Записать предложения подчеркнуть подлежащее указать способ выражения подлежащего 1 упала тень
Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.
I. Организационный момент.
II. Лексическая работа по вариантам.
Задание: расставить ударения в следующих словах:
I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.
II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.
Объяснить лексическое значение слов:
I вариант – диспансер;
II вариант – языковое явление.
III. Беседа с классом. Повторение изученного.
1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
IV. Анализ предложений. Работа в группах.
1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
5. Сын – выпускник школы.
6. Поздний вечер.
2-я группа. Задание. з аписать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.
сущ.1. Редела тень.
прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.
числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.
числ.4. Трое вышли на улицу.
междом.5. Далече грянуло «ура». (А. С. Пушкин)
местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)
н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)
словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.
1. Деревья быстро пожелтели.
2. Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг.
4. Кинофильм очень интересный.
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
6. Утро было раннее.
7. Озеро как зеркало.
8. Два плюс три будет пять.
9. Вечером море было черного цвета.
V. Анализ текста. Повторение.
Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью * и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)
(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика (листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы), изобразительно-выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).
Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.)
Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.
1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.
3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.
Источник
Урок №6 9 класс
Урок 6 Тема: ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
24.07.2013 36283 0
Цели: научить производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений; обучать умению интонационно выразительно читать предложения; обобщить ранее изученное о простом предложении.
I. Организационный момент.
II. Лексическая работа по вариантам.
Задание: расставить ударения в следующих словах:
I вариант. Выкрашенный, обеспечение, досуг, диспансер, чистильщик, импорт, медикаменты, цемент, щавель.
II вариант. Поняла, договор, языковое явление, приняла, дефис, торты, квартал, аристократия, баловать, газопровод.
Объяснить лексическое значение слов:
I вариант – диспансер ;
II вариант – языковое явление.
III. Беседа с классом. Повторение изученного.
1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
IV. Анализ предложений. Работа в группах.
1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
5. Сын – выпускник школы .
6. Поздний вечер .
2-я группа. Задание. З аписать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.
сущ.1. Редела тень .
прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.
числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.
числ.4. Трое вышли на улицу.
междом.5. Далече грянуло «ура» . (А. С. Пушкин)
местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)
н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)
словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика .
3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.
1. Деревья быстро пожелтели .
2. Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг .
4. Кинофильм очень интересный .
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина .
6. Утро было раннее .
7. Озеро как зеркало .
8. Два плюс три будет пять .
9. Вечером море было черного цвета .
V. Анализ текста. Повторение.
Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль и тип речи, расставить знаки препинания . Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..им слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью * и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский)
(Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используется конкретная лексика ( листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы) , изобразительно-выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).
Тип речи – описание, так как цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам ( начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь) . В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает тексту динамизм, живое восприятие картины листопада.)
Лексический разбор слова киноварь (киноварью), – и. п., ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.
1. Повторить материал о восклицательных и невосклицательных предложениях, двусоставных и односоставных.
3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их.
Источник
Упражнения по теме «Главные члены предложения. Способы выражения»
Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»
Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое
Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.
Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.
1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.
Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.
1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.
Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.
День, ожидающие, учить, смелый.
Найдите подлежащие в следующих предложениях.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).
Упражнение 6.
Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.
1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)
Упражнение 7.
Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.
1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)
Упражнение 8.
Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.
1 . летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый . начался. 3. Первой в комнату вошла. с дочкой. 4. с братом появились следом. 5. противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло . , а может быть, и больше. 7. — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?
Упражнение 9.
Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.
1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.
Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?
На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)
Источник