- веселое зачеркивание методическая разработка по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Зачёркивание и подчёркивание символьными средствами ( ̶т̶а̶к̶ ̶, т̱а̱к̱ или т̲а̲к̲)
- I. В чём проблема
- II. Нужные символы
- III. Как вводить вручную
- IV. Сетевые сервисы автоматизации
- V. Букмарклеты
- VI. Подводные камни
- Развитие внимания: игры с буквами
- Похожие статьи
- Комментарии:
- Развитие внимания: игры с буквами : 7 комментариев
- Корректурная проба Бурдона к – подчеркиваем и зачеркиваем
- Главная > Документ
- СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
- Анаграмма
- Метаграммы
- Цепочки слов.
- Много из одного.
- Логогриф
- Словесная пирамида –
- Палиндром
- Шарада
- Слово в словах
- Начала и концы.
- Ребус
- Каламбур
- Кроссворд
- Чайнворд
веселое зачеркивание
методическая разработка по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veseloe_zkhacherkivanie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед вами — зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку. Расшифровать его несложно. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соединить оставшиеся буквы. Пример: ПЛЕД ДЕД ЛЕТО ПЕЧКА = ТОЧКА
Понятно? Тогда вперед!
ГОД ВОДА ДВА ТИГР ЕДА.
СУТЬ ПАРТА СЕДЛО ГУСЬ.
КУКЛА ЛУК СТОЛ ЛЮК ТАЗ.
СОТЫ СТО БУСЫ ТЫКВА.
ТОРТ ДЕЛО ФАРА ЛИСА.
КУКЛА ВАРКА КУЛАК ВОДА.
ПАУК СУД КЕКС ЖУК.
МАМА УМ ЯМА ЗУБ БЫК.
СТУЛ ПОВАР ПУТЬ.
СЫР РЫСЬ СЫПЬ ФОН СЕТЬ ПИКА.
Задачи из тетради гнома Загадалки. Числа в словах.
Задание везде одинаково: зачеркнуть все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соединить. Какое число получится?
ОДИН ДВА ТРИ СТО СОДА РУЛЬ ИВА
ВОСЕМЬ ДВА ТРИ СЕМЬ ПАН ТРАП.
ДЕВЯТЬ ПЯТЬ РЕПА ЯР.
СТО СОРОК ОДИН ДНО КОД.
ЛОНО ПЯТНО НОЛЬ.
ТРИ МИР МЫС МЯЧ КИРКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!», «Вместе весело шагать»
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие «Вместе весело шагать…» «.
Весело, весело встретим Новый год!
Познакомить обучающихся с особенностями празднования Нового года в России и других странах.
Веселая игра «Радуга». Учим английский интересно и весело!
Игра — викторина — это интересно и весело! Ребята с интересом работали с лексикой и грамматикой английского языка. В игровой форме мы повторили весь пройденный материал. В конц.
Наша внеурочная деятельность: Театральный кружок «Веселые Петрушки», Занимательная математика, «Веселая грамматика», «Белая ладья»,
Внеурочная деятельность по театральному кружку «Веселые Петрушки» успешно функционирует уже 4 год, и является победителями республиканских фестивалей со сохранению снежного барса. Воспитанники кружков.
Сценарий спортивного праздника веселые старты «Мой веселый, звонкий мяч!»
Спортивный праздник для начальной школы.
Сценарий новогоднего праздника «Веселимся и поём вместе весело живём»
Сценарий новогоднего праздника «Веселимся и поём вместе весело живём» и картотека дополнительных игр.
Классный час «Весело, весело встретим Новый год!»
Знакомство с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России и других стран.
Источник
Зачёркивание и подчёркивание символьными средствами ( ̶т̶а̶к̶ ̶, т̱а̱к̱ или т̲а̲к̲)
I. В чём проблема
Если социальная сеть, платформа для блогов или форум предоставляют возможность размечать текст при помощи HTML или BBCode, перечёркивать или подчёркивать текст не составляет труда: можно пользоваться тегами s и u обеих разметок или назначать стили в HTML. Но что делать, если у нас есть только голый текст? Или, например, нам нужно зачеркнуть/подчеркнуть слово в заголовке страницы, отображаемом в заголовке вкладки или всего браузера, или оформить слово в заголовке форумного поста — короче говоря, всюду, где не работает разметка?
Можно рискнуть и воспользоваться средствами Юникода.
II. Нужные символы
Богатство Юникода содержит разнообразные способы создания композитных знаков, но мы упомянем три символа, удовлетворяющие нашу потребность в большинстве случаев.
1. Зачёркивание. Символ Юникода под номером U+0336 (в десятеричной нотации 822). В статье по ссылке можно увидеть и другие, более экзотические виды зачёркивания с соответствующими символами, но нам пока хватит и такого, тем более что он наиболее симулирует эффект привычных тегов. Если вставить по такому символу после каждого знака в тексте, ̶в̶ы̶г̶л̶я̶д̶е̶т̶ь̶ ̶э̶т̶о̶ ̶б̶у̶д̶е̶т̶ ̶в̶о̶т̶ ̶т̶а̶к̶ ̶ (для пущей убедительности лучше прихватывать дополнительные обрамляющие пробелы).
2. Пунктирное подчёркивание. Символ Юникода под номером U+0331 (в десятеричной нотации 817). Подчёркнутый им текст в̱ы̱г̱л̱я̱д̱и̱т̱ ̱в̱о̱т̱ ̱т̱а̱к̱.
3. Почти сплошное подчёркивание. Символ Юникода под номером U+0332 (в десятеричной нотации 818). Подчёркнутый им текст в̲ы̲г̲л̲я̲д̲и̲т̲ ̲в̲о̲т̲ ̲т̲а̲к̲.
III. Как вводить вручную
Некоторые способы перечислены в этой статье. Обратите внимание на упомянутый там ключ реестра. Судя по моему опыту, в разных приложениях работают разные способы: в одних работал шестнадцатеричный метод, в других десятеричный. Потестируйте сами после редактирования реестра и перезагрузки. Вот нужные нам три кода (в случае шестнадцатеричных кодов первый плюс означает одновременное нажатие, второй — собственно плюс на цифровой клавиатуре; начальный ноль, судя по тестам, можно набирать или пропускать по вкусу):
1. Зачёркивание: Alt + +(0)336 или Alt + (0)822
2. Пунктирное подчёркивание: Alt + +(0)331 или Alt + (0)817
3. Почти сплошное подчёркивание: Alt + +(0)332 или Alt + (0)818
Если вы пользуетесь утилитами вроде Punto Switcher или продвинутыми редакторами, можно настроить автозамену легко вводимого сочетания на нужный символ.
IV. Сетевые сервисы автоматизации
Пользователи давно уже догадались об этой возможности и наплодили множество сервисов, услужливо подсказываемых поиском. Вот простой отечественный пример. А вот зарубежный пример с расширенным выбором.
V. Букмарклеты
Впрочем, пользоваться для такой простой вещи целым сайтом не очень удобно. На помощь могут прийти кросбраузерные букмарклеты. Я попробовал написать два типа: простой, но с более широкой поддержкой браузеров, и посложнее, для последних версий браузеров.
1. Оформление всего текста в любом активном текстовом поле
Достаточно совсем простого кода (он работает даже в IE8):
Можете сохранить букмарклеты cо следующим кодом у себя в закладках или избранном (в Firefox работает простое перетаскивание кода букмарклета в закладки, потом только отображаемое название хорошо бы подправить; в других браузерах, возможно, придётся вставлять код в свойства любой готовой или заново создаваемой закладки):
Подчеркнуть всё пунктиром:
Подчеркнуть всё почти сплошной линией:
2. Оформление выделенного текста в любом активном текстовом поле
Код усложняется, потому что мы пытаемся оформить только выделенный участок, восстановить точку фокуса и позицию прокрутки (тестировалось только в последнем Firefox, но по идее должно работать и в других браузерах последних версий):
Можете сохранить букмарклеты cо следующим кодом у себя в закладках:
Подчеркнуть выделенное пунктиром:
Подчеркнуть выделенное почти сплошной линией:
VI. Подводные камни
Нужно учитывать, что данный метод влечёт за собой некоторые рискованные последствия.
1. Слова, оформленные таким образом, могут не находится ни сетевым поиском, ни поиском по странице. Также они может создавать проблемы при разных автоматических обработках текста и проверке орфографии.
2. Если используется основной шрифт, в котором нет нужных символов, возможны уродливые глюки разной степени нечитабельности.
3. Некоторые версии браузеров вообще отказываются видеть в этих символах нужные знаки Юникода. Возможны глюки как на стадии создания первоначального текста, так и при перепостах и цитировании.
В общем, будьте осторожны, тестируйте и проверяйте.
Буду благодарен за дополнения и исправления.
Источник
Развитие внимания: игры с буквами
Родители часто спрашивают, как развивать внимание младших школьников.
Сегодня я представляю игры с буквами на развитие таких свойств внимания, как переключение, распределение и концентрацию.
Основой этих игр станут буквы. Начнем…
Задание 1 “Корректор”.
а) Из всех букв выбери только буквы «А» и «а» и обведи их в кружок.
б) Букву “А” подчеркни, а букву “Л” зачеркни.
в) Найди одинаковые группы букв и подчеркни их.
Ааа ааАА аАа Аааа ааАа Ааа аАа
г) Найди «лишнюю» букву в каждом группе букв и вычеркни её.
д) Найди и зачеркни только буквы (только гласные или согласные буквы)
е) Подчеркни все согласные буквы, зачеркни гласные
з) Найди и зачеркни все слоги “ЖИ”, “ЧК”.
и) Найди все слоги ЧА и обведи их, слоги ЧУ подчеркни, ЩА – зачеркни.
Эти задания можно выполнять и в старых журналах с крупным шрифтом.
Время на выполнение задания лучше ограничить 2-3 минутами.
Для мотивирования ребенка можно сделать лист его достижений, куда нужно будет вписывать результаты.
“Корректор” со словами.
Среди буквенного текста спрятались слова.
Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «б» зеленым карандашом.
Задание 2 “Что нарисовано?”.
Ребенку предлагается мозаичное изображение и дается инструкция:
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и «а».
Задание 3 “Игра-ребус”.
Ребенку показываются перепутанные буквы.
Необходимо определить, какие буквы «спрятались» друг за другом.
Задание 4 “Изографы”.
Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, изображение которых напоминает изображение предмета, о котором идет речь. А в названии которого используются эти буквы. Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа.
Задание 5 “Выложи букву”.
Выкладывать буквы можно из различных материалов: мозаики, пластилина, круп, пуговиц, макарон. Можно нарисовать буквы нитками.
Я использую в своей работе раздаточные листы по теме «Алфавит» , которые можно скачать бесплатно
Я приготовила презентацию “ Изографы “.
Это интерактивная игра с подсказками.
Скачать презентацию можно здесь
Буду рада комментариям.
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, ФОТОГРАФИЙ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ в других источниках ЗАПРЕЩЕНЫ.
Похожие статьи
Комментарии:
Развитие внимания: игры с буквами : 7 комментариев
задания очень понравились, огромное спасибо.
Огромное вам спасибо. 😀
Здравствуйте ,моя младшая дочка плохо читает , и я с ней играю в игру – беру любой текст из детского журнала ,например. И даю ей задание – обвести в кружок все буквы “а” , “л” зачеркнуть и тд. ,но текст при этом читать не надо .Чем больше букв тем сложнее . Старшая к нам присоединяется и с большим удовольствием тоже занимается.
Жаль ,что мне не попались такие игры когда мы учили буквы .
Оксана рекомендует статью…Книги- истории-приключения рассказы о детях.
Да, Наташа, похожие задания любая мама может составить сама, было бы желание. 😉
Наталия рекомендует статью…Развиваем внимание: тематическое занятие “Животные”
Ну надо же, я чисто интуитивно составила похожие занятия, но тут, конечно же, гораздо нагляднее. Будем пробовать! Спасибо!
Источник
Корректурная проба Бурдона к – подчеркиваем и зачеркиваем
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Корректурная проба Бурдона
К – подчеркиваем И — зачеркиваем
Корректурная проба Бурдона
К — подчеркиваем И — зачеркиваем
Корректурная проба Бурдона
К — подчеркиваем И — зачеркиваем
СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ : в течение 10-15 минут (время зависит от количества бланков, но не менее 7 минут и не более 20 минут) буква К на каждой строке ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ , а И — ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ . По сигналу “минута” ставится вертикальная черта на том месте, где вас остановил сигнал.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ : подсчет проводится по каждой минуте по формуле :
А 1 = ————— А — показатель правильности
С + О О — кол-во ошибочно пропущенных букв
С — общее кол-во зачеркнутых и
подчеркнутых букв W — число ошибочно подчеркнутых или
Е = S*A где , Е — показатель производительности
S — скорость просмотра (кол-во строк * на кол-во знаков в строке ).
График устойчивости внимания.
t`(А)
Проанализировать свое внимание (устойчивое, колеблющееся, неустойчивое, достаточно устойчивое).
Проанализировать, сколько времени Вам необходимо на включение в работу.
Сравнить с предварительными предположениями.
Источник
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания.Словесные головоломки бывают разных типов.
Анаграмма
(греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Рассмотрим некоторые возможные варианты.
Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:
Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)
Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:
Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.
(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)
Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:
Переставив буквы в слове, превратите
старинное средство передвижения в самое современное;
вкусную булочку в лодку;
грызуна в породистую лошадь;
еловый лес в металл;
материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)
Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт –трос. Способы загадывания – те же:
Прочитав слово справа налево, превратите
дерево в геометрическое тело;
измерение времени в породистую собаку;
взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
дорожку в сорт яблок;
недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)
От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.
Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.
Метаграммы
– это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.
Цепочки слов.
Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка ® мошка ® кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:
Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.
(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)
Известная задача такого рода – «сделать из мухи слона».
Много из одного.
Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.
Метаграммы можно загадывать в стихах:
Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
Логогриф
(греч. ‘слово’ и
‘загадка’) – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.
Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:
Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.
Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
Словесная пирамида –
это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т. д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.
Палиндром
(греч. ‘назад’ и
‘бег’) – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.
Палиндромы известны уже свыше двух тысяч лет, они встречаются практически во всех языках с письменностью. Один из известных средневековых латинских палиндромов – In girum imus nocte et consumimur igni ‘Ночью идем в хоровод и нас пожирает огонь’ (Это предложение – загадка, разгадка которой – «Мухи»). А вот палиндром на английском: Was it a cat I saw? ‘Это кота я видел?’
В русском языке палиндромы появились в 17 в., отдельные палиндромные строки встречались в русской литературе с 18 в. Хорошо известно державинское «Я иду с мечем судия». Однако специалисты ведут отсчет с 1913 – времени написания Велимиром Хлебниковым своего первого палиндромного стихотворения Перевертень. С тех пор занимались сочинением палиндромных стихов многие поэты, ими разработана теория палиндрома и классификация типов палиндромов.
Многие сочиненные кем-то палиндромные строчки передаются из уст в уста, кочуют из книжки в книжку, словом, становятся фольклором. Вот несколько примеров: Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.
Шарада
(франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.
Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:
Мой первый слог – бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Всё вместе – в праздник получаем.
Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
Вот ворона закричала –
Мы услышали начало.
На болоте – завершенье.
В целом – мастера творенье.
Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят. ». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл ® нов осёл. Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: нов ® стар, осёл ® ишак. Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак»? Ответ: Потому что говорят «новосёл». Примеры подобных шарад:
Почему не говорят:
волшебник да ты? (магия)
потолок сарая? (половина)
ел, вертясь? (пилюля)
стегала она? (поролон)
четыре пса ведь? (трикотаж)
после шахмат? (долото)
К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном»: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол. ® полоса, бар. ® барсук. окно ® волокно. мель ® карамель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.
В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:
Слово в словах
– так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.
Начала и концы.
Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:
т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;
Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.
Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.
Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита.
Ребус
(от лат. rebus, буквально ‘вещами, предметами; при помощи вещей, предметов’) – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.
Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:
1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:
Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как «один»: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как «кол»: ШКОЛА.
2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.
3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.
4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.
5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.
6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.
7. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.
В ребусах часто обыгрываются предлоги (правила 8–15):
8. Если одна буква изображена в другой, то читаем так:
9. Если по одной букве изображена другая, то читаем так:
10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:
11. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так:
12. Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:
13. Если одна буква направлена к другой, читаем так:
14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:
15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».
Каламбур
(от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.
Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напр.:
Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите же, не болтайте,
А не то поколочу.
Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы.
Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю. »
Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»
Что серый кот, здесь убежала б рысь!
На каламбурах построены многие загадки-шутки:
Почему человек ходит, а черепаха ползает?
Зачем охотник носит ружье?
У кого голова дорогá?
Когда платья бывают из травы?
(Когда они измяты.)
Когда человек бывает деревом?
(Когда он со сна.)
Три теленка. Сколько будет ног?
(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)
Кроссворд
(от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.
Разновидностью кроссворда является скандинавский кроссворд, или сканворд. В нем значения слов задаются внутри самой фигуры, поэтому используются не подробные описания, а слова или краткие словосочетания, ассоциативно связанные с искомыми словами. В отличие от традиционного кроссворда, поле сканворда более плотно покрыто клетками, которые требуется заполнить буквами.
Чайнворд
(от англ. chain ‘цепь’ и word ‘слово’) – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.
Минскин Е.М. Занимательные задачи и головоломки для больших и маленьких. – В кн.: Всегда всем весело. М., 1969
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. Под ред. Крысина Л.П. М., 1995
Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома [серия книг]. М., 1997
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999
Источник