Основные законы памяти
Вся наша жизнедеятельность связана с запоминанием, и поэтому неудивительно, что часто можно услышать жалобы на плохую память. Она выглядит для нас загадкой: почему одно мы забываем, а другое помним? Возникает вопрос: как улучшить память, как сделать её более продуктивной? Мы рассмотрим, как, применяя обычные законы памяти, можно научиться запоминать быстрее.
1. Закон осмысления
При чтении материал запоминается лучше, если человек при этом размышляет. Есть приёмы, которые делают запоминание более осмысленным. Увидев название книги или главы, не торопитесь ознакомиться, попробуйте определить, какая в них содержится суть. Если вы видите, что после череды обоснований автор подводит к выводу, не спешите читать, попробуйте вывести заключение сами. Читая, привыкайте разбивать текст на смысловые фрагменты, которые содержат законченную мысль.
Можно делать пометки на полях, фиксируя первую мысль, вторую, третью. Можно дать любой мысли своё наименование, привязать к ярким зрительным образам, связать между собой. Чем больше ассоциаций мы вызываем, тем лучше материал задержится в нашей памяти.
2. Закон интереса
Намного легче в памяти человека задерживается интересная тема, а всё потому, что мы не прикладываем дополнительных стараний — включается бессознательное запоминание. Но как вызвать интерес к предмету? Основа возникновения интереса — это цель.
Нужно чётко понять, зачем это надо. Увидеть практическую необходимость данной информации в будущем. Чтобы улучшить память, настройтесь на запоминание, пытайтесь максимально заинтересоваться темой. Доверяйте своей памяти!
3. Закон объёма знаний
Чем больше запас знаний в определённой области, тем проще запомнить новый объём. Вновь поступившая информация связывается с теми знаниями, которыми человек уже обладает.
При знакомстве с материалом впервые сравните его с хранящимся в нашей памяти, представьте ту область, к которой относится данный материал непосредственным или косвенным образом. Регулярное пополнение знаний, их систематизация обеспечивает хорошую работу памяти.
4. Закон готовности к запоминанию
Должно быть твёрдое намерение запомнить. Дайте себе команду на сохранение материала в долговременной памяти. При этом чётко представляйте стоящую перед вами задачу. Если вы решите пересказать текст после прочтения, результат будет намного лучше, чем если бы вы просто призывали себя читать более внимательно.
Определитесь со временем, к какому сроку вы должны запомнить, как долго эта информация должна храниться в вашей памяти. Такой настрой помогает запомнить лучше.
5. Закон одновременных впечатлений
Одновременно рождающиеся впечатления обладают способностью пробуждать ассоциации. Если тяжело что-то вспомнить, нужно припомнить, что было в это же время. Появляющиеся друг за другом представления вызывают из памяти последующие, а не предыдущие. Поэтому, например, в обычной последовательности алфавит проговорить легче, а наоборот сложнее. Материал можно запоминать двумя методами: целиком и по частям.
Если текст примерно равный по сложности, заучивать рекомендуется сразу целиком. Если материал неоднородный и сильно различается по сложности, то лучше применить смешанный метод: текст разбивается на отдельные части в соответствии с трудностью запоминания, затем заучивается подряд с небольшими остановками между частями (от предыдущей части переходить к следующей, а не возвращаться к началу) и отдельное усвоение более сложных частей.
6. Закон усиления первоначального впечатления
Чем сильнее впечатление от первого знакомства с информацией, которую нужно усвоить, тем выразительнее образ; чем больше потоков, по которым поступают сведения, тем надёжнее запоминание. Есть два метода, способствующие усилению первого впечатления — эмоциональный и рациональный.
При рациональном методе посылайте информацию по различным потокам: проговорите, нарисуйте, запишите, что смогли запомнить. Особенно удобно усваивать таким образом данные невербального характера — образы, действия, рисунки. Например, чтобы усилить впечатление от простого действия, достаточно его озвучить: «Чайник выключил, дом закрыл». При эмоциональном методе первое впечатление должно усиливаться различными эмоциями, связанными тем или иным образом с поступающей информацией.
7. Закон торможения
Любое дальнейшее запоминание тормозит предыдущее. Лучшее средство выкинуть из головы только что усвоенное — вдогонку попытаться заучить подобный материал. Чем больше новая информация походит на старую, тем хуже старая оставляет свой след в памяти. Например, если вам нужно делать уроки по литературе, философии, химии, то последовательность «философия, химия, литература» будет продуктивнее, чем «философия, литература, химия».
Если есть очень сложный урок среди заданных, нужно установить такой порядок запоминания, чтобы он не оказал тормозящее действие на другие. И лучше начать с тяжёлого, так как голова ещё не загружена, и предыдущей информации нет, влиять пока не на что. Помните, что второй урок должен быть отличен от первого, а третий — от второго. А если все они сходные, например, немецкий, литература и философия, то сначала выучить потруднее, потом полегче, и в конце самый лёгкий. Длительность интервала, снижающая торможение до «приемлемого уровня» — примерно 15 минут. В этот период должна отсутствовать какая-либо деятельность.
Сделаем вывод по законам памяти. Информация лучше запоминается, если она интересна; если человек уже обладает большим объёмом сведений в похожей сфере; если дан настрой по длительности и точности запоминания; если текст был обдуман, понятен, подвержен классификации; если заучивался с делением на смысловые фрагменты и не раз воспроизводился.
Вам будет интересно
Все организмы, обитающие на Земле – продукт долгой эволюционной истории её жизни. Все они разделяют…
Успеваемость — это головная боль не только школьников и студентов, но и всех людей, которые…
Часто в так называемых исторических фильмах мы видим, как хрупкие девушки натягивают средневековый боевой лук…
Рельеф Австралии, так же как и любой другой территории, зависит от её геологического строения. На…
Река рождается при таянии ледника, из озера или родника. Текущая вода активно меняет пейзаж, вызывает…
Источник
Законы памяти
1. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – смысловая организация материала, которую обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение.
В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
2. Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобиться для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
3. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.
Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».
Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.
Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек прежде всего найдет то, на что у него есть установка.
4. Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационального и эмоционально. При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.
5. Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
6. Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, полистать справочники.
7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7 + 2 (закон Миллера).
8. Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно по этому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».
9. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10. Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.
Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20-30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом повторение должно быть активным. В воспроизведении оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).
Источник
Законы памяти
Наверное, каждый из нас в повседневной жизни сталкивался с ситуацией, когда в самый ответственный момент что-то забывал и не мог вспомнить. Знать закономерности запоминания, так называемые законы памяти, действительно важно для любого человека, который стремится для себя понять как улучшить память.
Первые экспериментальные пробы в процессе изучения памяти связаны с именем немецкого учёного Г. Эббингауза. Им же в процессе наблюдений и экспериментов были выведены первые законы памяти, то есть закономерности, присущие процессу запоминания материала:
- Если простые события вызывают сильный эмоциональный отклик, они сразу запоминаются и могут сохраняться в памяти долго и отчётливо.
- Если события сложны и малоинтересны, то, даже будучи неоднократно переживаемыми, длительно в памяти они не сохраняются.
- Если событие сопровождается пристальным вниманием, в последующем его основные этапы и моменты точно и последовательно воспроизводятся, даже если это событие больше не повторяется.
- Если человек воспроизводит события, связь между точностью воспроизведения и уверенностью в точности воспроизведения не всегда однозначна: можно ошибаться и быть уверенным в правильности, а можно правильно воспроизводить и не быть уверенным в этом.
- Если увеличить количество запоминаемых элементов сверх максимального объема кратковременной памяти, то для запоминания придётся увеличить и количество повторений.
- Если количество предварительных повторений материала, подлежащего заучиванию, не больше того количества повторений, которое необходимо для запоминания наизусть, то такое «повторение без заучивания» экономит время на усвоение материала.
- Если необходимо запомнить большой объем информации, нужно учитывать, что в памяти ярче всего отпечатывается её начало и конец («эффект края»). Теперь это один из основных законов памяти, гласящий, что лучше всего человек воспринимает информацию в начале и в конце материала, подлежащего запоминанию.
- Чтобы ассоциативно связать и воспроизвести впечатления, важно, являются ли они логически связанным целым.
- Если материал требует заучивания, то гораздо эффективнее не повторять его подряд несколько раз, а разнести повторения во времени (ниже мы рассмотрим эту закономерность подробнее).
- Повторение благоприятствует лучшему закреплению в памяти прежде выученного материала. Чем выше уровень внимания, тем меньше повторений потребуется. При этом если внимание отсутствует, то повторение неэффективно.
- Информация, связанная со сферой интересов человека, запоминается легко и прочно.
- События и материалы, которые встречаются редко, необычны, неожиданны, запечатлеваются в памяти лучше.
- Новые впечатления, получаемые человеком, не остаются неизменными в течение жизни, они ассоциативно связываются с другими впечатлениями и со временем нередко трансформируются.
Наблюдения за закономерностями памяти обобщались со временем в отдельные законы памяти, понимание которых углублялось и подкреплялось практическими исследованиями конкретных учёных, отчего эти законы получали имена своих «первооткрывателей».
Так, Герман Эббингауз, упомянутый нами выше, – немецкий психолог, исследовавший «чистую память», при которой в процессе запоминания не использовались ассоциации. Он одним из первых начал изучать память в рамках ассоциативного понимания. Эббингауз стал автором «кривой забывания» (1885г). Как итог этого закона памяти, были разработаны рекомендации, касающиеся эффективного режима повторения в процессе запоминания материала.
Так, для наилучшего запоминания рекомендуется, окончив чтение, повторить материал; через 20 минут – сделать это повторно, в третий раз повторение выполнить следует по истечении 8 часов, а в четвёртый раз – спустя сутки после третьего повторения.
В случае, если запомнить материал следует надолго, психологи советуют слегка изменить и дополнить предыдущую схему: третье повторение выполнить через день после второго, четвёртое – спустя несколько недель после третьего, пятое – спустя несколько месяцев (два – три) после четвёртого.
Если нужно запомнить информацию навсегда, можно использовать схему, предложенную Б. Салливаном и Х. Томпсоном, повторяя материал через 5 секунд, затем через 25, затем через две минуты, затем через 10 минут, затем через один час, затем через пять часов, далее – через один день, через пять, 25 дней, после – спустя четыре месяца, два года и так далее.
Два закона памяти человека связаны с именем французского психолога Теодюля Рибо (1839–1916г.г.), исследовавшего важные для психологии памяти случаи амнезии. Рибо обратил внимание, во-первых, на связь памяти с личностью человека, вследствие чего при патологических изменениях личности практически всегда имеет место нарушение памяти. Во-вторых, на основе изучения случаев прогрессирующей амнезии им был выведен закон регрессии.
Согласно этому закону памяти, потеря памяти имеет свою последовательность:
- Искажение воспоминаний, касающихся недавних событий;
- Искажение сфер, связанных с умственной активностью;
- Искажения чувствования;
- Искажение инстинктивной памяти.
Процесс восстановления памяти имеет обратную последовательность.
Один из основных законов памяти связан с именем российского психолога Б. В. Зейгарника. Он гласит, что если запоминаемый материал связан с незавершенными делами, то он запоминается лучше. Память хранит незавершённые дела с целью однажды довести до конца эту задачу.
Интересен эффект реминисценции, до сих пор не получивший объяснения. Речь идёт о непроизвольном вспоминании того, что раньше по какой-то причине не вспоминалось, было забыто. Как правило, этот эффект проявляется в случае,
- если человеку уже был знаком материал, то есть он прежде изучался и запоминался;
- если человек не раз безуспешно пытался вспомнить материал или прежде вспоминал;
- если человек сохраняет желание вспомнить материал.
Ещё один момент в этой связи заслуживает внимания: если материал воспроизвести через несколько дней, то результаты будут лучше, чем при воспроизведении сразу после выучивания. Возможно, этот эффект связан с тем, что он для укрепления разного рода связей между элементами усвоенного материала необходимо время.
Изучение законов памяти в психологии позволило обнаружить следующую закономерности: если материал не заучивать наизусть, а распределить его повторение в течение суток, то время, потраченное на усвоения материала, сократится более чем второе. Это наблюдение принадлежит французскому психологу А. Пьерону.
Как подсказывает ещё один закон памяти человека, для лучшего усвоения материала нужно постараться связать его с главной, важной для индивида целью его деятельности. Это связано со следующим законом памяти: человек лучше помнит ту информацию, которая отвечает цели его деятельности, чем ту, что является средством реализации этой деятельности. Связь с основной деятельностью повышает эффективность запоминания.
Одним из основных законов памяти является закон осмысления, отмечающий, что чем глубже материал осмыслен и понят, тем лучше его смысловая организация и, как следствие, тем лучше будет его запоминание и воспроизведение: мы запоминаем мысли, заключённые в тексте.
Интересен закон установки. Установка на запоминание действительно способствует хорошему запоминания. Если поставить перед собой задачу запомнить информацию на какой-то срок, при этом задействуя оперативную память, то материал запомнится именно на этот срок.
Установка может касаться и содержания: интересуясь подробностями по конкретной теме, мы «выхватываем» взглядом из текста прежде всего именно их.
Законы памяти в психологии диктуют, что для эффективного запоминания материала в целом те части, на которые его можно разделить, должны также представлять собой законченное целое. Таким образом их можно будет организовать в памяти, структурировать, запомнить и, как следствие, воспроизвести.
Суммируя и дополняя сказанное выше, мы предлагаем Вашему вниманию 11 законов памяти, которые помогут Вам научиться сохранять в памяти важную и нужную информацию:
- Информацию запомнить легче, если настроить себя и целенаправленно стремиться сохранить её в памяти.
- То, что вызывает интерес, легче запомнить.
- Чем глубже и детальнее воспринимается информация, тем она лучше запоминается.
- Информация, которую Вы используете в процессе выполнения определённых практических действий, запоминается лучше. Другими словами, действие проще запомнить, чем мысль.
- При изучении массива информации лучше запоминается её начало и конец.
- Чтобы надёжнее запомнить информацию, необходимо повторить её несколько раз.
- То, что вызывает положительные эмоции, лучше запоминается.
- Заучивание необходимой информации подряд неэффективно, лучше повторить её несколько раз через определённые промежутки времени.
- Незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые.
- Длина ряда одновременно получаемой информации не должна быть больше объема кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
- Новую информацию легче запомнить, если связывать её с помощью ассоциаций с тем, что нам уже известно.
Значительно улучшить память можно, если регулярно заниматься её тренировкой. Битрейника предлагает Вам комплексный тренинг по развитию памяти с помощью набора специальных онлайн-игр для развития памяти, каждая из которых позволяет целенаправленно развивать точность памяти, быстроту, объём, а также слуховую память.
Источник