Задача решаемая геометрическим способом

«Решение алгебраических задач геометрическими методами»

Распопина Зинаида Андреевна

РЕШЕНИЕ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

( Учитель математики МБОУ «СОШ №91» Распопина Зинаида Андреевна.

г Новокузнецк. Кемеровская область.)

Многие математические задачи допускают несколько вариантов решения. Часто первый избранный бывает далеко не самым удачным. Нахождение «наиболее простых», оригинальных путей решения не­редко является результатом длительной и кропотливой работы. Уме­ние решать задачу различными способами является одним из призна­ков хорошей математической подготовки.

Существуют способы решения алгебраических задач методами, ос­нованными на наглядно-геометрических интерпретациях.

Необходимо сказать о том, что, например, алгебраические выводы у Евклида приводятся исключительно в геометрическом виде. Выра­жение вида √ A вводится как сторона квадрата с площадью А, произве­дение ab это площадь прямоугольника со сторонами а и b и т.д.

Этот набор методов было принято называть геометрической алгеброй.

Нелишне вспомнить крылатую фразу замечательного французского математика Софии Жермен (1776-1831), которая сказала: «Алгебра — не что иное, как записанная в символах гео­метрия, а геометрия — это просто алгебра, воплощенная в фигурах».

Геометрия — уникальный школьный предмет, внутри которого за­ложены богатейшие возможности развития логического мышления и пространственного воображения. Почему же этот потенциал, как пра­вило, не используется на уроках алгебры? Зачастую алгебру и геомет­рию вообще воспринимают как два различных предмета, забывая о том, что это составляющие одного целого.

Актуальность: Математика – предмет, изучающийся с первого по выпускной класс. Объем материала, терминов, которыми должен оперировать старшеклассник по математике, чрезвычайно велик. Необходимо знать и уметь применят такие методы для решения задач, которые позволят сэкономить время и будут наглядны, т.е. решение задачи будет выглядеть очевидным. Многие задачи алгебры очень трудно решить аналитическим путем. Поэтому любое представление условия задачи в виде рисунка или чертежа облегчает решение задачи. Многие задачи ЕГЭ из части 2 можно решить геометрическим методом.

Геометрический метод состоит в том, что само доказательство или решение задачи направляется наглядным представлением. (В старин­ных индийских сочинениях бывало так, что доказательство сводилось к чертежу, подписанному одним словом «Смотри!».)

В своей работе мы ставим следующую цель: показать, что преимущество геометрического решения алгеб­раических задач в его наглядности, так как геометрический подход до­пускает изящное решение;

Найти и изучить литературу по данной теме.

Рассмотреть алгебраические задачи, которые можно решить и алгебраически и геометрически. Сравнить способы решения задач различными методами.

Определить задачи, которые удобнее решать геометрическим методом.

Рассмотреть ряд приемов решения нестандартных и конкурс­ных задач.

Развивающая задача: повысить свое интеллектуальное развитие.

Предмет исследования: Геометрические методы решения задач.

Объект исследования: Алгебраические задачи.

Методы исследования: Аналогия, обобщение, анализ научной литературы.

Мы рассмотрели в работе несколько типов задач, для которых подобрали решение и алгебраическим и геометрическим методами. Сравнили эти решения и попробовали применить данные способы для решения подобных задач. Мы рассмотрели лишь часть способов, показали лишь часть решенных задач.

Новизна работы заключается в углубленном изучении математики на основе интеграции алгебраического и геометрического методов решения задач.

1. Решение тригонометрических задач

Многие тригонометрические задачи не решаются привычными для них методами или решаются очень сложно, а использование какого-ни­будь геометрического приема дает короткое решение. «Тригонометри­ческие функции — это испытанный аппарат геометрии и их тоже нужно излагать, отправляясь от простых наглядных задач, как они практичес­ки и возникли — из решения треугольников»?

Пример1: выразить через все остальные аркфункции .

Решение: Так как

то можно рассматривать как радианную меру острого угла прямоугольного треугольни­ка, в котором противолежащий ему катет а = 7, гипотенуза с =√50

По теореме Пифагора другой катет равен:

Угол α можно рассматривать как арккосинус или арктангенс, или арккотангенс соответствующих чисел (рис. 4).

Пример 2. Вычислить arctg 2+ arctg 3+ arctg 1

Определение: arctg а (арктангенс а) — это такое число из интервала тангенс которого равен а.

Решение: На основании этого определения arctg х = π/4 Что же такое arctg 2 ?

Читайте также:  Творог технология производства традиционным способом

Это число из интервала (-π/2:π/2) тангенс которого равен 2. Аналогично и arctg 3.

Воспользуемся графической интерпретацией (рис.5). Из рисунка вид­но, что arctg 2 = x 1 , arctg 3 = x 2 . Ясно, что числа х1 и х2 иррациональные и ука­зать их значения можно только приближенно. По рис. 6 видно, что arctg 2= α, а а rctg 3 = β. Однозначно определить ответ невозможно.

Использование геометрического подхода делает данную задачу практически устной.

Выполним следующие построения: arctg 3 = BAM , arctg 2 = CAN (рис. 7). Тогда arctg 1 = ВАС, где ВАС — острый угол прямоуголь ного равнобедренного треугольника ABC (ВС = АС= √5, АВ = √ lO , а по теореме, об­ ратной теореме Пифагора, АВ 2 = АС 2 +ВС 2 , следовательно ВСА = 90°, а ВАС = 45°). Таким образом, arctg 2 + arctg 3 + arctg 1 = ВАМ + ВАС + CAN = MAN = π . Ответ: π .

2. Решение систем уравнений

Решить систему уравнений:

По теореме обратной теореме Пифагора, из уравнения х 2 + у 2 =3 2 , числа х и у являются катетами АBD ( D – прямой) с гипотенузой АВ = 3. Рассматривая второе уравнение у 2 + z 2 = 16, построим BDC, где у и z – катеты, а ВС = 4 – гипотенуза. Третье уравнение y 2 = xz подсказывает, что число у есть среднее пропорциональное чисел х и z.

По теореме обратной теореме о пропорциональных отрезках 0 АС = ( х + z ) = = 5, тогда

AB 2 = AD • AC, 9 = х • 5, х =9/5

BC 2 = DC • AC, 16 = z • 5, z = 16/5

BD 2 = y 2 = x • z = 9/5 • 16/5 и BD =12/5 = y .

Однако,такой прием дает потерю корней, легко убедиться, что х = ± 9/5; у = ± 12/5; z = ± 16/5.

Для данной системы задания могут быть и другие.

Например, чему равно значение выражения ху + уz ; х + у + z; х + у; х + z;

3.Решение текстовых задач на движение

Очень многие текстовые задачи на составление уравнений (или систем уравнений) можно решать графически. К ним относятся задачи на движение и на совместную работу. Решение задачи основывается на точных геометрических соотношениях.

Преимущество геометрического решения в его наглядности, так как чертёж помогает глубже понять условия задачи.

Решить задачу: Расстояние между двумя городами равно 450 км. Два автомобиля выходят одновременно навстречу друг другу. Один автомобиль мог бы пройти все расстояние за 9 часов, другой – вдвое быстрее. Через сколько часов они встретятся?

Читаем с чертежа ответ: 3 часа.

4. Решение конкурсных задач и задач ЕГЭ

Геометрическим методом хорошо ре­шаются уравнения и неравенства с пара­метрами, а также их системы

Пример1: При каком a система уравнений | x |+| y | =1

имеет ровно четыре решения? x 2 + y 2 = a

Решение: Построим линии, определяемые уравнениями системы.

r =√2/2. Четыре решения могут быть только в двух случаях,

когда a=R 2 =1, или a=r 2 =1/2.

Пример2: При каких значениях a система уравнений x 2 + y 2 = z ;

имеет единственное решение?

Решение: Система имеет единственное решение тогда и только тогда, когда уравнение x 2 + y 2 + x + y = a , полученное из системы x 2 + y 2 = z ;

x + y + z = a имеет единственное решение.

Преобразуем полученное уравнение:

x 2 +y 2 + x +y=(x 2 +x+0,25)+(y 2 +y+0,25)-0,25-0,25=a

Итак, уравнение(*) задает на плоскости окружность с центром(-0,5;0,5)и радиусом R =√0,5+ a .

2)Если 0,5+а=0, т.е. при а=-0,5, уравнение(*) имеет единственное решение, т.к. и окружность вырождается в точку(-0,5;0,5);

3)Если 0,5+a>0,т.е. при a >-0,5, множество точек, задаваемых на плоскости уравнением (*), является окружностью с центром(-0,5;0,5) и R √0,5+а. В этом случае уравнение (*), а следовательно, и исходная система, имеет бесконечно много решений.

Пример 3: Вычислить (без калькулятора и таблиц) sin 18.

Приведём геометрический способ решения (рис 14).

Рассмотрим сектор OAB окружности с центром в точке O и радиуса 1,

Проведём хорду AB , на отрезке OB построим точку C так,

чтобы AC = AB , при этом A СВ = ABC = 72°, a C АВ = 36°.

Таким образом, , следовательно, OC = AC .

Пусть AB = x , СВ = 1- x .

Поскольку АС – биссектриса треугольника ОАВ, справедлива пропорция = , откуда

х 2 +х-1=0, (х>0), х=(√ 5-1)/2

По теореме косинусов:АВ 2 =ОА 2 +ОВ 2 -2ОА*ОВ* cos 2 =1+1 – 2 cos 36 0 ,

х = 2(1-cos36 0 ) = 2(1-cos 2 18 0 +sin 2 18 0 )= 2sin18 0

Читайте также:  Все способы вязание реглана спицами

Тогда sin 18 0 =(√ 5-1)/4

Геометрическим методом хорошо решаются тригонометрические уравнения и неравенства.

Пример 4: Решить уравнение sin 3 x + 2 cos 3 x = 2

Решение: Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами

ВС = 1 и АС = 2 . Тогда АВ = = 3. Пусть

Тогда cos φ=2/3 и sin φ=1/3.

Имеем sin3x+ cos3x = , cos3xcos φ + sin3x sin φ =

с os (3 x — φ)= . Решая уравнение получим: х=1/3 arcsin 1/3±1/3 arccos 2/3+2π n /3, n є Z

Пример 5: Найдите значение выражения tg ( arcsin ). А

Решение: По определению арксинуса имеем: — arc , причём если x 0,

то 0 arcsin x . Построим прямоугольный треугольник АВС с углом А,

который равен arcsin . При этом, по теореме Пифагора, прилежащий катет будет

равен . Поэтому tg ( arcsin ) = = и tg ( arcsin ) = * = 2.

Геометрический метод характеризуют как метод, идущий от наглядных представлений. Существенными признаками этого понятия являются геометрические (наглядные) представления и законы геометрии, в которых отражены свойства геометрических фигур.

Мы попытались сопоставить задачи и способы их решения, вот какая картина у нас получилась:

Мы предлагаем свой алгоритм решения алгебраических задач геометрическим способом:

1)Построение геометрической модели задачи, т.е. перевод её на язык геометрии;

2)Решение получившейся геометрической задачи;

3)Перевод полученного ответа с геометрического языка на естественный.

Преимущества решения задач геометрическим способом:

При решении задачи этим методом четко определяется начало действия;

Графическая иллюстрация облегчает проведение анализа, составления уравнений, помогает найти несколько способов решения;

Расширяется область использования графиков, повышается графическая культура учеников;

Совершенствуется техника решения уравнений (разделений переменных);

Реализуются внутрипредметные (алгебра и геометрия) и межпредметные (математика и физика) связи.

Мы рассмотрели различные задачи, подобрали для них геометрические способы решения, сравнили алгебраический и геометрический методы решения.

Удобнее и нагляднее всего решать геометрическим методом тригонометрические задачи. Этот метод можно использовать в качестве проверки при решении задач.

Рассмотренные геометрические методы подходят для решения конкурсных нестандартных и олимпиадных задач. Позволяют существенно упростить их решение, сделать его более понятным и наглядным.

Применение геометрических методов позволяет развивать пространственное воображение, которое является основным для освоения материала в старших классах. Позволяет сократить время решения задач (применимо к тестам).

Куликова Л. В. , Литвинова С. А., За страницами учебника математики, М. — Глобус, 2008.

Киселева Ю. С., Методическое пособие по теме: Использование геометрических методов

при решении алгебраических задач.

В.А. Филимонов, Геометрия помогает решить задачу – Математика в школе № 2-3, 1992

Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др., Алгебра и начало анализа: Учеб. Для 10-11 кл. образоват. учреждений ,– 10-е изд., дораб. – М.: Просвящение, 2002. – 384с.

Но когда эти науки (алгебра и геометрия) объединились, они энергично поддержали друг друга и быстро зашагали к совершенству.

Решение квадратных уравнений и уравнений выше второй степени

В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квад­ратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически.

Среднеазиатским ученым Мухаммедом ал-Хорезми ( IX в.) были рас­смотрены и решены шесть видов квадратных уравнений, но без какого бы то ни было алгебраического формализма (в геометрической форме), содер­жащих в общих частях только члены с положительными коэффициентами, причем рассматривались только положительные корни. Суть его рассуж­дений видна из рисунка (он рассматривает уравнение х 2 + 10 x = 39 ).

Площадь большого квадрата скла­дывается из площади х 2 + 10 x , равной левой части рассматриваемого урав­нения, и площади четырех квадратов со стороной 5/2, равной 25.

Таким образом, S ABCD 2 + 10 x + 25 = 39 + 25 = 64; отку­да следует, что сторона квадрата ABCD , то есть отрезок АВ= 8, а ис­комая сторона первоначального квадрата равна

Следует упомянуть и о на­хождении корней квадратного уравнения ах 2 + вх + с=О с по­мощью циркуля и линейки.

До­пустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках B(x1;0) и D(x2;0), где х1 и х2 — корни уравнения ах 2 + вх + с =0, и проходит через точки А(0; 1) и С(0;у) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем

Читайте также:  Способ словообразования как узнать

ОВ * OD = О А * ОС, откуда

Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд АС и BD, поэтому координаты точки S

Итак:1)построим точки S; (центр окружности) и A (0;1);

2) проведем окружность радиуса SA;

3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являют­ся корнями исходного квадратного уравнения.

При использовании данного метода также возможны три случая (рис. 3):

Уравнения степеней выше второй тоже решали геометрически при помощи кривых — гиперболы, параболы и др. Все возможные случаи ре­шения кубического уравнения геометрическими методами рассмотрел среднеазиатский математик и знаменитый поэт Омар Хайям на рубеже XI — XII веков. Алгебраическое же решение кубического уравнения было най­дено лишь в XVI веке.

Феликсом Клейном в монографии «Лекции об икосаэдре и реше­нии уравнений пятой степени» изложена теория уравнений пятой сте­пени, основанная на геометрических свойствах икосаэдра.

Геометрическое решение текстовых задач

Очень многие текстовые задачи на составление уравнений (или систем уравнений) можно решать графически. К ним относятся задачи на движение и на совместную работу. Решение задачи основывается на точных геометрических соотношениях.

Преимущество геометрического решения в его наглядности, так как чертёж помогает глубже понять условия задачи.

Пример 1: На двух копировальных машинах, работающих одновременно, можно сделать копию пакета документов за 10 мин. За какое время можно выполнить эту работу на каждой машине в отдельности, если известно, что на первой её можно сделать на 15 мин. быстрее, чем на второй?

Решение: На оси абсцисс откладываем время работы копировальных машин в минутах (рис). Обе машины, работая вместе, сделают копию за 10 мин. (ОМ=10). Тогда одной первой для этого понадобится t мин, а одной второй – ( t +15) мин. Положение точки V на оси ординат соответствует объёму работы, которую необходимо выполнить.

Так как объём работы прямо пропорционален затраченному времени, то график работы копировальных машин представляют собой отрезки: ОВ – график работы первой, ОС – график работы второй, ОА – график совместной работы.

Рассмотрим две пары подобных треугольников

Покажем, что AN = KM . За 10 мин. первая машина выполнит часть работы, соответствующую отрезку NM ( AN – отрезок работы, который выполнит вторая машина). Но за 10 мин. Вторая машина выполнит часть работы, соответствующую MK . Поэтому AN = KM . Учитывая это равенство и то, что CP = VO , получаем = . Из пропорций (1) и (2) получаем соотношение: = , из которого легко перейти к уравнению =

Решая это уравнение, находим положительный корень t = 15. Таким образом, первая машина сделает копию пакета документов за 15 мин, а вторая – 30 мин.

Ответ: 15 мин, 30 мин.

При решении подобных задач иногда целесообразно выполнять иные построения.

Пример 2: Два всадника выезжают одновременно из пунктов A и B навстречу друг другу. Один прибывает в B через 27 мин после встречи, а другой прибывает в A через 12 мин после встречи. За сколько минут проехал каждый всадник свой путь?

Решение: Рассмотрим две системы координат tAy и t ’ By ’. На оси At откладываем время движения первого всадника, а на оси Bt ’ — время движения второго всадника. Оси пройденного пути противоположно направлены, а длина отрезков AB в каждом случае равна пройденному пути. Отрезок AB 1 – график движения первого всадника, а отрезок BA 1 – график движения второго всадника (рис).

Точка O соответствует моменту их встречи. Время движения всадников до встречи обозначим t . Из геометрических соображений ясно, что

Тогда. Из равенства следует = , откуда t = 18. Таким образом, первый всадник проехал весь путь за 18 + 12 = 30(мин), а второй за 18+27 = 45(мин).

Ответ: 30 мин, 45 мин.

Данные навыки могут пригодиться на уроках физики, где часто практикуются графические подходы к решению задач на движение.

Источник

Оцените статью
Разные способы