Задания формы способы работы

Методы,формы, средства организации деятельности учащихся

Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы

МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства :

В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

уровня подготовленности учащихся;

времени, отведенного на изучение материала;

теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:

методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источникам: словесные, наглядные, практические

б)по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые

г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению

б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учеников:

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

В виде различных работ:

проблемно ориентированный диалог

формулирование вопросов для поучения информации

решение проблемных ситуаций

проектирование и моделирование

анализ жизненного опыта

составление каталогов и систематизаторов

выполнение практических работ

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Также возможна работа в парах сменного состава . Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Читайте также:  Способы обеспечения обязательств налоговое право

Виды средств обучения:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств

содействовать осознанию содержания учебных тем

способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

учебные компьютерные программы по теме урока;

организующе-координирующая деятельность учителя;

уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

формы организации учебной деятельности на уроке.

отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

технические средства обучения;

На уровне предмета

система условных обозначений различных дисциплин:

искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

учебники и учебные пособия;

методические разработки (рекомендации) по предмету;

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Источник

Виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе

  • 12 января 2021 г.
  • 17 минут
  • 11 036

Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.

Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.

Что такое самостоятельная работа

Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.

Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:

  1. Повторение пройденной теории.
  2. Формулировка главных вопросов тематики.
  3. Выявление глубины и содержания знаний, составление тезисов по теме.
  4. Выполнение упражнений, решение задач.
  5. Анализ производимой работы.
  6. Приобретение навыков и умений.
  7. Составление вопросов по лекции.

Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:

  • собеседование и контроль,
  • консультации,
  • анализ рецензирования, оценка, корректировка,
  • дискуссии, эвристические и мотивационные беседы,
  • подведение итогов и т.д.

Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:

  1. Подбор литературы.
  2. Изучение плана семинара.
  3. Конспектирование отдельных вопросов.
  4. Разработка схем, таблиц на основе лекций, дополнительной и основной литературы.
  5. Произведение расчетов показателей.

Средства обучения для самостоятельной работы

Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:

  • методички,
  • дидактический материал,
  • обзорные конспекты, вопросы по лекциям,
  • кино-, видео- и диафильмы,
  • тесты, сборники задач и пр.

Виды и формы самостоятельной работы

Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.

По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:

  1. Приобрести новые знания и умения. Делать это самостоятельно можно путем работы с учебником, проведения опытов и наблюдений, аналитико-вычислительных работ.
  2. Закрепить и уточнить знания можно путем использования системы упражнений (по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных от несущественных).
  3. Выработать умения использовать знания на практике, чего можно добиться посредством решения задач разного уровня и вида, выполнения экспериментальных работ и пр.
  4. Формировать умения творческого характера, чего можно достичь написанием сочинений, рефератов, докладов и т.п.
Читайте также:  Конструктивные способы взаимодействия с детьми

Основные виды самостоятельных работ учащихся

Домашняя работа

Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.

Содержание домашнего задания:

  • усвоение изучаемого материала,
  • выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
  • подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
  • проведение наблюдений,
  • выполнение практических и лабораторных работ,
  • создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.

Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.

Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.

Работа с книгой

Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.

Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.

В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:

  1. Составление сложного или простого плана.
  2. Ведение конспекта.
  3. Создание реферата.

Составление сложного или простого плана

При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.

Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.

Встречаются следующие типы планов:

Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:

  • прочитать текст для его осмысления,
  • повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
  • дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
  • пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.

Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.

Ведение конспекта

Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.

В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.

  1. Плановый– пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
  2. Тематический– составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
  3. Текстуальный– предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
  4. Свободный– состоит из выписок, цитат, тезисов.

Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.

Создание реферата

Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.

В зависимости от цели написания рефераты могут быть:

  • библиографические– бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
  • учебные– пишут для глубокого изучения материала;
  • научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.

Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:

  1. Выбрать тему.
  2. Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
  3. Составить список литературы.
  4. Обработать и систематизировать информацию.
  5. Разработать план реферата.
  6. Написать реферат.

Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.

Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов

Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.

Таблица «З-Х-У»

Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.

Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.

Прием «Инсерт»

Речь идет о маркировке текста значками по мере прочтения:
«V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы

Читайте также:  Способ как разложить уши

Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.

Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.

Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».

Верные и неверные утверждения До слушания После слушания
1.
2.

Упражнения как вид самостоятельных работ

Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.

Виды упражнений Направленность упражнений
Устные упражнения — сокращают время на выполнение задания;
— развивают произвольное внимание;
— приучают работать
Письменные упражнения — предназначены для более сложных видов работ;
— обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;
— развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;
— повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;
— развивают самостоятельность и инициативу
Воспроизводящие упражнения — упражнения по закреплению ранее изученного (известного)
— языки – правописание, грамматические и лексические правила;
— трудовое обучение;
— решение задач (математика, физика, химия);
— упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные) — осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных
Комментированные
Упражнения
— фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач — выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу)
Проблемно — поисковые упражнения — развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление
Творческие устные и письменные работы — направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий
Устные сочинения — выступают одним из видов творческих работ
Письменные сочинения — направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера
Доклады — содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения
Графические работы — предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения) — вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике — используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения) — разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т. п.
— обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности

Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.

Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Оцените статью
Разные способы