- Приёмы сжатия изложения в тестах ГИА методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ОГЭ. Памятка «Приемы сжатия» в помощь учащимся при написании изложения учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс. Способы сжатия текста учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Приёмы сжатия изложения в тестах ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Рекомендации по сжатию текста изложения в тестах ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сжатие текста изложения ГИА | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы сжатия текста
Для учащихся 9 классов)
Несколько предварительных замечаний
Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания. Учиться сжатию текста рекомендуется не при устном прослушивании этого текста, а по образцам, которые лежат перед глазами. Делать это нужно постепенно, путем выполнения разнообразных заданий (план, конспект, отдельные упражнения).
На слух нужно учить ребят умению членить текст на абзацы («При чтении текста определите количество абзацев, микротемы, ход развития мысли»).
Приемы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка, вводя небольшие задания (Например, такое: «Выделите в данном предложении главную и второстепенную информацию»). Эти задания занимают не так уж много времени, но являются очень продуктивными.
Как делать записи во время чтения текста изложения
При первом чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст — нужно записывать ключевые слова.
Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение — перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).
Способы сжатия текста:
Исключение — э то самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями ( Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… — Природа ожила).
Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).
Упражнения по сжатию текста
Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, — безнадежные люди.
Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
Три основных способа сжатия (компрессии) текста
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена гипонимов гиперонимом;(см.пояснения в конце статьи)
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Источник
ОГЭ. Памятка «Приемы сжатия» в помощь учащимся при написании изложения
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
ОГЭ. Памятка «Приемы сжатия» в помощь учащимся при написании изложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОГЭ. Памятка «Приемы сжатия» в помощь учащимся при написании изложения | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы сжатия (компрессии) текста
Среди содержательных приемов сжатия текста основными яв-ся:
— замена однород.членов обобщающим наименованием;
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
— замена предложения или его части указательным местоимением;
— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
— замена СПП предложения ПП.
— исключение фрагмента предложения;
— исключение одного или нескольких синонимов.
3 . Упрощение (слияние):
-исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми (слияние нескольких предложений в одно).
Приемы сжатия (компрессии) текста
Среди содержательных приемов сжатия текста основными яв-ся:
— замена однород.членов обобщающим наименованием;
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
— замена предложения или его части указательным местоимением;
— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
— замена СПП предложения ПП.
— исключение фрагмента предложения;
— исключение одного или нескольких синонимов.
3 . Упрощение (слияние):
-исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми (слияние нескольких предложений в одно).
Приемы сжатия (компрессии) текста
Среди содержательных приемов сжатия текста основными яв-ся:
— замена однород.членов обобщающим наименованием;
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
— замена предложения или его части указательным местоимением;
— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
— замена СПП предложения ПП.
— исключение фрагмента предложения;
— исключение одного или нескольких синонимов.
3 . Упрощение (слияние):
-исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми (слияние нескольких предложений в одно).
Приемы сжатия (компрессии) текста
Среди содержательных приемов сжатия текста основными яв-ся:
— замена однород.членов обобщающим наименованием;
— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
— замена предложения или его части указательным местоимением;
— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
— замена СПП предложения ПП.
— исключение фрагмента предложения;
— исключение одного или нескольких синонимов.
3 . Упрощение (слияние):
-исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми (слияние нескольких предложений в одно).
Источник
Мастер-класс. Способы сжатия текста
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Папка содержит теоретический и раздаточный материал для практических занятий, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nikiforovoy_t.a.rar | 524.35 КБ |
Предварительный просмотр:
» ПОДГОТОВКА К ОГЭ В 9 КЛАССЕ.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА»
Подготовила : Никифорова Татьяна Алексеевна –
учитель русского языка и литературы
г. Нефтегорск, 2015
Знакомство с авторскими наработками педагога. Освоение и отработка практических умений написания сжатого изложения
- Передать свой опыт, формы, методы, приёмы педагогической деятельности.
- Создать условия для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
- Совместно отработать методические приёмы педагога – мастера, приёмы решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.
Новая форма ОГЭ по русскому языку включает в себя задания, проверяющие следующие виды компетенций:
- лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую , т.е.практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную , т.е. владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Экзаменационные материалы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования и достижений современной психологической и лингвистической наук.
Предложенная на сегодняшний день форма экзамена решает следующие проблемы:
- проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых обучающимися в курсе изучения русского языка в основной школе;
- проблема оценки уровня готовности выпускников 9 класса к дальнейшему обучению в старшей школе и к дальнейшему образованию;
- проблема содержания ОГЭ по русскому языку.
Работа по русскому языку состоит из 3-х частей . Трёхчастная структура работы обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности обучающегося (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля.
Работу по сжатию текста проводить начинаю уже в 5 классе, так как обучающиеся в начальных классах пишут, в основном, подробные изложения и считают, что, чем подробнее они передадут содержание прочитанного текста, тем лучше.
Работать начинаю с простейших текстов, содержащих ряды однородных членов: прошу подобрать обобщающее слово. Другой вид заданий, которые можно предложить пятиклассникам: из двух простых предложений составить одно сложное, синонимическая замена слов для предотвращения повторов.
В 7 классе добавляется к этим заданиям ещё одно: произвести, если это возможно, синонимическую замену сложноподчинённого предложения предложением, содержащим причастный или деепричастный оборот.
В 8 классе вводится такое понятие, как обособленные и уточняющие члены предложения, вводные слова. Задания на сжатие текста расширяются в связи с этим.
В 9 классе все полученные знания обобщаются и систематизируются. Работа идёт легче.
Таким образом, чтобы достичь отличного результата в написании сжатого изложения, работу по сжатию текста нужно начинать проводить как можно раньше, т.е. с 5 класса.
Как показала практика, такая работа приносит свои плоды. Мои выпускники не испытывают трудностей с этим видом задания, так как владеют всеми видами сжатия текста.
Остановлюсь немного на теории.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных явлений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Отсюда вытекает система критериев оценивания изложения (Приложение 1).
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом ( с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок (Приложение 2).
Любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Разделение информации на главную и второстепенную прямо зависит от характера текста (цели, функционального стиля, типа речи).
Главная информация – это то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел.
Второстепенная информация – это сведения, дублирующие, поясняющие, уточняющие, распространяющие главную информацию текста. К ним можно отнести подробности, повторы, пояснения, детали, примеры и прочее.
Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста.
Главная тема реализуется через несколько микротем, подчинённых одной главной теме. Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или её часть. Совокупность микротем в их последовательности и взаимосвязи составляет тему текста
Абзац – одна из основных единиц письменного текста, выделяемая красной строкой, характеризующаяся относительной самостоятельностью, единством содержания и языковой и логической законченностью. В абзаце выражается одна из микротем текста. В письменном тексте столько абзацев, сколько микротем.
Сжатие текста происходит по двум взаимосвязанным направлениям :
- содержательная компрессия информации;
- языковое сжатие текста.
Сжатие текста предполагает использование таких основных приёмов , как
- исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
- обобщение единичных явлений и фактов;
- упрощение синтаксических структур.
Исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний. Фрагментов предложений и целых предложений.
а) Есть люди, которым всегда всё ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.
(По И.В. Курбатову)
б) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.
Одним из самых распространённых примеров исключения при языковом сжатии текста является исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
а) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными , ясными лицами.
б) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами .
Другой пример исключения – удаление из текста поясняющих конструкций. Например, ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
а) Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления . Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путём выявления обобщённого содержания какого-либо фрагмента, так и при помощи замены однородных членов их обобщённым наименованием.
Пример обобщения содержания:
а) Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
б) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Пример языкового обобщения:
а) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами .
б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает .
Упрощение синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия.
1.Замена придаточного определительного синонимичным определением . а) Автомобили, которые снабжены электродвигателями , принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы , на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
(Из периодической печати)
б) Автомобили с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
2.Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом . а) Когда анализируешь события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том , что есть и будет, не забывай о том, что было.
б) Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
3.Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
а). Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
(Из периодической печати).
б). Принято думать, что нравственные потрясения переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
Кроме того, к разновидностям упрощения относятся такие приёмы, как замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно и так далее.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Пример комплексного применения приёмов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом):
а). Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
б). Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом .
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений.
Работа с раздаточным материалом (Приложения).
Используя теоретические сведения, полученные в ходе занятия, выполните задания (Приложения 3-4)
1. Примените к предложенным текстовым отрывкам прием сжатия текста ИСКЛЮЧЕНИЕ:
- «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (В предложенном отрывке текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн. Перечень этот довольно объёмен, поэтому можно применить приём исключения некоторых членов предложения . Надо определить, какие из них оставить, а какие убрать. Для этого необходимо перечитать абзац и выявить главное. Главное в нашем случае то, что профессии были самыми разными, зачастую очень опасными. Поэтому можно взять из всего перечня занятий контрастные. Например: «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре ).
- Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого, поэтому мы можем использовать приём исключения предложения(-й) – оставить только первое из трёх).
2.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ:
- Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (В этих риторических вопросах снова содержится информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразие, а на тяжесть и подчас опасность. Это и следует отразить в переработанном отрывке текста, но используя для этого, например, приём замены однородных членов синонимичным выражением. Таким образом, может получиться одно предложение: Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные? ).
3.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста УПРОЩЕНИЕ:
- Год проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы «год … за годом», «дальше и дальше». В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя ).
4. Произведите сжатие текста разными способами:
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Юрию Васильевичу Бондареву)
5.Запишите микротемы и опорные слова, которые помогут пересказать текст, в таблицу (Приложение 5).
Источник