Задача по алгебре по способу восприятия какая
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
- Получить информацию
- Содержать много полезной информации
- Не содержать информации
- Информация к размышлению
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
---|---|---|---|
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
- Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы владеете.
- Любая ли информация является знанием и любое ли знание является информацией?
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
Источник
Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.
статья по математике на тему
Аннотация: статья содержит дидактические рекомендации для повышения эффективности обучения математике, подчёркивается необходимость учёта психологических особенностей учащихся для достижения результативности процесса обучения данному предмету. Основное внимание уделяется мотивации, активности мышления и доминирующему каналу восприятия и переработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет доминирующего канала восприятия информации учащихся на уроках математики.
Образовательный процесс для учащихся представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако у меня давно возник вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений. В связи с этим я два года назад начала работу над темой самообразования: « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с учетом доминирующего канала восприятия информации». Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей. Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:
Визуалы — это люди, которые лучше воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы лучше усваивают такую информацию на слух. Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств, такие как осязание, обоняние.
Для того чтобы сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога или родителя, важно знать к какой категории относятся ваши учащиеся. К примеру, можно объяснять материал, используя для этого все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. В этом случае больше шансов, что учащийся надолго усвоит необходимую информацию.
Как же , представители разных групп восприятия отличаются и некоторыми чертами поведения, уровнем дисциплины, внимательности?
Тихий, задумчивый, с трудом завязывает контакты с людьми, друзей почти нет, послушен, учится легко (успешно), любит конструктор, телевизор, компьютер, к животным равнодушен, хотя может полюбоваться, гулять не любит, очень разборчив в еде и одежде, зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало, при переживании стресса замыкается в себе, в своей речи употребляет слова ,связанные в основном со зрением.
Чаще всего учащиеся- визуалы на переменах остаются в классе или предпочитают выйти в коридор, где будут наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Восприятие визуалом учебного материала, математических объектов становится продуктивным, если он видит одновременно с объяснением учителя, графики ,таблицы, рисунки ,схемы, иллюстрации, фотографии, учебные фильмы , или компьютерные презентации .
У учащихся –визуалов , хорошо развито образное мышление, они прекрасно работают со схемами, и моделями. Использование компьютерных технологий обеспечивают успешность объяснения учителем нового материала таким учащимся. Наличие дидактического раздаточного материала, причем эстетика его оформления играет не маловажную роль для визуалов.
Типы заданий которые можно предложить визуалам :
Задания в виде записей, ярко, красиво, красочно оформленные карточки, найти что-то в учебник, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод, работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами, записать ответы на вопросы ,с помощью проектора, компьютера.
Говорит без умолку ,без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, любит слушать когда читают или рассказывают ,с трудом запоминает написание букв, непослушен, на замечания взрослых возражает, к еде и одежде равнодушен, не любит красочных зрелищ, при переживании стресса срывается на крик, не способен сосредоточится, склонен к всевозможным угадываниям, употребляет слова связанные со слуховым восприятием.
Учащиеся- аудиалы используют перемену для того чтобы наговориться и пошуметь
Так же такие учащиеся хорошо воспринимают учебный материал слушая его, желательно объяснять новый материал выразительным голосом ,с интонацией, выделяя важные моменты. На уроках для аудиалов нужны звуковое сопровождение и диалог, не стоит запрещать им проговаривать свои действия.
Типы заданий которые можно предложить аудиалам:
Прочитывать задание вслух учителю ,сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо, можно вызвать к доске во время математического диктанта, выписать главные мысли и обосновать их, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.
Очень подвижен, главное- заниматься делом, очень самостоятелен и талантлив, все надо потрогать, хорошо воспринимает запахи, отлично развит вкус, очень любит животных, в речи употребляет слова описывающие чувства и движения.
Для кинестетиков перемена нужна ,чтобы размяться.
Главный способ восприятия учебного материала у таких учащихся –движение, чтобы понять новое, им надо сделать ,повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно.
Типы заданий которые можно предложить кинестетику:
Задания направленные на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчет предметов, на исследование, на нахождение нескольких способов решения, задания с четкими инструкциями по их выполнению, задание — дать свое определение изучаемого понятия, свою формулировку закона или его следствия, выдвинуть свои гипотезы.
Приведу некоторые примеры из своей работы :
Для облегчения своей работы я собрала данные всех наблюдений по тому, какие формы и методы работы лучше использовать для различных этапов урока в одну таблицу
Источник
Информация. Виды и свойства информации
Лекция 1. Информация. Виды и свойства информации
Информатика – наука, которая изучает информационные процессы, происходящие в системах различной природы (технических, биологических, социальных), и возможность автоматизации информационных процессов.
1. в переводе с латинского языка ( informatio ) – разъяснение, изложение;
2. для конкретного человека – интересующие его сведения об окружающем мире;
3. в широком смысле слова – отражение реального мира, выражаемое в виде сигнала и знаков;
4. в теории связи – сообщения в форме знаков или сигналов, которые хранятся, обрабатываются и передаются с помощью технических средств;
5. в теории управления – знания, которые используются в управлении для сохранения и развития системы;
6. в теории информации – сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность;
7. в философии – отраженное многообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов;
8. в информатике – результат взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных этим данным и решаемой задаче.
По способу восприятия
По форме представления
По субъектам обмена
По общественному значению
1. Визуальная (зрительная)
2. Аудиальная (звуковая)
3. Обонятельная (запах)
4. Тактильная (осязание)
1. достоверность – отражение истинного положения дел;
2. объективность – нет зависимости от чьего-либо мнения, суждения;
3. полнота – достаточность для принятия решения;
4. актуальность – необходимость в данный момент времени;
5. понятность – выражена на понятном для получения языке;
6. доступность – возможность её получения.
Знание – это проверенный практикой результат познания человеком окружающего мира, эта та информация, которую человек понял, запомнил и применяет в своей деятельности.
1. декларативные – «я знаю, что ….»;
2. процедурные – «я знаю, как …».
Взаимосвязь сведений, информации и знаний
Задание 1. Заполните таблицу:
Задание 2. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у:
— орла; зрение, слух
— волка; чутье, нюх, зрение тоже
— летучей мыши; слух
— дельфина; слух, и, вероятно, чутье
— крота . чутье, вкусовые характеристики
Задание 3. Определите свойства информации:
— Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …». Бесполезная информация
— Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?» необъективность, неоднозначность информации
— Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке. непонятность информации
Задание 4. Поговорку «Ты, парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать как:
срубить — срубил, а унести не смог;
завоевал женщину, которую не удержать;
пробился к месту, которое не по способностям.
Какие свойства информации здесь проявляются? Ценность, полнота
Задание 5. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Источник
Задача по алгебре по способу восприятия какая
Бумага, световые волны
Глава для любознательных
Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
Можно предложить и другие варианты классификации информации:
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограниченны возможности нашего глаза.
При взгляде на рис. 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину. На рис. 2 обе горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Точкой А на рис. 3 помечена середина горизонтального отрезка. Иллюзия неравенства его правой и левой частей создается стрелками на концах. Как ни трудно в это поверить диагональ АВ на рис. 4 равна диагонали АС, равны также и окружности в центре левой фигур, представленные на рис. 5.
Вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии: сладкий напиток, пока его пьешь, начинает казаться менее сладким; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле: если в течение нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.
Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.
Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
- Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- Преднамеренное искажение (дезинформация);
- Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
- Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
- Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Опорный конспект для ученика.
- Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. - Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
- Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
- Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
- Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
- Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.
- На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.
- Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
Приведите пример одновременно необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.
Поговорку “Ты, парень, срубил дерево не по плечу” можно трактовать как:
- срубить — срубил, а унести не смог;
- завоевал женщину, которую не удержать;
- пробился к месту, которое не по способностям. Какие свойства информации здесь проявляются?
Опыт практической работы показывает, что обычно обсуждение темы “Свойства информации” проходит заинтересованно и вызывает живой интерес учащихся. Примеры приводятся самые разнообразные, подчас неожиданные. Задачи 10—14 являются одновременно и вопросами-заданиями, и подсказками. Так, пример 11 ,а является ответом на задания 10,в и 10,д, 11,6 — ответом на задание 10,г, в таком же отношении находятся задачи 12 и 13.
Задача 14 — пример неполноты информации, которая встречается в обыденной жизни повсеместно. Фраза, вырванная из текста без сопутствующего ей контекста, без связи с конкретной ситуацией может трактоваться неоднозначно. При обсуждении этой задачи стоит заострить внимание учащихся на том, что именно неполнота информации чаще всего бывает причиной принятия неверного решения. Пословица “Полуправда хуже лжи” отражает ситуацию. Подобным примером является и задача 11,в. В процессе обсуждения целесообразно затронуть вопрос о том, почему так важно давать точные определения изучаемым или описываемым явлениям в науке, почему нельзя ограничиваться “интуитивными” или “общеизвестными” трактовками понятий.
- Приведите примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.
- Приведите пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
- Назовите виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.
- В следующем примере определите свойства встречающейся информации:
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Источник