Энциклопедия решений. Заключение гражданско-правового договора. Оферта и акцепт
Заключение гражданско-правового договора. Оферта и акцепт
Процесс заключения договора состоит из двух стадий:
— направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон;
— ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Для того чтобы предложение было признано офертой, такое предложение также должно содержать все существенные условия договора (абзац второй п. 1. ст. 435 ГК РФ). Оферта может быть сделана как в устной, так и в письменной форме.
Реклама (информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ) и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются не как оферта, а как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).
Предложение заключить договор, адресованное неопределенному кругу лиц, признается офертой (публичной) в случае, если такое предложение содержит все существенные условия договора и из такого предложения усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Публичной офертой являются, например, такие действия, как размещение товаров и ценников на товар в магазине, открытие платной автостоянки и т. п.
Коммерческое предложение в зависимости от его содержания в конкретной ситуации может являться приглашением делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ) или же офертой, если оно достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение, и содержит все существенные условия договора соответствующего вида.
Оферта может содержать условие о сроке для акцепта.
Акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон (п. 2 ст. 438 ГК РФ; см. также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2012 N Ф08-467/12).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438, п. 3 ст. 434 ГК РФ).
При рассмотрении споров суды исходят из того, что акцептом может быть признано не любое действие стороны, которой направлена оферта, а только такое, которое направлено на принятие содержащихся в оферте условий и однозначно относящихся к ней. Совершение лицом, получившим оферту других действий, не связанных с офертой, не может свидетельствовать о принятии оферты (см. постановление АС Поволжского округа от 22.11.2016 N Ф06-15513/16).
Следует учитывать, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Гражданский кодекс РФ не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок (см., например, п. 58 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2012 N Ф04-879/12).
Акцепт может быть отозван, если соответствующее извещение поступит оференту ранее акцепта или одновременно с ним (ст. 439 ГК РФ). Оферта также может быть отозвана, если извещение о ее отзыве поступит ранее или одновременно с самой офертой (п. 2 ст. 435 ГК РФ).
Согласно ст. 440 ГК РФ, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, в соответствии со ст. 441 ГК РФ договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен — в течение нормально необходимого для этого времени. Критерии для определения периода времени, нормально необходимого для направления акцепта, в Гражданском кодексе РФ отсутствуют. Например, в постановлении от 19.07.2005 N Ф08-2760/05 ФАС Северо-Кавказского округа расценил истечение четырех месяцев после получения оферты как явное превышение нормально необходимого для этого времени.
В случае если оферта была совершена устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона заявила об акцепте такой оферты немедленно (п. 2 ст. 441 ГК РФ).
Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом, такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК РФ). Поэтому представление оференту протокола разногласий по договору следует рассматривать как отказ от акцепта и новую оферту. В случае, если протокол разногласий не был подписан другой стороной, имеет место молчание в ответ на новую оферту, которое, как указывалось выше, акцептом, по общему правилу, не считается. Соответственно, договор с протоколом разногласий, который не был подписан одной из сторон, является незаключенным (см. постановления ФАС Поволжского округа от 15.05.2008 N А06-5566/2007-7, ФАС Волго-Вятского округа от 07.06.2008 N А11-3081/2007-К1-5/178).
Отметим, что действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме новой оферты, следовательно, она может быть выражена как в виде протокола разногласий, нового проекта договора, так и в иной форме (см. например, постановления АС Волго-Вятского округа от 14.01.2015 N Ф01-5122/14, Пятнадцатого ААС от 17.10.2014 N 15АП-10352/14).
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Поэтому для заключения договора недостаточно самого акцепта, а необходимо, чтобы такой акцепт был получен оферентом. В частности, если договор заключается дистанционным способом (стороны в разных местах и в разное время выражают свою волю на его заключение), нужно, чтобы акцептант не просто подписал договор, но и отправил оференту подтверждение принятия его предложения (например, экземпляр подписанного договора).
Особый порядок заключения договора устанавливается для случаев, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон (ст. 445 ГК РФ).
Отличия от общего порядка имеет и заключение договора на торгах (ст.ст. 447-449 ГК РФ).
Источник
Оферта и акцепт в режиме онлайн
Традиции, а главное, сила привычки упорно заставляют верить, что долго хранимый письменный договор – лучшая гарантия защищённых прав, а, следовательно, успешно проведённой сделки.
В праве существует две формы договора – письменная и устная. Устная форма сделки в отличие от письменной применяется в ограниченном перечне случаев, поскольку не заключается на сумму свыше 10 тысяч рублей, а также между физическими и юридическими лицами.
Другое дело, что в настоящее время письменная форма сделки приобретает иной вид. То есть для того, чтобы сделки стать письменной, не обязательно быть облечённой в бумагу, утверждённую собственноручно подписью контрагентами. Люди совершают покупки через социальные сети, специальные приложения, просто на сайтах. Не ощущая по окончании совершения действий (выбор, оплата) и до получения желаемого (продукта, товара или услуги) бумаги в своих руках, у многих возникает вопрос: «А меня точно не обманули? А на что я буду ссылаться, если мне товар не придёт?».
Гражданский Кодекс указывает, что письменный договор может быть заключён посредством составления электронного документа с подписью сторон (электронная подпись), а также посредством обмена письмами или иными данными. К таким данным как раз можно отнести обмен сообщениями в мессенджерах. То есть фактически на разных электронных носителях формируется электронный документ, приравненный к письменной форме сделки. Хотя прямо в российском законодательстве никто пользователей не успокоил, что такое способ заключения договора не создаст вам проблем, вывод об относительной надежности использования механизма заключения договора через сети и мессенджеры сделать всё-таки возможно.
В международной практике, а именно, в ст. 8 Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных сделках 2005 г., ст. 11 Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г., указывается, что в случае, если при заключении контракта используется электронное сообщение, этот контракт не может быть лишен действительности или исковой силы на том лишь основании, что он совершен в электронной форме.
Также можно позволить себе заглянуть в международную практику и увидеть отражение философии существования нашей жизни в новых форматах. Обратим внимание на следующий факт — понятие электронного носителя информации раскрывается в Директиве Европейского парламента и Совета N 2011/83/EC от 25 октября 2011 г. о правах потребителей. Если сторонами достигнуто соглашение о фиксации любой договорной документации на носителе, названном «durable medium» (носителем информации длительного хранения), то в определенных случаях речь может идти не только о заключении договора в электронной форме, но и о полной дематериализации договорных отношений, но всё это не отменяет наличия самих договорных отношений.
Что означает согласие в электронной форме, и как подтверждать волю, если подпись поставить невозможно? Да, подпись заменяет иной вариант выражения формы согласия, более вариативный. Это может быть: передача сигнала в виде конкретных слов «я хочу купить», «я готов сделать заказ», или заполнение определённой формы в Интернете, или клик мышкой на знак «с условиями договора ознакомился и согласен». Такое выражение воли соответствует юридически значимому сообщению, поскольку порождает гражданско-правовые последствия. Также не стоит забывать или пренебрегать опять же электронными, но более формализованными средствами выражения воли: электронной подписью, например.
Кстати, хорошо известная система S.W.I.F.T. может выдавать справки о том, что соответствующее сообщение отправлено конкретным абонентом, что упрощает процесс доказывания факта заключённой сделки.
Также стоит отметить, что не всегда есть необходимость указывать все сведения в одном документе. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 указано: «Письменным договором могут признать несколько взаимосвязанных документов, подписанных сторонами». (Опять же, понятие «подписанных сторонами» мы можем рассматривать как «условный вариант» и заменить его на возможность выражения воли другими способами и средствами). То есть по аналогии: переписку с контрагентом можно вести в нескольких мессенджерах.
Если вы успокоились, что мессенджер и Интернет в целом не только удобен, но и относительно благонадёжен, самое время обратить внимание на ещё один подводный камень при использовании современных технологий.
Любая сделка строится по принципу «согласие» — акцепт на «предложение» — оферту. И чтобы чувствовать себя уверенным при выражении согласия, важно различить, что является предложением к покупке – то есть офертой, а что нет, то есть, скорее всего, представляет собой «приманку» клиента. Важно научиться распознавать оферту.
Распознать оферту можно по следующим признакам:
— содержит существенные условия договора (например, в договоре купли-продажи существенным признаётся указание наименование товара и количество. По общему правилу условие о цене можно также считать существенным);
— усматривается воля лица совершить те действия, которые предлагаются (о наличии такой воли свидетельствует, например, публикация правил оказания услуг на официальном сайте).
Стоит отметить, что предложение делать оферту (иначе – реклама, а по-простому – приманка клиента) порой очень сложно отличима от непосредственно самой оферты. Чтобы не попытаться купить рекламу, нужно обращать внимание:
— указано ли, что «предложение не является публичной офертой» (если указано, то точно акцептовать нечего);
— содержит ли реклама существенные условия договора (ОДНАКО описание фотографий, работающих образцов товара или услуги в Интернете придается значение оферты, независимо от наличия всех существенных условий).
Поскольку мы всё-таки говорим о заключении сделок в электронной форме, то стоит попытаться объяснить, что является офертой и акцептом в режиме онлайн, как прощупать сам процесс.
Сделка, которую вы заключайте в Интернете, чаще всего имеет наименование «продажа товаров дистанционным способом». В основе этого способа лежит ознакомление покупателя с товаром, при этом то, с чем знакомится потенциальные покупатель и называется офертой (фотографии, описания). Выражение согласия происходит в различных формах (добавить в корзину, написать о готовности приобрети товары, кликнуть мышью, оплатить товар и т д). Считать себя заключившим договор продавец будет обязан с момента получения акцепта.
Итак, что в российском законодательстве нет в самом качественном понимании специальных правил, регулирующих взаимодействия по сделкам в сети «Интернет». Все правила вытекают либо из общих условий, работающих относительно письменной формы сделки, и далее применяемых по аналогии для электронного формата, либо есть некие «намеки» на признание электронной формы действительно работающей, но они действительно могут заставить сомневаться из-за сложности формулировок, а оттого некой изворотливости в применении. Поэтому порой становиться проще убедить себя в верности действий по давно проверенным стереотипам, и посчитать бумагу или личную встречу — лучшим гарантом защиты прав.
Предстоит ещё работа в части соотношения норм росскийского права с международными признанными стандартами, во многом следует продумать существующие правовое модели, которые в перспективе могут обрести другие формы. Например, сейчас в России всё, что представлено на сайте, признаётся офертой, то есть потребитель находится в более сильном положении, он выбирает уже явно предложенный ему товар. Для сравнения, в английском праве традиционно считается, что предложение товара на веб-сайте является лишь предложением делать оферты, то есть рекламой, а сама оферта делается покупателем в момент, когда он окончательно формирует «корзину» покупок и приступает к оплате.
Источник