Замена по способу образования
Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затруднение в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных.
Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.
Разновидности дислалии
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.
Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)
Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з‘. Исключение составляют звуки р и л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).
Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:
1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);
2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);
Источник
Замена по способу образования
3) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка и т. п.);
4) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
5) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, — это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия.
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), — это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), — это полиморфная дислалия.
В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) — недостатки произношения свистящих (с,с’, з,з’, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) — недостатки произношения звуков р и р’.
3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) — недостатки произношения звуков л и л’.
4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к’, гаммацизм — звуков г и г’, хитизм — звуков х и х’, йотацизм — звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).
5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.
Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.
6. Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т. д.
Источник
Замена по способу образования
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, г, л.
Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц), и шипящих (ш, ж, ч, ад).
Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с’ и з’. Исключение составляют звуки рил. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем их твердые варианты.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Рассмотрим каждый из этих случаев подробно. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход — «паоход») и в конце (шар — «ша»).
Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Замены эти могут быть следующими:
1) замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными гид («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);
2) замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным г («танки» вместо санки);
Источник
Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
материал по логопедии на тему
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Для того, чтобы правильно выстроить работу по коррекции нарушенных звуков, необходимо знать что лежит в основе этих нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общая характеристика нарушений звукопроизношения. | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дислалия. Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях.
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).
Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [ р ], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [ р ], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[ с ], боковой [ ш ] , двугубный [ л ] и др.
Иногда у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно выбрать звук. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикулярных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические и артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков . Артикуляторная база оказывается неполной, т.к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались.
Замены могут быть следующими:
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [ к ] и [ г ] взрывными переднеязычными [ т ] и [ д ] («тулак» вместо кулак , «дудок» вместо гудок и т.п.);
- замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [ т ] («танки» вместо санки );
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ ф ] («фумка» вместо сумка );
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы );
- замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по ризнаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила ).
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяют на 2 группы:
1) простые / мономорфные нарушения/ к ним относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки (например, только свистящие);
2) сложные / полиморфные нарушения/ — нарушено произношение разных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров. ).
Нарушения группы свистящих звуков
Сигматизм свистящих звуков:
- М/З
- Боковой сигматизм
- Носовой сигматизм (ханки)
Парасигматизмы свистящих звуков
- Призубный парасигматизм (вместо с, з заменяет на т,д- санки == танки)
- Губно-зубной парасигматизм (фабака — собака)
- Шипящий парасигматизм Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».
Нарушения группы шипящих звуков
- Межзубный сигматизм — при этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок
- Боковой сигматизм — вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук.
- Носовой сигматизм- звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком.
Парасигматизмы шипящих звуков:
- Губно-зубной парасигматизм. Звук ш заменяется звуком ф: шапка — «фапка», машина — «мафына», душ — «дуф».
- Призубный парасигматизм. звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка — «тапка», машина — «матина», душ — «дут».
- Свистящий сигматизм. Звук ш заменяется звуком с: шапка — «сапка», машина — «масина», душ — «дус».
- Шипящий сигматизм: шапка — «щапка», машина — «мащина», душ — «дущ»
«ампа» вместо «лампа», «ыошадь» — вместо «лошадь» — призвук гласного звука вместо Л.
Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л`, Р`, Й, В, Ы, У, К, Г
- Межзубный
- Двугубный — звук похож на англ. W или краткое У (ложка — вожка, лампа-уампа-вампа
- Носовой
Замена Л на Г (украинское или фрикативное)
Нарушения Р и Р` очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм — замена Р на Д, Й, Л, Л`, Н, Г, Ы, Р`, В
2. Увулярный (картавость)
3. Двугубный происходит вибрация губ. Язык пассивный, не принимает участия в артикуляции. Образуется двугубная или губно-зубная щель
- кучерской звук (раскатистое ТПРР__)
- может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)
4. Боковой Искаженное звучание
— РЛЬ. Такое произношение часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих, но иногда является и самостоятельным нарушением.
5. Проторный правильное положение языка, но нет вибрации
8. Носовой — носовое произношение типа НГ
Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием — каппацизмы
— замена К на Т (тапуста, рета);
Гаммацизм — нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.
Парагаммацизм — замена Г на Д (Дуси додочут)
украинское Г (гортанный, звонкий, фрикативный звук)
Боковое произношение звуков К’, Г’, Х’
- полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими
- недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены)
- смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)
- недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)
Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:
а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу).
б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)
в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви.
Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Презентация.
В презентации даны общие характеристики нарушений звукопризношения.
Основные виды нарушений звукопроизношения и причины их появления у детей. Значение исправления недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Материал о видах нарушений звукопроизношения и причинах их появлений.
Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»
Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика.
Особенности нарушений звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается общее недоразвитие речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный з.
Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на.
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее.
Источник