- Параграф 53. Взаимоотношения между организмами. — 9 класса — Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).
- Закончите предложение несомненными преимуществами биологических способов борьбы
- Закончите предложение несомненными преимуществами биологических способов борьбы
- КакоЕ значительноЕ преимуществО биологического метода в борьбе с вредителями, по сравнению с химическими методами?
- Закончите предложение несомненными преимуществами биологических способов борьбы
Параграф 53. Взаимоотношения между организмами. — 9 класса — Мамонтова, Захарова (рабочая тетрадь).
1. Дополните классификацию взаимоотношений между организмами (вставьте недостающее слово).
2. Дайте определение паразитизма как экологического явления. Приведите примеры организмов-паразитов.
Паразитизм – это форма сожительства двух генетически разнородных организмов разных видов, при которой один организм (паразит) использует другого (хозяина) как источник питания и среду существования, причиняя ему вред, но, как правило, не уничтожая его.
Примеры: вши, клещи, комары, дизентерийная амеба, трипаносомы, личинки трихинеллы, чесоточный зудень у человека; вирусы,
плоские черви, грибы фитофтора, мучнисторосяные, ржавчинные и др., растения повилика, заразиха и мн. др.
3. Раскройте сущность биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Приведите примеры.
Помимо обработки посевного материала ядохимикатами, селекции устойчивых к паразитам сортов применяется биологический метод борьбы с вредителями. Сущность этого метода состоит в использовании естественных врагов вредителей. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки и летучие мыши уничтожают множество насекомых. Все эти животные – наши союзники в борьбе с вредными насекомыми. Необходимо охранять их, а по возможности и привлекать на поля, сады и огороды. Известны насекомые-наездники, которые способны откладывать яйца в яйца других насекомых – капустной совки, клопов-черепашек и др.; в тело тлей и гусениц разных бабочек. Эти насекомые могут пробуравливать кору и откладывать яйца в личинки жуков-дровосеков. Наездников разводят в лабораториях и с их помощью уничтожают вредителей.
4. Закончите предложение.
Несомненными преимуществами биологических способов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур являются их способность сохранения окружающей среды путем сокращения применения ядохимикатов и отсутствие прямого отрицательного влияния на другие виды.
5. Назовите основные формы симбиотических отношений между организмами. Приведите примеры.
6. Перед вами схематическое изображение двухкомпонентной биологической системы – лишайника. Заполните пропуски в схеме.
7. Раскройте сущность каннибализма как особой разновидности хищничества.
Каннибализм – поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Встречается у пауков, рыб, некоторых млекопитающих (поедание детенышей).
8. Приведите примеры хищничества в растительном мире.
Росянка крупнолистная живет на бедных азотом почвах и обладает ловчим аппаратом для ловли насекомых. В тропиках крупные росянки ловят даже мелких животных.
9. Раскройте сущность такой формы взаимоотношений между организмами как нейтрализм. Приведите примеры.
Нейтрализм – оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. Примеры: В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно. Например: белка и лось .
10. Закончите предложения.
Для естественного отбора наибольшее значение имеет такая форма отношений между организмами, как антибиоз (конкуренция в межвидовой борьбе за существование).
Сущность «правила конкурентного исключения», предложенного отечественным биологом Г. Ф. Гаузе, заключается в том, что два вида не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого ограничены. Если два вида со сходными требованиями к среде (питанию, поведению, местам размножения и т. п.) вступают в конкурентные отношения, то один из них должен погибнуть либо изменить свой образ жизни и занять новую экологическую нишу.
11. Объясните, почему иногда уничтожение (или, наоборот, искусственное внедрение) одного вида приводит к существенным изменениям всего сообщества организмов. Приведите конкретный пример такого взаимодействия.
Внедрение или уничтожение какого-либо нового вида может повлечь за собой сбой в балансе экосистемы. Если внедряется новый вид, например, паразитический (новый вирус), взаимоотношения «паразит-хозяин» не стабилизированы естественным отбором. Это может привести к катастрофическим последствиям.
Все организмы взаимодействуют друг с другом. Они составляют цепи питания. Уничтожение определенного вида ведет к разрыву какого-либо звена в пищевой цепи, а это, в свою очередь, приводит к нарушению равновесия в биоценозе. Через пищевые цепи в природе протекают обмен веществ и поток энергии. Например: вырубка леса уничтожает весь биоценоз в целом. Нарушаются цепи питания и организмы погибают. Уничтожение 1 вида растения приведет к гибели организмов, которые используют его в пищу и так далее.
Источник
Закончите предложение несомненными преимуществами биологических способов борьбы
Используя содержание текста «Защита растений биологическими методами», ответьте на следующие вопросы.
1) Как отличить мух тахин от других насекомых?
2) Как божьи коровки защищают растения от вредителей?
3) Почему биологический метод борьбы наиболее эффективен?
Защита растений биологическими методами
Биологический метод заключается в использовании для уничтожения вредителей сада и огорода их естественных врагов, например хищных и паразитических насекомых. Естественные враги вредителей существенно ограничивают их размножение и распространение.
Для привлечения насекомых вдоль границ сада, огорода и других мест высаживают нектароносы — фацелию, гречиху, горчицу белую, редьку масличную и другие растения. Хищные насекомые охотно питаются нектаром цветков растений и в дальнейшем расселяются по участку, уничтожая значительное количество вредных насекомых и клещей.
Например, божьи коровки уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур. Так, за сутки одна семиточечная божья коровка поедает до 200 тлей. Божьих коровок легко отличить по яркой окраске и тёмным точкам на крыльях.
А быстро бегающие по поверхности почвы чёрные жуки называются жужелицами. Они есть в каждом саду и огороде. Жужелицы — хищники. Они уничтожают личинок жуков, гусениц вредных бабочек, клещей.
Широко распространены и крупные мухи — тахины. Это мохнатые мухи, именуемые ещё «ёжемухами», из-за торчащих на теле щетинок. Личинки тахин паразитируют в гусеницах и куколках бабочек. Эти мухи откладывают яйца непосредственно на тело гусениц (или внутрь). Есть и живородящие мухи тахины, их личинки прикрепляются к проползающим рядом гусеницам. Некоторые тахины откладывают яйца на листья, а вредные гусеницы, поедающие листья, заражаются паразитом. Мухи тахины очень плодовиты, могут откладывать несколько тысяч яиц.
Основным достоинством использования естественных врагов для борьбы с вредителями является то, что не происходит полного уничтожения живых организмов. Напротив, возникает определённый баланс между численностью вредных и хищных насекомых, что позволяет и получать урожаи, и сохранять устойчивость агроэкосистемы.
1. По большому количеству торчащих на теле щетинок, образующих своеобразную мохнатость.
2. Уничтожают тлей, щитовок, ложнощитовок и других вредителей плодово-ягодных культур.
3. В этом случае не уничтожаются полезные организмы
Критерии оценивая выполнения задания | Баллы |
---|---|
3 | |
2 | |
1 | |