- Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 24-01-06/1941 «О формировании НМЦК, а также о расчете нормативных затрат на приобретение полисов ОСАГО»
- Инструкция по закупке ОСАГО по 44-ФЗ
- Изменения в госзакупках ОСАГО
- Порядок закупок ОСАГО
- Шаг 1. Формулировка объекта закупки и формирование лотов
- Шаг 2. Определение НМЦК
- Шаг 3. Выбор способа определения поставщика
- Шаг 4. Описание требований в закупочной документации и подготовка проекта контракта
- Шаг 5. Проведение конкурентных процедур
Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 24-01-06/1941 «О формировании НМЦК, а также о расчете нормативных затрат на приобретение полисов ОСАГО»
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода.
Согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 — 11 указанной статьи.
В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, заказчик вправе не только направлять запросы о предоставлении ценовой информации, но и воспользоваться иными источниками получения ценовой информации для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, в случае если такая информация соответствует положениям статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, положениями части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 указанной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Таким образом, при невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, заказчики вправе применять иные методы, не предусмотренные частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
При этом необходимо отметить, что применение иных методов для расчета НМЦК не должно противоречить положениям законодательства в сфере контрактной системы.
Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно формирует НМЦК и должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 44-ФЗ в целях указанного Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.
Согласно положениям части 5 статьи 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы в соответствии с частью 4 указанной статьи утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 19 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 N 1084 утверждены Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее — Правила N 1084, Постановление N 1084).
Федеральные государственные органы на основании пункта 2.1 Постановления N 1084 утверждают нормативные затраты в соответствии с Правилами, утвержденными указанным постановлением, на обеспечение собственных функций, функций территориальных органов, а также подведомственных им казенных учреждений.
При этом пунктом 90 Правил N 1084 утверждены особенности порядка расчета нормативных затрат на приобретение полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), которые определяются в соответствии с базовыми ставками страховых тарифов и коэффициентами страховых тарифов, установленными указанием Банка России от 04.12.2018 N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Источник
Инструкция по закупке ОСАГО по 44-ФЗ
Закупки ОСАГО по 44-ФЗ — это приобретение услуг по страхованию автогражданской ответственности в соответствии с нормами Федеральной контрактной системы. В 2021 проводим такие заказы по-новому.
Скачать бланк типового контракта на оказание услуг ОСАГО, разработанный департаментом госзаказа Ханты-Мансийского автономного округа |
Скачать образец допсоглашения по контракту за ОСАГО из ЕИС |
Изменения в госзакупках ОСАГО
Вступил в силу закон № 161-ФЗ от 25.05.2020, который изменил ряд положений в 40-ФЗ от 25.04.2002 о страховании автогражданской ответственности. Вот как изменились тендеры на ОСАГО в 2021 году:
- У страховщиков появилась возможность самостоятельно устанавливать значения базовых ставок и тарифов и определять показатели в пределах минимальных и максимальных величин, определенных ЦБ РФ. Рассчитывать тарифные ставки, учитывая личностные характеристики страхователя и граждан, которых он допускает к управлению машиной. Прописывать и демонстрировать методику расчета страховых тарифов.
- У страховщиков появилось обязательство по размещению калькуляторов для расчета страховой премии на их официальных сайтах.
- Потерпевший обязан информировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой экспертизы.
- Законодатели определили базу для расчета неустойки, которую уплачивает страховая компанию застрахованному физическому лицу. Такая страховая гарантия по ФЗ-44 включается в проект контракта. Базой при несоблюдении сроков возврата страховой премии является размер премии или ее часть, которые надлежит вернуть страхователю.
- У юридических лиц появилась возможность заключать контракты по обязательному автострахованию, учитывая ограниченное использование транспорта. Ограничения устанавливаются по сезонному или временному сроку использования и по перечню лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Сократят и минимальный срок сезонного использования с 6 до 3 месяцев в течение календарного года.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как закупить ОСАГО, чтобы не получить штраф. Используйте эти инструкции бесплатно.
Порядок закупок ОСАГО
Инструкция, как закупать услуги по обязательному автострахованию по новым правилам:
- Описываем объект заказа и формируем лоты.
- Рассчитываем начальную (максимальную) цену контракта.
- Определяем порядок применения способа закупки при страховании авто, транспортных средств.
- Устанавливаем требования в закупочной документации и готовим проект контракта.
- Проводим торговую процедуру и заключаем соглашение с победителем.
Разберем подробнее каждый шаг.
Шаг 1. Формулировка объекта закупки и формирование лотов
Начинаем с определения объекта заказа. Не допускается объединение ОСАГО, ДСАГО или КАСКО в одном тендере. Автострахование — это деятельность, подлежащая обязательному лицензированию. На каждый тип страховки выдается отдельная лицензия, поэтому закупка различной страховки (КАСКО, ДСАГО) в одном лоте автоматически ограничивает потенциальных участников торгов (ч. 3 ст. 17 135-ФЗ, ч. 2 ст. 32 ФЗ № 4015-1).
В разделе «Описание закупки по автострахованию» закупочной документации обязательно укажите показатели, влияющие на величину страховой премии. К ним относятся:
- категория, мощность, назначение транспорта;
- государственный номер или VIN (для определения коэффициента «бонус-малус»);
- необходимая информация из техпаспорта и свидетельства о регистрации;
- территория использования транспортного средства;
- перечень всех водителей авто;
- количество месяцев использования, сезонность;
- наличие прицепа.
Определите срок действия контракта. Полис ОСАГО приобретают на один год. Но есть и исключения: страховка для перегона транспорта к месту регистрации или техосмотра в случае отсутствия диагностической карты. Такие краткосрочные соглашения заключаются максимум на двадцать дней (ч. 1 ст. 10 40-ФЗ, п. 1.1 правил ОСАГО).
Шаг 2. Определение НМЦК
Ценообразование на обязательное автострахование регулирует ЦБ РФ. Центробанк устанавливает базовые ставки, коэффициенты и структуру страховых тарифов. Все страховщики обязаны соблюдать правила ЦБ РФ (п. 6 ст. 9 40-ФЗ, указание ЦБ РФ № 5515-У от 28.07.2020). НМЦК на заказы по ОСАГО вычисляется тарифным методом (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). А вот как описывается оплата ОСАГО по 44-ФЗ в части НМЦК:
Базовая ставка умножается на различные коэффициенты, формирующие стоимость ОСАГО.
В конкурентных закупках рекомендуется использовать максимальную базовую ставку для снижения цены в ходе торгов с учетом лимитов по базовым ставкам. Использование минимальной ставки ФАС расценит как нарушение конкуренции среди участников (решение Нижегородского УФАС России от 30.06.2016 № 1167-ФАС52-КТ-50-09/06-16).
Приведем пример расчета начальной (максимальной) цены контракта. У заказчика есть автомобиль категории «В». При исчислении НМЦК используется максимальная базовая ставка — 3493 рублей (для юридических лиц).
Территория использования транспортного средства: Москва. Региональный коэффициент — 2.
Возмещения по страховке ранее не выплачивались. Коэффициент «бонус-малус» в системе ОСАГО — 0,6.
Коэффициент мощности для автомобиля заказчика — 1,2 (машина имеет 120 лошадиных сил).
Перечень водителей, которые допускаются к управлению ТС, ограничен — управляет авто только один водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,0.
Авто используется в течение всего года. Коэффициент сезонности — 1.
Нарушений не зафиксировано, следовательно, коэффициент нарушений не применяется.
Прицеп отсутствует. Коэффициент прицепа к ТС — 1.
НМЦК = 3493 × 2 × 0,6 × 1,2 × 1,0 × 1,0 × 1,0 = 5029,92 рублей.
Если определить количество приобретаемых услуг не получается, заказчик прописывает начальную цену единицы услуги, начальную сумму таких цен, максимальное значение ЦК и обосновывает начальную цену единицы услуги (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Но в случае с заказом услуг по автострахованию объект закупки подлежит четкому определению. Цену каждого страхового полиса заказчики рассчитывают, опираясь на технические характеристики транспортного средства. В закупочной документации, извещении и проекте контракта указываем формулу цены и ее максимальное значение (п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 34 44-ФЗ, ПП РФ № 19 от 13.01.2014).
А вот пример обоснования цены из ЕИС.
Шаг 3. Выбор способа определения поставщика
Приобретение услуг автострахования доступно как через конкурентные процедуры, так и через заключение соглашения с единственным поставщиком. Вот как выбрать способ определения поставщика по закупке услуг ОСАГО в 2021 году:
- Электронный аукцион. ОСАГО не входит в аукционный перечень — проверьте по коду 65.12.21.000. Но ничто не мешает заказчику выбрать страховщика путем электронного аукциона.
- Открытый электронный конкурс. Воспользуйтесь этим способом, если для объекта заказа первоочередное значение имеют неценовые критерии оценки заявки — качество исполнения и квалификация поставщика.
- Электронный запрос котировок. Эта процедура проводится быстрее всех. Но есть ограничения: НМЦК — не выше 500 000 рублей, а общий объем заказов таким способом не превышает 100 миллионов рублей и 10% от совокупного годового объема закупок — СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Заключение контракта с единственным поставщиком. Неконкурентный способ применяется, если цена соглашения — не более 300 000 рублей. Для образовательных, научных учреждений и организаций из п. 5 ч. 1 ст. 93 такой лимит выше — 600 000 рублей.
Шаг 4. Описание требований в закупочной документации и подготовка проекта контракта
Услуги в области автострахования оказываются в соответствии с регламентом ЦБ РФ. Предложенные цены — не ниже минимальных и не выше максимальных значений. Обязательно пропишите это требование в документации, и у вас появится возможность отклонить участников, которые нарушают указание ЦБ РФ № 5515-У. Основание для отказа — несоответствие условия ЦБ РФ о базовых тарифах, недостоверные сведения о цене, нарушение условий закупочной документации (ч. 5 ст. 54.7, ч. 6.1 ст. 66, п. 1 ч. 3 ст. 82.4 44-ФЗ).
Есть ряд обязательных требований на участие в госзакупках по оформлению ОСАГО через аукционы и конкурсы (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ):
- требование о наличии у страховой компании лицензии по ОСАГО (ч. 2 ст. 32 ФЗ № 4015-1);
- требование об участии страховщика в едином общероссийском профессиональном объединении страховых компаний (ч. 2 ст. 21 40-ФЗ).
Теперь об обязательных условиях в проекте контракта. Типового контракта на приобретение ОСАГО нет. Федеральные заказчики вправе самостоятельно разрабатывать проекты соглашений. Региональные заказчики основываются на нормативах местных властей. Если в субъекте РФ исполнительные власти утвердили типовой контракт, подведомственные учреждения обязаны использовать эту форму (ч. 8 ст. 112 44-ФЗ).
Описывая исполнение контракта на ОСАГО по 44-ФЗ, укажите в проекте размер пени, установленной для нарушений со стороны страховщика. Пеня определяется в соответствии с нормативами действующего законодательства об ОСАГО и рассчитывается следующим образом (ч. 21 ст. 12 40-ФЗ):
- 1% от суммы страхового возмещения — за каждый день просрочки при несвоевременной выплате, пропуске срока выдачи направления на ремонт;
- 0,5% от суммы возмещения — за каждый день просрочки за нарушение срока ремонтных и восстановительных работ;
- 0,05% от страховой суммы по виду вреда — за каждый день просрочки направления отказа в возмещении (величина устанавливается на законодательном уровне).
Шаг 5. Проведение конкурентных процедур
Электронные торги проводятся по правилам, установленным для конкретных процедур в Федеральной контрактной системе: аукцион регулирует ст. 59 закона, конкурс — статья 54.1. Электронный запрос котировок проводится по нормам статьи 82.1 44-ФЗ.
Источник