением количества эритроцитов, содержанием в них гемоглобина или общей массы крови.
Анеуплоидия — Некратное изменение числа хромосом; изменённый набор хромосом, в котором одна или несколько хромосом из обычного набора или отсутствуют, или представлены дополнительными копиями.
Антеридий — Мужской орган полового размножения.
Антиген — Сложное органическое вещество, способное при поступлении в организм животных и человека вызвать ответную иммунную реакцию — образование антител.
Антикодон — Участок молекулы т-РНК, состоящий из 3 нуклеотидов, специфически связывающийся с кодоном и-РНК.
Антитело — Иммуноглобулин плазмы крови человека и теплокровных животных, синтезируемый клетками лимфоидной ткани под воздействием различных антигенов.
Антропогенез — Процесс происхождения человека.
Антропология — Межотраслевая дисциплина, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.
Апомиксис — Образование зародыша из неоплодотворённой женской половой клетки или из клеток заростка или зародышевого мешка; бесполое размножение.
Арахнология — Раздел зоологии, исследующий паукообразных.
Ареал — Область распространения вида.
Арогенез — Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения; усложнение организации, поднятие на более высокий уровень, морфофизиологический прогресс.
Ароморфоз — Эволюционное направление, сопровождающееся приобретением крупных изменений строения; усложнение организации, поднятие на более высокий уровень, морфофизиологический прогресс.
Арренотокия — Партеногенетическое рождение потомства, состоящего исключительно из самцов, например, развитие трутней из неоплодотворённых яиц, отложенных пчелиной маткой.
Архегоний — Женский орган размножения у мхов, папоротников, хвощей, плаунов, некоторых голосеменных растений, водорослей и грибов, содержащий яйцеклетку.
Ассимиляция — Одна из сторон обмена веществ, потребление и превращение поступающих в организм веществ или отложение запасов, благодаря чему происходит накопление энергии.
Астазия — Потеря способности стоять, как правило, в результате заболевания нервной системы.
Астробиология — Научная отрасль, занимающаяся обнаружением и изучением признаков жизни во Вселенной, в космосе и на планетах.
Асфиксия — Прекращение дыхания, удушье, кислородное голодание. Возникает при недостатке аэрации, в том числе при вымокании растений.
Атавизм — Появление у некоторых особей данного вида признаков, существовавших у отдалённых предков, но затем утраченных в процессе эволюции.
Атония — Прижизненное уменьшение размеров органов и тканей, замещение функционирующих их клеток соединительнотканными, жировыми и т. п. Сопровождается нарушением или даже прекращением их функций.
Аутбридинг — Скрещивание особей одного вида, не состоящих в непосредственном родстве, ведет к явлению гетерозиса.
Аутосома — Любая неполовая хромосома; у человека имеется 22 пары аутосом.
Ацидоз — Накопление в крови и других тканях организма отрицательно заряженных ионов (анионов) кислот.
Аэроб — Организм, способный жить лишь в среде, содержащей свободный молекулярный кислород.
Аэропоника — Выращивание растений без почвы во влажном воздухе благодаря периодическому опрыскиванию корней питательными растворами. Применяется в теплицах, оранжереях, на космических кораблях и др.
Аэротаксис — Передвижение одноклеточных и некоторых многоклеточных низших организмов к источнику кислорода или, наоборот, от него.
Аэротропизм — Рост стеблей или корней растений по направлению, откуда поступает обогащённый кислородом воздух, например, рост корней в мангровых зарослях в направлении поверхности почвы.
Бактериология — Раздел микробиологии, исследующий бактерии.
Бактерионосительство — Пребывание и размножение возбудителей инфекционных или инвазионных болезней в организме человека и животных при отсутствии признаков заболевания.
Бактериофаг — Вирус бактерий, способный поражать бактериальную клетку, размножаться в ней и вызывать её растворение.
Бактериоцид — Антибактериальное вещество (белки), вырабатываемое бактериями определённого вида и подавляющее жизнедеятельность бактерий других видов.
Барорецепторы — Чувствительные нервные окончания в стенках кровеносных сосудов, воспринимающие изменения кровяного давления и рефлекторно регулирующие его уровень.
Бацилла — Любая бактерия, имеющая форму палочки.
Бивалент — Две гомологичные хромосомы, образующиеся при делении клеточного ядра.
Билатеральность — Двусторонняя симметрия у организмов.
Биогеография — Научная отрасль, изучающая общие географические закономерности органического мира Земли: распределение растительного покрова и животного населения различных частей земного шара, их сочетания, флористического и фаунистического подразделения суши и океана, а также распространение биоценозов и входящих в них видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.
Биогеохимия — Научная дисциплина, исследующая роль живых организмов в разрушении горных пород и минералов, круговороте, миграции, распределении и концентрации химических элементов в биосфере.
Биогеоценоз — Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца.
Биология — Комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живую природу.
Биометрия — Совокупность приёмов планирования и обработки данных биологических исследований методами математической статистики.
Биомеханика — Раздел биофизики, исследующий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические процессы.
Бионика — Одно из направлений кибернетики, изучающее структуру и жизнедеятельность организмов с целью использования выявленных закономерностей в решении инженерных задач и построения технических систем, сходных по характеристикам с живыми организмами и их частями.
Биоритм — Ритмико-циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Биосфера — Оболочка Земли, заселённая живыми организмами.
Биотехния — Раздел охотоведения, исследующий способы повышения биологической продуктивности и хозяйственной производительности охотничьих угодий.
Биотехнология — Пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями.
Биофизика — Научная дисциплина, исследующая физические и физико-химические процессы в живых организмах, а также физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации — от молекулярного и субклеточного до клетки, органа и организма в целом.
Биохимия — Научная дисциплина, исследующая химический состав живых существ, химические реакции в них и закономерный порядок этих реакций, обеспечивающий обмен веществ.
Биоценоз — Взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.
Бифуркация — Разделение чего-либо на две ветви.
Бластула — Однослойный зародыш.
Ботаника — Комплекс научных дисциплин, исследующих царство Растений.
Бриология — Научная отрасль, исследующая мхи.
Вакцина — Препарат из живых или мёртвых микроорганизмов, применяемый для иммунизации человека и животных с профилактической или лечебной целью.
Вирусология — Научная дисциплина, исследующая вирусы.
Вирусоносительство — Пребывание и размножение возбудителей инфекционных или инвазионных болезней в организме человека и животных при отсутствии признаков заболевания.
Гамета — Половая, или репродуктивная, клетка с гаплоидным набором хромосом.
Гаметогенез — Процесс образования и развития половых клеток — гамет.
Гаметофит — Представитель полового поколения или этап жизненного цикла растений от споры до зиготы.
Гаплоид — Клетка или особь с одинарным набором непарных хромосом, образующимся в результате редукционного деления.
Гаструла — Фаза зародышевого развития многоклеточных животных, двуслойный зародыш.
Гаструляция — Процесс образования гаструлы.
Гелиобиология — Раздел биофизики, исследующий влияние активности Солнца на земные организмы и их сообщества.
Гельминтология — Отрасль зоологии, исследующая червей, главным образом паразитических, и способы борьбы с ними.
Гемизигота — Диплоидный организм, у которого имеется только один аллель данного гена или один сегмент хромосомы вместо обычных двух. Для организмов, у которых гетерогаметный пол мужской (как у людей и всех остальных млекопитающих), почти все гены, связанные с X- хромосомой, гемизиготны, поскольку у самцов в норме имеется только одна X-хромосома. Гемизиготное состояние аллелей или хромосом используется в генетическом анализе с целью поиска места локализации генов, ответственных за какой-либо признак.
Гемолиз — Разрушение эритроцитов крови с выделением в окружающую среду гемоглобина.
Гемофилия — Наследственное заболевание, характеризуемое повышенной кровоточивостью, что объясняется недостатком факторов свёртывания крови.
Гемоцианин — Дыхательный пигмент гемолимфы некоторых беспозвоночных животных, обеспечивающий транспорт кислорода в их организме, это медьсодержащий белок, придающий крови синий цвет.
Гемэритрин — Дыхательный пигмент гемолимфы ряда беспозвоночных животных, это железосодержащий белок, придающий крови розовый оттенок.
Генетика — Дисциплина, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Геном — Совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом.
Генотип — Совокупность всех генов, полученных от родителей.
Генофонд — Совокупность генов группы особей популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определённой частотой встречаемости.
Геоботаника — Научная отрасль, изучающая растительные сообщества, их состав, развитие, классификацию, зависимость от среды и влияние на неё, особенности финоценотической среды.
Геотаксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием гравитации.
Геотропизм — Направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием силы земного притяжения.
Геофилия — Способность побегов или корней некоторых многолетних растений втягиваться или врастать в почву для перезимовки.
Гермафродитизм — Наличие половых систем мужского и женского типа у одной особи животного.
Герпетология — Раздел зоологии, исследующий земноводных и пресмыкающихся.
Гетерозигота — Особь, дающая разные типы гамет.
Гетерозис — «гибридная сила», ускорение роста, увеличение размеров, повышение жизнестойкости и плодовитости гибридов первого поколения по сравнению с родительскими формами растений или животных.
Гетероплоидия — Некратное изменение числа хромосом.
Гиббереллин — Вещество, стимулирующее рост растений.
Гибрид — Организм, полученный в результате скрещивания.
Гигантизм — Явление аномального роста человека, животного, растения, превышающего характерную для вида норму.
Гигиена — Наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.
Гигрофилы — Наземные животные, приспособленные к обитанию в условиях высокой влажности.
Гигрофиты — Наземные растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточной влажности.
Гигрофобы — Наземные животные, избегающие избыточной влажности в конкретных местах обитания.
Гидролиз — Третий этап энергетического обмена, клеточное дыхание.
Гидропоника — Выращивание растений без почвы на водных растворах минеральных веществ.
Гидротаксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием влажности.
Гипертония — Заболевание, вызванное повышением артериального давления.
Гиподинамия — Недостаток двигательной активности.
Гипоксия — Пониженное содержание кислорода в тканях организма, наблюдаемое при недостатке кислорода в воздухе, некоторых заболеваниях и отравлениях.
Гипотония — Заболевание, вызванное понижением артериального давления.
Гистология — Раздел морфологии, изучающий ткани многоклеточных организмов.
Гликолиз — Бескислородный процесс расщепления углеводов.
Голандрический признак — Признак, имеющийся только у мужчин (XY).
Гомозигота — Особь, дающая один сорт гамет.
Гомойотерм — Животное с постоянной температурой тела, практически независимой от температуры окружающей среды (теплокровное животное).
Гомологичные органы — Органы, сходные между собой по строению, происхождению, но выполняющие разные функции, результат дивергенции.
Гормон — Биологически активное вещество, вырабатываемое в организме специализированными клетками или органами и оказывающее целенаправленное воздействие на деятельность других органов и тканей.
Гранулоцит — Лейкоцит, содержащий в цитоплазме зёрна (гранулы), защищает организм от бактерий.
Дальтонизм — Наследственная неспособность различать некоторые цвета, чаще красный и зелёный.
Дегенерация — Путь эволюции, связанный с переходом в более простую среду обитания и ведущий к упрощению строения и образа жизни, морфофизиологический регресс, исчезновение органов активной жизни.
Делеция — Хромосомная мутация, в результате которой происходит выпадение участка хромосомы в средней её части; генная мутация, в результате которой выпадает участок молекулы ДНК.
Демэкология — Раздел экологии, исследующий взаимоотношения популяций с окружающей их средой.
Дендрология — Раздел ботаники, исследующий древесные и кустарниковые растения.
Депрессия — Снижение числа особей популяции, вида или группы видов, вызванное внутрипопуляционными, биоценотическими или абиотическими причинами, связанными с деятельностью человека; подавленное, болезненное состояние особи; общее снижение жизнеспособности.
Дефишенси — Хромосомная мутация, в результате которой происходит потеря концевых участков хромосом (нехватка).
Дивергенция — Расхождение признаков.
Дигибридное скрещивание — Скрещивание особей по двум парам признаков.
Диссимиляция — Энергетический обмен, распад веществ, синтез АТФ.
Доминантный признак — Преобладающий признак.
Донор — Человек, отдающий кровь для переливания или органы для трансплантации.
Дрейф генов — Изменение генетической структуры популяции в результате любых случайных причин; генетико-автоматический процесс в популяции.
Дробление — Процесс деления зиготы без роста бластомеров.
Дупликация — Хромосомная мутация, при которой какой-либо участок хромосомы повторяется.
Евгеника — Учение о наследственном здоровье человека и путях его сохранения и улучшения. Основные принципы учения сформулировал в 1869 г. английский антрополог и психолог Ф. Гальтон. Ф. Гальтон предложил изучать факторы, которые улучшают наследственные качества будущих поколений (генетические предпосылки психического и физиологического здоровья, умственных способностей, одарённости). Но некоторые идеи евгеники были извращены и использовались для оправдания расизма, геноцида; наличия социального неравенства, психической и физиологической неравноценности людей. В современной науке проблемы евгеники рассматриваются в рамках генетики и экологии человека, особенно борьбы с наследственными заболеваниями.
Заказник — Участок территории или акватории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности человека для обеспечения охраны определённых видов живых существ.
Заповедник — Особо охраняемая территория, полностью исключённая из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами.
Зигота — Оплодотворённая яйцеклетка.
Зоогеография — Научная отрасль, изучающая закономерности географического распространения животных и их сообществ на земном шаре.
Зоология — Научная дисциплина, исследующая животный мир.
Идиоадаптация — Путь эволюции без повышения общего уровня организации, появление приспособлений к конкретным условиям среды.
Изоляция — Процесс, который препятствует скрещиванию особей разного вида и приводит к расхождению признаков внутри одного вида.
Иммунитет — Невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам. Различают естественный (врождённый) или искусственный (приобретённый), активный или пассивный иммунитет.
Импринтинг — Прочная и быстрая фиксация в памяти животного признаков какого-либо объекта.
Инбридинг — Близкородственное скрещивание.
Инверсия — Хромосомная мутация, в результате которой происходит поворот её участка на 180°.
Инсерция — Генная мутация, в результате которой происходит вставка отрезка молекулы ДНК в структуру гена.
Интерферон — Защитный белок, вырабатываемый клетками млекопитающих и птиц в ответ на заражение их вирусами.
Интоксикация — Отравление организма.
Ихтиология — Раздел зоологии, изучающий рыб.
Канцероген — Вещество или физический агент, способный вызвать развитие злокачественных новообразований или способствующий их возникновению.
Кариотип — Диплоидный набор хромосом в соматических (неполовых) клетках организма, типичная для вида совокупность их признаков: определённое число, размер, форма и особенности строения, постоянные для каждого вида.
Каротиноиды — Пигменты красного, жёлтого и оранжевого цвета, встречающиеся в растительных и некоторых животных тканях.
Катаболизм — Энергетический обмен, распад веществ, синтез АТФ.
Катагенез — Путь эволюции, связанный с переходом в более простую среду обитания и ведущий к упрощению строения и образа жизни, морфофизиологический регресс, исчезновение органов активной жизни.
Квартиранство — Тесное сожительство (сосуществование) организмов разных видов, при котором один из организмов извлекает для себя пользу (использует организм как «квартиру»), не причиняя вреда другому.
Кифоз — Изгиб позвоночника, обращённый выпуклостью назад.
Клон — Генетически однородное потомство одной клетки.
Комменсализм — Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнёров извлекает из другого одностороннюю пользу, не причиняя хозяину вреда.
Комплементарность — Пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
Конвергенция — Сближение признаков.
Конкуренция — Соперничество, любые антогонистические отношения, определяемые стремлением лучше и скорее достигнуть какой-либо цели по сравнению с другими членами сообщества.
Консумент — Организм-потребитель готовых органических веществ.
Конъюгация — Сближение хромосом при мейозе; половой процесс, заключающийся в частичном обмене наследственной информации, например, у инфузорий.
Копуляция — Процесс слияния половых клеток (гамет) в зиготу; соединение особей противоположного пола при половом акте.
Кроссбридинг — Межпородное скрещивание домашних животных.
Кроссинговер — Обмен участками гомологичных хромосом.
Ксантофиллы — Группа жёлтых красящих пигментов, содержащихся в почках, листьях, цветках и плодах высших растений, а также во многих водорослях и микроорганизмах; у животных — в печени млекопитающих, курином желтке.
Ксерофил — Организм, приспособленный к жизни в сухих местообитаниях, в условиях дефицита влаги.
Ксерофит — Растение засушливых местообитаний, распространённое в степях, полупустынях, пустынях.
Лабильность — Неустойчивость, изменчивость, функциональная подвижность; высокая приспосабливаемость или, наоборот, неустойчивость организма к условиям среды.
Латентный — Скрытый, невидимый.
Лейкопласты — Бесцветные пластиды.
Лизис — Разрушение клеток путём полного или частичного их растворения как в нормальных условиях, так и при проникновении болезнетворных организмов.
Лихенология — Раздел ботаники, изучающий лишайники.
Локус — Участок хромосомы, в котором локализован ген.
Лордоз — Изгиб позвоночника, обращённый выпуклостью вперёд.
Макроэволюция — Эволюционные преобразования, происходящие на надвидовом уровне и обусловливающие формирование всё более крупных таксонов (от родов до типов и царств природы).
Медиатор — Вещество, молекулы которого способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять её проницаемость для определённых ионов, вызывая возникновение потенциала действия — активного электрического сигнала.
Мезодерма — Средний зародышевый листок.
Метаболизм — Обмен веществ и энергии.
Метаморфоз — Процесс превращения личинки во взрослое животное.
Микология — Научная отрасль, исследующая грибы.
Микориза — Грибокорень; симбиотическое обитание грибов на (или в) корнях высших растений.
Микробиология — Биологическая дисциплина, изучающая микроорганизмы — их систематику, морфологию, физиологию, биохимию и т. д.
Микроэволюция — Эволюционные преобразования внутри вида на уровне популяций, ведущие к видообразованию.
Мимикрия — Подражание неядовитых, съедобных и незащищённых видов ядовитым и хорошо защищённым от нападения хищников животным.
Моделирование — Метод исследования и демонстрации различных структур, физиологических и других функций, эволюционных, экологических процессов посредством их упрощённого имитирования.
Модификация — Ненаследственное изменение признаков организма, возникающее под воздействием условий окружающей среды.
Мониторинг — Слежение за какими-либо объектами или явлениями, в том числе биологического характера; многоцелевая информационная система, основные задачи которой — наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов и т. д.
Моногамия — Единобрачие, спаривание самца с одной самкой в течение одного или нескольких сезонов.
Моногибридное скрещивание — Скрещивание особей по одной паре признаков.
Моноспермия — Проникновение в яйцеклетку только одного сперматозоида (спермия).
Морганида — Единица расстояния между двумя генами в одной группе сцепления, характеризующаяся частотой кроссинговера в %.
Морула — Ранняя стадия развития зародыша, представляющая собой скопление большого числа клеток-бластомеров без обособленной полости; у большинства животных за стадией морулы следует стадия бластулы.
Морфология — Комплекс научных отраслей и их разделов, исследующий форму и строение животных и растений.
Мутагенез — Процесс возникновения мутаций.
Мутация — Скачкообразное изменение генов под воздействием физических, химических и биологических факторов.
Мутуализм — Форма симбиоза, при которой один партнёр не может существовать без другого.
Наследственность — Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства.
Нахлебничество — Одна из форм полезно-нейтральных взаимоотношений организмов, когда один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда.
Нейрула — Стадия развития зародыша хордовых животных, на которой происходит закладка пластинки нервной трубки (из эктодермы) и осевых органов.
Нейтрализм — Отсутствие взаимного влияния организмов.
Ноосфера — Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, как положительная, так и отрицательная, сфера «разума».
Нуклеопротеид — Комплекс белков с нуклеиновыми кислотами.
Обмен веществ — Последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, позволяющие им самосохраняться, расти, развиваться и самовоспроизводиться в условиях окружающей среды, а также адаптироваться в ней.
Овуляция — Выход яйцеклеток из яичника в полость тела.
Онтогенез — Индивидуальное развитие организма.
Оплодотворение — Слияние половых клеток.
Органогенез — Процесс формирования и развития органов в течение онтогенеза.
Орнитология — Раздел зоологии, исследующий птиц.
Палеонтология — Научная дисциплина, исследующая ископаемые организмы, условия их жизни и захоронения.
Памятник природы — Отдельный редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, по научному, культурно-просветительному и историко-мемориальному значению заслуживающий охраны.
Паразит — Организм, живущий за счёт особей другого вида и тесно с ним связанный в своём жизненном цикле.
Параллелизм — Независимое приобретение организмами в ходе эволюции сходных черт строения на базе особенностей (генома), унаследованных от общих предков.
Партеногенез — Развитие зародыша из неоплодотворённой яйцеклетки, девственное размножение.
Педосфера — Оболочка Земли, образуемая почвенным покровом.
Пиноцитоз — Поглощение веществ в растворённом виде.
Плейотропия — Зависимость нескольких признаков от одного гена.
Пойкилотерм — Организм, не способный поддерживать внутреннюю температуру тела, а потому меняющий её в зависимости от температуры среды, например, рыбы, амфибии.
Полигамия — Многобрачие; спаривание самца в период размножения со многими самками.
Полимерия — Зависимость развития одного и того же признака или свойства организма от нескольких независимых по действию генов.
Полиплоидия — Кратное увеличение числа хромосом.
Порода — Совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определёнными наследственными особенностями, продуктивностью и экстерьером.
Протистология — Раздел биологии, исследующий простейших.
Процессинг — Химическая модификация веществ (ферминов и гормонов), которые синтезируются в каналах ЭПС в неактивной форме.
Радиобиология — Раздел биологии, исследующий воздействие всех видов излучений на организмы и способы защиты их от излучений.
Регенерация — Восстановление организмом утраченных или повреждённых органов и тканей, а также восстановление целого организма из его частей.
Редуцент — Организм, превращающий органические вещества в неорганические в процессе своей жизнедеятельности.
Реотаксис — Движение некоторых низших растений, простейших и отдельных клеток навстречу току жидкости или расположение тела параллельно ему.
Реотропизм — Свойство корней многоклеточных растений при росте их в токе воды изгибаться по направлению этого тока или навстречу ему.
Ретровирус — Вирус, генетическим материалом которого является РНК. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит процесс обратной транскрипции. В результате этого процесса на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в ДНК хозяина.
Рефлекс — Ответная реакция организма на внешнее раздражение посредством нервной системы.
Рецептор — Чувствительная нервная клетка, воспринимающая внешние раздражения.
Реципиент — Организм, которому переливают кровь или трансплантируют органы.
Рудименты — Недоразвитые органы, ткани и признаки, имевшиеся у эволюционных предков вида в развитой форме, но утратившие значение в процессе филогенеза.
Селекция — Выведение новых и улучшение существующих сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов путём искусственного мутагенеза и отбора, гибридизации, генной и клеточной инженерии.
Симбиоз — Тип взаимоотношений организмов разных систематических групп: совместное существование, взаимовыгодное, нередко обязательное, сожительство особей двух или более видов.
Синапс — Место соприкосновения нервных клеток друг с другом.
Синэкология — Раздел экологии, исследующий биологические сообщества и их взаимоотношения со средой обитания.
Систематика — Раздел биологии, посвящённый описанию, обозначению и классификации по группам всех существующих и вымерших организмов, установлению родственных связей между отдельными видами и группами видов.
Сколиоз — Изгибы позвоночника, обращённые вправо или влево.
Сорт — Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определёнными наследственными особенностями, продуктивностью и структурными признаками.
Сперматогенез — Образование мужских половых клеток.
Сплайсинг — Процесс редактирования и-РНК, при котором некоторые помеченные участки и-РНК вырезаются, а оставшиеся считываются в одну нить; происходит в ядрышках во время транскрипции.
Суккулент — Растение с сочными мясистыми листьями или стеблями, легко переносит высокие температуры, но не выдерживает обезвоживания.
Сукцессия — Последовательная смена биоценозов (экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества.
Сыворотка — Жидкая часть крови без форменных элементов и фибрина, образующаяся в процессе их отделения при свёртывании крови вне организма.
Таксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием односторонне действующего стимула.
Тератоген — Биологическое воздействие, химические вещества и физические факторы, вызывающие у организмов в процессе онтогенеза развитие уродств.
Терморегуляция — Совокупность физиолого-биохимических процессов, обеспечивающих постоянство температуры тела у теплокровных животных и человека.
Термотаксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием температуры.
Термотропизм — Направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием тепла.
Ткань — Совокупность клеток и межклеточного вещества, выполняющая в организме определённую роль.
Толерантность — Способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных.
Транскрипция — Биосинтез и-РНК на матрице ДНК, осуществляется в ядре клетки.
Транслокация — Хромосомная мутация, в результате которой происходит обмен участками негомологичных хромосом или перенос участка хромосомы к другому концу этой же хромосомы.
Трансляция — Синтез полипептидной цепи белка, осуществляется в цитоплазме на рибосомах.
Транспирация — Испарение воды растением.
Тропизм — Направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием какого-либо раздражителя.
Тургор — Упругость растительных клеток, тканей и органов вследствие давления содержимого клеток на их эластичные стенки.
Фагоцит — Клетка многоклеточных животных (человека), способная захватывать и переваривать посторонние тела, в частности микробов.
Фагоцитоз — Активный захват и поглощение живых клеток и неживых частиц одноклеточными организмами или особыми клетками многоклеточных организмов — фагоцитами. Явление открыл И. И. Мечников.
Фенология — Совокупность знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
Фенотип — Совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи.
Фермент — Биологический катализатор, по химической природе — белок, обязательно присутствующий во всех клетках живого организма.
Физиология — Биологическая дисциплина, исследующая функции живого организма, протекающие в нём процессы, обмен веществ, приспособление к среде обитания и др.
Филогенез — Историческое развитие вида.
Фотопериодизм — Реакции организмов на смену дня и ночи, проявляющиеся в колебаниях интенсивности физиологических процессов.
Фототаксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием света.
Фототропизм — Направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием света.
Хемосинтез — Процесс образования некоторыми микроорганизмами органических веществ из неорганических за счёт энергии химических связей.
Хемотаксис — Направленное перемещение организмов, отдельных клеток и их органелл под влиянием химических веществ.
Хищничество — Питание животными, бывшими вплоть до момента превращения их в пищевой объект живыми (с поимкой их и умерщвлением).
Хроматида — Одна из двух нуклеопротеидных нитей, образующихся при удвоении хромосом в процессе клеточного деления.
Хроматин — Нуклеопротеид, составляющий основу хромосомы.
Целлюлоза — Углевод из группы полисахаридов, состоящий из остатков молекул глюкозы.
Центромера — Участок хромосомы, удерживающий вместе две её нити (хроматиды).
Циста — Форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам пережить неблагоприятные условия среды.
Цитология — Наука о клетке.
Шизогония — Бесполое размножение путём разделения тела на большое количество дочерних особей; характерно для споровиков.
Штамм — Чистая одновидовая культура микроорганизмов, выделенная из определённого источника и обладающая специфическими физиолого-биохимическими признаками.
Экзоцитоз — Выделение веществ из клетки путём окружения их выростами плазматической мембраны с образованием окружённых мембраной пузырьков.
Экология — Область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.
Эктодерма — Наружный зародышевый листок.
Эмбриология — Научная дисциплина, изучающая зародышевое развитие организма.
Эндоцитоз — Поглощение веществ путём окружения их выростами плазматической мембраны с образованием окружённых мембраной пузырьков.
Энтодерма — Внутренний зародышевый листок.
Этология — Наука о поведении животных в естественных условиях.
Источник