Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности
Нина Ивановна Костыркина
Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности
МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Марьино»
«Нетрадиционные формы работы с детьми по изодеятельности»
Подготовила: Педагог дополнительного
Изобразительная деятельность для маленького ребенка — это не только серьезный труд, но это — и большая радость.
Рисуют дети на стекле
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, —
Такого нет еще на карте.
В руках мелки, карандаши.
Детишки — маленькие маги
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания: изодеятельность позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме, величине, материале. В процессе изодеятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Необходимо создать условия для реализации детских возможностей и способностей. Для этого надо тщательно продумывать организацию занятий.
В работе я использую такие формы организации и проведения образовательной деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, конкурсы развлечения. Самая эффективная форма проведения занятий – игра.
Целью моей работы является использование нетрадиционной техники при организации изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
1. Учить детей использовать разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одной работе разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность.
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник в изодеятельности.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами.
7. Не ограничивать желание ребенка дополнять свою работу элементами декора и т. п.
Начинать работу надо со способов, не требующих от маленьких художников четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками, пластилином, бумагой и совместное разрабатывание способов рисования, лепки, аппликации.
Принципы моей работы начинаются:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4.Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционной изодеятельности, рекомендуется использовать особые техники и приемы.
С детьми младшего возраста я использую технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, пластилином, бумагой.
С детьмисреднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
— тычок жесткой полусухой кистью;
— восковые мелки плюс акварель;
— рисунки из ладошки;
— рисование ватными палочками;
— бумага разной фактуры.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
— рисование мыльными пузырями;
— рисование мятой бумагой;
— кляксография с трубочкой;
— печать по трафарету;
— работа с крупами;
— бумага разной фактуры.
А сейчас хотела бы поделиться приемами, которые чаще всего использую с детьми по рисованию.
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.
Дети с большим удовольствием рисуют на зеркале за столами подгруппами, за мольбертами на полу парами или по нескольку человек. Интересен прием рисования по кругу и рисования вдвоем. Очень интересный прием рисования по сырой бумаге. Данную технику используют с детьми старшего возраста.
«Рисование по кругу»
Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка (например, половину вазы,а другой ребенок вторую часть рисунка (вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
«Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
«Клеевая техника (витражи)»
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
«Вместо красок – пластилин»
Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими «красками» покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета.
На лепке в работе с детьмистараюсь использовать различный материал: пластилин, глину, тесто, массу для лепки.
Аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и другого бросового материала.Аппликация из круп: гречка, пшено, рис, горох.
Коллаж – сочетание аппликации и рисования. Рисуя и вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Работая с детьми, использую любую возможность общения с родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки поделок из природного и бросового материала. И совместной работы детей с родителями по сезонам, к праздникам. Это очень радует детей и родителей, ребенок становится более успешнее.
Использование нетрадиционных приемов изодеятельности должны помочь обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги. Научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел и самостоятельно находить средство для воплощения.
Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать иначе они просто угаснут.
Из опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.
Участие в семинаре-практикуме «Солнце на ладошке» 13 февраля 2014 года в городе Балаково»Солнце на ладошке»Так назывался семинар-практикум для работников детских садов который проходил 13.
Источник
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста
Оксана Король
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста
Выступление на ГМО по теме «Творческая мастерская. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Детство – это период усиленного развития, оно является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Поэтому в своей работе, основываясь на программное содержание, знакомлю детей с нетрадиционными технологиями, которые повышают уровень заинтересованности детей к изобразительной деятельности, и развивают способности к творчеству.
Нетрадиционные изобразительные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы
создания художественного образа, композиции и колорита, использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей.
Эти необычные технологии позволяют развивать творческие способности; формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир; помогают становлению воображения, креативности; развивают мелкую моторику; они дают возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Существует три традиционных вида художественного изобразительного
творчества детей, которые применяются в детских дошкольных учреждениях: рисование, лепка, аппликация. Каждое из направлений имеет интересные нестандартные подходы для овладения тем или иным видом художественной деятельности.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
• Рисование пальцем, ладошкой Рисование свечой (восковыми мелками)
• Рисование мыльными пузырями
• Рисование сыпучими материалами
• Рисование на клее
• Рисование жесткой полусухой кистью
• Точечный рисунок ватной палочкой- пуантизм
• Печатание или оттиск
• Бумажная мозаика из бумажных шариков
Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционных техниках, которые я использую в рисовании.
Когда к нам приходят детки во вторую младшую группу, мы должны понимать, что не все они посещали ясли, поэтому у многих малышей не сформированы даже элементарные навыки изодеятельности. Вместе с тем, к трем годам дети приобретают некоторый опыт познания предметов и явлений. Для того, чтобы выработать у детей свободу творческого мышления, необходимо научить их сначала простым, а затем более сложным формирующим техникам.
Одной из целей, которой я ставлю перед собой – это знакомство детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом.
Так ребенок, не умея рисовать, используя нетрадиционные технологии, может создать шедевр, который повышает внутреннюю уверенность самого ребенка, что он умеет творить. Его работы впечатляют окружающих детей, заинтересовывая их создавать подобные шедевры, а главное, дает возможность родителям понять, что их ребенок может, что его надо развивать, что с ним нужно работать.
Применяя нетрадиционные техники, позволяет обогащать знания и представление детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах применения. Дети учатся рисовать мыльной пеной, свечой, клеем, сыпучими. Узнают о способах окрашивания бумаги- набрызгом, клейстером. Знакомятся со способами рисования -ладошкой, пальчиками, кулачком. Используют сподручные материалы, которыми можно рисовать -нитки, веревки, трубочки, пробки.
Используя разные техники, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Главным преимуществом, которым обладают техники нетрадиционного рисования — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности.
Нетрадиционные техники, используемые мною в работе.
Рисование пальчиками
Ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. Так на занятии в младшей группе провожу знакомство с краской (гуашью). Дети трогают краску пальчиками, после изображают на бумаге «Дождик», «Осеннее дерево», «Разноцветный ковер из листьев». Позже усложняю задание – используя трафарет, пальчиками нанести точки по контуру елочки, или нанести рисунок на тарелочку.
Рисование ладошкой
Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой руками. Детям очень нравиться эта техника рисования, как правило, такие занятия очень эмоциональные, позитивные. За то, что ребенок намазал руку краской, никто не ругает, а наоборот хвалят за те образы, которые они сотворили. Так в младшей группе рисовали коллективно «Солнышко», а как дополнение нарисовали цветы. Вечером дети демонстрировали работу родителям, каждый пытался рассказать о необычном рисовании, найти свою ладошку на рисунке.
Начиная со старшей группы, дети учатся наносить краску на ладошку кисточкой, а после ставить отпечатки в соответствии с заданием. Особенно интересным и увлекательным было занятие «Фантазеры», когда из отпечатка ладошки, дети создавали образы животного мира, дорисовывая своим отпечаткам различные элементы. Так появлялись павлины, фламинго, рыбы, медузы, петухи, жирафы и многие другие животные.
Оттиск пробкой
Ребенок пробку опускает в емкость с краской и наносит оттиск на бумагу. Таким образом, на рисовании, дети не только учились новой технологии, но и закрепляли понятие круг, используя эту геометрическую фигуру, создавали цветы, печатая пробкой вдоль стебельков заранее нарисованных воспитателем.
Оттиск смятой бумагой
Ребенок опускает смятую бумагу в блюдце с краской и наносит оттиск на лист. По такой технологии, не имея навыков рисования, получаются прекрасные картины природы. Смятой салфеткой отлично передается легкость облаков, рыхлость снега. Можно использовать и более плотную бумагу, хорошо получается изображение кроны деревьев в любое время года, кустарники.
Рисование бумажными втулками
На занятии во 2-ой младшей группе ребята рисовали «Рукавичку», смятой бумагой изображали меховую часть, а используя бумажные втулки, получились прекрасные снежинки.
В зависимости от того, как сделана втулка, будет зависеть и оригинальность изображения. Так к 8 Марта при изготовлении подарков для мам и бабушек, был нарисован букет роз. Втулка была изготовлена из картона и скручена улиточкой. А листики были выполнены печаткой формы листик. В большей части литературы рекомендуют печатку изготавливать из картофеля или моркови. На данном занятии я использовала для печатки пластилин. Ребята обмакивали печатку в краску, и штамповали листочки.
Даже самые неопытные малыши, отлично справились с заданием. Такие штампы просто находка для быстрого рисования именно для детей младших групп.
Отпечатки листьев, оттиск капустным листом
Ребенок покрывает опавший листочек с дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Так с детьми старшей группы мы получили неповторимые картины осеннего леса. А с ребятами помладше учились рисовать дерево, используя отпечаток капустного листа.
Рисование сыпучими (манной крупой)
С помощью клея ПВА и кисти прорисовываем контуры рисунка, а после по нему рассыпаем манную крупу. Высохшую работу нужно слегка стряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Эта технология завораживает каждого ребенка. Наблюдая за детьми во время занятия можно увидеть множество положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость. Овладевая способом работы с манкой, у детей формируется умение работать с сыпучими материалами, расширяются знания о свойствах круп, развивается мелкая моторика, а главное появляется интерес к творчеству. Так на занятии мы создали с ребятами «Снеговика».
Рисование зубной щеткой
Зубная щетка — один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро наносить элементы рисунка. Тем самым создается эффект объемности изображения. Только нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь и можно приступать к работе. Так с ребятами мы рисовали елочки в снегу.
Рисование ватными палочками
В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Для работы с этой техникой потребуются: ватные палочки, гуашь и влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, что бы палочку обмакнуть в краску и нанести отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать дождь, снег, почки на деревьях, ягодки, цветочки, узоры. Можно рисовать, как выделяя силуэт предмета точками, так и заполняя его внутреннее пространство, не оставляя пустых мест и не вылезая за контуры.
Так на занятиях ребята придумывали узоры для дымковской лошадки, ко дню космонавтики рисовали ракету, заполняли силуэт кораблика, рыбки. На комбинированных занятиях по рисованию и аппликации сначала клеили снеговика, а после рисовали снежок.
Эта технология очень понравилась старшим детям, и свободное время ребята выполняли рисунки на конкурсы и выставки.
Сегодня я предлагаю вам просмотреть видео занятие с использованием нетрадиционной техники в рисовании – рисование ватными палочками во второй младшей группе. Тема занятия «Украсим дымковскую уточку».
Источник