Задачи по экономическому анализу способом абсолютных разниц

Задачи по Экономическому анализу 3

Определить влияние на объем продукции изменений ряда трудовых показателей. Расчеты выполнить:

1) способом цепных подстановок

2) способом абсолютных разниц

3)способом относительных разниц

4)индексным методом факторного анализа

Подсчитать резервы увеличения выпуска продукции за счет устранения потерь рабочего времени. Исходные данные представлены в таблице

За отчетный год

Среднечасовая выработка 1 рабочего, руб

Продукция, тыс. руб.

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

Среднесписочная численность рабочих, чел

Среднее число отработанных 1 рабочим дней

Модель зависимости объема товарной продукции V от трудовых факторов:

Где, Чр – среднесписочная численность рабочих, чел., Вр — среднегодовая выработка, тыс, руб., К- среднее число дней, отработанных 1 рабочим, П- средняя продолжительность рабочего дня, ч, Чвыр — среднегодовая выработка 1 рабочего, руб.

Степень влияния факторов на результативный показатель

1. Метод цепных подстановок

2. Метод абсолютных разниц.

Находим абсолютное изменение каждого фактора по сравнению с базисным по формуле: оn -y0.

Степень влияния факторов

3. Прием относительных разниц

Найдем степень влияния факторов:

4. Индексный метод

Влияние на объем товарной продукции среднечасовой выработки на 1 рабочего:

Влияние на объем товарной продукции изменения продолжительности рабочего дня:

Влияние на изменение объема товарной продукции количества дней отработанных одним рабочим:

Влияние на изменение объема товарной продукции численности рабочих:

В отчетном году видим увеличение объема продукции на 12362,64 тыс. руб. Показатели влияли по разному на объем продукции: из-за сокращения продолжительности рабочего дня объем продукции сократился на 2,75%; при повышении численности рабочих объем продукции увеличился на 1,24%; при сокращении числа отработанных 1 рабочим дней объем продукции снизился на 3,37%.

Проанализировать по данным таблицы изменение прибыли от реализации продукции по следующим факторам: изменение объема реализации; ассортиментные и структурные сдвиги; изменение полной себестоимости; продажных цен.

План на фактически реализ. продукцию

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

Управленческие расходы, тыс. руб.

Полная себестоимость, тыс. руб.

Выручка от реализации товаров. Продукции. Тыс. руб.

1) Изменение объема реализации определяется

46040:42717*100%=107,77% — выполнение плана реализации в сопоставимых ценах предприятия.

25505*7,77:100=1981 – за счет перевыполнения прибыль увеличилась.

2) Изменение структуры и ассортимента:

Сначала находим разницу между суммами прибыли, устанавливаемым плановым заданием и планом на фактически реализованную продукцию

26358-25505*107,77:100=26358-27486= — 1128 тыс. руб.

3) Изменение полной себестоимости реализованной продукции находится сравнением фактической себестоимости с плановой:

Следовательно, при повышении производственной себестоимости на 309 тыс. руб. прибыль опустилась на ту же сумму.

Увеличение управленческих расходов привело к уменьшению прибыли на:

105-92=13 тыс. руб.

309-13=296 тыс.руб. Т.о., увеличение себестоимости обеспечило снижение роста прибыли на 296 тыс.руб.

4) Изменение продажных цен

46040-46040=0 Изменения цен не произошло.

Проверка правильности проведенного анализа производится путем сравнения суммы влияния всех ее факторов со сверхплановой прибылью:

Следовательно, расчеты произведены верно.

За счет перевыполнения плана прибыль увеличилась на 1981 тыс. руб.; за счет изменения структуры и ассортимента прибыль уменьшилась на 1128 тыс. руб; за счет увеличения себестоимости 309 тыс. руб. и управленческих расходов 13 тыс. руб. прибыль уменьшилась на 296 тыс. руб.; зато изменения цен не произошло.

По материалам годового финансового отчета, данным пояснительной записки к нему, аудиторским заключениям и заключениям по бухгалтерской отчетности предприятия за год провести экспресс-анализ отчетности. Составить предварительное заключение об итогах работы предприятия в отчетном году.

Экспресс-анализ финансовой отчетности

Оценка имущественного потенциала

Оценка имущественного положения

1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов

2. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия

Оценка финансового положения

1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников

2. Коэффициент покрытия (общий)

3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме

4. Коэффициент покрытия запасов

5. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников

Читайте также:  Определите способ образования существительного учительская ответ

Наличие «больных» статей в отчетности

2.Ссуды и займы, не погашенные в срок

3. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность

4. Векселя, выданные (полученные). просроченные

Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности

2. Рентабельность продукции

3. Рентабельность основной деятельности

1. Темп роста прибыли

2. Темп роста выручки

3. Темп роста авансируемого капитала

4. Оборачиваемость активов

5. Оборачиваемость дебиторской задолженности

6. Оборачиваемость запасов

7. Оборачиваемость кредиторской задолженности

8. Продолжительность операционного цикла

9. Продолжительность финансового цикла

Оценка эффективности использования экономического потенциала

1. Рентабельность авансированного капитала

2. Рентабельность собственного капитала

Доля в сумме активов основных средств уменьшилась на 0,08%, доля в сумме источников собственных средств составил 79%. Коэффициент покрытия увеличился на конец года на 20,6% что показывает сумму финансового запаса. Финансовое положение предприятия нормальное. Больных статей в отчетности не имеется. Прибыль возросла на 85%, Выручка возросла в 2,62 раза. Оборачиваемость активов увеличилась на 76%, Оборачиваемость дебиторской задолженности уменьшилась на 90%, оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась. Сократился финансовый цикл на 98,93 дня, что свидетельствует о повышении эффективности финансовой политики организации.

Рентабельность авансированного капитала увеличилась на 1,91%, также увеличилась рентабельность собственного капитала которая составила 5,47% на конец года.

По данным таблицы определить выполнение бизнес-плана производства и выпуска продукции с учетом планового графика на основе коэффициентов ритмичности и аритмичности. Дать заключение об эффективности организации производства и указать источники анализа.

Выпуск продукции за год, ты.руб.

Удельный вес продукции, %

Коэффициент выполнения плана

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

Источник

Способ абсолютных разниц. Пример. Формула расчета в Excel

В данной статье рассмотрим способы применения метода абсолютных разниц в финансовом анализа.

Способ абсолютных разниц как разновидность метода элиминирования

Сам по себе термин «элиминирование» (лат. eliminare — изгонять) имеет несколько значений. В экономике при анализе он означает устранение, исключение показателей, факторов (расчетов, проч. составляющих), которые не имеют отношения к анализируемому явлению.

На практике элиминирование применяется как логический прием (метод), который в процессе исследований позволяет опустить несколько факторов, выделив при этом один, нужный, изучаемый. Особенность этого приема как раз в том и состоит, что в центре исследования оказывается изменение одного конкретного фактора, а остальные при этом не меняются, константны. Это позволяет выяснить именно его степень воздействия на итоговый показатель.

Прием элиминирования используется в разных способах факторного детерминированного анализа:

  • абсолютных разниц;
  • интегральном;
  • индексном;
  • относительных разниц;
  • цепных подстановок.

Таким образом, пользуясь приемом элиминирования (исключения), выясняют степень воздействия факторов на изменение анализируемого итогового показателя. По принципу действия данного приема выделяют каждый из них отдельно и изучают, измеряют его влияние.

Сущность способа абсолютных разниц

Иногда этот способ называют еще и способом абсолютных отношений (и даже отклонений), как бы приравнивая разницы к отклонениям. Но наиболее распространенным и понятным в экономическом обиходе названием признается все же способ именно «абсолютных разниц».

Подчеркнем, он используется для целей выяснения степени воздействия отдельно взятых факторов на изменение (прирост) анализируемого итогового показателя. Величина такого воздействия выясняется путем умножения абсолютного прироста конкретного фактора на базисную величину тех факторов, которые находятся справа, и на фактическую величину фактора, находящегося слева.

В рамках применения способа абсолютных разниц последовательно:

  1. Выстраивают соответствующую модель анализируемого итогового показателя.
  2. Выясняют абсолютное изменение каждого фактора (напр., фактического от планового).
  3. Производят необходимые расчеты для определения степени воздействия факторов на итоговый показатель (в зависимости от типа модели).

Проверяют правильность действий путем сопоставления суммы изменений каждого фактора и общего изменения анализируемого показателя. При точных расчетах они должны совпадать. Подводя итоги после расчетов, следует сделать выводы о том, какое воздействие проявил каждый из них.

Назначение и сфера применения способа абсолютных разниц

Не случайно зачастую этот способ соотносят со способом цепных подстановок. Кстати, и тот, и другой выдает идентичные результаты. Способ абсолютных разниц многие даже называют упрощенным вариантом цепных подстановок. Он также относительно прост в расчетах, но все же менее многофункционален и ограничен в применении. Для него характерно:

  1. Использование по большей части в анализе хозяйственной деятельности (АХД).
  2. Наибольшая отдача, эффективность применения при наличии абсолютных отклонений по показателям в отправных данных.

Важно! Отличительной особенностью «абсолютных разниц» является возможность их использования только в моделях мультипликативных и смешанных типов.

Мультипликативная модель – это значит, что результативный анализируемый показатель (П) значится как произведение ряда факторов (Ф): П = Ф1 * Ф2 * Ф3 и т. д.

Читайте также:  Способы чтобы быстрее родить

Смешанная (комбинированная) модель, допускаемая при «абсолютных разницах» – это комбинация из разных видов моделей типа П = (Ф1 – Ф2) * Ф3 и Ф1 * (Ф2 – Ф3). Т. е. смешанная модель в этом случае = мультипликативная + аддитивная модель. В последней, аддитивной, анализируемый показатель может значиться как сумма либо вычитание факторов.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Способ абсолютных разниц детерминированного факторного анализа

Следует напомнить, что «абсолютные разницы» – это лишь один из способов, применяемый при решении задач детерминированного факторного анализа. И используют его исключительно для моделей мультипликативного и комбинированного типа, обозначенных выше.

Кратко о факторном анализе: отличается многомерностью, обладает статистическим характером. Объединяет разные методы оценки, исследований, цель которых – выяснение степени влияния конкретных факторов на итоговые анализируемые показатели.

Детерминированный анализ (как составная часть факторного) – это специальная методика. Ее цель – изучить степень воздействия факторов, которые именно функционально связаны с итоговым показателем. Функциональность такой связи подразумевает, что рассматриваемый показатель представлен в виде умножения, деления либо алгебраической суммы изучаемых факторов.

К сведению, наряду с достаточно жесткой детерминированной, используется и стохастическая методика факторного анализа. Причем вторая, стохастическая, считается в некоторой степени дополнением, углублением первой. Она применяется там, где нужно исследовать сложные факторы и невозможно выстроить детерминированную модель.

Способ абсолютных разниц используют в рамках факторного анализа в равной мере с близким ему способом цепных подстановок. Его ключевую задачу можно сформулировать так: определить разницы либо отклонения, изучив конкретные факторы и итоговый показатель. В данном случае речь идет об отклонениях от сведений предшествующего периода либо от плана.

Расчет величины воздействия факторов на показатель при применении абсолютных разниц базируется на последовательной замене:

  1. Сначала нормативных (согласно плану) значений факторных (независимых, характеризующих причину) показателей на их отклонение.
  2. Затем этих значений на фактический уровень данных показателей.

Алгоритм расчета этим способом зависит от типа модели.

Порядок и алгоритмы расчета влияния факторов этим способом

Последовательность алгоритма расчетов выстраивается в зависимости от количества факторов влияния и типа модели. Рассмотрим по-отдельности каждый вариант расчета. Сначала – для мультипликативной модели. Затем – для смешанной.

Вариант 1. Мультипликативная модель.

Расчеты для нее ведутся, как уже было описано выше, посредством умножения. Сначала выясняют абсолютную разницу (отклонения) каждого фактора, затем – воздействие изменения этих факторов на итоговый показатель. В алгоритме будут использованы:

  • 3 фактора: А, Б, С;
  • П – результативный показатель;
  • сокращения: б – базисные значения, ф – фактические. Например: Аб – базис. значение фактора А, Аф – факт. значение фактора А и т. д.;
  • сокращение аи – абсолют. изменения (Ааи – абсолют. изменения фактора А, следовательно, Баи – абсолют. изменения фактора Б и Саи – фактора С);
  • Паи – общее изменение, Паи (А) – изменение результативного показателя за счет фактора А, по аналогии, Паи (Б) – за счет фактора Б и Паи (С) – за счет фактора С.

В алгоритме будут применены абсолютные изменения всех трех факторов:

  • Ааи = Аф – Аб;
  • Баи = Бф – Бб;
  • Саи = Сф – Сб.

Схематично алгоритм расчета можно изобразить в следующей последовательности:

Пб=Аб * Бб * Сб (1)

Паи (А) = Ааи * Бб * Сб (2)

Паи (Б) = Аф * Баи * Сб (3)

Паи (С) = Аф * Бф * Саи (4)

Пф = Аф * Бф * Сф (5)

Паи = Пф – Пб = Паи(А) + Паи(Б) + Паи(С) (6)

Вариант 2. Смешанная модель прибыли от реализации товара.

В алгоритме будут использованы:

  • факторы влияния: О – объем продаж, Ц – продажная цена; СТ – себестоимость 1 товара;
  • модель ПР = О *(Ц – СТ);
  • сокращения: аи – абсолютные изменения: ПРаи (прибыли), Оаи (объема), Цаи (продажной цены), СТаи (себестоимости);
  • сокращения: пл – плановый, ф – фактический (Цп – продажная цена по плану, Цф – фактическая и т. д.);
  • ПРаи (О) – изменение прибыли в зависимости от объема продаж, ПРаи (Ц) – в зависимости от цены и ПРаи (СТ) – от себестоимости.
Читайте также:  Лечение цистита у детей народными способами

Задача: необходимо выяснить, как каждый из названых трех факторов влияет на прибыль от продаж (ПР). Исходя из этого, выводим схему алгоритма для расчетов влияния факторов на прибыль. Она будет следующей:

ПРаи (О) = Оаи * (Цп – СТп) = (Оф – Оп) * (Цп – СТп) (1)

ПРаи (Ц) = Оф * Цаи = Оф * (Цф – Цп) (2)

ПРаи (СТ) = Оф * (– СТаи) = Оф * (– СТф – СТп) (3)

В предложенном для смешанной модели алгоритме по указанным формулам последовательно рассчитывают степень воздействия на прибыль (ПР) следующих факторов:

  1. Объема продаж (О).
  2. Продажной цены (Ц)
  3. Себестоимости 1 товара (СТ).

Факторный анализ методом абсолютных разниц

Проанализируем прибыль от реализации, используя обычную Excel таблицу и применяя метод абсолютных разниц факторного анализа. Ее образец, где указаны используемые условные данные (значения факторов по плану, по факту) и результаты расчетов по соответствующим формулам (абсолютные отклонения), приводится далее в тексте.

Фактор влияния Значение Абсолютные отклонения

фактических значений от плановых

плановое фактическое
Объем продаж (тыс. тонн) 490,10 480,10 – 10 (480,10 – 490,10)
Продажная цена единицы товара (тыс. руб.) 40 40,10 0,10 (40,10 – 40)
Выручка (тыс. руб.) 19 604 19 252,01 – 351,99 (19 252,01 – 19 604)
Себестоимость продаж 1 товара (тыс. руб.) 18 19 1 (19 – 18)
Себестоимость продаж (ты. руб.) 8 821,8 9 121,9 300,1 (9 121,9 – 8 821,8)
Прибыль (тыс. руб.) 10 782,2 10 130,11 – 652,09 (10 130,11 – 10 782,2)

Выводы о том, как перечисленные в таблице факторы, повлияли на прибыль от продаж:

  1. Фактический объем продаж не достиг планового. Абсолютное отклонение от него составило 10 тыс. тонн. Возможно, отчасти это вызвано повышением фактической продажной цены на 0,10 тыс. руб.
  2. Фактическая выручка тоже снизилась. Абсолютные отклонения показывают, что она стала меньше плановой на 351,99 тыс. руб.
  3. По фактической себестоимости продаж видно, что она по сравнению с плановой возросла на 300,1.
  4. Результатом влияния названных выше факторов стало снижение фактической прибыли на 652,09 тыс. руб.

Проводя факторный анализ, при составлении аналогичных таблиц можно взять за основу — этот шаблон в Excel.

Пример применения способа абсолютных разниц

Особенности применения данного способа рассмотрим на решении следующей условной задачи в рамках АХД. Предположим, предприятие планировало выпустить продукции на 2 млн руб., а по факту получилось – на 1,9 млн руб. Причем площадь помещений, отведенных на производство, согласно плану должно было составлять 39 кв. м., а по факту оказалось – 40 кв. м.

Задача: способом абсолютных разниц определить, как на объем произведенной продукции отразились 2 фактора:

  1. Изменение производственных площадей.
  2. Величина выработки с учетом этих площадей.
  1. Рассчитаем планируемое значение выработки на 1 кв. м. площади: 2 млн. руб. / 39 = 0,050 млн. руб.
  2. Рассчитаем фактическое значение выработки на 1 кв. м. площади: 1,9 млн руб. / 40 = 0,0475 млн руб.
  3. Определим изменение объема произведенной продукции в зависимости от площади и выработки. Расчет 1: (40 – 39) * 0,050 = 0,05 млн руб. Расчет 2: 40 * (0,0475 – 0,050) = – 0,1 млн руб.
  4. На основе данных, полученных при предыдущих расчетах, выясняем общее изменение объема произведенной продукции: 0,050 – 0,1 = – 0,05 млн руб.

Результаты проведенных расчетов показаны далее в таблице.

Показатели Плановые Фактические Отклонение по объему продукции (по факторам/общее)
Площадь производства 39 кв. м 40 кв. м
Величина выработки на 1 кв. м 0,050 млн руб. 0,0475 млн руб.
Объем произведенной продукции 2 млн руб. 1 млн руб. – 0,1/–0,05 млн руб.

Делаем выводы по итогам расчетов:

  1. Площадь производственных помещений увеличилась на 1 кв. м. За счет этого объем производимой продукции возрос на 0,050 млн руб..
  2. Снижение выработки на 1 кв. м на этом фоне негативно повлияло на объем – он уменьшился на 0,1 млн руб.
  3. На предприятии в отчетном периоде объем произведенной продукции уменьшился на 0,05 млн руб.

Источник

Оцените статью
Разные способы