Задание по алгебре способ восприятия
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Источник
Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.
статья по математике на тему
Аннотация: статья содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения результативности процесса обучения данному предмету. Основное внимание уделяется мотивации, активности мышления и доминирующему каналу восприятия и переработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.
Образовательный процесс для учащихся представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако у меня давно возник вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. В связи с этим я два года назад начала работу над темой самообразования: « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с учетом доминирующего канала восприятия информации». Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:
Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.
Для того чтобы сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя, важно знать к какой категории относятся ваши учащиеся. К примеру, можно объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что учащийся надолго усвоит необходимую информацию.
Как же , представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности?
Тихий, задумчивый, с трудом завязывает контакты с людьми, друзей почти нет, послушен, учится легко (успешно), любит конструктор, телевизор, компьютер, к животным равнодушен, хотя может полюбоваться, гулять не любит, очень разборчив в еде и одежде, зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало, при переживании стресса замыкается в себе, в своей речи употребляет слова ,связанные в основном со зрением.
Чаще всего учащиеся- визуалы на переменах остаются в классе или предпочитают выйти в коридор, где будут наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов становится продуктивным, если он видит одновременно с объяснением учителя, графики ,таблицы, рисунки ,схемы, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы , или компьютерные презентации .
У учащихся –визуалов , хорошо развито образное мышление, они прекрасно работают со схемами, и моделями. Использование компьютерных технологий обеспечивают успешность объяснения учителем нового материала таким учащимся. Наличие дидактического раздаточного материала, причем эстетика его оформления играет не маловажную роль для визуалов.
Типы заданий которые можно предложить визуалам :
Задания в виде записей, ярко, красиво, красочно оформленные карточки, найти что-то в учебник, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод, работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами, записать ответы на вопросы ,с помощью проектора, компьютера.
Говорит без умолку ,без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, любит слушать когда читают или рассказывают ,с трудом запоминает написание букв, непослушен, на замечания взрослых возражает, к еде и одежде равнодушен, не любит красочных зрелищ, при переживании стресса срывается на крик, не способен сосредоточится, склонен к всевозможным угадываниям, употребляет слова связанные со слуховым восприятием.
Учащиеся- аудиалы используют перемену для того чтобы наговориться и пошуметь
Так же такие учащиеся хорошо воспринимают учебный материал слушая его, желательно объяснять новый материал выразительным голосом ,с интонацией, выделяя важные моменты. На уроках для аудиалов нужны звуковое сопровождение и диалог, не стоит запрещать им проговаривать свои действия.
Типы заданий которые можно предложить аудиалам:
Прочитывать задание вслух учителю ,сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо, можно вызвать к доске во время математического диктанта, выписать главные мысли и обосновать их, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.
Очень подвижен, главное- заниматься делом, очень самостоятелен и талантлив, все надо потрогать, хорошо воспринимает запахи, отлично развит вкус, очень любит животных, в речи употребляет слова описывающие чувства и движения.
Для кинестетиков перемена нужна ,чтобы размяться.
Главный способ восприятия учебного материала у таких учащихся –движение, чтобы понять новое, им надо сделать ,повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно.
Типы заданий которые можно предложить кинестетику:
Задания направленные на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчет предметов, на исследование, на нахождение нескольких способов решения, задания с четкими инструкциями по их выполнению, задание — дать свое определение изучаемого понятия, свою формулировку закона или его следствия, выдвинуть свои гипотезы.
Приведу некоторые примеры из своей работы :
Для облегчения своей работы я собрала данные всех наблюдений по тому, какие формы и методы работы лучше использовать для различных этапов урока в одну таблицу
Источник
Учет особенностей восприятия информации в процессе обучения математике
Разделы: Математика
На данном этапе формирование информационной культуры ребёнка в динамично развивающемся информационном обществе является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Одним из возможных путей её решения является учет при организации образовательного процесса ведущих каналов восприятия информации у детей. Практически всем известно, что всех людей в зависимости от способа восприятия ими информации можно разделить на следующие типы: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. Визуалы воспринимают информационный поток через органы зрения. Они “видят” информацию. Аудиалы основываются на слуховых ощущениях. Кинестетики задействуют другие виды ощущений – обоняние, осязание, двигательные и другие. Дигиталы(в некоторой литературе можно встретить – дискреты) производят логическое осмысление с помощью знаков, цифр, логических выводов. Последняя категория встречается очень редко и её можно назвать “мечта учителей математики”.
Во время организации и проведения уроков математики учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся всего класса и каждого учащегося в отдельности. Поэтому на этапе объяснения нового материала необходимо учитывать вышеперечисленные отличия типов восприятия информации. В одном классе учащиеся воспринимают одну и ту же информацию по- разному. Кому-то необходимо все очень подробно объяснять, останавливаясь на каждом шаге, а другим достаточно рассказать основную идею и они далее самостоятельно приступают к её реализации.
Современные технологии обучения математике позволяют организовать работу в группах. Дифференциация по группам осуществляется после специально организованного психологического наблюдения, анкетирования, цель которого – выявление ведущего способа восприятия информации.
Далее речь пойдёт об уроках математики и особенностях их организации с учётом ведущего канала восприятия информации.
Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов, в качестве которых могут выступать математические понятия, определения, процессы и др. становится продуктивнее, если он видит одновременно с объяснением учителя графики, таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации, фотографии или учебные фильмы. Он быстрее и качественнее запоминает то, что видел. Поговорка о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, именно про него.
Отличительной чертой визуала является устойчивость произвольного внимания, неотвлекаемость на внешние шумовые раздражители. У таких детей очень хорошо развито образное мышление. Они легче запоминают и работают с математическими понятиями, оставившими реальный образ в их памяти. Прекрасно работают со схемами и моделями. Обеспеченность школ компьютерными технологиями на уроках математики позволяет использовать компьютер и проекционную технику для объяснения нового материала таким учащимся. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов, причем эстетика оформления играет немалую роль.
Например, дифференцированные карточки могут иметь следующий вид.
Для визуалов можно создать презентацию или записать макрос, показывающий правильное выполнение задания, правильное действие.
Облегчить запоминание правил можно с помощью схемы-опоры. Например, при раскрытии скобок в 6 классе предлагается схема, помогающая созданию зрительного образа и запоминанию информации.
Аудиал хорошо воспринимает информацию, слушая ее. Причем новый материал желательно рассказывать не монотонным, а выразительным голосом, интонациями выделяя важные моменты. Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки. На уроках для таких учащихся нужны звуковое сопровождение и диалог. Не стоит запрещать им проговаривать свои действия, они часто этим пользуются при решении особенно сложных заданий или вычислений.
Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить его. Распечатанный материал аудиалы воспринимают плохо. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком.
У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ восприятия — движение, действие. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения
Если это порядок действий, то их надо делать по мере поступления. Для таких учеников важно наличие конкретных шагов. Для них “просто рассказ” лишен смысла. Учитель математики может предложить таким ученикам задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению. Учащемуся-кинестетику сложно долго слушать и только смотреть. Как правило, он начинает повторять действия учителя.
Для дигиталов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания.
Также обязательно должна быть мотивация к выполнению задания. Причем данное задание должно быть ценностным для ученика и опираться на уже имеющиеся знания. Учащемуся-дигиталу важно видеть функциональность и полезность задания.
При подготовке к уроку учитель математики может предлагать задания в различной форме для учащихся с разными типами восприятия. Для этого не стоит аудиалу каждый раз записывать аудиокассету, а визуалу крутить видеоряд. Обычно в классе обучаются ученики со всеми типами восприятия, а у учителя нет возможности один и тот же материал объяснять несколько раз по-разному. Но современный педагог, владеющий технологиями обучения, может и должен комбинировать всевозможные формы представления информации, основываясь на преобладающем способе восприятия.
При постановке, формулировании учебных задач и организации практической работы на уроке математики наиболее возможен учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
Например, в формулировке заданий могут быть использованы глаголы, которые будут “ближе” ученику. Русский язык позволяет одну и ту же мысль представить разными словами. Например, ученики должны понять смысл теоретической части, представленной в электронном пособии. В этом случае визуалу учитель даст задание “увидеть главное”, аудиалу — “услышать основное”, кинестетику — “уловить суть”, дигиталу — “сделать вывод”. При этом при создании самого пособия преподаватель учтет особенности всех: оно будет наполнено анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, четкой структурой представления информации.
Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это , в свою очередь , послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении математике.
Источник