- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Подготовка к ЕГЭ .Закономерности словообразования материал по русскому языку (11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Статистика
- Закономерности словообразования и естественного развития речи
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Подготовка к ЕГЭ .Закономерности словообразования
материал по русскому языку (11 класс) по теме
Закономерности словообразования .Задание в2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v2.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые закономерности словообразования в русском языке.
1. Имена существительные со значением лица образованы суффиксальным способом от других имен существительных (суффиксы: -ист, -тель, -чик, -щик, -ич, -анин, -ец и др.)
2. Имена существительные с отвлеченным значением образованы суффиксальным способом от имен прилагательных или глаголов (суффиксы: -ость, -ени[j]-, -ани[j]-, -ни[j]-, -изн-, -изм, -ств- и др.)
3. Две группы имен существительных образованы бессуффиксным способом: а) существительные со значением признака от имен прилагательных (синий – синь, широкий – ширь); б) существительные со значением действия от глаголов (выходить – выход, подъезжать — подъезд).
4. Имена прилагательные чаще всего образованы от имен существительных или от глаголов суффиксальным способом (суффиксы: -ист-, -чив-, -лив-, -ив-, -ев-, -ов-, -н-, -ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн- и др.)
5. Имена существительные и имена прилагательные могут образовываться приставочным способом от слов той же части речи (приставки: анти-, не-, без- (бес- ) и некоторые другие).
6. Глаголы с приставками образованы от бесприставочных глаголов приставочным способом. Это самый частотный для глаголов способ словообразования.
7. Все причастия и деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом.
8. Наречия на –о, -е образованы от имен прилагательных суффиксальным способом.
9. Наречия с приставками по-, в- (во-) и суффиксами –ому, -ему, -и, -ых, -их, которые пишутся через дефис, образованы приставочно-суффиксальным способом.
10. Отрицательные и неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных местоимений приставочным (кое-, не-, ни-) или суффиксальным способом (-то, -либо, -нибудь).
11. Способом сложения образуются имена существительные, имена прилагательные, наречия: самовар, засухоустойчивый, еле-еле. Не путать со сложными словами, образованными суффиксальным способом: самоварчик – от «самовар», пароходный – от «пароход».
12. Приставочно-суффиксальным способом могут образовываться имена существительные, имена прилагательные, реже глаголы (подстаканник, заморский, озеленить, покашливать).
13. Способом перехода слов из одной части речи в другую образуются имена существительные, частицы, производные предлоги: столовая комната – новая столовая , не смотря по сторонам – несмотря на дождь, уж небо осенью дышало – уж и сказать нельзя шел впереди – впереди колонны.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- 1 Жизнь без прикрас (11133)
- О мужчинах. И женщинах 🙂 (1858)
- Необычное. Природа. Тайны. (1281)
- 2021 — МИР и НАША жизнь (1019)
- 2020 — МИР + МЫ (961)
- Наука. Образование. (952)
- как это было (798)
- 2019 — МИР и МЫ (701)
- космос (557)
- 2018 — Мир и Земля (552)
- 2014 — Мир и Украина (402)
- 2017 — Мир и Земля (354)
- 2016 — МЫ и МИР (311)
- 2015 — Мы, Мир и Украина (268)
- Йеллоустоун. Лепестки. Камушки. (249)
- 2021 про ковид (106)
- 2 Познание мира и себя (10338)
- Психология и поиск себя (2658)
- Работа над собой (2414)
- Эзотерика, философия (1935)
- практики, медитации (1366)
- Тонкий мир (1242)
- Энергетика и строение человека (739)
- 3 Мудрость жизни (4817)
- практические советы (2621)
- Медики о медицине (539)
- Мудрый возраст (406)
- ОНКОЛОГИЯ (278)
- Лечения: аромо, цвето и др. (222)
- аптечка: мази и др. (208)
- 4 Народные рецепты (2889)
- 1 ЛУКОШКО полезных советов (466)
- 1 разные общие советы (455)
- суставы ног, рук, позвоночник (274)
- голова, нервы, давление (234)
- сердечно-сосудистые (175)
- глаза, зрение (155)
- желудочно-кишечный тракт (150)
- почки, печень (149)
- 2 чистка, очищение (143)
- 2 общее оздоровление (138)
- уши, горло, нос (113)
- кожные проблемы (110)
- женские и мужские проблемы (104)
- ступни ног, грибок, мозоли, шишки (88)
- рот, зубы и проблемы с ними (82)
- 1 ОТ БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ (75)
- простуда (65)
- лёгкие (43)
- 1 Из древних знаний (2590)
- славянские практики (703)
- практики других народов (386)
- обереги (378)
- Славянское целительство (281)
- заговоры (261)
- 1 Русь. Славяне. (2376)
- НАШИ ПРЕДКИ (728)
- История, легенды, сказки (479)
- БОГИ славян (395)
- Животный и растительный мир (103)
- ПЕСНИ птицы Гамаюн (18)
- ДОМ и КУХНЯ (2217)
- у нас на кухне (1708)
- Рецепты разные. Мультиварка. (362)
- Это интересно (1983)
- Разное (808)
- Творчество моих близких (69)
- Магия (1532)
- практика (789)
- Технологии разные (125)
- Стихии и магия (117)
- Предсказания. Гороскопы. (1167)
- Праздники. Новый Год. (459)
- ПРЕДСКАЗАНИЯ разные (214)
- Сварожий Круг (20)
- Обучение (793)
- Из разных книг (341)
- космоэнергетика (283)
- семинары, лекции (91)
- целительные программы (78)
- Это видео, музыка (719)
- Фильмы (30)
- День космических историй. (24)
- Русский язык. (401)
- РУНЫ (253)
- Это Помощь для блога и компьютера (190)
- ЭТО ЛИЧНОЕ (81)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Закономерности словообразования и естественного развития речи
Человеческая речь — это не плод разума человека, а природный механизм, который существует ровно столько, сколько существует сам Человек.
Всё живое, в той или иной степени, обладает разумом и речью, уровень которых зависит от физиологически обусловленной глубины воздействия на среду обитания, с целью накопления опыта, а также артикуляционных возможностей речевого аппарата.
Все языки происходят от единого природного языка (Праязыка), который не был создан, а является таким же естественным явлением для всего живого на Земле, как дыхание или как сон.
Слово не эволюционирует, но закономерно изменяется, и это значит, что речь наших предков была так же изысканна, как и речь современного человека.
1. Основа словообразования — это звуковое подражание
Звукоподражание — имитация с помощью звуков человеческой речи тех или иных явлений — от простого звукового копирования (бух! «громкий звук» > испуг, пугало;кхе> кашель; эхе-хей > эхо; звяк > звук; пс-с-с-х «звук сыплющегося» > песок, сахар) до выражения через слово: звуко-визуальных процессов (бульк, хлюп «круг», «пузырь» > булка, хлеб, колба, голова, глобус, колобок, клуб, клубок); обонятельно-вкусовых ощущений (фу!, тьфу! > туфта); тактильных ощущений (жжёт, жар, жало; мбр-р-р > мороз); движений (льзь «скольжение» > нельзя, лизать, лазить, лезь, скользко, мазь; тыр-пыр «преодолевать», «опора», «двигаться» > тпру, топор, стоп, штырь, тарелка, пластырь, торчит, настырный; ст «стоять» > стол, стул, стена, столб, стоп).
Весь комплекс воспринимаемой нами информации из окружающего мира — это колебания — то, что мы видим — это световые колебания, запах — это молекулярные колебания, звук — это физические колебания, переданные среде источником звуковых колебаний, поэтому наши чувственные ощущения, по сути, являются восприятием одной и той же изначально целостной Вселенской информации, но разделённой нашими органами чувств на потоки.
Кроме того, каждый орган чувств воспринимает гораздо более широкий диапазон колебаний, чем это необходимо (органы зрения восприимчивы к звуковым частотам, клетки нашего тела чувствительны к световому диапазону колебаний), это в первую очередь обусловлено голографичностью нашего восприятия, поэтому нет ничего удивительного в том, что звуки человеческой речи могут отражать даже не звуковые явления.
Когда наши предки давали названия окружающему их Миру, они не делали этого искусственно — названия рождались от чувствования вещей. Благодаря по-детски чистому восприятию, они с одинаковым успехом выражали в виде слова, и звук упавшего камня, и теплоту солнечного света, и жар огня, и вкус горькой ягоды. При этом совокупность вибраций каждого звука в слове Праязыка, движений губ, языка, происходящих при его произношении, являлось отражением физической сути объекта или явления. Слово — это в значительной степени то, что этим словом называется, только выраженное по-другому.
2. Последовательность букв в слове не играет ключевую роль в речевом отражении сути объектов или явлений
Голографичность нашего восприятия проявляется и в том, что мы воспринимаем слово, не как последовательность звуков, а как целостный звуковой образ:
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом«.
( И все понятно…)
Этим свойством нашего восприятия объясняется большое число парных слов имеющих схожий смысл, но различную последовательность букв. Смысл слов в таких парах всегда отражает единую суть, хотя сами слова могут быть, как синонимами, так и антонимами:
ВИЖу — ЖИВу;
ВИДеть — ДИВо;
ЗИЖдиться — ЖИЗнь;
ТЯЖба — ЖИТие;
ТЕШить — ШУТить;
ШАПка — БАШка;
МЫШь — ШМыгнуть;
ТОЧно — ЧЁТко;
СОБака — ПЁС;
ТУМан — МУТь;
ТАЗ — ЗАД;
ЖЕНа — НЕЖность;
ПАЛьцы — ЛЕПка;
ДЕЛать — ЛАДить,
ДЛань — ЛАДонь;
ДЕРжать — РАДеть;
РАБотать — БРаться (за дело);
БРать «держать» — РАБ «удерживаемый»;
ХОЛм «выпуклый» — ЛОГ «вогнутый»;
ХРАМ — МРАК;
ВОЛя — ЛОВить;
ЛЕЧить — ХИЛеть;
ЛЕКарь – КИЛлер;
ПУТь — ТУПик;
ДОРОГа — ГОРОД;
НИЗко — ЗЕНит;
РОВ — ВАЛ;
ТУЧный «толстый» — ЧУТкий «тонкий»;
РОВно — ВОЛна;
ХОЛёный – ЛОХматый;
ХАПать — ПАХать;
ВОДить «тащить» — ДАВить «толкать»;
ВЕРность — РЕВность;
ШУКать — КУШать;
НОВь — ВОНь;
отВАР — отРАВа;
отПУСТить — отСТУПить;
НАСТил — СТЕНа;
ХОРомы — РУХлядь;
ПЛОД — ДУПЛо;
СЕРЬГа — ГРОЗдь;
ЖАР — РАЖ;
ГОНять — НОГа;
ЛАВина — ВАЛиться;
ДУМать — МУДрость;
ЗАКон — уКАЗ;
ЧЕЛо — ЛИЦо;
ДОЧь — ЧАДо;
ХУДой — ДОХлый;
ЛОКоть — КОЛено;
ЛОДка — ганДОЛа;
ХЛЕБ — БУЛКа;
сДАЛ — скЛАД;
ЛОМать — МОЛоть;
ЛОСниться — заСАЛиться;
ПУШной — ШУБа;
НИТь — ТЕНёта;
СОР — поРОШок;
РЕПа — ПЕРо;
КОНчина — НЕКрос.
Изменение последовательности букв в слове не играет ключевую роль в речевом отражении глубинной сути объектов или явлений, но трансформирует смысловой образ (НАМ — МНе, ДАРить «от себя» — РОТ «в себя» ).
3. Функция букв в Слове
Функция гласных, а их общая энергия значительно больше, чем у согласных — это передача энергетической составляющей слова. Гласные буквы отвечают, не за смысл, а за эмоции (энергетику), они задают «форму» смысловому образу, передаваемому в Слове.
Роль согласных букв — информационная, смыслообразующая, они отвечают за передачу смысла, сути. Текст записанный одними согласными вполне читаем, чего не скажешь о тексте записанном одними гласными. Сравните одну и ту же строчку из известного стихотворения, записанную одними гласными и одними согласными буквами:
еу ааая оо ооеа
в лс рздвлс тпр дрвск:
Образно говоря, гласные буквы — это мощь, согласные — суть, соединяясь суть и мощь, образуют сущь, т.е. то, что начинает существовать. Сравнивая нашу речь с радиосигналом, можно уподобить гласные буквы — несущей частоте, а согласные — полезной частоте.
4. Развитие речи от преимущественно носового произношения к увеличению числа шумных согласных в словах
Все базовые смысловые понятия происходят из смысловой пары «человек — еда», а слова их обозначающие, берут своё начало, от звукоподражания процессу пережёвывания пищи (ням-ням или аhам-аhам, при этом можно наблюдать следующую закономерность — чем проще смысл, чем он ближе к «еде», тем в больших языках можно найти родственные слова, а фонетическое развитие слов (то, как мы их произносим), сопровождающее развитие смысловых понятий, при этом, идёт по пути от чисто носового (сонорного) произношения к увеличению числа шумных согласных в словах.
Чем дольше история развития того или иного языка, тем меньше носовых согласных, и носового произношения гласных будет встречаться:
монж, man, mann > муж;
пента > пять;
ментол > мята;
вампир > упырь;
mind > мудрость;
винт > виток;
вензель > вязь;
bang > бух.
5. Понятийное развитие речи сопровождается фонетическим развитием
Понятийное развитии речи будет неминуемо сопровождаться фонетическим развитием. Это значит, что речь наших предков:
а) состояла из меньшего числа фонем — звуков;
б) по причине смыслообразующей роли согласных — была консонантной, т.е. состояла преимущественно из согласных.
Именно этим объясняется то, что первые фонетические алфавиты были консонантными — сама речь была консонантная.
Таким образом естественное развитие речи направлено от консонантных слов к словам с открытыми слогами (от С-С-С- к СГСГСГ, где С — согласный звук, Г — гласный звук). Соединительную функцию гласных букв при этом, вероятно брали на себя либо сонорные (м, н, л, р, й), либо сверхкраткие гласные (ь, ъ):
дрьвъ — дерево
брьгъ — берег
рха — река, рука
Исходя из консонантной структуры Праязыка — слово не может начинаться с гласной буквы. Это возможно только в случае, если первая буква в слове — часть предлога или артикля (отлог, ответ, исстари) и в случае, если это буквы Я, Е, Ё, Ю, т.к. эти буквы состоят из двух звуков (Й + гласный звук), а звук Й является согласным, и артикуляционно наиболее близок звукам [ж], [з], [щ] (ярый [jарый] = жарый, жаркий; юла [jула] = рула, руль; ёлка [jолка] = жолкая, жало, колкая; яма [jама] = няма [н’ама]).
Если современное слово имеет первой буквой согласную, то это говорит о потере или искажении некогда существовавшей в слове первой согласной буквы (восток > ост, батя > ата, вулица > улица, нямать > омут).
Фонетическое развитие речи — это основная причина, того, что мы, изначально одни и те же слова, даже сохранившие единое написание, произносим по-разному:
ВаВилон – BaBylon;
Войн – Boy «парень»;
Вол — Bull «бык»;
выХод – eХit «выход»;
Морока – Work «работа»;
Мир – World «мир»;
Мы – We «мы»;
Маета — Wait «ожидание».
Так, например, в звукоподражательном хлюп (хлеб, глава, голова, глобус, кляп, клоп, колоб, колобок, колба) со смыслом «круг», «шар», «соединять», «липнуть» выделяется двухсогласный корень ХЛ (КЛ, КР), соответствующий уже исключительно «шару» или «кругу» (КОЛо, КОЛесо, КРуг, КРуГЛый), а также двухсогласный корень ЛП (РБ), имеющий значение «рука», или её функции — «держать», «соединять», «брать», и т.п. (ЛАПа, ЛЕПить, ЛОПата, ЛАПать, ЛЮБить, РАБ, РАБота, ЛИПкий, ЛОПать, РУБль). Здесь мы видим процесс разделения смыслового образа «шарообразный объект» + «хлюпанье» передаваемого звукоподражательным хлюп, на два дочерних смысловых образа «круглое» и «липнуть».
В процессе дальнейшего развития речи двухсогласные корни, имеющие конкретные узко-смысловые значения, начинают «жить своей жизнью», и вторичное слово- и смысло-образование, строится уже на этих корнях. Фонетическое развитие речи, приводит двухсогласную конструкцию С-С-, к виду СГС или СГСГ, т.е. трёхбуквенный или четырёхбуквенный смыслообразующий двухсогласный корень с открытыми слогами.
Двухсогласные корни достаточно просто выявляются при сопоставлении слов со сходным смыслом:
1. ГОРа, ГОРб, буГОР, КОРомысло, ГОРдость — «кривизна» или «круг»;
2. ПУЗырь, ПУЗо, ПУСтой, ПАЗуха, ПОСтиться, здесь же приставка «БЕС» («БЕЗ») БЕСтолку, БЕСсовестный, БЕСпечность, БЕЗмолвие — «пустота», «полость», «отсутствие»;
3. ГОНять, доГОНять, уГОНять, ГНать, поГОНщик, КОНвой, аГОНия, ГОНки, КОН, GONe — «двигаться»;
4. и т.д.
7. Чередования звуков
Альтернация — (от лат. alterno — чередую), чередование звуков в одной и той же морфеме (корень, приставка) в разных случаях её грамматического употребления (например, рус. [и] / [ы] в родительном падеже, единственном числе, женском роде «земли», «воды») или чередования морфем при словоизменении.
Как согласным, так и гласным звукам, свойственны переходы чередования, что означает возможность изменения одного звука в слове на другой в однокоренном слове, или в одном и том же слове но в разных языках. Это приводит к появлению различных ветвей одного и того же слова или корня. Причиной чередований является акустическое подобие различных звуков. Так, например, похожими являются звуки — [ф] и [х], а также [г] и [д], несмотря на то, что в извлечении этих звуков участвуют различные органы речи. В случае же подобия и в артикуляции, это проявляется ещё более значительно. Любые два звука, извлечение которых происходит при незначительных различиях во взаимном расположении губ, зубов, языка, гортани, будут похожими.
Схема взаимного расположение мест извлечения звуков речи:
Примечания к схеме:
• На схеме изображён речевой аппарат «в разрезе», взаимное расположение звуков относительно друг друга, соответствует их реальному звукоизвлечению (звук [з], например, извлекается при касании языком нёба ближе к губам, чем при извлечении звука [ж]);
• Гласные звуки вынесены вверх для того, чтобы не загромождать схему;
• Звуки обозначенные буквами русской Азбуки, соответствуют их произношению;
• Серым цветом выделены звуки, практически не используемые в речи русского языка;
• Звук [W] — соответствует произношению английской буквы W (world). Произносится, как русское [м], но не смыкая губ;
• Звук [ɱ] — это вариант произношения звука [м], при котором происходит смычка нижней губы и верхних зубов;
• Звук [j] — соответствует букве Й;
• Звук [R] — соотвествует английскому или французскому гортанному (картавому) произношению буквы R, при котором дрожит не кончик языка, а его корень;
• Звук [ŋ] — близок французскому gn, немецкому и английскому ng;
• Знаком [•] обозначено дрожание гортани используемое в т.н. горловом пении;
• Звук ɣ — это звонкая Х, как в словах «Хосподи», «Бох», «ага», «эхе-хей»;
• Звуки [,], [ћ], [ʻ] — различные виды гортанных звуков, исторически не получивших распространение в русском языке, но однако есть отдельные слова в которых они используются, так в слове «не-а» перед звуком [а], мы произносим глубокий гортанный звук [ʻ], т.н. «гортанная смычка» (ср. «не-а» и «не хочу»);
• Группы букв, которые выделены единым цветом фона — это аллофоны (разновидности) одной фонемы, т.е. фонетические варианты одного и того же звука.
• Если звуки имеют на схеме общие границы, или (тем более), находятся в областях одного цвета (одна фонема), то это предполагает возможность прямого перехода одного звука в другой (соседний) — прямой фонетический переход. Так, например, звук [j] (Й), может переходить непосредственно в звуки [л], [н], [р], [и], [ж], [з], [щ] (деЛать – деЙствие, таИнственный — таЙна, Жар – Яр [jар], куЗнец – куЁт [куjот], жаР – чаЙ, сваРа-сваЛка, бРань-боЙ, соРить – сеЯть [сеjать]).
Примеры гласных переходов:
петь – пой;
союз – узы;
ель – ёлка – елей – ойл – улей;
лечь – лёг – ложись – класть – лыжи – лужа – ляг;
река – ручей;
сидеть – сел – садись – сядь;
спать – спи – сопеть – сопун.
Примеры согласных переходов:
речь – лекция;
рампа – лампа;
луна – moon;
белый – мел – молоко;
батя – папа;
столб – столп;
верфь – верёвка;
туман – дымка;
жизнь – живой;
лог – ложбина;
облагать – облака – облачный – обложить;
знак – значение;
рука – ручной;
река – речной;
друг – дружить – друзья;
шаг – шажок – шастать;
жар – вар.
8. Смыслообразование. Вывод:
Обратим внимание на схему взаимного расположение мест извлечения звуков речи — каждая из шести групп звуков (группы выделенные одним цветом фона) — это группа звуков в пределах одной фонемы. Это значит, что, наша речь состоит из фонетических нюансов всего 6-ти звуков, 5-ти согласных и 1-го гласного.
Так как минимальный (наипростейший) смыслообразующий корень — это двухсогласный корень С-С-, или СГСГ, состоит из двух согласных, при этом, гласные отвечает только за энергетику, а значит, могут быть любыми, то это означает, что всё многообразие современных слов и их смыслов, построены на 5 * 5 = 25 корнях, фонетические нюансы, входящих в корень согласных звуков, и образуют все современные слова. Всего 25 корней, и соответственно — существует всего 25 ключевых (наипростейших) смыслов, а с учётом восприятия слов с различной последовательностью звуков в слове, их число сводится к 15.
Источник