Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров курсовая

Содержание
  1. курсовая работа Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
  2. Нормативное правовое регулирование права на проведение забастовки. Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Ее виды, порядок объявления и формы проведения, гарантии работникам. Незаконные забастовки в РФ.
  3. Подобные документы
  4. Коллективные трудовые споры
  5. Спорим не поодиночке
  6. Коллективные споры: законодательные аспекты
  7. Возможные предметы трудовых коллективных разногласий
  8. Законные границы разрешения споров
  9. Выдвижение требований
  10. Действия работодателя по получении требований
  11. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
  12. Крайняя мера
  13. Тема 12. Трудовые споры и порядок их разрешения
  14. Оглавление
  15. 12.1. Понятие, виды трудовых споров и основные принципы рассмотрения трудовых споров
  16. 12.2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения
  17. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.
  18. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах.
  19. 12.3. Коллективный трудовой спор и порядок его рассмотрения
  20. I этап. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
  21. II этап. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  22. III этап. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

курсовая работа Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Нормативное правовое регулирование права на проведение забастовки. Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Ее виды, порядок объявления и формы проведения, гарантии работникам. Незаконные забастовки в РФ.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.09.2013
Размер файла 39,7 K

Подобные документы

Определение забастовки в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», порядок ее объявления и гарантии работникам. Мера ответственности за принуждение к участию в стачке. Понятие незаконных забастовок.

контрольная работа [152,6 K], добавлен 29.04.2011

Примирительные процедуры в ходе коллективного трудового спора. Гарантии представителей сторон в связи с разрешением коллективного трудового спора. Порядок организации и проведения забастовок. Правовое положение работников в связи с проведением забастовки.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 13.10.2010

Забастовка как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Роль профсоюзов в организации забастовки, порядок объявления и процесс ее проведения.

реферат [28,8 K], добавлен 08.04.2014

Понятие, предмет коллективного трудового спора, его виды и стороны. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, в трудовом арбитраже и с участием посредника. Правовое положение работников в связи с участием в забастовке.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 20.11.2013

Понятия и стороны коллективного трудового спора. Причины и условия его возникновения. Порядок разрешения трудового спора между работниками или их представителями и работодателем. Примирительные процедуры. Право на забастовку. Ее основные признаки.

контрольная работа [106,4 K], добавлен 01.05.2016

Источник

Коллективные трудовые споры

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Случается, что у работодателя возникают разногласия не с одним конкретным работником, а с большой группой или даже всем коллективом.

  • Какой в таких случаях может быть выход из ситуации?
  • Как разрешать такие конфликты?
  • На что имеет право группа недовольных сотрудников, а какие полномочия выходят за законодательные рамки?
  • Какими способами подобные конфликты рассматриваются и разрешаются?

Эти вопросы будут важны как для работодателей, так и для представителей трудового коллектива, ведь от возможных разногласий не застрахован никто.

Вопрос: В организации идет забастовка. При этом часть работников в ней не участвуют, но выполнять свою работу не могут из-за того, что бастуют другие работники. По мнению работников, в забастовке виноват работодатель, так как он не выполнил соглашение, которое было достигнуто в ходе коллективного трудового спора, что, в свою очередь, и стало причиной забастовки. По каким правилам должен быть оплачен простой?
Посмотреть ответ

Спорим не поодиночке

Коллективный трудовой спор – это определенное столкновение интересов группы наемных сотрудников (или их представителей) с работодателем (его представителями), не нашедшее в данный момент приемлемого разрешения, касающееся:

  • условий труда (изначально принятых или измененных);
  • выполнения коллективных договоров и соглашений;
  • учета коллективного мнения при утверждении локальных нормативных актов.

Вопрос: Должен ли директор филиала быть уполномочен на работу в примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора?
Посмотреть решение суда

Сторона конфликта, именуемая «работодатель», трактуется максимально широко и подразумевает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

ВАЖНО! Поскольку мы рассматриваются именно коллективные споры, то сторона персонала всегда является коллективным субъектом, а значит, имеет право действовать через представителей, как и работодательская. Представители любой группы не заинтересованы в исходе спора, поэтому, хотя они и вправе олицетворять одну из противоборствующих групп, самостоятельной стороной конфликта они не признаются.

Коллективные споры: законодательные аспекты

Трудовой Кодекс принял положения относительно трудовых конфликтов между группами на основании Федерального Закона № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 г.

Ст. 398 ТК РФ практически дублирует положения Федерального Закона. Изменения внесены лишь в часть, касающуюся забастовки как одного из методов выяснения разногласий, а также о роли в организации такого протеста профсоюзного органа. Более расширенно определены стороны коллективных трудовых споров в ст. 399 ТК.

Основной Закон РФ (Конституция) провозглашает право сотрудников коллективно выражать свое несогласие с работодателем и разрешать эти споры, в том числе и путем забастовки (ч. 5 ст. 37).

Трудовое право признает своим предметом не только сами коллективные трудовые споры, но и процедуру их разрешения (гл. 61 ТК РФ).

Возможные предметы трудовых коллективных разногласий

Причина возникновения конфликта определяет и состав сторон, принимающих участие в споре. Чаще всего актуально одно из 3 оснований для группового трудового спора.

  1. Условия труда. Спор по поводу установленных или сменившихся условий работы, в том числе и оплаты труда, может возникнуть как в рамках одного структурного подразделения, так и оказаться общим для всей организации, включая ее филиалы и представительства. Спорить коллектив имеет право только касательно тех трудовых условий, которые работодатель документально закрепил для всех сотрудников или каких-то отдельных групп. Условия, зафиксированные в трудовом законодательстве и федеральных законах, не оспариваются.
  2. Заключенные договора и коллективные соглашения. Такие документы работодатель не вправе принимать единолично. Коллективный трудовой спор правомочен, если работодательская сторона не хочет вести переговоров по спорным положениям колдоговора или соглашения, что мешает его заключить, либо не выполняет зафиксированные договоренности, либо нарушает нормы, закрепленные в этих документах.
  3. Пренебрежение мнением представительских органов коллектива. Это основание не предусматривалось упомянутым ФЗ от 1995 года, зато оно внесено в обновленную статью ТК. Проект локального нормативного акта нужно согласовывать с первичной профсоюзной организацией, если таковая действует на предприятии (ст. 372 ТК). Если работодатель отказывается учитывать мнение представителей интересов персонала при утверждении внутренних документов, это причина для выражения коллективного несогласия.

Законные границы разрешения споров

Понятие «разрешение» трактуется двояко: и в значении «дозволение», и как «устранение разногласий», что как нельзя лучше характеризует позицию российского трудового права в этом вопросе.

Все моменты, имеющие отношение к коллективным трудовым спорам, достаточно жестко регламентированы в законодательстве – от права коллектива на выражение несогласия дозволенными способами до порядка устранения конфликта.

  • порядок предъявления требований и принятия решений относительно их – в ст. 399-400 ТК РФ;
  • процедуры для примирения – в ст. 401-404;
  • гарантии, предоставляемые противоборствующими группами – ст. 405;
  • позицию госорганов в разрешении трудовых конфликтов этого типа – ст. 407;
  • порядок бастования как один из методов законного выражения недовольства – ст. 409-414;
  • запрет на массовое увольнение вследствие коллективного конфликта – ст. 415;
  • документальное сопровождение коллективного конфликта и процесса его разрешения – ст. 418.

Выдвижение требований

Какая именно группа сотрудников уполномочена официально заявить работодательской стороне о своем недовольстве или несогласии? Если на предприятии действует профсоюзная организация (либо объединение профсоюзов для нескольких организаций или подразделений), то это именно ее прерогатива.

Но если такого органа нет либо в нем состоит меньше половины всех сотрудников, работающих на этого предпринимателя, нужен иной путь. Собирается и проводится общее собрание коллектива (конференция), где избирается определенный круг представителей и формируется перечень выдвигаемых требований (все это большинством голосов). Чинить препоны проведению таких сборов работодатель не должен, более того, он обязан предоставить для этого помещение.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Обязательным положением для правомочности такой конференции является кворум в составе 50% и более от всех представителей коллектива.

Требования представителей коллектива в письменной форме подаются работодателю, дата подачи фиксируется. Копию этого документа следует направить в контролирующий госорган (Федеральную службу по труду и занятости).

Действия работодателя по получении требований

Получив «ноту недовольства» от своего коллектива, работодатель не может ее проигнорировать. Его дальнейшие обязанности:

  • в трехдневный срок принять решение по выдвинутым проблемам;
  • письменно уведомить о своих решениях представительский орган коллектива;
  • если требования были переданы представителям работодателей, то на решение и ответ профсоюзу у работодательской стороны есть месяц.

ВНИМАНИЕ! Пока не будет получен ответ на врученные требования, представители коллектива имеют право поддерживать свои требования путем забастовок, пикетов, митингов, собраний, демонстраций (ч. 8. ст. 401 ТК РФ).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров формируется в рамках исполнительной власти. Пренебречь примирительных процедур не вправе ни одна сторона возникшего спора, за это полагается административная ответственность (ст.5.32.КоАП). Эти процедуры назначаются, если решения работодателя по выдвинутых ему требованиям не смогли удовлетворить подавших либо не были вынесены в трехдневный срок.

1 шаг. Примирительная комиссия. После отклонения или недостаточного удовлетворения работодателем требований коллектива у обеих сторон появляется трое суток для формирования комиссии по примирению. Работодатель издает специальный приказ, а представительский орган выносит решение, согласно которым в комиссию входят равное количество представителей каждой стороны. На рассмотрение спора закон отводит 5 дней с момента подписания приказа. Результаты рассмотрения (пункты, обязательные для выполнения, и их сроки) протоколируются.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если с помощью примирительной комиссии не получилось договориться, либо хотя бы одна из сторон не выполнила решения в запротоколированный срок, нужно сделать один из следующих шагов – обратиться для разрешения спора к посреднику или к арбитражу.

2 шаг. Посредник. Трехдневный протокол разногласий, ставший результатом работы примирительной комиссии, не выполнившей миссию примирения, дает право на приглашение посредника. В его качестве может выступать лицо, на которое согласны обе стороны, либо его может рекомендовать Служба по урегулированию. Посреднику дается неделя на попытку примирения сторон. Результатом его работы может быть:

  • согласованное решение (оформленное письменно);
  • новый протокол разногласий.

3 шаг. Арбитраж. Можно перейти к этому шагу сразу после первого этапа, минуя посредничество. На формирование арбитражной комиссии есть три дня после первого (второго) протокола разногласий. Арбитраж составляется всеми тремя сторонами рассмотрения спора – коллективом, работодателем и Службой урегулирования. Список арбитров окончательно утверждает Служба, она же готовит этих специалистов.

СПРАВКА! Арбитражное рассмотрение является непременным в тех организациях, где закон ограничивает или запрещает забастовки (ст. 406 ТК).

Свежесоставленным арбитражем коллективный трудовой спор рассматривается в течение 5 дней. Арбитры разрабатывают и утверждают комплекс рекомендаций для обеих сторон, относительно которых стороны заранее подписывают соглашение об обязательствах по исполнению.

Крайняя мера

Если сторона работодателя и после этого шага уклоняется от выполнения принятых решений, сотрудникам не остается ничего другого, как забастовать. Работодатель за 5 дней (а его представители за неделю) до начала этой акции получит письменное уведомление о том, что его рабочие добровольно отказываются от выполнения своих функций, пока коллективный трудовой спор не будет разрешен.

Читайте также:  Свиное сало способы засолки

Во время забастовки переговоры по разрешению конфликта должны продолжаться, пока не будет достигнута обоюдная договоренность.

Источник

Тема 12. Трудовые споры и порядок их разрешения

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о понятии трудового спора и его причинах, уясните основные принципы рассмотрения трудовых споров.
  2. Знать общие положения о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров в соответствии с подведомственностью спора в комиссиях по трудовым спорам (КТС) или в суде.
  3. Разбираться в примирительных процедурах коллективного трудового спора и порядке его разрешения.

Оглавление

12.1. Понятие, виды трудовых споров и основные принципы рассмотрения трудовых споров

В связи с реализацией трудовой деятельности возникают разнообразные конфликтные ситуации, когда, по мнению одного из участников, действия другого — являются неправомерными, т. е. возникает правонарушение в сфере труда, которое является основанием для спора. Разногласия сторон по поводу трудового правонарушения само по себе еще не являются трудовым спором, если стороны могут разрешить его самостоятельно. Однако, если спор невозможно урегулировать самими сторонами и он выносится на рассмотрение юрисдикционного органа, то в этом случае указанное разногласие по поводу трудового правонарушения перерастает в трудовой спор. Т рудовой спор может возникнуть и без правонарушения, когда работник, профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов или трудовой коллектив, являясь субъектами трудового права обращается в юрисдикционный орган, чтобы оспорить отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально- экономические условия труда и быта.

Ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку. Наряду с этим в ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решение и действие (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти конституционные положения являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Понятие, причины и условия возникновения трудовых споров представлены в табл. 1.

Понятие, причины и условия возникновения трудовых споров

неурегулированные разногласия между субъектами трудового права, поступившие на разрешение в юрисдикционный органы

Причины и условия трудовых споров (объективные и субъективные)

  • юридические факты, которые вызваны экономическими, социальными, правовыми или иными причинами;
  • наличие противоположных интересов участников общественного процесса труда, что создает объективную базу для их возникновения;
  • психологическая установка работодателей на неограниченное распоряжение трудом работников, пренебрежение к нормам трудового законодательства;
  • несовершенство трудового законодательства, которое недостаточно доступно для понимания сторон трудовых отношений из-за сложности формулировок отдельных статей закона

Основные принципы рассмотрения трудовых споров

Демократизм при рассмотрении трудовых споров

Участие работников в разрешении трудовых споров через своих предстателей (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, а также иные представители, избираемые работниками) (ст. 29 ТК РФ)

Равенство сторон перед законом

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституции РФ (ст. 2 ТК РФ)

Гарантированность государственной защиты участников трудовых отношений

Право всех граждан на судебную защиту предусмотрено ст. 37 Конституции РФ, что юридически гарантировано ст.46 Конституцией РФ

Бесплатность, доступность обращения работников в юрисдикционный орган по трудовым спорам

Работники освобождаются от уплаты пошлины и судебных расходов по требованиям, вытекающим из трудовых отношений (ст. 393 ТК РФ) и гл. 25 Налогового кодекса РФ

Гласность объективность и полнота исследования, законность.

Рассмотрение трудовых споров уполномоченными органами проводится открыто, публично, где любая сторона вправе заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Споры обязаны решаться в соответствии с законом, исследование материалов по делу должно проводиться объективно и полно, возможно привлечение экспертов и свидетелей, а также запрос дополнительных доказательств

Быстрота разрешения трудовых споров

Законодательство устанавливает более краткие процессуальные и исковые сроки для разрешения трудовых споров.

Процессуальные сроки – это установленный законом отрезки времени для процессуальных действий по начатому процессу: срок рассмотрения в суде, срок выдачи копий, решений и обжалований.

Исковой или давностный срок — это установленный законом отрезок времени для обращения юрисдикционный орган для защиты нарушенного трудового права

Обеспечение реального восстановления нарушенных прав

Исполнение решений юрисдикционного органа, рассмотревшего трудовой спор, обеспечивается в принудительном порядке с привлечением к юридической ответственности работодателя (административной, уголовной и гражданско-правовой)

Для успешного и справедливого разрешения трудового спора необходимо знать видовые отличия, по которым следует классифицировать по разным основаниям (см. табл. 3).

Классификация трудовых споров

1. По спорящему субъекту

Индивидуальные трудовые споры возникают между работодателем и

  • работником;
  • лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях;
  • лицом, желающим заключить трудовой договор с работодателем, при отказе ему от заключения договора

Коллективные трудовые споры возникают между работодателем (его представителями) и работниками (их представителями), которые объединены общим интересом и организационно представлены соответствующим органом (профсоюзами, группой работников и т. д.).

2. По характеру спора

Споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника, профсоюза или коллектива работников

Споры об установлении новых или изменении существующих социально- экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникнуть из трудового правоотношения;

— об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда

3. По видам правоотношениям, из которых может возникнуть спор:

1) споры из трудовых правоотношений;

2) споры из правоотношений по трудоустройству;

3) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;

4) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником, работодателем;

6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд;

7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;

9) споры из социально-партнерских правоотношений

12.2. Индивидуальные трудовые споры и порядок их рассмотрения

Трудовой кодекс РФ определяет, что индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником 1 по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). В соответствии со ст. 392 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются

  • комиссии по трудовым спорам
  • суды

Классификация индивидуальных трудовых споров представлена в табл. 4.

Классификация индивидуальных трудовых споров

А. В зависимости от вида спора

Индивидуальные трудовые споры искового характера – это споры, возникшие по вопросам нарушения права

Индивидуальные трудовые споры неискового характера возникают из споров об установлении новых или изменении существующих условий труда

Б. В зависимости от процедуры рассмотрения

в комиссии по трудовым спорам (КТС)

в судебном порядке

Кроме судов в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 178-ФЗ «О мировых судьях РФ» трудовые споры могут рассматриваться также и мировыми судьями. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников ( судей, прокурорских работников и т. д.) устанавливаются федеральными законами.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

Трудовой конфликт, который не урегулирован путем переговоров между работником и работодателем, приобретает юридическую форму при обращении работника в соответствующий юрисдикционный орган.

  1. Порядок образования и компетенция КТС

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок 2 направить в комиссию своих представителей.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (384 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Члены комиссии знакомы со спецификой трудовых отношений в данной организации, им известны объективные обстоятельства конфликта, что позволяет в более сокращенные сроки и в менее сложной процедуре по сравнению с судебной процедурой провести рассмотрение производственного спора.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Порядок действий при разрешении индивидуального трудового спора в КТС указан в табл. 5.

Порядок действий при разрешении
индивидуального трудового спора в КТС

№ п/п

Наименование действия и содержание

Ст. ТК РФ

Подача работником заявления в КТС не позднее 3 месяцев (исключение при наличии уважительных причин) со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В соответствии в ТК РФ КТС может восстановить срок и решить дело по существу.

Работодатель не вправе обращаться в КТС.

Обязательная регистрация заявления в КТС

Рассмотрение спора в присутствии работника, подавшего заявление или уполномоченного им представителя в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления.

При отсутствии работника или его представителя рассмотрение спора откладывается, а при наличии их письменного заявления рассмотрение допускается в их отсутствие 3 .

Если КТС не рассмотрело индивидуальный трудовой спор в указанный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Проверка кворума на заседании КТС при рассмотрении спора: присутствие от каждой стороны не менее половины представителей 4 .

Ведение протокола на заседании комиссии, который должен быть подписан председателем комиссии или его заместителем и заверен печатью комиссии

Принятие решения путем тайного голосования простым большинством голосов 50% + 1 присутствующих на заседании членов комиссии

Вручение работнику и руководителю организации надлежаще заверенных копий решений КТС в течение 3 дней со дня принятия решения. В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя , а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Исполнение решения КТС:

  1. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.
  2. Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении срока, предусмотренного на обжалование.
  3. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца 5 со дня принятия решения КТС.
  4. Принудительное исполнение : — судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке на основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее 3-х месячного срока со дня его получения.
Читайте также:  Способ формовки теста для булочек

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах.

Суды на основании ст. 37 и 46 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину охрану трудовых прав, при этом исполняются положения международно-правовых актов: ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.1 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, т. к. государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. В судебном порядке не только восстанавливаются нарушенные трудовые права, но при этом выясняются причины и условия их нарушений, проводится профилактическая работа по их устранению и предупреждению путем вынесения представлений в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, которые способствовали правонарушению. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.

Трудовые споры, не разрешенные в общем порядке в КТС, могут быть рассмотрены судом в следующих случаях (см. табл. 6).

По заявлению работника.

При условии, если они не согласны с решением КТС

По заявлению работодателя.

По заявлению профсоюза, защищающего интересы работника

По заявлению работника

Когда работник обращается в суд, минуя КТС.

При условии если решение КТС не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ устанавливает перечень споров, которые рассматриваются в судебном порядке без предварительного обращения в КТС (ст. 391–392 ТК РФ) (см. табл. 7).

№ п/п

Содержание трудового спора
(ст.391 ТК РФ)

Срок обращения в суд (Ст.392 ТК РФ)

Заявление работника о восстановлении его на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы

В течение 1-го месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки

Заявление работника о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника 6 ;

Не позднее 3- х месячного срока с момента когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав

Заявление лица, обратившегося по поводу отказа в приеме на работу

Заявление лица, считающего, что оно подверглось дискриминации.

Заявление лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями

Заявление лиц, работающих в религиозных организациях

Заявление работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами

В течение 1-го года со дня обнаружения причиненного вреда

Заявление работника по любому трудовому спору, если в организации отсутствует комиссия по трудовым спорам

В зависимости от содержания трудового спора

Решения суда по трудовым спорам подлежат исполнению немедленно в следующих случаях: о восстановлении на работе лица незаконно уволенного или переведенного на другую работу, а также при взыскании заработной платы или иной оплаты за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц. Особенностью данного исполнения является то, что должно быть исполнено решение, еще не вступившее в законную силу. Наряду с этим немедленно исполняется решение по спорам об отказе в приеме на работу. В случае задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе по вине работодателя суд выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все врем задержки денежной компенсации (ст. 236 ТК РФ). При отмене решения суда в порядке надзора возврат денежных выплат полученных работнику не допускается, кроме случаев, когда решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или подложных документов (ст. 397 ТК РФ).

12.3. Коллективный трудовой спор и порядок его рассмотрения

Коллективные трудовые споры затрагивают интересы многих работников как организаций, отраслей, профессий, так и территорий РФ. Предметом данного спора не могут быть разногласия, которые возникают в связи с нарушением трудовых прав работника, т. к. целью разрешения коллективного спора является погашение конфликта и поиск решений, удовлетворяющих обе стороны конфликта.

Правовое регулирование порядка разрешения коллективных трудовых споров определено главой 61 Трудового кодекса РФ и другимм правовыми актам.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ). Законодательством введено понятие «примирительные процедуры» 7 — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Законодательством определен порядок разрешения коллективного трудового спора:

№ этапа

Содержание порядка действий

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах, которые проводятся в установленные ТК РФ сроки, а в случае необходимости сроки по согласованию сторон коллективного трудового спора могут быть продлены.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Участники (субъекты). участвующие в разрешении коллективного спора

  • представители сторон;
  • примирительная комиссия;
  • посредник;
  • трудовой арбитраж;
  • государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Участники обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

В установленном федеральным законом порядке работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу и контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ).

  • Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3-х месяцев в течение 1 года.
  • Представители работников, их объединений, участвующие в разрешении коллективного трудового спора не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

I этап. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

  1. Правом выдвижения требований обладают:
    • работники
    • их представители

Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами.

2. Требования, выдвинуты

работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя

утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. (50+1%).

Работодатель обязан предоставить необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов.

3. Требования выдвинуты профессиональными союзами и их объединениями

направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

4. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Процедура рассмотрения требований работников

Процедура рассмотрения требований профессиональных союзов и их объединений

1. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников.

1. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений).

2. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение 3-х рабочих дней со дня получения требований.

2. О принятом решении сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) в течение 1 месяца со дня получения требований.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения.

Примирительная комиссия – создается в срок до 3-х рабочих дней, спор в ней должен быть рассмотрен срок до 5-ти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Однако, при взаимном согласии сторон он может быть продлен, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК РФ). В разрешении коллективных трудовых споров принимает участие государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, а именно:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров,
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

  • проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
  • оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
  • организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право 8 беспрепятственно посещать любых работодателей 9 в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашен ию сторон и оформляется протоколом в порядке и в сроки установленные решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

II этап. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Вариант действий № 1

Вариант действий № 2

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение 3-х рабочих дней пригласить посредника.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Если в течение 3-х рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Данное действие регламентируется ст. 403 ТК РФ и постановлением министерства труда и социального развития РФ № 58 от 14 августа 2002 г. «Об утверждении рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».

Основная цель привлечения посредника – разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее – стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным. Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, к переговорам о создании трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

Посредник имеет право: запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора; в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами при его участии. Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

III этап. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

В случаях, когда законом запрещено или ограничено проведение забастовок, в целях разрешения коллективного трудового спора создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ст. 404 ТК РФ и Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже»).

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и государственным органом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам в письменной форме.

Реализация права на забастовку как средство защиты коллективных интересов трудового коллектива. Право на забастовку признается за гражданами РФ Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37). В международном праве право на забастовку связывается также с процедурой разрешения трудовых конфликтов как способ волевого воздействия работников на работодателей для побуждения последних к принятию необходимых мер для разрешения конфликтов. Однако забастовка не должна быть использована в качестве средства давления на орган, разрешающий трудовой конфликт. Например, Рекомендация МОТ (Международной организации труда) № 92 предлагает сторонам воздерживаться от забастовок в период проведения переговоров о примирении или в период рассмотрения конфликта арбитражным органом.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 пяти рабочих дней со дня его создания.

  • рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;
  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;
  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;
  • принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Реализация права на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора, средство защиты коллективных интересов трудового коллектива . Право на забастовку признается за гражданами РФ Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37). В международном праве право на забастовку связывается также с процедурой разрешения трудовых конфликтов как способ волевого воздействия работников на работодателей для побуждения последних к принятию необходимых мер для разрешения конфликтов. Однако, забастовка не должна быть использована в качестве средства давления на орган, разрешающий трудовой конфликт. Например, Рекомендация МОТ (Международная организация труда) № 92 предлагает сторонам воздерживаться от забастовок в период проведения переговоров о примирении или в период рассмотрения конфликта арбитражным органом.

В РФ забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами. При этом следует обратить внимание на то, что установлен запрет организации забастовки и на участие в ней представителям работодателя. В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ). Законодатель установил: как ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, так и ответственность работников за незаконные забастовки.

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины (ст. 416-417 ТК РФ).

Забастовка может быть проведена в следующих случаях:

  • примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
  • работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах;
  • работодатель (его представители) или представители работодателей не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;
  • работодатель (его представители) или представители работодателей не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.

Решение об объявлении забастов ки принимается собранием (конференци ей ) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя при наличии кворума ( собрание работников правомочно — присутствие не менее половины от общего числа работников; конференция работников правомочна — присутствие не менее 2/3 делегатов), — но р ешение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции) 10 .

В решении об объявлении забастовки указываются: перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников 11 ; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении, индивидуальным предпринимателем в период проведения забастовки.

Забастовки могут быть основными и предупредительными. После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК и Постановлением Правительства от 17 декабря 2002 г. № 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах». При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной. О начале предстоящей основной забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за 10 календарных дней, а работодатель сам предупреждает о предстоящей забастовке в соответствующий государственный орган.

Забастовка прекращается подписанием соглашения об урегулировании конфликта, либо признанием ее незаконной.

Забастовка может быть признана незаконной, если имеется необходимость защиты обороны страны и безопасности государства, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции РФ), а также на основании ст. 413 ТК РФ:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

в) забастовка при наличии коллективного трудового спора является также незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок 12 .

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Орган, возглавляющий забастовку, (представительный орган работников) имеет право:

  • созывать собрания (конференции) работников,
  • получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников,
  • привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
  • приостановить забастовку.

Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий государственный орган должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 рабочих дня.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (ст. 412 ТК РФ).

Источник

Читайте также:  Основные способы покрытия дефицита бюджета
Оцените статью
Разные способы
  • производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • организует подготовку трудовых арбитров.
  • производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров(за исключением коллективных трудовых споров, зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти);
  • содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.