- Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий
- Законодательный процесс способы принятия
- ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.2. Законотворческий процесс.
- Законотворческий процесс в РФ.
- Законодательный процесс
- Понятие законодательного процесса
- Стадии законодательного процесса в РФ
- Законодательная инициатива
- Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе
- Одобрение законопроекта в Совете Федерации
- Подпись закона Президентом РФ
Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение полномочий
Существенное значение в обеспечении качества и объективности законотворческого процесса имеет определение самого понятия законотворческого процесса, выявление его содержания и основных этапов. В этой связи требует своего определения соотношение понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс». В теории права активно дискутируется вопрос о том, следует ли законотворческий процесс ограничивать исключительно деятельностью законодательных органов государственной власти или же его необходимо трактовать шире, включая в него подготовительную работу по подготовке законопроекта. Законодательный процесс трактуется как совокупность действий и отношений, которые реализуются в деятельности высшего представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть.
Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.
Законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность — это деятельность именно уполномоченных законом государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.
Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.
Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.
В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.
Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.
В юридической науке, наряду с понятиями «законодательный процесс» и «законотворческий процесс», встречается также понятие «законопроектный процесс».
Если принять за основу определения наименования всех отношений, составляющих содержание деятельности всех участников законопроизводящего процесса, предмет их усилий, каким является проект закона до тех пор, пока он наконец не получит статус собственно закона, то есть приобретет юридическую силу и начнет действовать, то единственно правильным наименованием можно признать только термин «законопроектный процесс».
При этом понятия «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» не являются тождественными. Главным критерием который позволяет отличить и разграничить эти правовые явления, является предмет того и другого процесса. Предметом законопроектного процесса является не закон в его строго юридическом понимании, а только проект закона, в то время как о законодательном процессе можно говорить лишь в том случае, если мы осуществляем какие-либо действия с собственно законом как непосредственно действующим правовым актом.
Наиболее широким понятием, включающим в себя деятельность всех возможных участников как законотворческого, так и законодательного процессов, осуществляемую в особой процессуальной форме, направленную на достижение определенного результата — вступления в силу нового законодательного акта, является понятие «законодательная деятельность».
Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.
Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.
Законотворческий процесс — разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс — особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.
Отличия понятий «законотворческий процесс» и «законодательный процесс», в том числе особенности законотворческого процесса, состоят в том, что законотворческий процесс заключается в интеллектуальной, мыслительной деятельности. Это исключительно творческий и не формализованный, в отличие от законодательного, процесс, а также законотворческий процесс имеет, как правило, строго научную основу и служит отчасти формой выражения научной деятельности и закрепления результатов науки, в том числе правовой, он характеризуется сочетанием конкретного представления о результате законотворческого процесса — законодательном продукте, как правило, с абстрактным представлением конечной редакции закона, тогда как для законодательного процесса характерно конкретное представление о конечной редакции закона. Законотворческий процесс начинается с анализа состояния вопроса (регулируемых общественных отношений); начальным же этапом законодательного процесса является внесение законопроекта. Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса. Субъектом законотворческого процесса всегда является непосредственный автор идеи (концепта) будущего закона. Это может быть научное учреждение, группа экспертов и специалистов в соответствующей сфере знаний, специализированный центр законотворчества. Часто законопроекты разрабатываются в недрах отраслевых министерств и других исполнительных органов государственной власти. Круг участников законодательного процесса, их прав, обязанностей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязательного учета этих мнений нормативно определен. Законотворческий же процесс может осуществляться неограниченным кругом лиц (в том числе субъектами права законодательной инициативы, различными элементами гражданского общества, отдельными гражданами и пр.) и охватывает «деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем — на различных стадиях законодательного процесса».
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.
Источник
Законодательный процесс способы принятия
Законодательный процесс — главная составная часть правотворчества, его сердцевина. Продуктами законодательного процесса являются законы, подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юр.прецеденты.
Стадии законодательного процесса:
1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы принадлежит — Президенту, Совету Федерации, членам Сов. Федерации, депутатам ГД, Правительству РФ, органам субъектов РФ, Констит. суду, Верховн, Высшему Арбитражному.
2. обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в ГосДуме с заслушивания доклада субъекта внесшего законопроект.
3.принятие закона, достигается двумя механизмами голосования (простым и квалифицированным большинством). При принятии закона главная стадия распадается на три подстадии:
— принятие закона ГосДумой (ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, т.е. 50% +1 голос , федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.
-одобрение закона Советом Федерации, (закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины членов палаты, либо если в течении 14 дней он не был рассмотрен Сов.Федер., федеральный конституционный закон считается принятым если он одобрен не менее 3/4 голосов членов СФ.
-подписание закона Президентом РФ, в течении 14 дней подписывает закон и обнародует его
4.опубликование закона, ФКЗ, ФЗ подлежат официальному опубликовани в течении 7 дней после подписания Президентом РФ, неопубликованные законы не применяются.
Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона.
В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 года, федеральные законы, а также любые другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении 7 дней после их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием закона считается его первая полная публикация в «Российской газете», либо в «Собрании законодательства Российской Федерации.»
Нормативный акт может вступить в силу одним из следующих образов:
1. При указании даты вступления
2.При указании в акте соответствующих обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)
3. При применении общих правил. Так в России по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы президента по истечении 7 дней после официального опубликовани
Источник
ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.2. Законотворческий процесс.
Законотворческий процесс в РФ.
Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Стадии законодательного процесса
- законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
- рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
- принятие закона;
- санкционирование, промульгация и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.
Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).
Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются
- Президент РФ
- Совет Федерации
- члены Совета Федерации
- депутаты Государственной Думы
- Правительство РФ
- законодательные (представительные) органы субъектов РФ
- Конституционный Суд РФ
- Верховный Суд РФ,
Обсуждение законопроекта
Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.
Принятия законопроекта
В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции
Стадия утверждения законопроекта
( Конституция РФ , статьи 105-108)
- Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
- Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение СоветаФедерации.
- Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
- В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
- Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
- Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
- Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства – Президенту для подписания и обнародования
- Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
- Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его . Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.
Промульгация закона — опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.
Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Таким образом, Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.
Источник
Законодательный процесс
Нестерова И.А. Законодательный процесс // Энциклопедия Нестеровых
Понятие законодательного процесса
Очевидно, что целью законодательного процесса является обеспечение верховенства закона в правовом государстве. В этой связи крайне важно определиться с понятийным аппаратом термина «законодательный процесс». При этом следует обратиться к широкому спектру источников. Итак, законодательный процесс понимается по разному. Подробнее можно увидеть в таблице.