- Диагностика внимания детей 3-5 лет. Методика 5. Найди и вычеркни (Немов Р.С.)
- Методика 5. «Найди и вычеркни»
- Всё о методике «Найди и вычеркни»
- Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение
- Порядок проведения теста среди детей разного возраста
- Для дошкольников
- Для младших школьников
- Файлы: Стимульный материал
- Обработка и анализ результатов
Диагностика внимания детей 3-5 лет. Методика 5. Найди и вычеркни (Немов Р.С.)
Настроить шрифт
- РазмерСтиль
- Режим чтения
Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Методика 5. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 6 1 . На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёхчетырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей старше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), просмотренных ребенком за время работы;
п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа — — — — — — Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — — — . Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией — — — — — — — . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
Выводы об уровне развития
10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с. С. 73-80.
Источник
Всё о методике «Найди и вычеркни»
Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.
Содержание Свернуть
Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение
В период обучения ребёнка (это касается не только школьного возраста детей) очень важный показатель восприятия информации — внимание. Именно от этой категории зависит умственная и физическая деятельность малыша, вычленение и усвоение полезных знаний.
Тестирование по методике «Найди и вычеркни» даёт возможность проанализировать умение ребёнка длительно удерживать интерес на каком-либо предмете или понятии — устойчивость внимания. Также диагностика позволяет сделать вывод о продуктивности этого состояния сознания, сосредоточенности, его объёме.
Устойчивость внимания находится в непосредственной связи с состоянием здоровья девочки или мальчика, а также нервной системой. На этот показатель могут влиять любые посторонние отвлекающие моменты: внешний шум, свет, общение взрослых или детей, запахи и так далее.
Доктор психологических наук Марцинковская Татьяна Давидовна стоит у истоков создания и применения этого исследования. Сначала методика предназначалась для определения переживаний деток в период социализации (дошкольников 5–6 лет и младших школьников). В дальнейшем тестирование было адаптировано под малышей 3–4 лет. Сделал это доктор наук в области психологии Доценко Евгений Леонидович при изучении психологического состояния личности в период взросления.
Суть диагностики заключается в вычёркивании определённых фигур, представленных на бумажном листе. Рисунки простые и не вызывают у детей трудностей в восприятии: домики, грибочки, мячи, флажки, ведёрки.
Татьяна Давидовна Марцинковская — автор методики
Порядок проведения теста среди детей разного возраста
Для дошкольников
Время, отведённое на выполнение задания, составляет две с половиной минуты. Этот период делится на пять отрезков по тридцать секунд, в течение которых испытуемому требуется вычёркивать по 2 предмета, названных экспериментатором. Делать это ему нужно предложенным организатором способом. Например, грибок помечать горизонтальной линией, а ведёрко — вертикальной.
Инструкция, которая даётся ребёнку перед началом проведения теста, такова: «Я приглашаю тебя сыграть в игру. Предлагаю посмотреть карточки с картинками знакомых предметов. Как только дам команду «Начинай», ты будешь внимательно проглядывать ряды, искать те фигурки, которые я назову, и вычёркивать их. Всё это тебе нужно делать до следующей моей команды — «Стоп». Когда услышишь её, сразу же прекрати рассматривание и вычёркивание и укажи на изображение, которое ты обнаружил последним. В это время я обозначу место, где произошла остановка, и снова скажу «Начинай!» После этой команды необходимо будет продолжить находить и зачёркивать предметы, которые я назову. Так будем играть до моей команды «Конец»».
Исследователь выделяет на карточках места подачи команд самостоятельно.
При тестировании детей-дошкольников методика используется в двух вариантах:
- Для испытуемых 3–4 лет используются следующие изображения: ёлочки, звёздочки, грибки, домики и так далее.
- Малыши 5–6лет получают бланк с простейшими геометрическими фигурами (кругами, прямоугольниками, половинками круга), а также рисунки, изображающие флажки, звёздочки.
Для младших школьников
В младшем школьном возрасте ребятам предлагают корректурную пробу Ландольта. Она представляет собой бланк с нанесёнными разрывными полукольцами, причём направление этих разрывов абсолютно разное.
Один из вариантов инструкции: «Давай поиграем с тобой в интересную игру. Для победы в ней нужно быть очень внимательным и быстрым. Постарайся просматривать ряды с кольцами с наибольшим вниманием. Все колечки отличаются лишь местом расположения разрыва. Ищи те фигуры, в которых линии прерываются только вверху и внизу, и зачёркивай их». Затем исследователь объясняет ребёнку его действия в момент, когда организатор подаст команду «Черта!» и «Стоп!» (по аналогии с инструкцией к тестированию дошкольников).
На выполнение такого задания отводится времени вдвое больше — пять минут. Команда «Черта!» подаётся исследователем через каждые шестьдесят секунд. В это время ребёнок ставит отметку на бланке там, где его «застало» слово организатора, после чего диагностика продолжается. По истечении пяти минут взрослый даёт команду «Стоп!», и школьник ставит двойную вертикальную черту на бланке, означающую окончание теста.
Файлы: Стимульный материал
Обработка и анализ результатов
После окончания теста оцениваются такие показатели:
- общее количество просмотренных картинок за 2,5 минут (или колец — за 5 минут для школьников);
- объём изображений, отсмотренных во время интервала за 30 секунд для дошкольников (за шестьдесят секунд — для младших школьников);
- количество ошибок, допущенных за короткий временной интервал (30 секунд или минуту);
- общее число неправильных ответов за всё время проведения теста.
Для оценки результатов организатору нужно воспользоваться специальной формулой:
S = (1/2N—2,8n)/t, где S — общее значение показателей внимания, N — количество просмотренных ребёнком фигур, n — количество ошибок, допущенных испытуемым (пропуски нужных фигур, неправильное зачёркивание), t — время, потраченное на работу.
По приведённой формуле тестируемый проводит вычисления для шести категорий:
- всего временного периода теста (2,5 или 5 минут);
- коротких отрезков (по 30 секунд или 1 минуте) – 5 интервалов.
Соответственно, значение t будет меняться: для дошкольников это будет 150 и 30 секунд, для школьников — 300 и 60 секунд.
Соответствие баллов и показателя S продемонстрировано в таблице:
Значение показателя S | Количество присваиваемых баллов |
˃ 1,25 | 10 |
1,00 — 1, 25 | 8–9 |
0,75 – 1,00 | 6–7 |
0,50 — 0,75 | 4–5 |
0,24 – 0,50 | 2–3 |
0,00 – 0,20 | 0–1 |
Исходя из данных, полученных при исследовании, можно сделать вывод об общем развитии дошкольника или школьника:
- ребёнок, набравший 10 баллов, характеризуется высоким уровнем устойчивости и продуктивности внимания;
- если испытуемый заработал 8–9 очков, то это свидетельствует о том, что показатели внимания находятся на приемлемом уровне;
- о средней продуктивности и средней устойчивости внимания можно говорить при 4–7 баллах;
- низкий уровень характеризуется 2–3 очками, набранными испытуемым;
- об очень низком уровне устойчивости и продуктивности внимания говорят 0–1 баллов.
После вычислений исследователь выстраивает график, наглядно показывающий изменения в продуктивности и устойчивости внимания ребёнка в разные временные отрезки. Для его создания используются не прямые результаты подсчётов, а баллы, в которые переводят итоги применения формулы. Получившийся график следует сравнить с образцом:
Ориентируясь на нижеприведённую таблицу, можно дать анализ важных показателей внимания ребёнка:
Номер типичной кривой | Устойчивость | Продуктивность |
1 | В | В |
2 | В | Н |
3 | С | С |
4 | Н | С |
5 | ОН | С |
Условные обозначения:
- В — высокая
- С — средняя
- Н — низкая
- ОН — очень низкая
Использование методики «Найди и вычеркни» поможет специалистам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, просто и эффективно определить уровень устойчивости и продуктивности внимания. Это необходимо для определения готовности ребёнка к школе (в случае с дошкольниками) и умения правильно отбирать и усваивать информацию (для школьников).
Источник