Законодательный процесс способы принятия

Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий

Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность — это деятельность именно уполномоченных законом государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».

Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».

При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.

Наиболее широким понятием, включающим в себя деятельность всех возможных участников как законотворческого, так и законодательного процессов, осуществляемую в особой процессуальной форме, направленную на достижение определенного результата — вступления в силу нового законодательного акта, является понятие «законодательная деятельность».

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Законотворческий процесс — разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс — особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.

Отличия понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс», в том числе особенности законотворческого процесса, состоят в том, что законотворческий процесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не формализованный, в отличие от законодательного, процесс, а также законотворческий процесс имеет, как правило, строго научную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и закрепления результатов науки, в том числе правовой, он характеризуется сочетанием конкретного представления о результате законотворческого процесса — законодательном продукте, как правило, с абстрактным представлением конечной редакции закона, тогда как для законодательного процесса характерно конкретное представление о конечной редакции закона. Законотворческий процесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом законодательного процесса является внесение законопроекта. Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредственный автор идеи (концепта) будущего закона. Это может быть научное учреждение, группа экспертов и специалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопроекты разрабатываются в недрах отраслевых министерств и других исполнительных органов государственной власти. Круг участников законодательного процесса, их прав, обязанностей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязательного учета этих мнений нормативно определен. Законотворческий же процесс может осуществляться неограниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элементами гражданского общества, отдельными гражданами и пр.) и охватывает «деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем — на различных стадиях законодательного процесса».

Читайте также:  Электросопротивление способы его измерения

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Источник

Законодательный процесс способы принятия

Законодательный процесс — главная составная часть правотворчества, его сердцевина. Продуктами законодательного процесса являются законы, подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр.прецеденты.

Стадии законодательного процесса:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы принадлежит — Президенту, Совету Федерации, членам Сов. Федерации, депутатам ГД, Правительству РФ, органам субъектов РФ, Констит. суду, Верховн, Высшему Арбитражному.

2. обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в ГосДуме с заслушивания доклада субъекта внесшего законопроект.

3.принятие закона, достигается двумя механизмами голосования (простым и квалифицированным большинством). При принятии закона главная стадия распадается на три подстадии:

— принятие закона ГосДумой (ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, т.е. 50% +1 голос , федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.

-одобрение закона Советом Федерации, (закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины членов палаты, либо если в течении 14 дней он не был рассмотрен Сов.Федер., федеральный конституционный закон считается принятым если он одобрен не менее 3/4 голосов членов СФ.

-подписание закона Президентом РФ, в течении 14 дней подписывает закон и обнародует его

4.опубликование закона, ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликовани в течении 7 дней после подписания Президентом РФ, неопубликованные законы не применяются.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года, федеральные законы, а также любые другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием закона считается его первая полная публикация в «Российской газете», либо в «Собрании законодательства Российской Федерации.»

Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:

1. При указании даты вступления

2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликовани

Источник

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.2. Законотворческий процесс.

Законотворческий процесс в РФ.

Законодательный процесс порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Стадии законодательного процесса
  • законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона;
  • санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  • Конституционный Суд РФ
  • Верховный Суд РФ,
Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.

Принятия законопроекта

В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции

Стадия утверждения законопроекта

( Конституция РФ , статьи 105-108)

  • Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
  • Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение СоветаФедерации.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
  • Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
  • Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
  • Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государстваПрезиденту для подписания и обнародования
  • Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
  • Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его . Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.

Читайте также:  Способы подчинительной связи все это

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Таким образом, Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.

Источник

Законодательный процесс

Нестерова И.А. Законодательный процесс // Энциклопедия Нестеровых

Понятие законодательного процесса

Очевидно, что целью законодательного процесса является обеспечение верховенства закона в правовом государстве. В этой связи крайне важно определиться с понятийным аппаратом термина «законодательный процесс». При этом следует обратиться к широкому спектру источников. Итак, законодательный процесс понимается по разному. Подробнее можно увидеть в таблице.

Понятие законодательного процесса

Законодательный процесс

Деятельность участников (субъектов) по внесению проекта ФКЗ, ФЗ, его рассмотрение, принятие (одобрение), подписание и обнародование, вступление в силу.

Упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона [1].

Процесс принятия парламентом к рассмотрению законопроектов, их обсуждения, принятия и обнародования законов. Импульсом для начала З.п. является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицом и внесение им в парламент законопроекта [2].

Как видно из трактовок понятия законодательного процесса, его понимание не однородно. Это требует обращения к узкому и широкому пониманию термина. Прежде всего, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Смешение их допускается порой даже в учебной литературе.

Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

  • порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);
  • сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством рассмотренной нами выше процедуры референдума.

Законодательный процесс как международно-правовая категория обладает определенными особенностями в разных странах. Однако, несмотря на существующие отличия можно выделить общие черты:

  1. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или другими словами, стадий, последовательность и обязательность которых установлены законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;
  2. Законодательный процесс осуществляется специальными субъектами;
  3. Законодательный процесс направлен на создание акта высшей юридической силы – закона.

Законодательный процесс тесно связан с законотворчеством. Само по себе законотворчество являет собой сложный неоднородный процесс, включающий в себя несколько стадий, которые отражены на рисунке 1.

Законотворчество в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. Региональное законотворчество также обладает рядом особенностей, которые отражены в действующих нормативно-правовых актах. Само по себе понятие регионального законотворчества очень актуально раскрыто в определении предложенном Т.А. Золотухиной:

Региональное законотворчество – это деятельность компетентных органов, охватывающая процедуры по разработке и рассмотрению законопроектов и принятию и обнародованию законов, а также процесс принятия закона непосредственно народом [3].

Рисунок 1. Стадии законотворчества

Отдельно необходимо обратиться к пониманию субъекта законотворчества в сравнении в субъектом законодательного процесса. К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить:

  • государственные органы,
  • должностные лица,
  • граждане,
  • различные общественные политические силы, такие как политические партии, общественные организации и т.д.

Необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребностей в принятии закона, не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Стадии законодательного процесса в РФ

Важным элементом законодательного процесса правового государства являются его стадии. Каждая стадия законодательного процесса имеет законодательную базу, что в свою очередь актуализирует процесс законотворчества.

Рисунок 2. Стадии законодательного процесса

Каждая отраженная на рисунке 2 стадия законодательного процесса обладает системой характерных черт и является сложным правовым явлением, требующим отдельного и пристального внимания. В этой связи ниже каждая стадия законодательного процесса в РФ будет рассмотрена индивидуально.

Законодательная инициатива

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Процесс законотворчества начинается и инициативы, которая далеко не всегда преодолеет все стадии законодательного процесса. Причиной этого является либо нелепость инициативы, либо недостаток поддерживающих. В качестве нелепых законодательных инициатив можно смело назвать законопроект Елены Яровой «Законопроект о пенсиях для «стукачей». Депутат Госдумы Ирина Яровая предложила выплачивать государственные пенсии за сотрудничество с российскими правоохранительными органами и спецслужбами. Депутатская инициатива предлагает отнести период работы гражданина осведомителем к числу периодов, засчитываемых в страховой стаж [4]. Не менее спорной является законодательная инициатива депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова в которой он предлагает гражданам появление на территориях общего пользования в обнаженном виде, либо в одежде, не соответствующей принятым этическим нормам. При этом обнаженный вид определяется законопроектом как полное отсутствие одежды на теле человека, так и не покрытая одеждой нижняя часть туловища. За невыполнение данного ограничения предусматривается штраф от 1 до 3 тысяч рублей [4].

Важно отметить, что ряд инициатив все же являются весьма полезными и после определенных доработок становятся не просто жизнеспособными, но и полезными. Так особый интерес представляет законодательная инициатива депутата Милонова, которая вносит изменения в систему правового регулировании работы социальных сетей. В частности, данная инициатива предусматривает, что пользователь при регистрации должен будет сообщить свои паспортные данные. Регистрация детей до 14 лет становится невозможной. Это поможет улучшить качество контента в социальных сетях и снизить их негативное влияние на подрастающее поколение.

Правом на подачу законодательной инициативы обладают:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд РФ
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • органы, которые наделены правом представлять эти субъекты

В Российской Федерации существует четкая процедура ввода в действие новых законов, Она представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Путь законодательной инициативы

Для законодательной инициативы, процессуально значимо нормативно закрепленные сроки начала и окончания ее реализации. Именно на это представляется целесообразным обратить внимание в первую очередь. Как начало осуществления законодательной инициативы, как представляется, юридически следует оценить факт внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку непосредственно с данного момента ставится вопрос о необходимости принятия конкретного законодательного акта, приводится в действие механизм законотворческой деятельности законодательного органа.

Обязательными компонентами официального внесения законопроекта в законодательный орган, вытекающими из права законодательной инициативы, являются: получение законопроекта от субъекта законодательной инициативы, обеспечение его дальнейшего прохождения в законодательном органе.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе

Конституция Российской Федерации предусматривает законотворческую деятельность Государственной Думы. Регламент Думы регулирует процедуру рассмотрения законопроектов в рамках законодательного процесса. Рассмотрение законопроектов осуществляется, в трех чтениях.

Любое обсуждение законопроекта начинается с его представления автором. Инициатор объясняет роль и целесообразность своей законодательной инициативы.

Рассмотрение законопроекта, внесенного Президентом, Правительством, субъектом Федерации, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта, в конце обсуждения им предоставляется заключительное слово для анализа высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.

Затем необходимо выдержать прения по законопроекту. По итогам обсуждения того или иного законопроекта в первом чтении Государственная Дума Российской Федерации наделена правом принятия следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и поручить ответственному комитету продолжить работу над ним с учетом поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон в целом [5].

В случае полного отклонения законодательной инициативы законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Он возвращается субъекту законодательной инициативы.

Если законопроект принят, то он поступает в специальное подразделении Государственной Думы, где проходит процедуру разработки и внесения поправок. Поправки вносятся в конкретные статьи документа. Доработанный законопроект представляется в Совет Думы для включения в календарь рассмотрения Думой вопросов во втором чтении.

Здание Государственной Думы РФ. Фото: Андрей Нестеров

Не принятый во втором чтении законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение поправок, а также возвращение к его обсуждению.

Принятый Государственной Думой законодательный проект отправляется в Совет Федерации для дальнейшего обсуждения. Законопроект оформляется на специальном бланке и проходит лингвистическую экспертизу.

Одобрение законопроекта в Совете Федерации

Каждый закон, одобренный Государственной Думой Российской Федерации, в кратчайшие сроки регистрируется в Совете Федерации. Срок регистрации не превышает 48 часов. Согласно Конституции Российской Федерации на рассмотрение закона выделено 14 дней, по истечении которых должно быть вынесено определенное решение: либо принять либо вынести на обсуждение. В первом случае комитет в Совете Федерации считает возможным принять закон, без внесения в изменений и дополнений. В случае если рекомендуется Совету Федерации обсудить федеральный закон на своем заседании -тогда очевидно что ответственный комитет неудовлетворен федеральным законом, принятым Думой.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Дума может предложить комиссии продолжить работу для представления новых предложений. В Совете Федерации федеральный закон, принятый в порядке реализации согласительной процедуры, рассматривается в упрощенном порядке. Если при повторном рассмотрении федерального закона Государственная Дума приняла его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет (комиссия) Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Думой федерального закона без обсуждения. Если же при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума приняла его в измененной редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый. Возможен и такой вариант, когда при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае закон ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Подпись закона Президентом РФ

.Важнейшим этапом законодательного процесса в Российской Федерации является подписание закона Президентом РФ. В правовой литературе данная стадия законодательного процесса получила название санкционирование. Однако, следует отметить что как правило в конституциях употребляется понятие «подписание» или «промульгация». Промульгация – это официальное провозглашение закона, принятого парламентом.

На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы.

В случае, когда Президент РФ не подписывает законопроект, его отправляют на повторное рассмотрение. В этом случае, необходимо принятие закона большей частью голосующих – не менее 2/3 голосов должно быть в пользу одобрения законопроекта. После чего законопроект подписывается Президентом РФ и обнародуется.

Рисунок 4.Статистика законодательного процесса за 2017 год [6]

Что касается принятие Федеральных Конституционных Законов – процесс регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [9].

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Источник

Читайте также:  Способ взятия замка 5 букв
Оцените статью
Разные способы