Заметная окраска венчика способ опыления

Заметная окраска венчика способ опыления

Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

А) мелкая сухая пыльца

Б) мелкие невзрачные цветки

В) наличие в цветках нектара

Г) яркая окраска цветков

Д) образование большого количества пыльцы

Е) зацветание до распускания листьев

2) насекомыми

ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

У ветроопыляемых растений теряется много пыльцы, поэтому ее должно быть много, опыление идет до распускания листьев, чтобы они не мешали, а яркие цветки, нектар, запах нужны насекомоопыляемым растениям для привлечения насекомых.

В чем выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрестному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трех признаков приспособленности. Ответ поясните.

1. ярусное расположение растений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы;

2. ветроопыляемые растения растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца);

3. насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар)

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3)Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4)Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.

Идиоадаптации в эволюции растений:

(2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды.

(5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.

Ароморфоз — прогрессивное эволюционное изменение строения, приводящее к общему повышению уровня организации организмов. Ароморфоз — это расширение жизненных условий, связанное с усложнением организации и повышением жизнедеятельности. Идиоадаптация — частное приспособление организмов к определённому образу жизни в конкретных условиях внешней среды.

Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика, конъюгация и кроссинговер идет во время мейоза.

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется наличием в цветках нектара, яркого венчика.

Остальные признаки характерны для ветроопыляемых растений.

Процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет называют

Оплодотворение — процесс образования диплоидной зиготы в результате слияния мужской и женской гаплоидных гамет.

Опыление – перенос пыльцы на рыльце пестика, конъюгация и кроссинговер идет во время мейоза.

Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется

А,Б,В – приспособления к опылению ветром.

Приспособленность растений к опылению ветром характеризуется

А,В,Г – приспособления к опылению насекомыми.

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени

1) плодоношение и созревание семян

2) рост и развитие вегетативных органов

3) цветение и опыление

4) образование и формирование зародыша

5) прорастание семени

Семена прорастают, образуются вегетативные и генеративные органы, опыление приводит к образованию зародыша, семени и плода.

Хм.. А почему же не имеет место быть первым делом образование и формирование зародыша (4), а лишь потом прорастание семени и все последущее? Или семя считается семенем только уже со сформировавшимся зародышем?

Да, «семя считается семенем только уже со сформировавшимся зародышем» — семя орган размножения высших растений, развивающийся из семяпочки; состоит из кожуры, развивающейся из покровов семяпочки и ядра, образующегося из ядра семяпочки.

если учитель в пояснении согласился ,ответ все-таки другой?

С чем учитель согласился?

Ответ в критерии указан верно!

Во 2 не упоминается развитие генеративных органов, тогда получается что и цвести нечему

Ну так поэтому 3 после 2

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

1) Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности,

2) приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

3) Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем.

Каким образом потомство растений приобретает новые признаки из-за опыления насекомыми?

Дарвин экспериментальным путём показал, что «перекрестное опыление», когда пыльца берётся с другого растения того же вида, даёт более многочисленное, более сильное и, в свою очередь, более плодовитое потомство. С этой точки зрения становятся понятны всякие сложнейшие приспособления для привлечения насекомых, ибо лишённая активной подвижности пыльца должна быть перенесена кем-нибудь или чем-нибудь в другой цветок, чтобы произвести перекрестное опыление.

А перекресное опыление в свою очередь обеспечивает ГЕНЕТИЧЕСКОЕ разнообразие.

Установите последовательность этапов развития индивидуального однолетнего покрытосеменного растения из семени.

1) образование плодов и семян

2) появление вегетативных органов

3) появление цветков, опыление

4) оплодотворение и формирование зародыша

5) прорастание семени

Последовательность этапов: прорастание семени, появление вегетативных органов, появление цветков, опыление, оплодотворение и формирование зародыша, образование плодов и семян.

Установите правильную последовательность стадий развития семени цветкового растения.

1) прорастание пыльцевой трубки

3) проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение

4) развитие зародыша

5) образование зиготы

Последовательность стадий: опыление → прорастание пыльцевой трубки → проникновение пыльцевой трубки в семяпочку и оплодотворение → образование зиготы → развитие зародыша.

Ответ верный. Но все равно выдал ошибку.

Значит оформили неверно.

Разве оплодотворение и образование зиготы не одно и то же?Если да,то зачем дан последний пункт?

Оплодотворение — это процесс слияния половых клеток. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка — зигота.

Слиянию половых клеток у покрытосеменных, в отличие от моховидных, предшествует

Для оплодотворения у мхов необходима вода (спермии переплывают к архегониям).

Опыление — процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

Направление эволюции Путь эволюции Пример
А идиоадаптация приспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогресс Б редукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогресс ароморфоз В

Список терминов и понятий:

1) биологический прогресс

2) общая дегенерация

3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

5) обитание в океане рыбы латимерии

6) биологический регресс

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Направление эволюции Путь эволюции Пример
А — биологический прогресс идиоадаптация приспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогресс Б — общая дегенерация редукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогресс ароморфоз В — появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих

Биологический прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде. Появление новых приспособлений обеспечивает организмам успех в борьбе за существование, сохранение и размножение в результате естественного отбора. Это приводит к вспышке численности и, как следствие, к освоению новых мест обитания и формированию многочисленных популяций.

Биологический прогресс может достигаться тремя основными путями — посредством ароморфоз (арогенеза), аллогенеза (в том числе идиоадаптация) и общая дегенерация (катагенеза). Каждый из путей характеризуется возникновением у организмов определенных приспособлений (адаптаций).

Упрощение организации у паразитических форм (дегенерация) сопровождается совершенствованием репродуктивной системы. Это приводит к их процветанию, т. е. к биологическому прогрессу.

Биологический регресс (от лат. regressus — возвращение, движение назад) — направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к условиям обитания. Если у организмов темпы эволюции (формирование приспособлений) отстают от изменений внешней среды и родственных форм, то они не могут конкурировать с другими группами организмов. Это значит, что они будут удаляться естественным отбором. Произойдет снижение численности особей. В результате уменьшится площадь заселенной ими территории и, как следствие, сократится число таксонов. В результате может произойти вымирание данной группы.

Таким образом, биологический регресс — постепенное вымирание систематической группы (вида, рода, семейства и др.) вследствие снижения приспособленности ее особей. Деятельность человека также может приводить к биологическому регрессу некоторых видов. Причиной может быть прямое истребление (зубр, соболь, стеллерова корова и др.). Но это может произойти и в результате сокращения ареалов при освоении новых территорий (дрофа, журавль белый, жаба камышовая и др.). Виды, находящиеся в состоянии биологического регресса, заносятся в Красную книгу и подлежат охране.

Источник

Разработка урока по биологии на тему «Опыление»

Выбранный для просмотра документ Опыление к уроку.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мир — не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир — это пчела, сидящая на цветке. В. А. Солоухин

Закончите предложения: 1. Цветок – это … . 2. Лепестки образуют …. . 3. Чашелистики имеют … окраску и образуют … 4. Главные части цветка – это … и … . 5.Чашечка и венчик образуют … 6. Тычинка состоит… 7. Рыльце, столбик, завязь — это части…

Самостоятельная работа Верное суждение отмечайте “+”, неверное “ — ” Цветок –вегетативный орган растения. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. У тюльпана двойной околоцветник. Тычинки и пестики – это главные части цветка. Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым. Цветок, имеющий только тычинки, называют мужским. Растение, на котором имеются и тычиночные и пестичные цветки, называют однодомным. Пестичные цветки – это мужские цветки. Главные части цветка – это яркие, красивые лепестки. Цветок – это видоизменённый укороченный побег, приспособленный для опыления и размножения.

Взаимопроверка Цветок –вегетативный орган растения. (-) Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. (+) У тюльпана двойной околоцветник. (-) Тычинки и пестики – это главные части цветка. (+) Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым. (-) Цветок, имеющий только тычинки, называют мужским(+) Растение, на котором имеются и тычиночные и пестичные цветки, называют однодомным. (+) Пестичные цветки – это мужские цветки. (-) Главные части цветка – это яркие, красивые лепестки. (-) Цветок – это видоизменённый укороченный побег, приспособленный для опыления и размножения. (+) Шкала оценивания: Нет ошибок – «5» 1 — 2 ошибки – «4» 3 — 4 ошибки – «3» 1. Пыльник 2. Тычиночная нить 3. Тычинка 4. Лепестки венчика 5. Рыльце 6. Столбик 7. Завязь 8. Пестик 9. Цветоложе 10. Чашечка с чашелистиками 11.Цветоножка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 — + — + — + + — — +

Опыление растений. Виды опыления.

Цель урока: Сформировать представления о цветение и опылении растений.

Новые понятия и термины: Цветение Опыление Самоопыление Перекрестное опыление Насекомоопыляемые растения Ветроопыляемые растения

Опыление — перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания.

Работа в группах Используя раздаточный материал и текст учебника ( § 47 пункт«Опыление» стр. 120), составьте схему «Типы опыления»

Виды опыления естественное искусственное перекрестное самоопыление

Виды опыления перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же самого цветка; потомство очень похоже на родительское растение горох Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика цветков других растений потомство приобретает новые свойства, более жизнеспособно Самоопыление- Перекрестное опыление-

Работа в группах 1 группа: Каковы особенности насекомоопыляемых растений? 2 группа: Опыление птицами и млекопитающими 3 группа: Каковы особенности ветроопыляемых растений?

Приспособления к самоопылению Часто происходит в закрытом бутоне. Тычинки должны быть длиннее пестика. К самоопыляемым растениям относятся горох, фиалки, пшеница, помидоры,ячмень, фасоль

Приспособления к опылению насекомыми: Наличие нектара Крупная, липкая, шероховатая пыльца Крупные, яркие цветки Мелкие яркие цветки собраны в соцветия Запах: Приятный аромат Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Приспособления к опылению птицами и млекопитающими Цветки яркие (обычно красные), крупные или собраны в соцветия Запах, как правило, слабый Много нектара Цветки, раскрываемые после заката солнца, неяркие, с сильным запахом

А знаете ли Вы, что цветки тропической лианы раффлезии арнольдии имеют запах тухлого мяса львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями (нектара у них находится глубоко, и пока шмель доберется до него, он оставит пыльцу на пестиках цветка); цветок душистого табака имеет сростнолепестной венчик, образующий воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек – бражников, имеющих длинный хоботок; Видео «Опыление птицами»

Цветки мелкие, невзрачные Лишены нектарников Большинство лишены запаха Образуют много пыльцы Пыльца легкая и сухая Тычинки на длинных, свисающих нитях Растут большими скоплениями Зацветают до распускания листьев Особенности ветроопыляемых растений

Искусственное опыление — перенос человеком пыльцы из пыльников одного растения на рыльце пестика другого цветка или сорта для повышения урожайности или выведения новых сортов.

Найди биологические ошибки 1. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне- Давайте мы туда заглянем! 2. Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру. 3. Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла. 4. Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою.

Работа в парах. Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Признаки Насекомоопыляемые растения Ветроопыляемые растения 1 Крупные яркие цветки 2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия 3 Много нектара 4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия 5 Наличие аромата 6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество 7 Крупная липкая шероховатая пыльца 8 Растут большими скоплениями, образуя заросли 9 Растения цветут весной до распускания листьев

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Признаки Насекомоопыляемые растения Ветроопыляемые растения 1 Крупные яркие цветки + 2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия + 3 Много нектара + 4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия + 5 Наличие аромата + 6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество + 7 Крупная липкая шероховатая пыльца + 8 Растут большими скоплениями, образуя заросли + 9 Растения цветут весной до распускания листьев +

Выполняем тестовые задания 1. Тип опыления, который обеспечивают насекомые: а) самоопыление; б) перекрестное опыление. в) искусственное опыление 2. Для цветов, опыляемых ветром характерно: а) яркий цветной венчик; б) много лёгкой, сухой пыльцы в) сильный запах; г) много нектара. 3. Какое растение опыляется ветром? а) береза; б) тюльпан в) горох г) одуванчик 4.Опыление, при котором пыльца попадает на рыльце пестика того же растения, называется: а) искусственным б) самоопылением в) перекрёстным 5. Для растений, опыляемых насекомыми, характерно: а) мелкие невзрачные цветки б) крупные яркие цветки в) цветки, собранные в соцветия, с приятным ароматом г) наличие нектара д) много лёгкой, сухой пыльцы

Оцени свою работу на уроке Ошибок нет — вы отлично поработали ! Что такое опыление и как оно происходит – для вас не секрет! 1 – 2 ошибки – вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме. 3 ошибки и больше — ваши знания об опылении на данный момент недостаточны!. 1 2 3 4 5 б б а б б, в, г

Век живи – век учись! Прочитать §47, выучить термины, ответить на вопросы стр.121 Творческие задания (по желанию): Подготовить сообщение, иллюстрации на одну из тем: «Орхидеи — мастера обмана» «Невыносимо прекрасная рафффлезия»

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист.doc

Рабочий лист «Опыление»

1 Крупные яркие цветки

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3 Наличие нектара

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

5 Наличие аромата

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

8 Растут большими скоплениями, образуя заросли

9 Растения цветут весной до распускания листьев

В1. Выберите три верных ответа из шести.

Признаками насекомоопыляемых растений являются:

1) одиночные невзрачные цветки

2) медвяный аромат цветков

3) крупные белые цветки

4) мелкая лёгкая пыльца

5) липкая пыльца

6) цветение до распускания листьев.

В2. Установите соответствие между способом опыления цветков и видовым названием растения:

А. ландыш майский

Б. земляника лесная

В. рожь посевная

Д. таволга вязолистная

В3. Установите соответствие между способом опыления цветков и признаками растения:

2. Опыление насекомыми

А. крупные одиночные цветки

Б. мелкие невзрачные цветки

В. ароматный нектар

Г. цветение до распускания листьев

Д. сухая, мелкая, лёгкая пыльца

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-633489

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Толкование норм права понятие виды способы шпаргалка
Оцените статью
Разные способы