Запишите способ образования наречия четырежды

Содержание
  1. Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
  2. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  3. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  4. Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
  5. Оставьте свой комментарий
  6. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  7. Подарочные сертификаты
  8. Способ образования наречий четырежды засветло
  9. Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»
  10. Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
  11. Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
  12. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  13. Оставьте свой комментарий
  14. Подарочные сертификаты
  15. Как образуются наречия в русском языке
  16. Словообразование
  17. Приставочный способ
  18. Суффиксальный способ
  19. Приставочно-суффиксальный способ
  20. Постфиксальный способ
  21. Сложение
  22. Слияние
  23. Переход из одной части речи в другую
  24. Словообразование наречий в русском языке
  25. Словообразование наречий
  26. Приставочный способ
  27. Суффиксальный способ образования наречий
  28. Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
  29. Постфиксальный способ
  30. Сложение
  31. Слияние
  32. Переход из одной части речи в другую

Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий

Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.

Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.

Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.

Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …

Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).

Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –

Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).

Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.

Читайте также:  Ромашка аптечная способы заготовки

Цели и задачи урока

Знать: способы образования наречий

Уметь:

— определять способ образования наречий;

— образовывать наречия разными способами;

— правильно употреблять наречия.

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением

наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа

(дважды, вдвое, вдвоем);

наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества

(тепло, красиво, ласково, угрюмо);

наречия, образованные от глаголов, — со значением действия

(лежа, нехотя, шутя, немедля).

Номер материала: 132988

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Способ образования наречий четырежды засветло

Презентация по русскому языку Словообразование наречий
Способ образования наречий четырежды засветло. Презентация по русскому языку Словообразование наречий Итак, самое частое значение признак какого-то действия.

Презентация по русскому языку «Словообразование наречий»

1 слайд

Урок русского языка в 7 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края Словообразование наречий

2 слайд

Разряды наречий по образованию Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи. Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением (наземь, набок, дома); наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа (дважды, вдвое, вдвоем); наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества (тепло, красиво, ласково, угрюмо); наречия, образованные от глаголов, — со значением действия (лежа, нехотя, шутя, немедля).

3 слайд

Время образования наречий Процесс образования наречий длительный, и потому по времени образования наречия не совпадают. Группа местоименных наречий выделяется как наиболее архаическая и утратившая свою морфологическую делимость Пример: здесь, там, так, тогда Ранними по образованию являются и наречия, образованные от имен существительных, исчезнувших из языка, причем морфологическая соотнесенность с именами этими наречиями не утрачена Пример: дотла, второпях, втихомолку, насмарку, вдрызг, с кондачка, с панталыку, а также от старых форм ныне существующих имён Пример: поделом, справа, слева. Другие наречия более поздние по своему образованию Пример: на смех, насмерть, в прах, в срок, на глаз.

4 слайд

Лексико-морфологические разряды наречий: Тесная грамматическая связь наречий с другими частями речи обусловливает различение пяти лексико-морфологических разрядов наречий: 1) наречия, соотносительные с местоимениями; 2) наречия, соотносительные с именами существительными; 3) наречия, соотносительные с именами прилагательными; 4) наречия, соотносительные с именами числительными; 5) наречия, соотносительные с глаголами.

5 слайд

Способы образования наречий — приставочно-суффиксальный: догонять → вдогонку; крутой → вкрутую; сухой → досуха; — суффиксальный способ: веселый → весело; когда → когда-нибудь; — приставочный способ: где → кое-где; завтра → послезавтра; — сложение основ: мимо ходить → мимоходом (сложение, осложненн. суффиксацией) морфолого-синтаксический способ : словообразование наречий путем перехода из одной части речи в другую: говорить шёпотом; скакать верхом; зимой холодно.

6 слайд

Сложение разных видов: сложение слов: еле, еле – еле-еле; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить – мимоходом; пол, сила – вполсилы.

7 слайд

Задание 1. Определите способ образования наречий: 1) четырежды – … 2) засветло – … 3) назавтра – … 4) давным-давно – …

8 слайд

Задание 1. Проверьте: 1) четырежды – … (суффиксальный); 2) засветло – … (приставочно-суффиксальный); 3) назавтра – … (приставочный); 4) давным-давно – … (сложение слов).

9 слайд

Задание 2. Определите способ образования наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –

10 слайд

Задание 2. Проверьте: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).

11 слайд

Задание 3. Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия. Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы. Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно, неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо, беспорядочно, тревожно.

Читайте также:  Формы виды способы статистического наблюдения представьте схематично дайте определения

12 слайд

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно. Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное. Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.

13 слайд

Задание 5. Докажите, что данные наречия образованы приставочным способом. Образец записи: не + мало – немало. Неоткуда, нигде, невежество, повсюду, несерьезно, несправедливо, никогда, некогда, отныне, отовсюду, назавтра, неразборчиво, насовсем, никуда, некуда, навсегда, невдалеке, неспокойно.

14 слайд

Спасибо за урок!

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской содержит не только подробный теоретический материал о словообразовании наречий, но и практические задания для закрепления темы.

Цели и задачи урока

Знать: способы образования наречий

Уметь:

— определять способ образования наречий;

— образовывать наречия разными способами;

— правильно употреблять наречия.

Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Наречия, образованные от имен существительных, связаны с предметным значением

наречия, образованные от имен числительных, — со значением числа

(дважды, вдвое, вдвоем);

наречия, образованные от имен прилагательных, — со значением качества

(тепло, красиво, ласково, угрюмо);

наречия, образованные от глаголов, — со значением действия

(лежа, нехотя, шутя, немедля).

  • Грибанова Ирина Эдуардовна
  • Написать
  • 6846
  • 18.11.2014

Номер материала: 132988

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Министр просвещения РФ проведет Общероссийское родительское собрание 28 августа

Время чтения: 2 минуты

Скоростной интернет во всех школах РФ появится к концу года

Время чтения: 1 минута

Родители смогут принять участие в подготовке проектных решений по капремонту школ в России

Время чтения: 1 минута

Для российских школ разработают «гибкое» расписание

Время чтения: 1 минута

В школах 1 сентября усилят противоэпидемиологические меры

Время чтения: 1 минута

Каждый третий российский школьник провел каникулы дома

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как образуются наречия в русском языке

Образование наречий на основе именных частей речи и глаголов происходит многими способами. Вариантам словообразования многообразны. Формирование новой лексемы от производящей основы сохраняет смысловую связь с «родительским» словом, его формой. У существительного новое слово заимствует предметность, у числительного – числовое содержание, у прилагательного – значение качества, от глаголов – фактор действия.

Словообразование

Наречия отражены уже в древнерусских письменах, где они использовались неразрывно с глаголом для уточнения действия. Образование наречий в русском языке шло непрерывно. Количество первых употреблений было небольшим. Со временем обогащение речи, устной и письменной, привело к активному появлению производных лексем, образованных приставочным, суффиксальным и другими методами. Живая речь всегда обогащалась первой, но для закрепления неологизмов в языковой системе уходят десятилетия. В долгом процессе формировался новый смысловой аспект.

В классификацию раздела, как образуется наречие в русском языке, кроме вышеперечисленных, включены приемы:

  • постфиксальный;
  • слияние;
  • субстантивация, или переход из одной части речи в другую.

Многообразные способы образования наречий обусловлены широким спектром значений. Вопросы, которые можно задать к данной части речи, разнообразны: сколько, когда, почему, как, где и др.

Приставочный способ

Наречия в русском языке формируются данным способом из различных частей речи:

  • из числительных – сперва, впервые; втрое, натрое;
  • из прилагательных – по-военному, сызнова, докрасна;
  • от имен существительных – отроду, наверху, сбоку, внизу, замужем;
  • от местоимений – потому, зачем, затем, по-моему;
  • из наречий – оттуда, позавчера, отныне, надолго, неприятно.

Приставка не-, придающая отрицательное значение слову, является часто употребляемой: приятно – неприятно, легко – нелегко и др.

Суффиксальный способ

Слова, созданные суффиксальным способом, сохраняют смысловую зависимость от исходных лексем.

Создание наречий происходит также от иных частей речи:

  • от глаголов – стоймя, немедля, волоком, играючи, играя, ощупью;
  • от имен существительных – весною;
  • от числительных – дважды, трижды;
  • от прилагательных, причастий – взволнованно, организованно, умоляюще, угрожающе;
  • от наречий – рановато, частенько.

Встречается использование редких модификаций суффиксов – стоймя, временами.

Приставочно-суффиксальный способ

Новые слова образуются посредством комбинаций морфем:

  • из существительных – всухомятку, навстречу, вначале, сбоку, вдали, поутру;
  • из прилагательных – издавна, по-дружески, снова, по-охотничьи, попусту, вблизи, навечно, допоздна.

Менее продуктивно создание слов от иных частей речи:

  • числительных – вдвоем, надвое, вшестеро, в-третьих;
  • глаголов – вдогонку;
  • местоимений по-нашему, по-другому;
  • наречий – подолгу, понарошку.
Читайте также:  Способы соединения четырех компьютеров серверов

Постфиксальный способ

Для создания неопределенных местоименных наречий характерен прием добавления постфикса. Например:

  • где – где-то;
  • какой – какой-либо;
  • зачем – зачем-то, зачем-нибудь.

Сложение

В русском языке посредством сложения наречие можно образовать как в результате повтора (иногда с добавлением приставок), так и от основ исходных слов с присоединением суффикса:

  • тихо-тихо;
  • еле-еле;
  • волей-неволей;
  • мимо ходить – мимоходом;
  • в три дорогой – втридорога.

Слияние

Процесс сращивания, или слияния, очевиден в присоединении предлогов к разным частям речи, параллельным образованием новых значений форм, превратившихся в самостоятельные слова:

Примеры образованных слиянием слов:

Переход из одной части речи в другую

Застывшие формы существительных представляют продуктивную группу наречий – шагом, даром, залпом, рысью, кубарем, порой. Иногда от исходных существительных новые слова отличает перенос ударения. Например:

В разговорной речи выражения «ужас как больно», «страсть как интересно», «страсть как поучительно» включают слова «страх», «ужас», «страсть» со значением усиления признака.

Новое значение у существительных с предлогами появляется реже. Примеры:

Наречия посредством перехода из другой части речи могут образовываться из деепричастий – играючи, стоя, крадучись, не спеша, молча, нехотя.

Смысловое преобразование отдельных частей речи протекает медленно. Правописание многих словесных конструкций нужно проверять по справочникам, словарям.

Изучение темы, как образуются наречия, требует погружения в смысловые оттенки слов, изучение контекста употребления, знания родственных форм и частей речи в русском языке.

Словообразование наречий в русском языке

Словообразование наре­чий — это при­ста­воч­ный, суф­фик­саль­ный, приставочно-суффиксальный спо­соб, а так­же сло­же­ние и сли­я­ние. Большая груп­па наре­чий обра­зо­ва­на спо­со­бом пере­хо­да слов дру­гих частей речи.

Словообразование наречий

В рус­ском язы­ке наре­чие сфор­ми­ро­ва­лась на базе дру­гих само­сто­я­тель­ных частей речи. Наречия воз­ник­ли от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний, чис­ли­тель­ных, гла­го­лов и их грам­ма­ти­че­ских форм. Укажем основ­ные спо­со­бы обра­зо­ва­ния наре­чий в рус­ском язы­ке:

  • при­ста­воч­ный
  • суф­фик­саль­ный
  • приставочно-суффиксальный
  • пост­фик­саль­ный
  • сло­же­ние
  • сли­я­ние
  • пере­ход из одной части речи в дру­гую.

Рассмотрим подроб­но, с помо­щью каких спо­со­бов обра­зу­ют­ся наре­чия.

Приставочный способ

Приставочный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния харак­те­рен для всех само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Слова одной и той же части речи обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки, или пре­фик­са.

Понаблюдаем, какие наре­чия обра­зо­ва­ны этим спо­со­бом:

  • нель­зя → донель­зя,
  • ныне → доныне,
  • все­гда → навсе­гда,
  • про­тив → напро­тив,
  • сквозь → насквозь,
  • вне → извне,
  • всю­ду → отовсю­ду.

Отрицательные место­имен­ные наре­чия обра­зо­ва­ны от отно­си­тель­ных наре­чий с помо­щью при­став­ки не- и ни-:

  • куда → некуда,
  • когда → некогда,
  • зачем → незачем,
  • отку­да → ниотку­да,
  • где → нигде,
  • как → никак.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван при сло­во­об­ра­зо­ва­нии наре­чий от при­ла­га­тель­ных и чис­ли­тель­ных.

С помо­щью суф­фик­сов -о и -е обра­зу­ем наре­чия от пол­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • радост­ный → радостно сме­ять­ся,
  • внят­ный → внятно объ­яс­нить,
  • внут­рен­ний → внут­ренне рас­сла­бить­ся,
  • скри­пу­чий → скри­пуче про­шеп­тать.

Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -е обра­зу­ет наре­чия от слов с осно­вой на шипя­щий или мяг­кий соглас­ный.

С помо­щью суф­фик­са -и обра­зу­ем наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

  • сати­ри­че­ский → опи­сать сати­ри­чески,
  • коми­че­ский → изоб­ра­зить коми­чески,
  • мастер­ский → изго­то­вить мастерски.

От коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом были обра­зо­ва­ны наре­чия:

  • один → однажды,
  • два → дважды посо­лить,
  • три → трижды пере­кре­стить­ся,
  • четы­ре → четы­режды пере­пи­сать.

Приставочно-суффиксальный способ образования наречий

С помо­щью сра­зу двух мор­фем, при­став­ки и суф­фик­са, обра­зу­ем наре­чия от суще­стви­тель­ных:

  • верх → сверху,
  • нача­ло → вначале,
  • нут­ро → изнутри,
  • век → вовеки,
  • даль → вдали.

От крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- и суф­фик­са -а обра­зо­ва­ны наре­чия:

Аналогично при­став­ки в-, на-, за- и суф­фикс -о обра­зу­ют сло­ва этой же части речи:

Весьма про­дук­тив­но сло­во­об­ра­зо­ва­ние наре­чий от при­ла­га­тель­ных и место­име­ний с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -ому-/-ему, -и:

  • домаш­ний → по-домашнему при­го­то­вить,
  • новый → по-новому сде­лать,
  • при­я­тель­ский → по-при­я­тельски общать­ся,
  • муж­ской → по-мужски отве­тить,
  • свой → посту­пить по-своему,
  • вся­кий → делать по-всякому.

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с помо­щью при­ста­вок в- и на- и суф­фик­са -ую:

  • тем­ный → сыг­рать втёмную,
  • кру­го­вой → занять обо­ро­ну вкру­говую,
  • сухой → раз­гро­мить всухую,
  • руко­паш­ный → драть­ся вруко­пашную,
  • пря­мой → идти напрямую.

Порядковые чис­ли­тель­ные обра­зу­ют наре­чия с помо­щью при­ста­вок в-/во- и суф­фик­са -ых/-их:

  • вто­рой → во-вторых,
  • седь­мой → в-седьмых,
  • тре­тий → в-третьих.

Собирательные чис­ли­тель­ные явля­ют­ся про­из­во­дя­щей осно­вой для ряда наре­чий:

  • чет­ве­ро → вчет­веро сло­жить лист,
  • двое → вдвоем рабо­тать,
  • шесте­ро → вшестером спра­ви­лись,
  • трое → натрое раз­ру­бить.

Постфиксальный способ

Постфиксальный спо­соб ука­жем в обра­зо­ва­нии неопре­де­лен­ных место­имен­ных наре­чий с помо­щью частиц -то, либо, -нибудь:

  • где → где-то,
  • куда → куда-либо,
  • как → как-нибудь.

Частица -таки обра­зу­ет новые сло­ва этой части речи от одно­ко­рен­ных наре­чий:

  • совсем → совсем-таки,
  • так → так-таки,
  • нако­нец → наконец-таки,
  • слиш­ком → слишком-таки.

Сложение

Способом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные наре­чия:

Слияние

Способ сли­я­ния двух слов в одно обра­зо­вал наре­чия:

  • сей час → сей­час,
  • тот час → тот­час,
  • сего дня → сего­дня.

Переход из одной части речи в другую

Многие наре­чия обра­зо­ва­ны путем пря­мо­го пере­хо­да слов дру­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм.

Существительные в фор­ме вини­тель­но­го и тво­ри­тель­но­го паде­жа попол­ни­ли кате­го­рию наре­чий:

Источник

Оцените статью
Разные способы