- Как закупить услуги общественного питания по 44-ФЗ
- Выбираем способ определения поставщика
- Устанавливаем дополнительные требования
- Считаем НМЦК
- Составляем ТЗ
- Определяем исполнителя
- Заключаем контракт
- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
Как закупить услуги общественного питания по 44-ФЗ
Как провести аукцион по организации питания в школе:
- Подготовить документацию, техзадание и проект контракта.
- Опубликовать извещение.
- Провести торги.
- Рассмотреть заявки и выбрать победителя.
- Заключить госконтракт.
Скачать образец конкурсной документации по 44 по оказанию услуг питания в образовательном учреждении |
Скачать образец документации по закупке питания для детских лагерей по 44-ФЗ |
Скачать образец документации по организации кофе-брейков при проведении мероприятия по 44-ФЗ |
Выбираем способ определения поставщика
Прежде чем выбрать, какой конкурентный способ определения исполнителя применяется при закупке услуг питания школ Москвы и других городов, заказчик проверяет аукционный перечень из распоряжения правительства РФ № 471-р от 21.03.2016. Услуги общественного питания по коду 56 присутствуют в аукционном перечне (исключение — сервис по обеспечению ритуально-обрядовых мероприятий). Это означает, что приоритетным способом заказа является электронный аукцион (ст. 59 44-ФЗ).
Кроме аукциона, заказчик вправе выбрать и другие способы определения поставщика. Минфин и Минпросвещения в совместном письме указывают, что для госзаказа таких услуг следует использовать (письма № 24-05-06/40032, АН-942/09 от 25.05.2021):
- электронный запрос котировок;
- электронный конкурс с ограниченным участием (с учетом дополнительных требований из п. 6 ПП РФ № 99 от 04.02.2015);
- открытый конкурс в электронной форме (кроме продуктов по кодам ОКПД2 01, 03, 10, 11, 36).
В положениях Федеральной контрактной системы разъясняется, возможно ли заключить договор с единственным поставщиком на организацию питания детей в школе по 93 статье 44-ФЗ, —да, в соответствии с ч. 1 ст. 93, разрешено проводить такие закупки у единственного поставщика, если цена заключаемого контракта не превышает 600 000 рублей (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо когда питание предоставляют для:
- обеспечения визитов глав и делегаций иностранных государств (п. 20);
- обеспечения деятельности объектов госохраны, в т. ч. на выездных мероприятиях (п. 21);
- работника, направленного в служебную командировку либо принявшего участие в культурных мероприятиях по приглашению (п. 26).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупки лечебного питания. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Устанавливаем дополнительные требования
Постановление правительства № 99 от 04.02.2015 в п. 6 приложения 2 обязывает заказчика при закупке услуг питания для образовательных учреждений по 44-ФЗ ограничить число участников закупки, если НМЦК более 500 000 руб. Кроме того, ограничения действуют и при заказе питания для:
- медицинских организаций;
- учреждений социального обслуживания;
- организаций отдыха и оздоровления детей.
К участникам закупки здесь предъявляется дополнительное требование: иметь исполненный в течение трех лет, предшествующих дате подачи актуальной заявки, контракт, предметом которого были аналогичные услуги. Стоимость завершенной сделки должна составлять 20% и более от НМЦК текущей процедуры.
Для подтверждения такого опыта участнику закупки по организации питания в образовательных учреждениях по 44-ФЗ необходимо приложить к заявке копию исполненного госконтракта. Информация об этом документе должна содержаться в реестрах контрактов, заключенных по 44 или 223-ФЗ.
Также, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31, заказчики вправе в документации потребовать у поставщика подтвердить деловую репутацию. В таком случае участник включает в заявку, например, копии благодарственных писем и отзывов, которые ему выдали после успешного исполнения контракта, предметом которого были схожие услуги.
Кроме того, заказчик вправе потребовать, чтобы сведения об участнике отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).
Считаем НМЦК
В 44-ФЗ указано, как рассчитать НМЦК по организации горячего питания по 44-ФЗ, — отдать предпочтение методу сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 № 44-ФЗ). В этом случае решение о начальной сумме контракта определяется на основании данных, полученных из различных источников: ценовые запросы у поставщиков, общедоступная информация о рыночной стоимости продукции. Заказчик вправе использовать обоснованные им коэффициенты и индексы, которые рассчитывают, исходя из свойств предмета сделки и условий его поставки (ч. 4 ст. 22 № 44-ФЗ).
Помимо прочего, в распоряжении заказчика имеются дополнительные федеральные и местные нормативные акты, на основании которых осуществляют расчет (например, приказ Минэкономразвития РФ № 567 от 02.10.2013). Если объем рассматриваемых услуг определить невозможно, в извещении и в документации покупатель указывает цену за единицу услуги.
Составляем ТЗ
В законодательных нормативах закреплено, как может осуществляться закупка по организации питания: через электронный аукцион, запрос котировок, конкурс или заключение контракта с единственным поставщиком. Независимо от выбранного способа, заказчик обязан составить техническое задание и описать объект закупки.
В техническом задании приводят подробное описание самого процесса оказания услуг. В законе № 44 не установлено формы для технической части, но при его составлении следует учитывать правила описания объекта закупки (ст. 33).
К примеру, в техническое задание на госзакупки на организацию питания в высших учебных заведениях включают примерное меню. После определения победителя тендера этот документ разрешено использовать как приложение к контракту. В техзадании прописывают место и время исполнения контракта, указывают основные качественные характеристики, требования к исполнителю, к его работникам, к результату оказания услуг.
В 2021 году действуют особые правила (письмо Минфина и Минпросвещения № 24-05-06/40032, АН-942/09 от 25.05.2021). При описании объекта закупки (услуг питания), составлении техзадания и проекта контракта заказчики вправе установить порядок исполнения контракта с возможностью перевода отдельных учащихся на дистанционное обучение из-за сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации. При переводе на дистанционное обучение ученикам взамен горячего питания предоставляют продуктовые наборы. Заказчики устанавливают требования к таким наборам с учетом особенностей использования средств выделенной целевой субсидии.
Определяем исполнителя
Если в рамках организации общественного питания требуете поставить продукты питания из перечня по постановлению правительству № 832 от 22.08.2016, то придется установить ограничения и оценивать заявки в особом порядке. Чтобы правильно применить ограничения, убедитесь, что получили как минимум 2 заявки, в которых есть предложения поставить продукты из стран — членов ЕАЭС, и в этих заявках собираются продукты разных производителей. Если 2 такие заявки есть, то отклоняйте все заявки с предложением о поставке иностранных продуктов (п. 2 постановления № 832).
Если для оказания услуг требуется поставить товар, который попал в перечень по приказу Минфина № 126н от 04.06.2018, то придется установить условия допуска иностранных продуктов, а для отечественных исполнителей прописать преференции.
В остальном инструкция отбора исполнителя для оказания услуг общественного питания ничем не отличается от привычных правил.
Заключаем контракт
Особенностей при заключении контракт для госзакупок общественного питания нет. Подписывайте контракт с победителем или в особых случаях со вторым участником по общим правилам, которые прописаны в ст. 83.2 44-ФЗ.
Источник
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник