Задачи для решения алгебраическим способом 5 класс
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2015 » Апрель » 13 » Решение задач алгебраическим способом (подборка детских задач), 5 класс
Предварительный просмотр:Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение « Гимназия №6» г. Перми учитель математики первой категории Шитоева Алла Олеговна Урок в 5 классе по теме : «Решение задач алгебраическим способом» Цель: обобщение знаний о способах решения задач на примерах различных реальных ситуаций; пропедевтика математического моделирования.
Приветствуют учителя, занимают свои места, получают листы опроса, подписывают их 2. Устный счет (подведение к теме урока) Устная работа: расшифруй слово (выполните действия с обыкновенными дробями) К= Выполняют действия устно, сопоставляют значения выражения с буквами, если слово разгадано, то поднимают руки. Ответ можно произнести только по просьбе учителя 3. Объявление темы урока Поднимите, пожалуйста, руку те, кто хотел бы научиться решать задачи. Джордж Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Мы умеем решать задачи разными способами, назовите основные. Опишите каждый из этих способов и назовите менее нами отработанный. А теперь сформулируйте тему урока:
|
Конечно, важнее овладеть общими способами и приемами в решении задач и применять их Сегодня остановимся на алгебраическом способе. Многое нам уже известно, поэтому постараемся обобщить свои знания и применить их к решению задач
Обратимся к задаче. Задача. Мама старше Юли в 3 раза, а Юля старше Светы на 5 лет. Вместе им 55 лет. Сколько лет маме и сколько девочкам ? Как выбрать неизвестную величину? (ввести переменную?) Все ли уравнения правильно составлены и соответствуют условию задачи? Укажите, что выбрано за неизвестное в каждом из этих уравнений. На примере этой задачи мы еще раз повторили как выбирать неизвестное. Решать эту задачу мы пока не будем. Возьмите лист опроса и подпишите его |
Вывод 1: постарайся выбрать подходящую модель по условию задачи а) самая маленькая величина задачи б) самая большая величина задачи в)величина, с которой сравниваются все остальные г)величина из главного вопроса задачи Вывод 2: переменную выбирай в соответствии с главным вопросом задачи
|
Первое задание – установите соответствие, можно обвести задачу карандашами и соединить каждую с подходящей алгебраической моделью в ваших листах опроса
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго ‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева? Когда подготовка закончена, можно ,наконец, составить уравнение Слайд №7 Вспомните, как решается эта задача. На ваших листах опроса есть 2 задачи, выберите одну из них и решите ее алгебраически. Решение оформляйте по правилам. Работают с текстами задач и моделями:
ответ: А-2,4 Б-3, В- 1 Вывод 3 : задачу можно решить с помощью нескольких моделей Составляют уравнения при различных условиях:
Вывод 4: появился план решения задачи алгебраическим способом :
Решают одну из задач (на выбор ученика) алгебраически по плану.
|
Одним из наиболее сложных заданий является и задание «наоборот», когда известна модель, а нужно составить ситуацию, которая решалась бы с помощью этой модели. Попробуйте выполнить задание Составь задачу: а)на движение б) на совместную работу по ее математической модели: (33+х) · 5=265. Записывают текст одной задачи (на выбор ученика а) или б) ) и сдают листы опроса на проверку. Нам осталось дать рекомендации тому, кто решает задачу алгебраически .Слайд №9 Если придерживаться этих рекомендаций и еще немного потренироваться, то успех вам обеспечен. Желаю успехов! И помните: « Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить». Дж. Пойя Ваше домашнее задание : составить и решить задачу подобную тем, что были решены на уроке. |
*Примечание : учитель проверяет листы опроса с целью выявить проблемы и трудности , с которыми встретились ученики .оценки выставляются только за самые лучшие работы.
Лист опроса _______________________ученика 5____класса Дата________________ вариант Ι
собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
С трех апельсиновых деревьев собрали 375 апельсинов. Причем с первого дерева собрали на 16 ап. меньше, чем со второго, а со второго ‐ на 7 ап. меньше, чем с третьего. Сколько апельсинов собрали с каждого дерева?
ІV. Составь задачу: а) на движение или б) на совместную работу по ее математической модели: (33+х)·5=265. Предварительный просмотр:Подписи к слайдам:Урок в 5 классе Учитель математики первой категории Шитоева А.О. «Гимназия № 6» Г. Пермь Цель: обобщение знаний о способах решения задач Задачи: повторить этапы работы с задачей учиться выбирать модель и переменную выбирать рациональный способ решения тренироваться в решении задач алгебраическим способом От чего зависит выбор модели? а) от условия задачи б) от желания учителя в) от главного вопроса задачи г) от знаний ученика Схема Таблица Чертеж Уравнение Х + 2х+2х-7=43 скорость время путь По течению Х+3 5 5·( х +3) Против течения Х-3 6 6 · (х-3) х 2х 2х-7 Р= 43 см А В С D x 32 186 Как выбрать неизвестную величину? а) самая маленькая величина задачи б) самая большая величина задачи в)величина, с которой сравниваются все остальные г) спросить у соседа д)величина из главного вопроса задачи (х-5) + х + 3х =55 х + (х+5) +3х = 55 х + (х +5) +3(х + 5) =55 Пусть х лет маме Пусть х лет Юле Пусть х лет Свете Одну задачу можно решить с помощью: а) разных способов, б)справочников и интернета в) разных моделей Ι . Соедините стрелкой реальную ситуацию с ее математической моделью: На листе опроса 3 ситуации и 5 алгебраических моделей (уравнений). Каждой ситуации подберите свою модель. Внимательно читай текст задачи Если составил три уравнения, ты- молодец. Мама, папа и Алиса собирали на берегу ракушки. Папа собрал на 7 ракушек больше… Если Х ракушек собрала мама ______________________ … … План решения задачи Совет: начни уравнение с большего количества ног.. Найди главный вопрос задачи Выбери подходящую модель Выбери переменную Составь уравнение по модели Реши уравнение Запиши ответ Различные задачи могут быть решены: а) только с помощью различных моделей б) иногда с помощью одинаковых моделей в) с помощью подсказки г) затрудняюсь ответить На движение по алгебраической модели (пешеход, пароход, веломобиль…) На совместную работу по алгебраической модели ( мастер, ученик, швея, машинистка…) Выбор модели зависит от условия задачи и ее главного вопроса За неизвестное лучше выбирать самую маленькую величину или величину главного вопроса Полезно руководствоваться планом решения задачи Часто к одной задаче можно составить разные модели Разные задачи иногда можно решить с помощью одной модели Напишите отзыв на этот урок Помните: Чем труднее задача, тем больше удовольствие ее решить. По теме: методические разработки, презентации и конспектыУрок на котором дети сами составляют и решают задачи. После просмотра мультфильма «Девочка со спичками», учащиеся обсуждают каким образом можно обогреть жилище. сколько и какое топливо, лучш. Открытый урок в 7 классе тема: «Решение задач», посвященный конструкторам Великой отечественной войны, в рамках 70-летия победы. С учетом современных подходов к математическому образованию возрастает социальная значимость математики, как средства повышения интеллектуального уровня человека; происходит переориентация с увеличени. пример задач и решений. Обучающая презентация на тему Решение задач алгебраическим способом. Технологическая карта урока, задачи открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ , презентация к уроку. Конспект урока на повторение и обобщение тем: Площадь, Теорема Пифагора. Обобщающий урок перед контрольной работой. Источник |