- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
- Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам
- Вводная информация
- Как подать заявку на участие в электронном аукционе
- Предварительная подготовка
- Сроки подачи заявки
- Форма и содержание заявки
- Внесение обеспечительного платежа
- Как рассматривают первые части заявок
- Как проходит электронный аукцион
- Время проведения аукциона
- Два этапа аукциона
- Как правильно подать ценовое предложение
- Как рассматривают вторые части заявок
- Как внести обеспечение контракта
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник
Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам
Электронный аукцион — это самый популярный способ проведения торгов по контрактной системе. Именно его назначают государственные и муниципальные учреждения, закупающие продукты, напитки, одежду и прочие распространенные и привычные всем товары. Наш материал адресован начинающим участникам госзакупок, которые планируют попробовать свои силы в электронных аукционах. Здесь собрана информация о том, как подготовиться к аукциону, как подать заявку, сделать ценовое предложение, внести обеспечение контракта в случае выигрыша, а также много других полезных сведений.
Вводная информация
Существует перечень товаров, работ и услуг, которые государственные структуры обязаны закупать посредством электронного аукциона (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.16 № 471-Р). В него входят большинство самых «популярных» наименований: пищевые продукты, напитки, одежда, бумага, услуги по розничной и оптовой торговле, общепит и проч. Таким образом, электронный аукцион является самым распространенным способом проведения госзакупок.
Как подать заявку на участие в электронном аукционе
Предварительная подготовка
Прежде всего, участник должен рассчитать минимальную выгодную цену, которую он согласен получить за выполнение контракта. На эту цифру необходимо ориентироваться при подаче ценовых предложений.
Поставщик принял участие в электронном аукционе на уборку муниципального помещения площадью 6 000 м. кв. Заказчик обозначил цену за уборку одного метра квадратного — 65 руб. При этом цена контракта составила 390 000 руб. (6 000 м. кв. х 65 руб.).
Поставщик определил, что сможет потратить на уборку одного метра квадратного 45 руб. При этом цена контракта будет равна 270 000 руб. (6 000 м.кв. х 45 руб.). Это значит, что поставщик не может опускать цену ниже 270 000 руб.
В результате поставщик выиграл торги, предложив цену 270 500 руб. И хотя прибыль оказалась минимальной, победа в торгах обеспечила хорошую репутацию и помогла привлечь других заказчиков с большими объемами заказов.
Далее участнику следует получить сертификат электронной подписи и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке, на которой проводится закупка.
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
На получение сертификата уйдет примерно один день, на аккредитацию — до пяти рабочих дней. Сейчас электронные аукционы проходят на 6-ти торговых площадках (список указан в распоряжении Правительства РФ от 04.12.15 № 2488-р, применяется для проведения электронных аукционов согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.16 № 2933-р):
- Сбербанк-АСТ
- Агентство по государственному заказу республики Татарстан (АГЗРТ)
- Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП)
- РТС-Тендер
- Национальная электронная площадка
- Российский аукционный дом
Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации об аукционах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах на всех торговых площадках по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующий его аукцион. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Подключиться к сервису «Контур.Закупки»
Вопросы по закупке, по требованиям к участникам, а также по товарам, работами услугам можно задать заказчику. Для этого надо подать запрос на ЭТП за три дня до окончания подачи заявки на участие.
Сроки подачи заявки
Заявка на участие подается в электронном виде на ЭТП, которая указана в документации по закупке. Сроки подачи зависят от цены закупки. При начальной цене контракта более 3 млн. руб. срок составляет минимум 15 календарных дней. При начальной цене контракта не более 3 млн. руб. срок составляет минимум 7 календарных дней. Последний день приема заявок указан в извещении о проведении закупки.
Практика показывает, что подавать заявку на участие в электронном аукционе лучше в последние 2 дня приема заявок. Дело в том, что до этого момента заказчик вправе менять документацию по закупке. И если участник уже успел подать заявку в соответствии с прежней документацией, ему придется отзывать заявку и делать новую.
Форма и содержание заявки
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть содержит согласие участника на поставку товара на условиях заказчика, а также спецификацию и технические характеристики. При заполнении первой части крайне важно внимательно отнестись ко всем пунктам, так как любая ошибка или неточность может привести к отклонению заявки.
Строго говоря, в первой части не должно быть сведений о поставщике и о предлагаемой цене товара работы или услуги. Но если первая часть оформлена на фирменном бланке, заявку все рано не отклонят.
Вторая часть заявки содержит сведения об участнике: название организации, ИНН, почтовый адрес и проч. Вместе со второй частью подается ряд документов, таких как ИНН учредителей, декларации соответствия, лицензии и другие бумаги, необходимые для поставки.
Поставщик должен подписать заявку своей электронной подписью и подать обе части одновременно из личного кабинета на ЭТП.
Внесение обеспечительного платежа
Перед подачей заявки заказчик обязан перевести на счет ЭТП сумму обеспечения, которая указана в документации по закупке. Деньги будут зачислены на счет, открытый участнику при аккредитации на электронной торговой площадке. Срок зачисления — один банковский день плюс один рабочий день.
Добавим, что заявку можно отозвать до окончания срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.
Как рассматривают первые части заявок
Когда подача заявок окончена, закупочная комиссия заказчика должна рассмотреть первые части в течение семи календарных дней. Точная дата окончания рассмотрения первых частей указана в извещении о закупке.
По результатам рассмотрения поставщик либо будет допущен к аукциону, либо его заявку отклонят. Последнее случится, если участник не предоставил сведения, предусмотренные первой частью заявки, предоставил недостоверные сведения, либо предоставил сведения, не соответствующие требованиям документации.
После рассмотрения первых частей заявок заказчик оформляет протокол и размещает его на площадке в единой информационной системе ЕИС. В этом протоколе нет наименований участников, а названы только их номера. Затем оператор ЭТП направляет в личный кабинет каждого участника уведомление, где говорится, какое решение принято по итогам рассмотрения первых частей. Если участник не допущен к участию в аукционе, его деньги в сумме обеспечительного платежа будут разблокированы в течение одного рабочего дня с момента публикации протокола. После разблокировки участник сможет забрать свои средства.
Как проходит электронный аукцион
Время проведения аукциона
По закону заказчик обязан провести аукцион в первый рабочий день по истечении двух дней после завершения срока рассмотрения первых частей заявок. Время начала аукциона назначает оператор ЭТП (как правило, это первая половина дня по местному времени заказчика). Отметим, что дата и время начала аукциона указаны в извещении о проведении закупки.
Два этапа аукциона
В назначенный час участники, допущенные к аукциону, могут зайти в аукционный зал и начать делать ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа.
На первом этапе победитель определяется следующим образом. Если в течение 10 минут с начала первого этапа подано ценовое предложение, улучшающее цену контракта, аукцион продлевается еще на 10 минут. Если в течение вторых 10-ти минут поступило еще более выгодное для заказчика предложение, аукцион опять продлевается на 10 минут. Так продолжается до тех пор, пока не перестанут поступать лучшие предложения. Если же очередные 10 минут прошли, а лучшего предложения не было, объявляется победитель. Важная деталь: каждый участник может делать ценовые предложения неограниченное число раз.
Возможно и другое развитие событий, когда после начала первого этапа предложений, улучшающих цену, так и не поступило. Тогда аукцион завершается и признается несостоявшимся, а заказчик переходит к рассмотрению вторых частей заявок и определению победителя.
На втором этапе все участники (за исключением победителя), могут бороться за второе место или улучшить свои ценовые предложения. Второй этап продолжается 10 минут.
Как правильно подать ценовое предложение
При подаче ценовых предложений участники должны соблюдать следующие правила:
- начать подавать ценовые предложения можно как на первом, так и на втором этапе;
- величина снижения начальной или минимальной текущей цены (такое снижение называют шагом аукциона) составляет от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены (НМЦ);
- любой участник может подать несколько ценовых предложений;
- если ценовое предложение окажется хуже текущей цены, шаг аукциона можно не учитывать;
- участник не вправе подать ценовое предложение, равное или изменяющее свое последнее предложение в худшую для заказчика сторону. Такое предложение не пройдет проверку, которая организована на площадке;
- участник не вправе снизить последнюю лучшую цену, если ее предложил он сам. Такое предложение не пройдет проверку, которая организована на площадке. Дальнейшее снижение цены для него возможно только после того, как другие участники подадут лучшие предложения;
- участник не вправе подавать ценовое предложение равное НМЦ или равное нулю. Такое предложение не пройдет проверку, которая организована на площадке. Но участник вправе подать предложение с «отрицательной» ценой. В такой ситуации не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заплатит заказчику за право заключения контракта. Иногда участники идут на это, чтобы прорекламировать себя или свой бренд, чтобы поставить бесплатно оборудование, а затем за плату поставлять для него комплектующие и т.д.
По окончании обоих этапов оператор публикует протокол проведения аукциона на своей площадке и в единой информационной системе. В протоколе отсутствует информация об участниках, названы лишь их номера и ценовые предложения.
Как рассматривают вторые части заявок
Участник, подавший предложение с наименьшей ценой, не обязательно выиграет торги и заключит контракт. Прежде ему придется пройти через процедуру рассмотрения вторых частей заявок. Не исключено, что заказчик признает вторую часть не соответствующей требованиям аукционной документации, и отклонит победителя. Тогда победителем станет тот, кто занял второй место. Вторая часть заявки будет забракована, если:
- участник не предоставил документы из второй части заявки (например, лицензию, свидетельства о допуске к выполнению работ и т.д.;
- отсутствуют документы, которые поставщики предоставляют при аккредитации в реестре участников (выписки из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП, приказы, решения об одобрении или о совершении крупной сделки, доверенности, копии учредительных документов и проч.) либо они содержат недостоверные сведения;
- поставщик не соответствует требованиям, которые предъявлены к участникам данных торгов (например, находится в реестре недобросовестных поставщиков, не относится к малому бизнесу, хотя госзакупка проводилась только для этой категории участников).
После рассмотрения вторых частей заявок закупочная комиссия принимает решение о победителе и составляет протокол подведения итогов. Каждый участник получает уведомление об итогах электронного аукциона, а победитель — о формировании карточки контракта.
Как внести обеспечение контракта
Победитель обязан внести обеспечение контракта. Это своеобразная страховка для заказчика на случай недобросовестного исполнения контракта со стороны поставщика. Обеспечение можно вносить двумя способами: либо перевести деньги на счет заказчика, либо оформить банковскую гарантию.
У поставщика, получившего от заказчика контракт, есть пять дней, чтобы отправить подписанный контракт и карточку с банковской гарантией или платежным поручением. Существует и другой вариант — отправить протокол разногласий. На это отводится не более тринадцати дней.
Как только заказчик получит подписанный поставщиком контракт, и подпишет его сам, контракт вступит в силу. Добавим, что подписывают контракт на электронной торговой площадке при помощи электронной подписи.
Источник