- Задача способ вспомогательных секущих плоскостей
- Метод вспомогательных секущих плоскостей
- Способ вспомогательных секущих плоскостей
- Способ вспомогательных сфер
- 1. Определяем очевидные точки 12(11) и 22(21)
- Способ вспомогательных секущих плоскостей в начертательной геометрии с примером
- Метод плоскостей | AutoCAD
- Метод секущих плоскостей, немного теории
- Условия задачи
- Решение
- Строим секущие плоскости, вид с боку
- Секущие плоскости, вид сверху
- Точки пересечения секущих плоскостей
- Линия пересечения
- Проверка вида линии пересечения
- Резюме
Задача способ вспомогательных секущих плоскостей
Простейшая позиционная задача с использованием этого метода — оценка взаимного расположения прямой и плоскости. Сущность метода заключается в следующем: через прямую проведем вспомогательную секущую плоскость g и установим относительное положение двух прямых а и в , последняя из которых является линией пересечения вспомогательной секущей плоскости g и данной плоскости a (рис.150).
Рисунок 1 50. Метод вспомогательных секущих плоскостей
Каждому из трех возможных случаев относительного расположения этих прямых соответствует аналогичный случай взаимного расположения прямой и плоскости. Так, если обе прямые совпадают, то прямая а лежит в плоскости a , параллельность прямых укажет на параллельность прямой и плоскости и, наконец, пересечение прямых соответствует случаю, когда прямая а пересекает плоскость a .
Таким образом возможны три случая относительного расположения прямой и плоскости:
Вспомогательные секущие плоскости чаще всего выбирают перпендикулярными или параллельными плоскости проекций.
Этот способ рекомендуется применять, если сечения заданных поверхностей одной и той же плоскостью являются прямыми линиями или окружностями. Такая возможность существует в трех случаях:
если образующие (окружности) расположены в общих плоскостях уровня;
если в общих плоскостях уровня оказываются прямолинейные образующие линейчатой поверхности и окружности циклической;
линейчатые каркасы заданных поверхностей принадлежат общим плоскостям уровня или пучкам плоскостей общего положения.
Источник
Метод вспомогательных секущих плоскостей
Для построения линии пересечения двух поверхностей часто применяют метод вспомогательных секущих плоскостей. Смысл этого метод заключается в том, что вводят дополнительную секущую плоскость, которая пересекает обе поверхности. Затем строят линии пересечения обеих поверхностей секущей плоскостью. Точка пересечения этих линий и есть общая точка этих поверхностей. Пересекая поверхности рядом дополнительных плоскостей, получают множество точек, общих для пересекающихся поверхностей.
Как выбрать положение или вид этих вспомогательных плоскостей?
Дополнительные плоскости подбирают таким образом, чтобы они в пересечении с поверхностями давали простые линии пересечения, например, окружности или прямые. Кроме того, эти линии при проецировании на плоскости проекций, должны проецироваться в натуральную величину. Для этих целей подходят обычно плоскости уровня. Рассмотрим на примере работу с одной плоскостью, которую выберем перпендикулярно оси вращения конуса (рис.25).
При решении задач по построению линии пересечения поверхностей необходимо находить характерные точки линии пересечения. Эти точки, как правило, являются точками пересечения очерковых образующих, если поверхности имеют общую ось симметрии, как в примере, рассмотренном на рис.25. Так как эти точки лежат на очерке (точки С и К), то их горизонтальные проекции лежат на оси симметрии поверхностей (рис.26).
Источник
Способ вспомогательных секущих плоскостей
Суть способа – вспомогательная секущая плоскость одновременно пересекает поверхности каждого тела и образует фигуры сечения, контуры которых пересекаются. Точки пересечения контуров соединяют.
Этот способ применим тогда, когда контуры отдельных сечений представляют прямые линии или окружности.
Точки 1 (12), 5 ( 51) и 5 / (51 / ) являются очевидными – это точки пересечения очерковых и оснований конусов. Найдём соответствующие вторые проекции этих точек.
Проведём горизонтальную плоскость Р2, которая рассечет оба конуса. В сечении конусов будут окружностиR1= А2В2/2 иR2 = С2D2/2 , причем их фронтальными проекциями являются прямые. Построим горизонтальные проекции этих сечений – окружности радиусомR1иR2.
На пересечении этих окружностей сечений на П1определим горизонтальную проекцию общей точки – 21(21 / ). Фронтальную проекцию точек 2 и 2 / определим по линиям связи на секущей плоскости Р2.
Проведём еще ряд горизонтальных секущих плоскостей и определим проекции других промежуточных точек линии пересечения, которые соединим лекальной кривой с учётом видимости.
При взаимном пересечении конуса и цилиндра (рисунок 1) ось вращения цилиндра перпендикулярна П2. Значит, на П2линия пересечения совпадет с контуром основания цилиндра, т.е. фронтальной проекцией линии пересечения будет являться фронтальная проекция цилиндра.
Построив горизонтальную проекцию линии пересечения, на П2на пересечении горизонтальной оси симметрии цилиндра с проекцией цилиндра наметим точки 52, 62, 72, 82– точки границы видимости линии пересечения, лежащие на экваторе цилиндра.
На П1точки линии пересечения, лежащие выше экватора будут видимы, а точки, лежащие ниже экватора – невидимы.
Способ вспомогательных сфер
Этот метод можно применять при соблюдении следующих условий :
— пересекающиеся поверхности должны быть поверхностями вращения;
— их оси должны пересекаться ; точка пересечения осей является центром вспомогательных сфер;
— их оси должны быть // какой-либо плоскости проекций.
Сфера Rmin должна касаться образующей большего тела, а меньшее тело – пересекать.
Сфера Rmin определяется как большее расстояние от центра сфер до образующих обоих тел — перпендикуляры из центра сфер к очерковым образующим. Больший перпендикуляр и будет являться радиусом минимальной сферы.
Сфера пересекает тела по окружностям, проецирующимся на одну из плоскостей проекций отрезком.
1. Определяем очевидные точки 12(11) и 22(21)
2. Восстанавливаем перпендикуляры из центра сфер О2к очерковым образующим цилиндра и конуса. Перпендикуляр к цилиндру О2F2 больше, чем перпендикуляр к образующей конуса. Значит, О2F2=Rи будет являться радиусом минимальной сферы. На П2проводим из центра О2этим радиусомRокружность, которая рассечет и конус и цилиндр по окружностям, фронтальной проекцией которых будут прямые – сечение конуса А2В2и сечение цилиндра С2F2.
На пересечении этих сечений определяем фронтальную проекцию точки 3 – 32.
3. На П1строим горизонтальную проекцию сечения конуса, на котором находится точка 3 – окружность радиусом А2В2/ 2, на которой по линии связи определяем точки 31и 31 / .
Проводим ещё ряд секущих сфер радиусом больше минимальной и меньше максимальной и определяем другие промежуточные точки линии пересечения, которые соединяем лекальной кривой с учётом видимости.
Большее тело поглощает меньшее.
Видимость линии пересечения определяем следующим образом:
— на пересечении фронтальной проекции линии пересечения с осью симметрии цилиндра намечаем точку К2(К1и К1 / определяем на П1на очерковых образующих цилиндра);
— часть линии, находящаяся выше точки К – видимая. Точка К – граница видимости.
Вопросы для самопроверки
В чем заключается метод вспомогательных секущих плоскостей?
В чем заключается метод вспомогательных секущих сфер?
Источник
Способ вспомогательных секущих плоскостей в начертательной геометрии с примером
Способ вспомогательных секущих плоскостей:
Рассмотрим применение вспомогательных секущих плоскостей на примере построения линии пересечения сферы с конусом вращения (рис.5.40).
Для построения линии пересечения заданных поверхностей в качестве вспомогательных плоскостей необходимо использовать фронтальную плоскость Р и ряд горизонтальных плоскостей (S, Т, R).
Построение начинаем с определения проекций характерных точек. Проводим фронтальную плоскость
Вспомогательные горизонтальные плоскости пересекают сферу и конус по окружностям.
Проекции 3′ и 4′ точек, лежащих на экваторе сферы, находим с помощью горизонтальной плоскости Она проходит через центр сферы. Плоскость пересекает сферу по экватору и конус по окружности радиуса
В пересечении горизонтальных проекций этих линий и находим горизонтальные проекции 3 и 4 . Горизонтальные проекции точек 3 и 4 являются точками границы видимости линии пересечения на этой проекции. Промежуточные точки (точки 5, 6, 7, X) находим с помощью вспомогательных горизонтальных плоскостей
Полученные точки соединим плавной кривой линией с учетом видимости.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Способ вспомогательных сфер
- Выполнение и оформление чертежей по ГОСТ и ЕСКД
- Виды в инженерной графике
- Разрезы в инженерной графике
- Построение проекций линий пересечения конуса плоскостью
- Развертка поверхности конуса
- Шаровая поверхность
- Винтовые поверхности
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник
Метод плоскостей | AutoCAD
В этом уроке рассмотрим одну из самых распространенных задач начертательной геометрии – построение пересечения поверхностей методом секущих плоскостей и способ ее решения средствами AutoСАD.
Метод секущих плоскостей, немного теории
Вкратце суть метода секущих плоскостей состоит в том, что для построения линии пересечения двух поверхностей строятся вспомогательные плоскости (обычно – параллельные одной из плоскостей проекций), которые пересекают заданные поверхности, образуя при этом простые геометрические фигуры.
Точки взаимного пересечения заданных поверхностей будут общими точками двух кривых, образованных пересечением секущей плоскости с каждой из поверхностей.
Условия задачи
Зададим условия: пусть необходимо построить пересечение полусферы и конуса, расположенных таким образом:
Размеры показаны для наглядности, проставлять их на чертеже не нужно.
Решение
Строим секущие плоскости, вид с боку
Очевидно, что для тел вращения удобно использовать плоскости, перпендикулярные осям этих тел. В нашем случае вспомогательные плоскости будут параллельными горизонтальной плоскости. Изобразим их на фронтальном виде (в нашем случае верхняя из плоскостей проходит через явно видимую верхнюю точку пересечения конуса и полусферы, в других случаях для нахождения этой точки потребуются дополнительные построения):
Секущие плоскости, вид сверху
Теперь перенесем линии пересечения секущих плоскостей с каждой из поверхностей на вид сверху. Очевидно, что горизонтальные плоскости пересекают каждое из тел по окружностям, центры которых находятся на одной вертикали с центрами тел. Радиусы этих окружностей легко переносятся на вид сверху с образующих каждой поверхности. Вот эти окружности для полусферы:
Точки пересечения секущих плоскостей
Отметим для наглядности общие точки для каждой из пар окружностей, образованных одной плоскостью:
Видно, что в районе верхней точки построение недостаточно «информативно», т.е. будет полезным построить еще одну секущую плоскость:
Вот еще две точки, заданные этой плоскостью:
Линия пересечения
Соединив на виде сверху полученные точки сплайном (команда Сплайн), мы получим приближенную линию пересечения двух поверхностей:
Остается перенести линию на фронтальный вид. Сделать это совсем несложно: нужно перенести каждую из точек с вида сверху на соответствующую секущую плоскость на фронтальном виде. Линии построения выделены желтым цветом:
Поскольку исходные поверхности (и, соответственно, линия их пересечения) симметричны относительно плоскости, параллельной фронтальной плоскости проекции, достаточно перенести только половину точек. В нашем частном случае невидимая на фронтальном виде часть кривой «спрятана» за видимой, а верхняя точка является точкой разделения видимой и невидимой частей.
Проверка вида линии пересечения
Полезно проверить правильность наших построений средствами 3D-моделирования. Построим соответствующие фигуры, перейдя предварительно к интерфейсу 3D- моделирование , и сравним полученную модель с построением (для этого удобнее объединить объекты командой Объединить).
Резюме
Как видим, наше построение довольно точно передает реальную линию пересечения поверхностей вращения. И хотя современные средства моделирования позволяют строить такие пересечения гораздо быстрее, рассмотренные нами принципы очень полезны для понимания «механики» геометрических построений, без которого любой, даже самый современный инструмент 3D-моделирования превращается в сложную и непонятную игрушку.
Источник