Строительное зонирование
Жилую территорию населенного пункта застраивают домами разных типов, этажности и из различных строительных материалов. Это выполняется с целью удовлетворения индивидуальных потребностей и учета возможностей жителей. Для обеспечения архитектурно-планировочной привлекательности жилой застройки и ее организации выполняется строительное зонирование. Выделение территорий застройки с домами разных типов, этажности и с использованием различных строительных материалов, из которых они возведены, называют строительным зонированием. Такое зонирование вносит упорядоченность жилой застройки. В этом случае территория населенного пункта будет использоваться более эффективно, а затраты на благоустройство и инженерное устройство будет более оптимальным. При размещении жилой застройки на территории сельского населенного пункта выделяют три основные строительные зоны: секционной застройки в два-четыре этажа; застройки блокированными домами; застройки приусадебными индивидуальными жилыми домами. При размещении жилой зоны в пригороде, средних и малых городах дополнительно выделяют зону многоэтажной застройки.
Задача строительного зонирования состоит в установлении границы между строительными зонами. Это выполняется двумя способами. Первый – границу устанавливают по территории квартала, второй – граница совпадает с осью улицы. Выбор зависит от характеристики сложившейся и проектируемой застройки. При первом способе образования границы зоны обе стороны улицы застраивают домами одинаковых типов, этажности, добиваясь большей архитектурной выразительности. При этом снижаются затраты на благоустройство и инженерное оборудование улицы, создаются возможности для лучшей организации ее. При втором способе размещения границы зоны снижается архитектурная выразительность улицы.
В случае, когда участки секционной застройки соседствуют с приусадебными участками индивидуальной и блокированной застройки, их разделяют полосой зеленых насаждений.
В сельской местности для эффективного использования инженерного оборудования и снижения затрат на благоустройство рекомендуют секционные многоквартирные дома размещать в центральной части населенного пункта, вблизи общественного центра, а иногда включать в композицию общественного центра. Индивидуальные дома лучше размещать по периферии жилой зоны. При соответствующих условиях в кварталах жилой застройки можно предусмотреть смешанную застройку.
Строительное зонирование не является строго обязательным. Однако при составлении картографической части в табличном виде следует привести количественное выражение жилого фонда по типам строительного зонирования. Это выполняется в процессе формирования экспликации зданий и сооружений.
Дата добавления: 2015-06-01 ; просмотров: 2902 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Строительное зонирование.
Селитебная территория может иметь застройку разной этажности. Такая застройка вообще наиболее эффективна. Этажность принятых к массовому строительству зданий зависит от разных причин. Прежде всего это величина города, развитие в нем предприятий строительной индустрии, природные особенности, архитектурно-конструктивные решения, экономические требования, важность жилой застройки назначается на основе технико-экономических обоснований, с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований и местных условий.
Крупных и крупнейших городах селитебная территория застраивается жилыми домами повышенной этажности — 9, 12, 16 /и т.д., так как в таких городах ограничен резерв территории, а плотность населения большая. В остальных городах этажность застройки принимается до пяти этажей, а здания в 9 этажей и выше строят в исключительных случаях. В районах повышенной сейсмичности и расположенных на высоте 1000 м и более над уровнем моря этажность застройки ограничена четырьмя этажами, а в отдельных даже двумя.
В крупных и крупнейших городах дома в 1. 2 этажа индивидуального пользования располагаются в зеленой пригородной зоне, специально предусмотренной для этого вида строительства.
До недавнего времени в городах существовало разделение территории на зоны с разной этажностью застройки — строительное зонирование: зона многоэтажной застройки в 5 этажей и более.Предварительный расчет уровней звука на селитебных территориях помогает выявить оптимальный вариант застройки новых магистралей. Такая застройка имеет пониженный уровень шума, чему способствует, кроме того, применение акустических мероприятий (заглубление магистралей, земляные кавальеры и насыпи, соответствующее озеленение, планировочные и конструктивные решения застройки, применение новых строительных материалов). Например, для уменьшения шума и вибраций от линии метрополитена используют звукопоглощающий бетон.
При уменьшении шума от железнодорожных магистралей важное место отводится техническим мероприятиям: проложение бесстыкового пути, устройство акустических экранов, создание земляных кавальеров, сплошных бетонных заборов высотой более 2,5 м, одновременно способствующих безопасности движения. Ширина санитарно-защитной зоны между жилой застройкой и железнодорожными путями должна составлять 200. 300 м. На сортировочных и погрузочно-разгрузочных узлах, примыкающих к селитебной территории, системы громкоговорящего оповещения должны переводиться на радио — или индивидуальную связь с одновременным внедрением световых табло.
От градостроителей зависит правильное решение вопроса о размещении железнодорожных узлов, метрополитена, автодорог, воздушного и водного транспорта. Вблизи аэродрома устанавливают контрольные точки, в которых уровень шума не должен превышать допустимых значений. Направление взлетно-посадочной полосы, проектируют с таким расчетом, чтобы путь следования воздушного транспорта не пролегал над селитебной территорией города, так как шум воздушного транспорта в настоящее время один из наиболее мощных и распространенных раздражителей. Уровень шума реактивного двигателя на расстоянии 100 м — 119 дБА. Уровень шума на аэродромах, расположенных вблизи жилых районов, снижают, уменьшая число ночных полетов, используя в ночное время малошумные самолеты.
Расчеты уровней звука на территориях городов и способы их снижения приведены в СНиП» II-12-77, а также в Руководстве по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума Госстроя СССР.
Важное место в защите селитебных территорий от избыточного шума имеют архитектурно-планировочные решения. Специалисты многих областей работают над проблемой создания акустического комфорта в городе.
В современных городах нередко повышается степень загазованности и запыленности воздуха. Частично улучшить его состояние можно с помощью озеленения. Однако загрязнение атмосферы юродов — это серьезная экологическая проблема, которая требует глобального подхода.
1. Назначение селитебной зоны.
2. Назначение промышленной зоны.
3. Назначение санитарно-защитной зоны.
4. Назначение транспортной зоны.
5. Назначение складской зоны.
Цель работы: Изучение общественных зданий и сооружений по классификации .
Классификация по значимости — ранжирование (расстановка),т.е. какое место занимает общественное здание и находящееся в нем общественное учреждение в структуре поселения» Все общественные учреждения и организации в структуре городской застройки по степени обслуживания населения можно условно подразделить на четыре группы:
1)учреждения первичного обслуживания (прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, ателье по пошиву одежды и обуви, парикмахерские, аптеки, фотоателье, детские молочные кухни / закусочные-автоматы (бистро), и др.);
2) учреждения повседневного пользования (вузы, колледжи, лицеи, школы, детские ясли-сады, продовольственные магазины, универсамы, столовые, библиотеки);
3)учреждения периодического пользования (кафе, рестораны, стадионы, торговые центры, почта, телеграф, дома культуры, клубы, кинотеатры);
4)учреждения эпизодического пользовании (административные учреждения и общественные организации, театры, музеи, курорты, санатории, лома отдыха, архивы, кисы).
В зависимости от нормативных радиусов доступности учреждения (длина пешеходного нуги до него) культурно-бытовое обслуживание и системе поселения осуществляется по трехступенчатой системе [жилая группа (квартал), микрорайон, район (город)]
Первой ступенью обслуживания является обслуживание первичной жилой группы с радиусом доступности 150—200 м и нормативной численностью 1000 — 2500 чел. В этот блок обслуживания входят учреждения и предприятия первой необходимости (учреждения нерпой и второй групп — приемные пункты прачечных и химчисток, ремонтные мастерские, аптеки, сбербанки и тд.).
Во второю ступень обслуживания с радиусом 300 — 500 м входят учреждения, рассчитанные на повседневное обслуживание 9 — 25 тыс. чел. В этот блок обслуживания входят учреждения первой, второй и частично третьей групп (универсамы, школы, детские сады).
Третью ступень обслуживания представляет центр обслуживания района, в состав которого входят учреждения третьей и четвертой групп периодического и эпизодического пользования (театры, музеи, почты, телеграф и т.п.).
В микрорайоне располагают учреждения и предприятия первичного обслуживания: детские ясли-сады, общеобразовательные школы, аптеки, магазины (продовольственный и непродовольственный), площадки для игр и спортивных занятий детей различною возраста.
В жилом районе предусматриваются дополнительно к микрорайону: поликлиника, диспансер, комплекс спортивных сооружений, универсамы, предприятия общественного питания.
В планировочном районе (округе) дополнительно к жилому району располагаются клубы, кинотеатры, книжные магазины, крытые бассейны, детская зона, библиотеки.
В городе предусматриваются дополнительно к планировочному району больницы, станции скорой помощи, дома культуры, дворцы, театры, цирк, универмаги, крытые рынки, рестораны, вокзалы различного назначения, учебные заведения высшего, среднего, начального профессионального образования и др.
По функциональной универсальности здания классифицируют :
Дома однофункционального назначения (театры, цирки, школы и др.), здания многопланового использования (типа дворца съездов, спортивного комплекса «Олимпийский» и др.). универсальные здания.
1. Что такое классификация по значимости (ранжирование)?
2. Что является первой ступенью культурно-бытового обслуживания?
3. Что является второй ступенью культурно-бытового обслуживания?
4. Что является третьей ступенью культурно-бытового обслуживания?
Цель работы: Изучить назначение и виды улиц, пешеходных дорожек на территории застройки, пешеходные зоны.
Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и всероссийской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств и должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих. Транспортная система города объединена общим архитектурным и инженерным решениями, которые подчинены требованиям безопасности, охраны окружающей среды и особенностям ландшафта. Хорошей организации транспортной системы, необходимой современному городу, свойственны сложные инженерные проекты, такие как многоуровневые развязки (пересечения), использование подземного и надземного пространства. В мировой практике используют уже транспортные развязки в пяти уровнях. В городах нашей страны успешно функционируют двух- и трехуровневые развязки. Они увеличивают пропускную способность крупных магистралей, безопасность и улучшают организацию движения. То назначению и расчетным скоростям улицы и дороги делятся на категории.
Категория I— магистральные улицы и дороги общегородского назначения. Они составляют основу планировочной структуры.
Магистральные улицы — это основные транспортные каналы, осуществляющие связь общегородского центра с функционально-планировочными элементами города, имеют выход на внешние связи. К ним относятся главные магистрали города с шириной и красных линиях 80. 110 м и расчетной скоростью движения 100 км/ч, которые предназначены для пропуска внутригородских потоков легковых автомобилей и грузового транспорта для обслуживания района, и городские магистрали с шириной в красных линиях 70. 80 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч для пропуска смешанных потоков транспорта.
Магистральные дороги — это транспортные каналы, прокладываемые в обход селитебных территорий между промышленными и коммунально-складскими зонами, для перевозки грузов. К ним относятся скоростные городские дороги с шириной в красных линиях 55. 140 м и расчетной скоростью движения 120 км/ч. Они имеют выходы на внешние связи, пересечение в разных уровнях с Кругами трассами. По ним запрещено движение автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств со скоростью менее 60 км/ч.
К магистральным дорогам относятся также дороги с преимущественным движением грузового транспорта шириной в красных линиях 50. 60 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч для пропуска преимущественно грузовых автомобилей без ограничения грузоподъемности. По ним допускается также движение общественного транспорта.
Категория II— магистральные улицы районного значения, которые составляют основу планировочной структуры жилых районов. Различают два вида таких улиц.
Основные районные улицы шириной в красных линиях до 45 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч обеспечивают транспортную связь между районами, предназначены для пропуска смешанных потоков транспорта с ограничением движения большегрузных автомобилей.
Внутрирайонные улицы шириной в красных линиях 30. 35 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч. Предназначены для про пуска легковых автомобилей и наземного общественного транспорта, а также обслуживающего район грузового транспорта в пределах жилого района.
Категория III — улицы и дороги местного значения, составляющие основу планировочной структуры функциональных зон. К ним относятся жилые улицы шириной в красных линиях 25. 30 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч. Они связывают жилые| микрорайоны, группы жилых зданий с магистральными улицами местного значения и предназначены для движения легкового и обслуживающего транспорта.
Местные дороги грузового движения с аналогичными параметрами относятся к этой же категории и предназначены для производственных и коммунально-складских зон.
Все элементы транспортной системы закрепляются красными линиями на основании генерального плана. Детальная планировка транспортной системы предусматривает разделение встречных потоков, выделение полос для движения, остановок общественного транспорта и автостоянок, составление продольных и поперечных профилей улиц и дорог.
Транспортная часть города должна быть увязана с развитой системой пешеходных пространств, включающих пешеходные зоны, пешеходные улицы и площадки, пешеходные коммуникации, которые улучшают социальные, функциональные, эстетические характеристики городской среды. В условиях современности необходимость городских пешеходных пространств возрастает. В реконструируемых районах с этой целью перекрывают для транспорта целые улицы, площади, исторические центры и предоставляют их исключительно для пешеходов.
Пешеходные зоны— это городские центры тяготения с неограниченным функциональным составом объектов. Здесь для пешеходов обеспечивается полная безопасность и комфорт пребывания.
Пешеходные площадки и улицы могут быть городского, районного и микрорайонного значения с расположением одного или группы однофункциональных объектов.
Пешеходные коммуникации — пешеходные дороги, галереи, подземные переходы, распределители, предназначены для кратчайших связей.
При проектировании и реконструкции городов создание пешеходных зон, площадей, улиц должно быть обосновано высокой концентрацией притягательных для населения объектов городского и районного значения, плотностью существующих пешеходных потоков более 0,3 чел./м 2 или ожидаемых0,15. 0,25 чел./м 2 и т.п. При этом надо обеспечить хорошую связь пешеходных зон с наземным (не более 400 м до остановки) и со скоростным пассажирским (не более 800 м) транспортом.
Пешеходные зоны и улицы проектируют шириной от 12 до 30 м, протяженностью от 1000 до 2000 м. Длина пешеходных путей в пределах зоны не должна превышать 4 км, а площадь территории пешеходных зон — 20 га. Плотность пешеходных потоков в подземных переходах не должна превышать 0,45 чел./м 2 . Ширину тротуаров на улицах категории принимают равной 4,5. 7,5 м, II категории — I. 6 м, III категории — 1,5. 3 м.
Пешеходные зоны могут включать территории, примыкающие к зрелищным и развлекательным заведениям, например, театрам, картинным галереям, выставочным комплексам, вернисажам. Все окружающее пространство, как правило, центра района или города предельно насыщается .
Источник