Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2020–2021 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 49 баллов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–8.
А владыка Иона на всяк день не престаша, глаголя: «Неправду еси чинил, а меня еси ввелъ во грѣх и в сором. Князя было ти выпустити, и ты дѣтей его с нимъ посадил. А мнѣ еси дал свое слово правое, а они меня послушали, а нынѣча во всей лжи. Выпусти его, сведи с моей души и з своей…» |
1–7. Прочитайте текст и заполните пропуски.
В тексте встречаем форму глагола (1) , который в данном значении в современном русском языке используется довольно редко. Гораздо чаще в этом значении употребляются однокоренные ему приставочные глаголы
(2) (например, суд, расправу) или (3) (вред, убытки, неприятности).
Кроме того, рассматриваемый глагол имеет в современном языке омоним со значением «исправлять, делать вновь пригодным».
Существительное (4) , употреблённое в данном тексте, содержит в себе полногласное сочетание (5) . В современном русском языке этому слову соответствует существительное (6) с неполногласным сочетанием (7) , употребляющееся в составе фразеологизма «стыд и (6) ».
- Глагол (1) (в поле ответа впишите начальную форму найденного глагола)
Модель ответа и критерии оценки: чинить, 1 балл.
- Глагол (2) (в поле ответа впишите начальную форму найденного глагола)
Модель ответа и критерии оценки: учинить, 1 балл.
- Глагол (3) (в поле ответа впишите начальную форму найденного глагола)
Модель ответа и критерии оценки: причинить, 1 балл.
- Существительное (4) (в поле ответа запишите слово так, как написано в тексте)
Модель ответа и критерии оценки: сором, 1 балл.
- Полногласное сочетание (5) (напишите сочетание букв, например: жд.)
Модель ответа и критерии оценки: оро, 1 балл.
- Существительное (6) (запишите вставленное слово)
Модель ответа и критерии оценки: срам, 1 балл.
- Неполногласное сочетание (7) Модель ответа и критерии оценки: ра, 1 балл. Итого 7 баллов.
- Перечитайте древнерусский текст ещё раз. Переведите его на современный русский язык. Выберите вариант(-ы), в котором(-ых) дан(-ы) верный(-ые) перевод(-ы) отдельных предложений текста.
[ ] А царь Ион каждый день, не уставая, говорил: «Совершил ты преступление, а меня вверг в грех и в срам».
[ ] Тебе следовало (надо было) детей выпустить, а ты детей оставил.
[x] А мне ты дал честное слово, и они меня послушались, и нынче вся эта ложь на мне.
[x] Выпусти его, сними (грех) с моей души и со своей…».
Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл. За неправильные ответы начисляются штрафные баллы.
2 правильных, 1 неправильный – 1 балл;
1 правильный, 1 неправильный – 0 баллов;
- правильный, 2 неправильных – 0 баллов;
- правильных + 2 неправильных (т. е. выбраны все ответы) – 0 баллов. Всего 2 балла.
- Составьте из данных ниже слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать всего десять слов и начинаться со слова назло.
киви, чистый, ночь, он, сад, тридцать, Евросоюз, двадцать, сделать, тебя, роман, назло, автор, антоновка
Соотнесите номер слова в цепочке и само слово, например: 1) назло.
Модель ответа: 1) назло, 2) он, 3) ночь, 4) чистый, 5) Евросоюз, 6) сад,
7) тридцать, 8) тебя, 9) автор, 10) роман.
Критерии оценки: за каждое правильное соотнесение – 1 балл. Всего 9 баллов. Пояснение. [н]азл[ó] – [óн] – [н]о[ч’] – [ч’]исты[й] – [й]евросою[с] – [с]а[т] – [т]ридца[т’] – [т’]еб[á] – [á]вто[р] — [р]ома[н]
В цепочку нельзя включить слова:
сделать – начинается со звонкого звука [з]; слово не может быть включено в цепочку, так как ни одно слово не может в изолированном положении оканчиваться звонким согласным;
двадцать – начинается со звонкого [д]; слово не может быть включено в цепочку, так как ни одно слово не может в изолированном положении оканчиваться звонким согласным;
киви – начинается с мягкого [к’]; слово не может быть включено в цепочку, так как среди приведённых слов нет примеров, оканчивающихся этим звуком; антоновка – слово не может быть включено в цепочку, так как среди приведённых слов нет примеров, оканчивающихся безударным звуком [а].
- Заполните пропуски в таблице, в которой даны этимологически одно- коренные слова.
Искомое слово | Его значение | Форма и количество букв |
А | Омонимичное слово к наименованию ноты | Сущ., 4 буквы |
Б | Приятный вкус, обычно продукта к чаю | Прилаг., 7 букв |
В | Заготовка продуктов впрок, способ консервирования | Сущ. мн. ч., 7 букв |
Г | Высшая степень удовольствия | Сущ. ср. р. на -ние, 11 букв |
Д | Зёрна злаков для приготовления напитков, в т. ч. кваса | Сущ. м. р., 5 букв |
В поле ответа вносится только одно слово в начальной форме без каких-либо дополнительных символов.
Модель ответа и критерии оценки:
Б. Сладкий. 1 балл
В. Соления (соленья, соление, соленье, засолка). 1 балл Г. Наслаждение. 2 балла
Д. Солод. 2 балла Всего 7 баллов.
11–12. Выберите предложения, в которых есть второстепенные члены, позволяющие поставить к ним два смысловых вопроса.
[x] Мой брат мечтает о путешествии в Арктику.
[ ] Кошка с котятами устроились на мягком диване.
[x] Жизнь на Севере требует мужества.
[x] Дедушка подарил мне большую книгу о великих путешественниках. [ ] Для костюма мушкетёра требуется шляпа с пером.
Примечание: смысловые вопросы нужно отличать от падежных.
Критерии оценки: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 балла. Если указаны ещё ответы, то начисляется штрафной балл за каждый неверный дополнительный выбор.
- Что общего между всеми отмеченными вами предложениями (не забудьте: Вы отмечали предложения, в которых есть второстепенные члены с двумя смысловыми вопросами; общее надо искать между найденными второстепен- ными членами в отмеченных предложениях)?
Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа.
[x] Общее между найденными членами предложения то, что они отвечают на вопрос определения «Какой?»
[ ] Общее между найденными членами предложения то, что они отвечают на вопрос обстоятельства «Куда?»
[x] Общее между найденными членами предложения то, что они в предложениях являются определениями.
[ ] Общее между найденными членами предложения то, что они в предложениях являются обстоятельствами.
Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл. За неправильные ответы начисляются штрафные баллы.
2 правильных, 1 неправильный – 1 балл;
1 правильный, 1 неправильный – 0 баллов;
- правильный, 2 неправильных – 0 баллов;
- правильных + 2 неправильных (т. е. выбраны все ответы) – 0 баллов. Всего 2 балла.
Синкретичные (употребление термина от учащихся не требуется) второсте- пенные члены предложения есть в предложениях 1, 3, 4: 1) о путешествии (Каком? Куда?) в Арктику; 3) жизнь (Какая? Где?) на Севере; 4) книгу (Какую? О чём?) о путешественниках. Общее между найденными членами предложения то, что они отвечают на вопрос определения «Какой?».
- Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно- справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.
Перед вами несколько примеров употребления слова романист, найденных с помощью НКРЯ. Распределите примеры на две группы.
- Насколько я помню, только наши товарищи-лингвисты были сразу разбиты по специальностям, называвшимся «циклами» (англисты, германисты, романисты, классики, русисты, китаисты и северники; кажется, на год старше них были курдоведы). [И.М. Дьяконов. Книга воспоминаний. Глава седьмая (1932-1933) (1995)]
- Но возможно ли проникнуть в тайники их мысли спустя многие столетия? Чаще такие попытки предпринимаются романистами, чем учёными. [А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры (1972)]
- По образованию она была филолог, романист. [В.Ф. Кормер. Наследство (1987)]
- Все русские газеты, без исключения, в последнее время были заняты полемикой по поводу оскорблений, нанесённых друг другу печатно двумя русскими романистами: Иваном Тургеневым и Болеславом Маркевичем. [К.Н. Леонтьев. Передовые статьи «Варшавского дневника» 1880 года (1880)]
- Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её, прикрыл их туманом. [Н.Г. Чернышевский. Что делать? (1863)]
Модель ответа и критерии оценки: первая группа – 245, вторая группа – 13. За каждую правильную группу – 1 балл. Если в группе один ответ неправильный, то 0 баллов. Всего 2 балла.
Первая группа: примеры 2, 4, 5. Романист – «писатель, человек, пишущий романы».
Вторая группа: примеры 1, 3. Романист – «учёный, специалист по романской филологии».
- Дан список латышских слов, обозначающих дни недели, в перепутанном порядке: sestdiena, otrdiena, piekdiena, ceturtdiena, pirmdiena, svētdiena, trešdiena. По образованию это сложные слова, вторая часть которых связана со словом день (сравните английск. monday, немецк. Montag, французск. lundi, где —di – из латинского dies «день»).
Догадайтесь, какое из них какой день недели обозначает.
Русские названия дней недели | Латышские названия дней недели | |||||||
А) понедельник Ж) воскресенье | 1) sst e diena 7) trešdiena |
Ответ: | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
5 | 2 | 7 | 4 | 3 | 1 | 6 |
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 7 баллов.
15–17. Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др. Прочитайте словарные статьи.
- БАГАЖ, -а, м. 1. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. Сдать в б. Отправить багажом. Ручной б. (вещи пассажира, находящиеся при нём). 2. перен. (книжн.). Умственный б. || прил. багажный, -ая, -ое (к 1 знач.). Б. вагон.
- ________________________________________
Разг. Экспресс. (Говорить, сказать) совершенно ясно, чётко, понятно. [Лопахин:] Вам говорят русским языком, имение ваше продаётся, а вы точно не понимаете (А.П. Чехов. Вишнёвый сад). [Варя:] Вано, где Серёжа? [Гулиашвили:] Я же русским языком сказал, что его в штаб армии вызвали (К.М. Симонов. Парень из нашего города).
Назовите тип лингвистического словаря, из которого могла быть взята каждая статья.
Например: орфографический, этимологический.
Каждое название словаря пишите в отдельном поле ответа без каких-либо дополнительных символов, даже если типы словарей совпадают. В левое поле запишите название словаря из фрагмента 1, в правое – из фрагмента 2. При оценивании задания порядок ответов учитывается.
Модель ответа: статья 1 – толковый, статья 2 – фразеологический.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Порядок слов в ответе учитывается. Всего 2 балла.
- В первой статье пропущено второе значение слова БАГАЖ. Определите это значение. Выберите правильный(-ые) вариант(-ы) ответа.
(х) Запас знаний, сведений.
( ) Сумка, чемодан, тюк, ящик, коробка, грузобагаж. ( ) Ручная кладь.
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл.
- Напишите название второй словарной статьи.
В ответ запишите одно или несколько слов через пробел, без запятых и других разделителей. Слова с орфографическими и другими ошибками не засчитываются.
Пример записи ответа: Бабушка надвое сказала
Модель ответа и критерии оценки: Говорить русским языком (Сказать русским языком); 1 балл, засчитывается любой порядок слов в этой фразе.
- Прочитайте предложение: У вас ЧЁРСТВОЕ сердце.
При написании выделенного в предложении слова Петя сделал максимально возможное количество орфографических ошибок, выбрав в каждом «спорном» случае «не ту» букву. Выберите буквы в этом слове, в выборе которых Петя не мог ошибиться.
Модель ответа и критерии оценки: Ч, Р, Т, В. По 1 баллу за каждую букву. Дополнительная буква к четырём правильным даёт один штрафной балл. Отрицательная оценка не ставится. Всего 4 балла.
- Выберите верные суждения о слове «бедность».
[x] Слово «бедность» имеет в русском языке значение: отсутствие средств к существованию. (Меня поразила крайняя бедность островитян.)
[ ] Бедность – это недостаток в чём-либо (бедность природы; бедность языка). Это прямое значение слова.
[x] Бедность – это убожество, неприглядность (бедность обстановки).
[ ] Значение слова «бедность» в настоящее время связано со значением слова
«беда» (несчастье, горе).
[ ] По составу слово «бедность» можно разобрать так: бедн- – корень, -ость – суффикс.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Начисляется штрафной балл за каждый неверный дополнительный выбор. Отрицательная оценка не ставится.
Источник