Задания определить способ словообразования

Задания по теме «Словообразование» (6 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Задания для самостоятельной работы при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.

Скачать:

Вложение Размер
ot_kakih_slov_obrazovany.docx 15.31 КБ
slovoobrazovanie_6.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Определите, от каких слов образованы эти
  1. желтеть – желтизна, пожелтеть, желтый;
  2. отзвучать – звук, отзвук, звучать;
  3. почернеть – черный, чернота, чернеть;
  4. болезнь – больной, боль, болеть;
  5. перепись – переписанный, переписать, переписчик;
  6. грузовик – грузить, грузчик, грузовой, груз;
  7. мировой – мирить, мирный, мир, примирить;
  8. втайне – тайно, тайный;
  9. невдалеке – дальний, даль, вдали, вдалеке, далекий;
  10. побелеть – белизна, белый, белеть;
  11. символически – символика, символ, символический;
  12. обновить – новизна, новенький, новь, новый;
  13. отговорить – разговор, говорливый, говорить, говор;
  14. выдумщик – думать, думающий, дума, выдумать, обдумать;
  15. вышивка – шить, шитьё, вышивать, вышитый;
  16. местность – место, вместить, вместилище, местный, местечко;
  17. удаленность – дальний, вдалеке, удалить, удаленный.

Предварительный просмотр:

Разбор слов по составу

Переходный, пролетишь, барабанного, домики, домовый, бездомный , аптекарь, зверята, беловатый, артистом, подлокотник, надводный, плащик, сварщик, сажаешь, играешь, сделаешь, перепишет, стульчике, уходят, котенком, досмотрят, рождение, чистота, запевают, примиряешь, дырчатый, разглядеть, регистрировать, покупатель, переплетчица, приготовить, велосипедист, лесистый, букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизна, избушка, ребятишки, счастливчик, кисловатый, львиный, пятнистый, журналист, бескорыстный, билетер, слонятами, выскользнуть, вратарь, дикарь, сухарь, ягодка, просьба, ходьба (это 5й класс Разумовской)

1.Найди приставку (приставки).

— Подосиновик, подорожник, подобранный, подоить, подоконник, подол, подорвать, подарок, подождать, подошва, подозревать, подогревать, подобие, подобрел, подожгу, подойник, подопытный, подозрение.

— Надолбить, надорвать, надоить, надоконный, надолго, надобно, надоумить, надомник, надорвать.

— Обогнать, обобщить, обогреть, обожествлять, обрисовать, обойти, обосновать, обострить, обозначать, обоз, ободрить, обозреть.

2. Обвинение, обед, обезьяна, обидный, облить, обогреть, обман, обмен, обрывок, обсудить, общение, объезд, обыск, одинокий, одобрение, окно, омыть, опечатка, оплата, ответ, отвести, отвар, отжать, отзыв, отметить, отрава, отрада, отрасти, отросток, отрывок, оттепель, отцвести, отцовский, охрана, очевидец.

3. Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.

4.Слезинка, слезать, обобщать, обобрать, обогатить, подождать, ободрить, обочина, подорожник, подоконник, подоходный, подоить, подосиновик, пододеяльник, подучить, подержать, подожженный, надоить, надорвать.

5.Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, девчонка

6.Где есть суффикс НИЦ ?

Синица, селедочница, лестница, гусеница, горница, салатница, куница, вафельница, пятница, игольница, отличница

7.Определить часть речи, разобрать слова по составу:

смотрящий, говоривший, привезший, прочитанный, обутый, посаженный, погнавшись, принеся, надувшись, посади, сделайте, светлее, суше, раньше, крупнейший, высочайший, решен, подшит, наигрался, заячий.

8.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания:

— рассказанный, завистливый, выселяя, перегрузка;

— выруливая, засоривший, высота, предосенний;

— предвечерний, потрогавший, выпаривая, воссоединение

— обидчивый, пролетая, пронизанный, перестройка;

— заботливый, накладка, вычеркнутый, разлепляя;

— вплотную, посеребренный, устарелый, обостряя

9.Переподготовка, выпиливание, картофелекопалка, рыболовный, подкрепляющийся, порыбачить, посинелый, пятеро, междуречье, лиственница, хлопкоуборочный, царапаться, пробежаться, подкормка, семяочистительный, проэкзаменоваться, подберезовик, выжигание, переделка. подкормка,

10.Заочник, приобщился, картофелечистка, отгрузили, подтолкнуть, возвышающийся, влагоотталкивающий, живучесть, непродуманный, вышивание, переброска, ошейник, потише, передвигаться, светомаскировка, потерянный, пробежаться.

11.Раберите наречия по составу.

Неподалеку, докрасна, умышленно, бесперспективно, удивленно, примиряюще, преотлично, всеобъемлюще, настороже, расслабляюще, трижды, самокритично, ежедневно, раздраженно, обдуманно, взволнованно, недоброжелательно, устрашающе, умиротворяющее, сгоряча, вдесятером.

12. клевать, вставать, вызревать, давать, доставать, запевать, запивать, нагревать, надевать, наливать, овладевать, преодолевать, переставать, разбивать, развивать, узнавать, успевать, уставать

( СЕБЕ: здесь везде суффикс ВА)

1. В каком ряду во всех словах выделяется окончание

1.Прямиком, берегом, творогом;

2.одно, полотно, шестеро;

3.издавна, чиста, комната;

4.четыре, поверье, вскоре .

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над?

1.Надеть, надежный, надпись;

2.надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3.надежный, надбровье, надкусить;

4.надвинуть, надрезать, надводный .

3. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?

1. Связанные корни –такие, которые не употребляются без словообразовательных аффиксов ( ул ица , на де ть, об у ть ). Часто появляются в языке в связи с утратой исходного слова .

2.Суффикс ИЙ ( не путать с омонимичными окончаниями: син — ий, сельск- ий )

Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательного ИЙ: лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий + нулевое окончание, и заяч-j-а, заяч-j-э, заяч-j-и в женском, среднем роде и во множественном числе.

Во всех формах притяжательных прилагательного с суффиксом -ИЙ(-Й) в середине слова пишется Ь, кроме начальной формы (м.р. ед.ч. им. и вин. падежей): лисья, лисье, лисьей, но лисий.

(к отч…ему дому, с казач. .ей удалью, у охотнич..его домика, с человеч…им лицом, русалоч…ий, из индюшач..его мяса, с чиновнич..им рвением, плавуч…ий дом, с зыбуч..ими песками)

(. отчий = отеческий: относительное, а не притяжательное )

Суффикс й присутствует в таких словах:

— ворон – вороньё (й — о) – суффикс со значением собирательности;

— плясун – плясунья (й- а) – суффикс со значением лица женского пола

— зимовать – зимовье (й- э) — суффикс со значением места действия

— стул – стулья (й — а) — формообразующий суффикс со значением множественного числа

кочка, кадочка, косточка, тетрадочка (есть ответ)

Желудочный, карточный, елочный (есть ответ)

В каждом ряду найдите лишнее слово

1. воротник, задачник, ночник.

2.разодеть, разомкнуть, разобрать

3.мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4.попугайничать, скромничать, лентяйничать

Ответ: кочка – нечленимая основа, кадк- а — кадоч- к –а, кост- очк- а, тетрад – к- а, тетрад- оч- к-а.

Желудок — желудоч-ный, карта — карт-очн-ый , ель — ел-к-а – ел-оч- н –ый

закон – закон- н- ый – закон-н-ость; готов-ый – гов-ность

центр – центр-альн-ый ( централ – бессуффиксный?); вяз-а-ть – вяз-а-льн-ый

столяр – столяр-нича-ть, труд – со-труд-ник- труд-нич-а- ть.

Укажите формы, в которых больше чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы:

  1. принёс, переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый;
  2. неоглядный, предоставили, перебить, прокислый, наловлю, привык, пересдача.
  1. больше 3: вы-лов-и-ть, гор-е-л-ый, пере-из-да-ст , при-не- + нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.

3: подо-спе-ть, на-кормл-ю

  1. больше 3: не-о-гляд-н-ый, пре-до-ста-в-и-л-и, пере-с-да-ч-а, про-кис-л-ый, при-вык+ нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.

3: пере-би-ть, на-ловл-ю

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание — это очень важное задание!

Совет для родителей.

Математика 6 класс. «Координатная плоскость» Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы.

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). .

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация «Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. » Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе.

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении «КОМП»

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах.

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников.

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С .

Источник

Тест по теме «Словообразование. Морфология»,10-11 классов

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ»

Морфемы (значимые части слова): приставка, корень, суффикс, окончание.

Основные способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.

Запомните, как правильно пишутся названия способов образования слов в русском языке:

БЕ СС У ФФ ИКСНЫЙ (две буквы СС и две буквы ФФ)

СУ ФФ ИКСАЛЬНЫЙ (две буквы ФФ)

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится указанное слово.

2. Вы определили, что это имя существительное:

• если это отглагольное имя существительное, в котором после корня сразу идет окончание и нет суффикса, то оно образовано бессуффиксным способом (например, СПОРЫ, В ПЕРЕХОДАХ, ПРИ ПЕРЕЛЕТЕ);

• если это отглагольное имя существительное, которое оканчивается на -НИЕ, -ИЕ, то оно образовано суффиксальным способом (например, УГЛУБЛЕНИЕ, ПРЕДЧУВСТВИЕ);

• если это неотглагольное имя существительное с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами в слове -ЬЕ, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ПОДМОСКОВЬЕ, БЕЗДОРОЖЬЕ, ПОБЕРЕЖЬЕ, ПРИУРАЛЬЕ);

• если это неотглагольное имя существительное, которое оканчивается на -ОСТЬ, то оно образовано суффиксальным способом (например, БЕСПОМОЩНОСТЬ);

• если это имя существительное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕПОНИМАНИЕ).

3. Вы определили, что это имя прилагательное:

• если это имя прилагательное со значением «отсутствие, нехватка чего-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, БЕСПОМОЩНЫЙ);

• если это имя прилагательное со значением «нахождение где-либо», то оно образовано приставочно-суффиксальным способом (например, НАТЕЛЬНЫЙ, ПРИБРЕЖНЫЙ);

• если это имя прилагательное начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ).

4. Вы определили, что это глагол:

• если в этом глаголе есть приставка и ее можно отбросить (получится глагол другого вида), то этот глагол образован приставочным способом (ПРИСЛАЛ, ПРОЛИЛ);

• если в глаголе есть приставка и суффикс -СЯ и их нельзя отбросить (при отбрасывании либо приставки, либо суффикса -СЯ получается не существующее в русском языке слово), то этот глагол образован приставочно-суффиксальным способом (например, ВЫСПАТЬСЯ, РАЗБЕЖАТЬСЯ).

5. Вы определили, что это причастие:

• если причастие не начинается с НЕ, то оно образовано суффиксальным способом, независимо от наличия в нем приставки (например, ПРИЛЕТЕВШИЙ, ПРОЧИТАВШИЙ);

• если причастие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (НЕПРОЧИТАННАЯ книга).

6. Вы определили, что это деепричастие:

• деепричастия образуются только суффиксальным способом.

7. Вы определили, что это наречие:

• если наречие оканчивается на -О, то оно образовано суффиксальным способом от исходного имени прилагательного (например, БЕЗЗВУЧНО, БЕСПОМОЩНО);

• если наречие начинается с НЕ, то оно образовано приставочным способом (например, НЕМНОГО, НЕДОЛГО);

• если наречие не оканчивается на -О, то оно чаще всего образовано приставочно-суффиксальным способом (например, ВО-ПЕРВЫХ, ВСКОРЕ, СМОЛОДУ).

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?

2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?

3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?

4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?

5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?

6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?

7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?

8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?

9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?

10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.

11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.

12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.

13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:

14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.

15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.

16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.

17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.

18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…

19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.

20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом и от пожаров.

Источник

Читайте также:  Способы получения временной регистрации
Оцените статью
Разные способы