Зачем нужно знать способы словообразования

Зачем нужно знать способы словообразования.

Как часто с друзьями мы спорим о том, нужно ли так подробно изучать русский язык. Зачем, к примеру, знать все способы образования слов в русском языке? Может быть, можно обойтись и без информации о приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном и других способах образования слов.

Оказывается, эти знания нам просто необходимы, ведь два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано.

Мы знаем, что русская орфография основана на трёх принципах: морфологическом (его называют также морфемным), фонетическом, традиционном и дифференцирующем. Ведущим орфографическим принципом нашего письма является морфологический (или морфемный) принцип, суть которого состоит в следующем: необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. И это необычайно важно вот по какой причине: слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о его значении и грамматических свойствах.

Вспомним некоторые орфографические правила, которые строятся на морфемном принципе написания слов. Это слова с проверяемыми гласными в корне слова. В самых простых словах «воды, вода, водяной» корень -вод- произносится по-разному, но пишется одинаково, так как во всех словах он является носителем их вещественного значения.

Часто для верного написания слова нужно знать, от какого слова оно образовано, каково его лексическое значение. Например, в словосочетаниях «полоскать бельё» и «поласкать собачку» сесть абсолютно одинаково звучащее слово. Чтобы не ошибиться в его написании, нужно помнить, что в первом случае слово образовано от слова «ласка», втрое слово проверяем словом «полощет». Таких примеров можно привести множество: примирять друзей – примерять платье, развивается ребёнок – развевается флаг, посидеть в кресле – поседеть от горя, запевать песню – запивать лекарство и т. д.

Со словообразованием связано правило правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-. Они придают слову определённые значения: приближения, присоединения, близости чему-либо, неполного действия, и тут мы пишем приставку ПРИ-. Если же приставку можно заменить словом «очень» или она близка по значению приставке пере-, пишем ПРЕ-.

Примеров, когда от нашего знания способов образования слов, зависит наша грамотность можно привести множество. Знания этого раздела языка помогают нам стать грамотнее, а грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно хорошо знать правила русского языка.

Источник

Словообразование
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Статья из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
slovoobrazovanie.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Состав слова. Словообразование.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть —

Слово тебе сотворит добро.

— Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

Зачем нужно знать способы словообразования.

Как часто с друзьями мы спорим о том, нужно ли так подробно изучать русский язык. Зачем, к примеру, знать все способы образования слов в русском языке? Может быть, можно обойтись и без информации о приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном и других способах образования слов.

Оказывается, эти знания нам просто необходимы, ведь два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано.

• Ведущие задачи курса — развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи;

• авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

В рамках одного урока три основные цели не смешиваются происходит «погружение» в одну проблему — лингвистическую, орфографическую (синтаксическую) или речевую (развитие речи). Осознание сути языковых явлений и категорий происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Все задания представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал».

Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность принять во внимание индивидуальные психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик. Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности .

«Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференци рованного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности детей учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал.

В учебнике каждая тема вытекает из предшествующей и связана с ней научной логикой, например: «Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Приставка. Основа слова (это материал блока «Как устроен наш язык»). Параллельно с ним в блоке «Правописание» изучается правописание безударных гласных в корне, суффиксов -онок, -енок, -ок, -ец, -иц, -ость, то есть материал блока «Правописа ние» связан с материалом блока «Как устроен наш язык», но они не пересекаются в рамках одного урока.

Например, учебник «Русский язык. 2 класс. Ч. 1» на с. 63. На этой странице расположен урок 27, который называется «Корень слова» блока «Как устроен наш язык», то есть на этом уроке Вы будете учить детей находить, выделять и характеризовать главную значимую часть слова. Например, в упражнении 1 Вы предложите детям определить, что объединяет слова, которые называют предметы, изображенные на рисунках (дом — домик — домище); в упражнении 2 ученики уже в написанных словах будут искать общую часть, а затем учитель подводит их к формулировке правила, в котором говорился о том, что такое корень. После дующие упражнения этого урока помогут учащимся отработать понятия «корень», «однокоренные слова», научат разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Следующий урок — урок 28 блока «Правописание». Урок называется «Учимся писать безударные гласные в корне слова». На этом уроке Вы уже будете заниматься формированием навыка правописания безударной гласной в корне слова. Материал урока связан с предыдущим общей языковой единицей — корнем, но Вы подходите к корню уже с иной точки зрения Вы формулируете правила правописания, то есть на этом уроке Вы уже не анализируете лингвистическую единицу, не характеризуете ее, не определяете ее роль в слове, а ставите перед учениками орфографическую задачу: передать единообразие гласной в корне слова. Следующие три урока — и это тоже уроки блока «Правописание»: Вы продолжаете учить ребят правильно писать безударную гласную в корне слова.

Урок 32 — это урок блока «Как устроен наш язык», Вы продолжаете изучать корень уже не с точки зрения правописания, а как языковую единицу, как морфему, и упражнения этого урока чуть более сложные, чем в первом уроке, когда вводилось понятие корня, направлены на разграничение родственных слов и синонимов (упр.4), поиск родственных слов (упр.5), выделение корня в словах и т.д. Иными словами, Вы предлагаете ученикам на каждом уроке решить какую-то одну учебную задачу: либо это выделение и характеристика языковой единицы, либо правописание. Но на одном уроке эти задачи не встречаются. Однако задачи объединены общей темой.

Источник

Словообразование в школе

Изучению родного языка в школе отводится большое значение: во-первых, русский язык является средством изучения всех школьных дисциплин, во-вторых, он сам является предметом изучения.

Методика обучению русскому языку в школе опирается на уровневую систему языка. Одним из уровней языка является словообразовательный. Изучение этого уровня языка имеет большую значимость, так как основным принципом русской орфографии является морфологический (или фонематический) принцип, поэтому ученик должен уметь видеть структуру слова. Учащийся не может в совершенстве овладеть правилами орфографии без знания морфемики и словообразования.

Изучение раздела «Словообразование» имеет не только практическую, но и теоретическую значимость, поскольку «наглядно демонстрирует системные отношения в языке и требует осмысленного сознательного подхода к анализируемому языковому материалу» [Литневская, 2006: 239].

Изучению словообразования в школе отводится небольшое количество часов по сравнению с другими уровнями языка. Изучение словообразовательного уровня языка тесно связано с морфемным. Прежде чем учащиеся знакомятся с образованием слов, они учатся выделять морфемы, разграничивать формы слова и однокоренные слова, тем самым создавая базу для изучения словообразования. Если в 5 классе в разделе «Словообразование» изучают морфемный состав слова, то в 6 классе знакомятся уже со способами словообразования. Учащиеся должны уметь различать словообразовательные и формообразующие морфемы, уметь находить производящую основу и словообразовательное средство, с помощью которого образовано новое слово.

Некоторые программы русского языка (например, под редакциями М. М. Разумовской и С. И. Львовой) предполагают изучение словообразования в 5 классе, и только рабочие программы под редакцией Т. А. Ладыженской и Р. Н. Бунеева – в 5 классе.

Учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской дает первое представление о словообразовательной модели, предлагая учащимся составить слова по определенной схеме (например, корень-оват-ый, корень-иц-а) или привести примеры слов одинаковой морфемной структуры с одинаковым значением словообразовательной морфемы (например, перечитать – перерисовать, писатель – мечтатель).

Следует отметить, что рабочие программы русского языка М. М. Разумовской и Т. А. Ладыженской предусматривают изучение чередования гласных и согласных в морфемах при образовании новых слов, в 5-6 классе вводится понятие «вариант морфемы». Таким образом школьники учатся правильно выделять морфемы и видеть морфемную структуру слова. Ученики нередко допускают ошибки при определении границ морфемы. Так, например, в глаголе люблю ученик ошибочно выделяет суффикс —л— по аналогии с глаголами прошедшего времени (смотре-л, вздохну-л-а), а в существительном рыбачка – суффикс —ачк-, а не два суффикса (-ач— и —к-), потому что школьнику слово представляется образованным от существительного рыба, а не от слова рыбак. Если школьник видит чередование гласных и согласных в морфемах, то такие ошибки не допускает.

Определение производящей основы также вызывает у школьников определенную сложность. Нередко вместо производящего слова учащиеся называют слово, являющееся исходным в словообразовательной цепи. Например, наречие истинно ученику представляется образованным от существительного истина, а не от прилагательного истинный. Поэтому важно акцентировать внимание учащихся на лексическом значении слова, которое помогает установить производящую основу: если существительное симпатяга имеет лексическое значение ʻочень симпатичный человекʼ, то оно образовано от прилагательного симпатичный, а не от существительного симпатия (симпат-яг-а ← симпатичный).

Учитель должен дать школьникам представление об основе слова как о носителе его лексического значения и показать, как важно уметь членить слово на морфемы, чтобы правильно использовать орфографические правила русского языка [Литневская, 2006: 239].

В 5-6 классах особое внимание необходимо уделять упражнениям, которые позволяют развить орфографическую зоркость обучающихся. В 6 классе школьники изучают правописание приставок пре- и при-, поэтому необходимо уметь отличать приставку от части корня. Так, в словах прежний, презентовать, привет, приказ, приключение компоненты пре- и при- являются частью корня, а в словах преградить, предобрый, присказка, призыв это приставки.

Учащимся можно предложить такое задание: Образуйте от данных ниже слов новые по образцу: звучный – беззвучный, прекрасный – распрекрасный: вкусный, дать, славный, конечный, колоть, веять, спорный, властный. Для закрепления правописания приставок на -з/-с, которые пишутся в соответствии с фонетическим принципом русской орфографии.

При изучении удвоенной согласной на стыке морфем, учащийся должен видеть структуру слова. Здесь можно предложить задания следующего типа:

Определите, как образованы данные слова. Установите, каким способом они образованы. Сгруппируйте слова по способу словообразования: гусиный, туманный, подоконник, рассказ, рассвет, песчаный, шумный, поддержка, рассмотреть, расцвет, каменный, рассвет, картинный. Выполняя упражнение, учащиеся должны понять, что прилагательное туманный образовано от существительного туман с помощью суффикса -н-, поэтому в слове пишется две буквы н, в отличие от прилагательного гусиный, образованного от слова гусь с помощью суффикса -ин-.

Особое внимание в 5-6 классах уделяется корням с чередованием -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-, -зар-//-зор-. При изучении данной темы можно предложить задания типа:

— найдите корни с чередованием, вставьте пропущенные буквы и выделите корни: вл..жение, р..сизм, прор..стать, з..ря, р..скошный, л..гично, л..гарифм, подг..реть, р..сток, пол..жить.

Упражнения такого типа помогают ученикам закрепить умение осознанно выбирать правильную гласную букву в слабой позиции.

Сложность вызывают правописание буквы о-ё после шипящих в корне, буквы о-ё после шипящих в суффиксах существительных, буквы о-ё после шипящих и буквы и-ы после ц в окончания существительных и прилагательных.

На закрепление этой орфограммы учащимся можно предложить следующие задания:

— образуйте от данных существительных однокоренные слова или формы одного и того же слова так, чтобы после шипящих была буква о или ё, графически обозначьте условия выбора буквы: чернеть, чертить, медведь, ноша, желтизна, пирог, печь (глагол), челнок, рука, меч, заяц;

— разделите данные слова на два столбика: в первый – с орфограммой буквы о-ё после шипящих в корне, во второй – с орфограммой буквы о-ё после шипящих в суффиксе. Вставьте пропущенные буквы: печ..нка, доч..нька, деш..вый, трущ..ба, тяж..лая, ож..г (руки), бельч..нок, знач..к, щ..лкать, холщ..вый.

Такого рода упражнения способствуют осознанному освоению орфографически правильного письма. Упражнения по словообразованию способствуют формированию представления об устройстве языка, учат анализировать языковой материал и устанавливать причинно-следственные связи.

Нельзя забывать о словообразовании при изучении других уровней языка – морфологическим и синтаксическом. В рабочих программах М. М. Разумовской и С. И. Львова отводится время на изучение способов словообразования знаменательных частей речи в 5-7 классах, в рабочей программе Р. Н. Бунеева – только в 6 классе.

В учебниках русского языка под редакцией М. М. Разумовской и С. И. Львова рассматриваются сложные случаи перехода слов из одной части речи в другую. На основе синтаксического анализа школьники учатся определять части речи. Например:

«Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него» [Толстой, 2005: 89]. В этом предложение слово навстречу является предлогом, так как не является членом предложения и соединяет существительное с глаголом.

Задания по словообразованию можно включать на этапах мотивации к учебной деятельности, актуализации знаний или между этапами урока для снятия напряжения. Поскольку учащиеся 7-9 классов уже имеют представление о словообразовательном уровне языка и способах словообразования, можно предлагать учащимся задания типа «придумайте слова, соответствующие схемам», «выпишите слова с приставкой под-, докажите правильность выбора, опираясь на словообразовательный анализ (подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, пододвинуть, подставка, подруга, подсолнечник, подальше, подумать, подсказка, подогрев, подружиться).

В 5-9 классах учащиеся учатся строить словообразовательные пары, словообразовательные цепочки и даже словообразовательные гнезда (учебники под редакциями С. И. Львова, Т. А. Ладыженской). Рабочая программа русского языка С. И. Львова предполагает, что учащиеся 8 класса должны не только анализировать морфемную структуру слова, но и формулировать толкование значения слова с иноязычными элементами (гипер-, квази-, аэро-, -лог и т.д.).

В 10-11 классе углубляются уже имеющиеся знания. В учебниках русского языка под редакциями Р. Н. Бунеева и С. И. Львовой словообразование рассматривается только при изучении других уровней русского языка и при изучении орфограмм. Учебник русского языка под редакцией Н. Г. Гольцовой рассматривает морфемику и словообразование в отдельном разделе. Этот учебник предполагает изучение таких способов словообразования, как усечение основы (магнитофон > маг), обратное словообразование (дояр маг), обратное словообразование (дояр

Источник

Читайте также:  Способ выдачи индивидуально посредством дозирующей системы это как
Оцените статью
Разные способы