- Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Способ образования наречий четырежды засветло
- Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Как образуются наречия в русском языке
- Словообразование
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный способ
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
- Словообразование наречий в русском языке
- Словообразование наречий
- Приставочный способ
- Суффиксальный способ образования наречий
- Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
- Постфиксальный способ
- Сложение
- Слияние
- Переход из одной части речи в другую
Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий
Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.
Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …
Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).
Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –
Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).
Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
Спасибо за урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.
Цели и задачи урока
Знать: способы образования наречий
Уметь:
— определять способ образования наречий;
— образовывать наречия разными способами;
— правильно употреблять наречия.
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, — со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
Номер материала: 132988
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Способ образования наречий четырежды засветло
Презентация по русскому языку Словообразование наречий
Способ образования наречий четырежды засветло. Презентация по русскому языку Словообразование наречий Итак, самое частое значение признак какого-то действия.
Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
1 слайд
Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий
2 слайд
Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).
3 слайд
Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.
4 слайд
Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.
5 слайд
Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.
6 слайд
Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.
7 слайд
Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …
8 слайд
Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).
9 слайд
Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –
10 слайд
Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).
11 слайд
Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.
12 слайд
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
13 слайд
Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.
14 слайд
Спасибо за урок!
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Психологи
- Логопеды
- Репетиторы
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.
Цели и задачи урока
Знать: способы образования наречий
Уметь:
— определять способ образования наречий;
— образовывать наречия разными способами;
— правильно употреблять наречия.
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.
Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением
наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа
(дважды, вдвое, вдвоем);
наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества
(тепло, красиво, ласково, угрюмо);
наречия, образованные от глаголов, — со значением действия
(лежа, нехотя, шутя, немедля).
- Грибанова Ирина Эдуардовна
- Написать
- 6846
- 18.11.2014
Номер материала: 132988
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Министр просвещения РФ проведет Общероссийское родительское собрание 28 августа
Время чтения: 2 минуты
Скоростной интернет во всех школах РФ появится к концу года
Время чтения: 1 минута
Родители смогут принять участие в подготовке проектных решений по капремонту школ в России
Время чтения: 1 минута
Для российских школ разработают «гибкое» расписание
Время чтения: 1 минута
В школах 1 сентября усилят противоэпидемиологические меры
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник провел каникулы дома
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
- Курсы «Инфоурок»
- Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как образуются наречия в русском языке
Образование наречий на основе именных частей речи и глаголов происходит многими способами. Вариантам словообразования многообразны. Формирование новой лексемы от производящей основы сохраняет смысловую связь с «родительским» словом, его формой. У существительного новое слово заимствует предметность, у числительного – числовое содержание, у прилагательного – значение качества, от глаголов – фактор действия.
Словообразование
Наречия отражены уже в древнерусских письменах, где они использовались неразрывно с глаголом для уточнения действия. Образование наречий в русском языке шло непрерывно. Количество первых употреблений было небольшим. Со временем обогащение речи, устной и письменной, привело к активному появлению производных лексем, образованных приставочным, суффиксальным и другими методами. Живая речь всегда обогащалась первой, но для закрепления неологизмов в языковой системе уходят десятилетия. В долгом процессе формировался новый смысловой аспект.
В классификацию раздела, как образуется наречие в русском языке, кроме вышеперечисленных, включены приемы:
- постфиксальный;
- слияние;
- субстантивация, или переход из одной части речи в другую.
Многообразные способы образования наречий обусловлены широким спектром значений. Вопросы, которые можно задать к данной части речи, разнообразны: сколько, когда, почему, как, где и др.
Приставочный способ
Наречия в русском языке формируются данным способом из различных частей речи:
- из числительных – сперва, впервые; втрое, натрое;
- из прилагательных – по-военному, сызнова, докрасна;
- от имен существительных – отроду, наверху, сбоку, внизу, замужем;
- от местоимений – потому, зачем, затем, по-моему;
- из наречий – оттуда, позавчера, отныне, надолго, неприятно.
Приставка не-, придающая отрицательное значение слову, является часто употребляемой: приятно – неприятно, легко – нелегко и др.
Суффиксальный способ
Слова, созданные суффиксальным способом, сохраняют смысловую зависимость от исходных лексем.
Создание наречий происходит также от иных частей речи:
- от глаголов – стоймя, немедля, волоком, играючи, играя, ощупью;
- от имен существительных – весною;
- от числительных – дважды, трижды;
- от прилагательных, причастий – взволнованно, организованно, умоляюще, угрожающе;
- от наречий – рановато, частенько.
Встречается использование редких модификаций суффиксов – стоймя, временами.
Приставочно-суффиксальный способ
Новые слова образуются посредством комбинаций морфем:
- из существительных – всухомятку, навстречу, вначале, сбоку, вдали, поутру;
- из прилагательных – издавна, по-дружески, снова, по-охотничьи, попусту, вблизи, навечно, допоздна.
Менее продуктивно создание слов от иных частей речи:
- числительных – вдвоем, надвое, вшестеро, в-третьих;
- глаголов – вдогонку;
- местоимений –по-нашему, по-другому;
- наречий – подолгу, понарошку.
Постфиксальный способ
Для создания неопределенных местоименных наречий характерен прием добавления постфикса. Например:
- где – где-то;
- какой – какой-либо;
- зачем – зачем-то, зачем-нибудь.
Сложение
В русском языке посредством сложения наречие можно образовать как в результате повтора (иногда с добавлением приставок), так и от основ исходных слов с присоединением суффикса:
- тихо-тихо;
- еле-еле;
- волей-неволей;
- мимо ходить – мимоходом;
- в три дорогой – втридорога.
Слияние
Процесс сращивания, или слияния, очевиден в присоединении предлогов к разным частям речи, параллельным образованием новых значений форм, превратившихся в самостоятельные слова:
Примеры образованных слиянием слов:
Переход из одной части речи в другую
Застывшие формы существительных представляют продуктивную группу наречий – шагом, даром, залпом, рысью, кубарем, порой. Иногда от исходных существительных новые слова отличает перенос ударения. Например:
В разговорной речи выражения «ужас как больно», «страсть как интересно», «страсть как поучительно» включают слова «страх», «ужас», «страсть» со значением усиления признака.
Новое значение у существительных с предлогами появляется реже. Примеры:
Наречия посредством перехода из другой части речи могут образовываться из деепричастий – играючи, стоя, крадучись, не спеша, молча, нехотя.
Смысловое преобразование отдельных частей речи протекает медленно. Правописание многих словесных конструкций нужно проверять по справочникам, словарям.
Изучение темы, как образуются наречия, требует погружения в смысловые оттенки слов, изучение контекста употребления, знания родственных форм и частей речи в русском языке.
Словообразование наречий в русском языке
Словообразование наречий — это приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ, а также сложение и слияние. Большая группа наречий образована способом перехода слов других частей речи.
Словообразование наречий
В русском языке наречие сформировалась на базе других самостоятельных частей речи. Наречия возникли от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов и их грамматических форм. Укажем основные способы образования наречий в русском языке:
- приставочный
- суффиксальный
- приставочно-суффиксальный
- постфиксальный
- сложение
- слияние
- переход из одной части речи в другую.
Рассмотрим подробно, с помощью каких способов образуются наречия.
Приставочный способ
Приставочный способ словообразования характерен для всех самостоятельных частей речи русского языка. Слова одной и той же части речи образуются с помощью приставки, или префикса.
Понаблюдаем, какие наречия образованы этим способом:
- нельзя → донельзя,
- ныне → доныне,
- всегда → навсегда,
- против → напротив,
- сквозь → насквозь,
- вне → извне,
- всюду → отовсюду.
Отрицательные местоименные наречия образованы от относительных наречий с помощью приставки не- и ни-:
- куда → некуда,
- когда → некогда,
- зачем → незачем,
- откуда → ниоткуда,
- где → нигде,
- как → никак.
Суффиксальный способ образования наречий
Суффиксальный способ востребован при словообразовании наречий от прилагательных и числительных.
С помощью суффиксов -о и -е образуем наречия от полных форм качественных прилагательных:
- радостный → радостно смеяться,
- внятный → внятно объяснить,
- внутренний → внутренне расслабиться,
- скрипучий → скрипуче прошептать.
Обратим внимание, что суффикс -е образует наречия от слов с основой на шипящий или мягкий согласный.
С помощью суффикса -и образуем наречия от прилагательных:
- сатирический → описать сатирически,
- комический → изобразить комически,
- мастерский → изготовить мастерски.
От количественных числительных суффиксальным способом были образованы наречия:
- один → однажды,
- два → дважды посолить,
- три → трижды перекреститься,
- четыре → четырежды переписать.
Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
С помощью сразу двух морфем, приставки и суффикса, образуем наречия от существительных:
- верх → сверху,
- начало → вначале,
- нутро → изнутри,
- век → вовеки,
- даль → вдали.
От кратких форм прилагательных с помощью приставок из-/ис-, до-, с- и суффикса -а образованы наречия:
Аналогично приставки в-, на-, за- и суффикс -о образуют слова этой же части речи:
Весьма продуктивно словообразование наречий от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и суффиксов -ому-/-ему, -и:
- домашний → по-домашнему приготовить,
- новый → по-новому сделать,
- приятельский → по-приятельски общаться,
- мужской → по-мужски ответить,
- свой → поступить по-своему,
- всякий → делать по-всякому.
Многие наречия образованы от прилагательных с помощью приставок в- и на- и суффикса -ую:
- темный → сыграть втёмную,
- круговой → занять оборону вкруговую,
- сухой → разгромить всухую,
- рукопашный → драться врукопашную,
- прямой → идти напрямую.
Порядковые числительные образуют наречия с помощью приставок в-/во- и суффикса -ых/-их:
- второй → во-вторых,
- седьмой → в-седьмых,
- третий → в-третьих.
Собирательные числительные являются производящей основой для ряда наречий:
- четверо → вчетверо сложить лист,
- двое → вдвоем работать,
- шестеро → вшестером справились,
- трое → натрое разрубить.
Постфиксальный способ
Постфиксальный способ укажем в образовании неопределенных местоименных наречий с помощью частиц -то, либо, -нибудь:
- где → где-то,
- куда → куда-либо,
- как → как-нибудь.
Частица -таки образует новые слова этой части речи от однокоренных наречий:
- совсем → совсем-таки,
- так → так-таки,
- наконец → наконец-таки,
- слишком → слишком-таки.
Сложение
Способом сложения образуются сложные наречия:
Слияние
Способ слияния двух слов в одно образовал наречия:
- сей час → сейчас,
- тот час → тотчас,
- сего дня → сегодня.
Переход из одной части речи в другую
Многие наречия образованы путем прямого перехода слов других частей речи и их грамматических форм.
Существительные в форме винительного и творительного падежа пополнили категорию наречий:
Источник