- Запишите диалог двумя способами расставьте знаки препинания
- Как написать хороший ответ?
- ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §91. Имена существительные собственные и нарицательные. Упражнение №492
- Решение
- Азбучные истины
- Интерактивный диктант
- Учебник ГРАМОТЫ: орфография
- Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
- Имена и названия. Интерактивный тренажер
- Учебники
- Олимпиады
- Видео
- Полезные ссылки
- Летнее чтение
- Запоминалки
- Цитаты о языке
- Скороговорки
- Пословицы и поговорки
- Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
- Знаки препинания при диалоге
- Пунктуационное оформление диалога
- Упражнение № 1
- Упражнение № 2
- Упражнение № 3
- Упражнения по теме «Прямая и косвенная речь. Цитирование»
Запишите диалог двумя способами расставьте знаки препинания
Вопрос по русскому языку:
Запишите текст одним из этих способов:
1. В форме диалога
2. В форме прямой речи;
Расставьте знаки препинания; Назовите обращение:
Однажды Солнце спросило Луну Почему Луна ты такая бледная? Будешь бледной когда всю жизнь работаешь только в ночной смене, ответила Луна.
Помогите пожалуйста. Очень нужно.
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §91. Имена существительные собственные и нарицательные. Упражнение №492
Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания и подчёркивая имена собственные. Прочитайте вслух записанный диалог, выделяя его реплики интонацией. Придумайте и запишите фамилии, связанные с вашими делами, занятиями, играми. Придуманные фамилии, как и прозвища, могут быть смешными, но не должны быть обидными.
У нас какая фамилия спросил Ваня. Как какая Ты что не знаешь Державины. А вот и нет воскликнул хитро Ваня. А какая же удивился брат Коля. У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой копали картошку мы были Картошкиными. А бабушка вязала носки она была Вязалкина. А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин. А ещё дедушка за день был Пчеловодов Топоров Дровосеков Печников Землекопов Столяров.
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер.
(По В. Крупину)
Решение
— У нас какая фамилия? — спросил Ваня .
— Как какая? Ты что, не знаешь? Державины .
— А вот и нет! — воскликнул хитро Ваня .
— А какая же ? — удивился брат Коля .
— У нас у всех разные фамилии. Мы с дедушкой картошку копали, мы были Картошкиными . А бабушка вязала носки, она была Вязалкина . А теперь дедушка будет читать газеты. Он будет Газеткин . А ещё дедушка за день был Пчеловодов , Топоров , Дровосеков , Печников , Землекопов , Столяров .
Все засмеялись, и игра в фамилии продолжалась целый вечер. (По В. Крупину)
Читалкин, Игралкин, Помогаев, Математик, Танцева.
Источник
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Знаки препинания при диалоге
Пунктуационное оформление диалога
Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.
Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.
Доктор подошёл к мальчику и сказал:
– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .
О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.
В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.
– А так иду, куда ноги идут.
– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.
Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.
Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.
1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи
Чичиков обратился к нему с такими словами:
– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце . ( Гоголь)
Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».
2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора
«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…
3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора
– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)
« Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».
4. Слова автора разрываются репликой
А: – Р, – а. | А: – Р! – а. | А: – Р? – а. |
– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.
Упражнение № 1
_ _ Добрый вечер _ , _ _ казал на всякой случай Маленький принц.
_ _ Добрый вечер _ , _ _ тветила змея.
_ _ На какую это планету я попал? _
_ _ На Землю, _ _ казала змея. _ В Африку _ .
_ _ Вот как. А разве на Земле нет людей? _
_ _ Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая _ .
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Упражнение № 2
_ Артиста Воланда можно попросить? _ _ ладко спросил Варенуха.
_ Они заняты, _ _ тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?
_ Администратор Варьете Варенуха.
_ Иван Савельевич? _ _ адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?
_ Мерси, _ _ зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?
_ Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _ рещала трубка, _ _ есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.
Упражнение № 3
_ Чудовищно! _ _ охвалил Борис Сергеевич.
_ Хорошая песня, правда? _ _ просил я.
_ Хорошая, _ _ казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.
_ Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _ казал я, _ _ ожно бы ещё погромче.
_ Ладно, я учту, _ _ казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?
_ Нет, _ _ казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть.
_ Ну что ж, _ _ казал Борис Сергеевич, _ _ аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.
Источник
Упражнения по теме «Прямая и косвенная речь. Цитирование»
ПКР1. Сопоставьте предложения с прямой речью со схемами из правого столбца.
Образец ответа: 1-Д, 2-И и т.д.
1) Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Н.В. Гоголь)
2) Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!». ( М .Ю. Лермонтов)
3) «Я в театр не пойду», — неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот. (М.А. Булгаков)
4) Смотрю я ему вслед и думаю: «Зачем живут такие люди?». (М. Горький)
5) «Куда же вы?» — ужаснулся Старцев, когда она вдруг встала и пошла к дому. (А.П. Чехов)
6) Тут он совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» — и заплакал вдруг.
7) «Славная у тебя лошадь!» — говорил Азамат. (М.Ю. Лермонтов)
8) «Скажи, пожалуйста, Ерофей, — заговорил я, — что за человек этот Касьян?». (И.С. Тургенев)
9) «Музгарко, да ты в своём уме ли? – удивился старик. – Пропал обоз!». (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
10) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог мне дать удовлетворительного ответа. (А.С. Пушкин)
ПКР2 . Подберите к каждому предложению слова автора таким образом, чтобы они стояли А) в препозиции, Б) в постпозиции и В) в середине прямой речи. Расставьте знаки препинания. Старайтесь избегать повторения слов «сказал», «говорит», «спрашивает», используйте вспомогательные слова.
Образец:
«Поезжайте направо там увидите старинную церковь».
А) Встретившийся нам местный житель посоветовал: «Поезжайте направо, там увидите старинную церковь».
Б) «Поезжайте направо там увидите старинную церковь», — посоветовал встретившийся нам местный житель.
В) «Поезжайте направо, — посоветовал встретившийся нам местный житель, — там увидите старинную церковь».
1 ) «Следует быть особенно внимательным за рулём когда едешь по горной дороге например в Крыму».
2) «Друзья мои не с этой ли горы открывается удивительный вид на море?».
3) «Кажется в ближайшие минуты начнётся ливень поэтому нам стоит поторопиться».
4) «Нас ждут я уверен необыкновенные приключения!»
Вспомогательные слова: произнести, посоветовать, заметить, поинтересоваться, указать, удивиться, воскликнуть, осведомиться и т.д.
ПКР3. Расставьте недостающие знаки препинания.
- А где мой товарищ? промолвил Олег. Скажите где конь мой ретивый? (А.С. Пушкин)
- Могучий Олег головою поник и думает что же гаданье? (А.С. Пушкин)
- Медведь промолвил здесь мой кум: п огрейся у него немножко! (А.С. Пушкин)
- Онегин Ленского спросил ч то ж, начинать?
- Анна Сергеевна подумав немного проговорила если вы господа не боитесь скуки приезжайте ко мне в Никольское. (И.С. Тургенев)
- Итак вы считаете меня спокойным изнеженным избалованным существом продолжала она тем же голосом не спуская глаз с окна. (И.С. Тургенев)
- Я вас знаю мало повторил Базаров. Может быть вы правы и всякий человек — загадка. (И.С. Тургенев)
- Вам хочется полюбить перебил Базаров а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастье. (И.С. Тургенев)
- Вы говорите так начала она как будто всё это испытали. (И.С. Тургенев)
- Я не играл. начал было Аркадий и умолк. (И.С. Тургенев)
- Как вы почивали, тетушка? спросила Одинцова возвысив голос. (И.С. Тургенев)
- Берегитесь заметила Анна Сергеевна мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты Катя прибавила она сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу. (И.С. Тургенев)
ПКР4 . Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную, а косвенную — в прямую, используя разные способы.
«Ты сделал уроки?» — спросил меня папа. — Папа спросил меня, сделал ли я уроки.
Друзья отметили, что в моей новой квартире очень уютно. — «В твоей новой квартире очень уютно», — отметили мои друзья.
- Остановитесь пожалуйста попросил я таксиста у этого дома на две минуты.
- Тренер спросил Нину за сколько секунд она сможет пробежать стометровку.
- Идите за мной сказала она взяв меня за руку.
- Базаров — нигилист сообщил отцу и дяде Аркадий представляя своего приятеля.
- Аркадий сказал что этот дом построил его дед.
- Я попросил сестру передать книгу в библиотеку.
- Как долго ты планируешь гостить в Никольском? спросил меня Пётр.
- И тут Евгения подумала что наверное ей не стоило возвращаться на вокзал.
- Очень красивая улица! воскликнули экскурсанты. Как она называлась до революции?
ПКР5. Исправьте ошибки в предложениях с косвенной речью.
- Салтыков-Щедрин писал, что я люблю Россию до боли сердечной.
- Водитель маршрутного такси сказал, что оплатите проезд.
- Древнегреческий филсоф Сократ говорил, что он знает, что я ничего не знаю, а они не знают и этого.
- Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он её.
- В своей назидательной отповеди Онегин говорит Татьяне, что я вас люблю любовью брата.
- М. Ю. Лермонтов пишет, что и ненавидим мы, и любим мы случайно.
- Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач.
- Современные тележурналисты проговорил Коробов очень плохо владеют русским литературным языком. Разве можно их сравнивать с профессионалами работавшими на телевидении тридцать-сорок лет назад?
ПКР6. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с цитатами. Фрагменты, являющиеся цитатами, выдедены курсивом.
1. Ты царь: живи один призывал поэта в своём сонете А.С. Пушкин.
2. Всё чаще приходят на ум строки из «Элегии» Пушкина
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
3. Максим Горький писал цель литературы помогать человеку понимать самого себя.
4. По мнению Д. И. Писарева мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми если бы многие истины перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами.
5. Если бы я был царь писал Л. Н. Толстой в одном из писем то издал бы закон что писатель который употребил слово значение которого он не может объяснить лишается права писать.
6. Римский император Веспасиан считал что он потерял день если в этот день ему не удавалось сделать что-нибудь доброе.
7. Я мыслю писал Рене Декарт следовательно я существую.
8. Тургенев советовал молодым литераторам беречь наш прекрасный русский язык обращаться почтительно с орудием которое в руках умелых. в состоянии совершать чудеса.
9. Бог сохраняет всё; особенно — слова
прощенья и любви как собственный свой голос, —
писал Иосиф Бродский в стихотворении, посвящённом столетию Анны Ахматовой.
ПКР7. Запишите высказывания знаменитых людей, используя для каждой цитаты не менее двух разных способов цитирования.
Образец: Краткость — сестра таланта (Чехов).
«Краткость, — утверждал Чехов, — сестра таланта». По мнению Чехова, «краткость — сестра таланта».
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (Антон Павлович Чехов).
2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (Марк Твен).
3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (Альберт Эйнштейн).
4. Я знаю что я ничего не знаю а они не знают даже этого (Сократ).
5. Умный ошибку признаёт а глупец на ней настаивает (Цицерон).
6. Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская).
ПКР8. Используя данные схемы, придумайте и запишите диалог с другом, родственником или одноклассником. Для удобства восприятия позиции собеседников выделены разными цветами.
— П, — а, — п.
— П! — а. — П.
— П. П.
ПКР9. Запишите, расставляя знаки препинания, фрагмент стихотворения Юрия Левитанского «Диалог у новогодней ёлки» в форме стандартного диалога без слов автора. Для удобства восприятия реплики собеседников выделены разными цветами.
Что происходит на свете? А просто зима.
Просто зима полагаете вы? Полагаю.
Я ведь и сам как умею следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
Что же за всем этим будет? А будет январь.
Будет январь вы считаете? Да я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю
этот с картинками вьюги старинный букварь.
Чем же всё это кончится? Будет апрель.
Будет апрель вы уверены? Да я уверен.
Я уже слышал и слух этот мною проверен
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2021
© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.
Источник