Инструкция: как закупать бензин и ГСМ по новым правилам
Закупка бензина по 44 ФЗ актуальна для тех заказчиков, в фондах которых имеется автотранспорт. Эта сфера регулируется ПП России № 19 от 13 января 2014 года с учетом последних изменений, которые действуют с 2020 года (ПП № 387 от 31 марта 2018 года).
Допустимые способы отбора исполнителя
Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.
Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.
Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):
- запрос котировок;
- заключение сделки с единственным поставщиком;
- запрос предложений в электронном виде.
Как прописать формулу цены
С 11.04.2018 при составлении закупочной документации и заключении сделки с победителем следует обязательно прописывать договоренность о максимальной цене. Должна использоваться и формула цены на бензин 44-ФЗ. Если до этой даты при заказе топлива с кодом 19.20.21 по ОКПД2 указывалось, что цена контракта задается твердо и меняться каким-либо образом в процессе исполнения контрактных обязательств не может, то теперь в документации и самом договоре информация о цене должна прописываться по правилам ч.2 ст. 34 44-ФЗ:
При отсутствии этих сведений в контракте и закупочной документации, договорные отношения будут признаны незаключенными (следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ).
По самой понятной и распространенной формулой цены на топливо цена бензина, оплачиваемая заказчиком за обговоренный в контракте период, может рассчитываться как сумма произведений цен отпуска единицы продукции и объемов поставки:
Такая модель удобна для применения, когда предельная стоимость одного литра топлива — величина фиксированная. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями предполагает указание в контракте как цены контракта и формулы для ее определения, так и предельной цены за единицу (литр) ГСМ.
Пример расчета по формуле
Заказчик заключил договор на сумму 550 000 руб. Количество закупаемого бензина АИ-95 — 12 000 литров.
Получается, что ПМЦ одного литра — 550 000 / 12 000 = 45,8 руб.
В качестве периода поставки указаны 6 месяцев — январь-июнь 2020 года. По расчетам, за один месяц компания-закупщик использует 2 000 литров топлива. В январе-апреле закупаемый бензин стоил 45,2 руб., а в мае и июне — 45,8 руб. Поэтому стоимость товара по контракту будет такой:
ЦК = 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. = 361 600 + 183 200 = 544 800 рублей.
Экономия — 5 200 рублей.
Как прописать НМЦК
НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.
НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.
Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.
В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.
Как работать с каталогом ТРУ
Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.
Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.
Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.
В КТРУ приводятся две единицы измерения ГСМ и топлива — это дм3 и литры. Заказчик выбирает одну из них. Недопустимо указывать наименования, значения и характеристики продукции, не зафиксированные в каталоге. За нарушение этого требования грозят штрафные санкции в размере 3 000 руб. на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП России).
О специальных условиях
Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:
- Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
- Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
- Информация о формуле цены и максимальной цены.
- Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
- Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
- Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
- Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.
Как закрывается контракт
Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.
Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.
Для закрытия контракта необходимы документы:
- товарные накладные на отпуск топлива;
- отчеты о потреблении от исполнителя;
- отчеты держателей топливных карт.
В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.
Источник
Статьи
Максимальное значение цены контракта на поставку бензина
Центр закупок и продаж «Закон.гуру» по роду своей деятельности оказывает консультационные услуги заказчикам и поставщикам по вопросам, связанным с проведением регламентированных закупок и участием в них. Как-то в Центр обратился представитель заказчика с достаточно интересным вопросом, связанным с заключением контракта на поставку ГСМ. Суть вопроса состояла в применении заказчиком положений постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 (далее – Постановление № 19) при закупке ГСМ с определенным объемом. Пример технического задания заказчика приведен ниже.
Ситуация заключалась в том, что уполномоченный орган заказчика и сам заказчик различно смотрели на вопрос определения в контракте максимального значения цены контракта. Уполномоченный орган полагал, что максимальное значение цены контракта должно определяться на основании значения начальной (максимальной) цены контракта и сразу же включаться в проект контракта и в документацию о закупке. Выдержка из проекта контракта, подготовленного уполномоченным органам, приведена ниже.
Напомним, что закупка ГСМ в рассматриваемом случае проводилась именно с определенным объемом! Заказчик же, напротив, считал, что максимальное значение цены контракта должно определяться после завершения процедуры закупки на основании цены победителя. Выдержка из проекта контракта заказчика приведена ниже.
Центру закупок и продаж «Закон.гуру» была поставлена задача письменно аргументировать свою позицию по данному вопросу. Подготовка соответствующего заключения легла в основу настоящей статьи. Сразу отметим, что мы не согласились с позицией уполномоченного органа и также немного не согласились с проектом контракта, подготовленным заказчиком (собственно, нашим клиентом), и вот почему.
Вопрос об указании максимального значения цены контракта при определении в документации о закупке конкретного количества закупаемого топлива, к сожалению, не является однозначным. Проблема заключается в различном толковании участниками контрактной системы норм Закона № 44-ФЗ в части возможности либо невозможности снижения в ходе осуществления конкурентных процедур максимального значения цены контракта, установленного в документации. Из системного толкования норм законодательства о контрактной системе Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что при закупках автомобильного топлива снижение максимального значения цены контракта возможно. Иное толкование приводило бы к невозможности осуществления заказчиком закупки топлива с определенным объемом. При этом осуществление заказчиком закупки топлива с неопределенным объемом в большей степени соответствует нормам Закона № 44-ФЗ, чем закупка топлива с определенным объемом.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан указать в контракте конкретную цену, которая является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Исключение составляют 2 случая:
1) проведение заказчиком закупки с неопределенным объемом (в данной ситуации заказчик указывает в контракте максимальное значение цены контракта, которая не снижается в ходе проведения конкурентной процедуры закупки);
2) в случаях, определенных Правительством РФ , заказчик устанавливает в контракте ориентировочного значения цены контракта либо формулу цены и максимальное значение цены контракта из в документации о закупке.
Разберем последнее исключение.
Правительством РФ не установлены случаи, при которых заказчики обязаны определять в контракте ориентировочное значение цены контракта. При этом Постановлением № 19 установлены случаи, когда документация о закупке для целей заключения контракта должна содержать формулу цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, в частности, относится случай заключения контракта на поставку топлива моторного, в том числе автомобильного и авиационного бензина.
Следует обратить внимание, что максимальное значение цены контракта должно быть определено заказчиком в документации о закупке. При этом Закон № 44-ФЗ не ставит знак равенства между понятиями «максимальное значение цены контракта» и «начальная (максимальная) цена контракта», но и не содержит четкого разграничения между ними. Можно предположить, что «начальная (максимальная) цена контракта» подлежит снижению в ходе проведения конкурентных процедур закупки, а «максимальное значение цены контракта», напротив, не снижается.
В частности, в закупках с неопределенным объемом Закон № 44-ФЗ также использует понятие «максимальное значение цены контракта». Такая цена не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки и в неизменном виде переносится заказчиком в контракт. Соответственно можно считать, что в случае закупки бензина заказчик должен поступать аналогично (в рассматриваемом случае это позиция уполномоченного органа).
Однако, с данной позицией нельзя согласиться по следующим причинам:
- Закон № 44-ФЗ устанавливает, что максимальное значение цены контракта не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки только при осуществлении закупок с неопределенным объемом (ч. 2.1. ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на снижение максимального значения цены контракта в иных случаях, в том числе в случаях, установленных Постановлением № 19.
- Постановление № 19 помимо случая закупки топлива определяет и другие случаи, при которых в документации о закупке должны быть указаны формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, например, относится закупка услуг обязательного страхования (в частности, ОСАГО). Закупки услуг ОСАГО проводятся путем снижения страховой премии страховщика, что и выступает конечной ценой заключаемого контракта. При осуществлении таких закупок заказчики приравнивают максимальное значение цены контракта к цене контракта, предложенной участником закупки, т.е. снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта. Если аналогичный подход не допускается использовать при закупке топлива, то его, следовательно, нельзя использовать и при закупке ОСАГО, т.к. и то, и другое включено в общий перечень, утвержденный Постановлением № 19. Однако, практика правоприменения говорит об обратном: заказчики снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта при закупке ОСАГО.
- Перенос в неизменном виде максимального значения цены контракта из документации о закупке в контракт с одновременным применением к цене единицы закупаемого топлива понижающего коэффициента, определяемого как соотношение цены, предложенной участником, к начальной (максимальной) цене контракта, отдельно установленной в документации о закупке, создает риск поставки по контракту меньшего объема ГСМ, чем было изначально заявлено в извещении о закупке (при существенном росте отпускной цены на автозаправочных станциях поставщика) и (или) превышения в ходе исполнения контракта цены контракта, предложенной поставщиком (т.к. последняя (в случае закупки уполномоченного органа) не переносится в контракт).
- Указание в контракте максимального значения цены контракта из документации о закупки без соответствующего включения в контракт цены контракта, предложенной участником закупки, по мнению Центра закупок и продаж «Закон.гуру» не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ в части необходимости заключения контракта по цене, предложенной участником (ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Следовательно, при осуществлении закупки топлива заказчик вправе допускать снижение максимального значения цены контракта путем приравнивания такой цены к цене, предложенной участником закупки.
Вместе с тем, следует отметить, что формула цены в указанном случае должна предусматривать поставку ГСМ по цене, установленной поставщиком на автозаправочных станциях, но не выше цены за единицу, определенную в результате деления максимального значения цены контракта (цены контракта, предложенной участником) на количество топлива, определенное в документации о закупке (в рассматриваемом примере заказчика такое условие не содержится, что также создает риски исчерпания максимального значения цены контракта при значительном росте цен, когда весь объем топлива по контракту еще не будет выбран).
В заключении следует отметить, что согласно позиции Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668:
если контракт заключен по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены.
Имело ли ввиду Министерство финансов Российской Федерации, что применение указанных изменений невозможно только в случае, когда заказчик осуществлял закупку топлива с неопределенным объемом, либо данное условие действует во всех случаях, в том числе когда заказчик объем закупаемого топлива определил, — сказать сложно. При этом такая позиция создает определенные риски для заказчика при осуществлении проверок его деятельности со стороны органов контроля, которые, например, могут посчитать наличие в контракте (в котором объем закупаемого топлива был определен) любых условий о возможности изменения объема и (или) цены контракта нарушением Закона № 44-ФЗ.
В связи с изложенным, принимая во внимание имеющиеся различия в подходах по вопросу о возможности снижения заказчиком максимального значения цены контракта при осуществлении закупки ГСМ с определенным объемом, а также названную позицию Минфина России, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» рекомендует осуществлять закупку ГСМ без указания конкретного количества закупаемого топлива во всех случаях. Данный вариант закупки полностью исключает любые противоречия.
А как Вы подходите к определению максимального значения цены контракта при закупке ГСМ? Напишите в комментариях!
Источник