Закупки малого объема это конкурентный способ

Как участвовать в малых электронных закупках с 1 апреля 2021

С 1 апреля 2021 года заказчикам разрешили закупать у единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей. На практике этот механизм пока не отработан, разберемся в спорных вопросах.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Что такое малая электронная закупка

Малые закупки по п.4 и п. 5 ст. 93 44-ФЗ— один из частных случаев закупки у единственного поставщика. Когда закон только принимали, заказчикам разрешали закупать без конкурса на сумму всего до 100 тыс. руб. Постепенно лимит подняли до 600 тыс. руб. С апреля 2021 года лимит малой закупки — 3 млн, но только если закупка проходит на электронной торговой площадке. Так появился термин «малая электронная закупка».

Малые закупки в электронной форме еще называют «закупкой с полки», так как заказчик выбирает, что ему нужно, из готовых предложений как в обычном магазине.

Технически малая электронная закупка перестает быть закупкой у единственного поставщика, так как в ней могут принять участие несколько поставщиков. При этом все стороны получают определенные преимущества:

  • Заказчики могут купить любые товары на бОльшую сумму, при этом такая закупка проходит быстро — от публикации извещения до подписания контракта пройдет около пяти рабочих дней.
  • Поставщики получают возможность продать свои товары без классических аукционов и конкурсов.
  • Проверяющие органы легко отслеживают весь процесс: от начальной цены до подписанного контракта.

Кто может участвовать

Все компании и физлица, которые зарегистрированы в ЕИС и на торговой площадке, где проходит закупка. До окончания регистрации должно оставаться не меньше трех месяцев. Это правило действует и в обычных конкурентных закупках.

Как проходят

На момент написания статьи практики пока нет, но принципы закупок Минфин разъяснил в письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Объявление закупки

Заказчик публикует в ЕИС извещение, проект контракта, НМЦ и требование об обеспечении контракта при необходимости. Документы автоматически дублируются на торговой площадке, где будет проходить закупка.

В одном извещении можно указать конкретное количество одного товара, срок и место поставки. Товары и характеристики можно брать только из КТРУ. То есть нельзя купить товар, которого нет в КТРУ.

Заказчик не может:

  • Требовать обеспечения заявки.
  • Устанавливать условия допуска из приказа № 126н — его применяют только при конкурентных закупках.
  • Что-то менять в извещении или отменять закупку.
  • Проводить совместные малые закупки.

Подача предварительных предложений

Поставщики заранее размещают на ЭТП одно предварительное предложение со всеми товарами, которые способны поставить. Можно прописать несколько мест поставки, разное количество товара, цену и сроки в зависимости поставки. Нельзя указывать разные цены в отношении одного и того же места поставки.

Предложение подписывают электронной подписью, его можно изменить, продлить срок действия или отозвать, до тех пор пока оператор не направил заявку заказчику. Каждое действует не больше месяца — его нужно постоянно продлевать.

Площадки смогут брать деньги за участие в малой закупке. В этом вопросе Минфин ссылается на ч.4 ст.24.1, но с другой стороны, есть постановление правительства № 564, где сказано только про плату за победу.

Отбор заявок

Пока отбор заявок действует в рамках одной ЭТП, на которой заказчик разместил извещение. С 1 октября 2021 года заявки будут выбирать среди предварительных предложений, размещенных на всех ЭТП.

После публикации извещения в течение одного часа оператор ЭТП:

  • проверяет предложения на отсутствие участник в РНП,
  • проверяет соответствие товара требованиям заказчика,
  • ранжирует предложения по цене за единицу товара,
  • выделяет первые 5 предложений с минимальной ценой (минимум две)
  • направляет заказчику предложения и документы участника из ЕИС
Читайте также:  Способы при заложенных ушах

При этом товар не должен быть заблокирован по ранее направленным заявкам. То есть выберут заявки с достаточным количеством товара. При этом заблокируют часть товара, только если участник в предварительном предложении указал максимальное количество, которое может поставить.

Рассмотрение заявок

Все заявки рассматривает одно уполномоченное лицо со стороны заказчика, не обязательно создавать комиссию. Заказчикам нужно прописать конкретное ответственное лицо, которое отбирает заявок и заключает контракт на ЭТП.

Заказчик в течение одного рабочего дня после дня получения заявок от оператора:

  • рассматривает полученные заявки,
  • допускает или отклоняет заявки,
  • ранжирует заявки с учетом национального режима,
  • формирует на торговой площадке протокол подведения итогов и отправляет оператору.

Заказчик выбирает победителя по минимальной цене и соответствию другим параметрам — как в запросе котировок.

Заключение контракта

Контракт заключат не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал.

Если победитель отказывается, заказчик может заключить контракт с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от контаркта без санкций.

После заключения контракта оператор торговой площадки не позднее 1 часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник

Закупки малого объема: изменения с 01.04.2021

Закупать товары, работы или услуги в пределах определенной суммы (т.н малые закупки) можно у единственного поставщика без конкурентных процедур (п.п. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ). С 01.04.2021 года Закон 44-ФЗ дополнен частью 12, в которой регламентирован порядок проведения малых закупок через электронную площадку.

Изменения требований к объёму закупок по 44-ФЗ

Еще в 2020 году в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ были внесены изменения – увеличен максимальный объем малой закупки с 300 000 руб. до 600 000 руб. (см. Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020 г.).

При этом годовой объем закупок остался на прежнем уровне — 2 млн. руб. и 10% от годового объёма, но не более 50 млн. для п.4 ч. 1 ст. 93 и 5 млн. руб. и 50% годового объёма закупок, но не более 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1. ст. 93 (для учреждений культуры, ряда других социально ориентированных организаций).

А начиная с 01.04.2021 года можно будет делать электронные закупки товаров на электронной площадке на сумму не более 3 млн. рублей. Работы и услуги на основании ч. 12 ст. 93 закупать нельзя.

Так как статья 12 содержит отсылочную норму именно на пункты 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, все остальные ограничения для годового объёма закупок должны быть также соблюдены.

Порядок осуществления малых закупок через электронную площадку

Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.

Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.

Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.

Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:

наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;

страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);

указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;

срок поставки (минимальный и максимальный);

срок действия предварительного предложения.

Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.

Читайте также:  Способы или методы развития мышления

В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.

А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.

Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.

Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.

Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.

Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.

Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.

Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).

При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.

В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.

Источник

Закупки малого объема 44-ФЗ

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 600 тысяч рублей (в отдельных случаях 3 млн руб рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 600 000 рублей у единственного поставщика.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

Основания проведения малых закупок в 2021 году

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Годовой объем закупок малого объема должен быть не больше 2 млн руб или не превышать 10% от СГОЗ заказчика, но в рамках 50 млн руб.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок, и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 есть ряд заказчиков, которые также могут проводить закупки по этому основанию. У таких организаций ограничение по цене контракта также составляет 600 тыс руб, но по объему закупок, заказчик не должен превысить лимит в 5 млн руб или 50% СГОЗ в рамках 30 млн руб.

В таких закупках публикация извещения о проведении тендера не требуется.

Малые закупки по 44-ФЗ до 600 тыс руб в электронной форме

В случае проведения закупки на основании п. 4, 5 ч. 1 ст 93 в электронной форме на электронной площадке – ограничение на цену контракта составляет 3 млн руб. Это нововведение вступило в силу с 1 апреля 2021 года и регламентируется ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. В ней рассказывается о порядке проведения данной процедуры.

Читайте также:  Самый простой способ говорить с ребенком нэнси кэджен

Большинство малых закупок проводится на площадке ЕАТ Березка (агрегатор малых закупок). Использование агрегатора является обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных казенных учреждений. Освобождены от этой обязанности органы, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ, и их казенные учреждения. Региональные органы и органы местного самоуправления могут сами решить, использовать ли им агрегатор.

Процесс проведения закупок малого объема до 600 тыс руб в электронном магазине следующий:

Участник формирует, подписывает ЭЦП и размещает на площадке свое предложение с подробным описанием товара, его характеристиками, ценами, условиями поставки и тд.

Заказчик со своей стороны публикует извещение о проведении закупки в ЕИС. В нем описывает все требования к поставщику и продукции. Также в извещении содержится проект контракта и обоснование цены контракта у единственного поставщика.

В течение 1 часа после публикации извещения в ЕИС, оператор ЭП отбирает из всех предложений не более 5 заказчиков, присваивает им порядковый номер в порядке возрастания цены и направляет информацию заказчику.

С момента получения предложений, заказчик в течение 1 дня рассматривает поступившие заявки, принимает решение о соответствии заявок установленным требованиям и присваивает им порядковые номера (также в порядке возрастания цены). Первый номер получает заявка с наименьшей предложенной ценой за единицу товара.

Затем заказчик формирует протокол проведения закупки и направляет его оператору ЭП. Заключение договора проходит с участником, получившим первый порядковый номер в соответствии со ст. 83.2

Учет закупок малого объема

Публиковать малые госзакупки в ЕИС заказчик не обязан, так же, как и вносить информацию в реестр заключенных государственных контрактов. Реестр для контрактов, заключенных на основании п. 4-5 ч. 1 ст. 93, ведется в ЕАТ.

Однако, если такая закупка проводилась в электронной форме, то внести данные в госреестр все же придется, это регламентирует ч. 1 ст. 103 44-ФЗ.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 600 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 10% от совокупного объема годовых закупок.

Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “десяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 600 тыс.руб. на 30 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 20 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 10% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в проведении малых закупок до 600 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства, малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 600 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка» доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса — упросить процедур стандартных закупок (например, канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

Источник

Оцените статью
Разные способы