Юношеского возраста основные потребности способы их удовлетворения возможные проблемы

Основные проблемы юношеского возраста

Юношеский возраст,

Общая характеристика.

Биологически начинается с 16 лет у девушек и с 17 лет у юношей, т.е. с завершением полового созревания, и заканчивающийся в 20 лет у девушек и в 21 год у юношей, с точки зрения анатомо-физиологических особенностей наименее изучен, и его окончание определяется в большей степени наступлением гражданской зрелости. Биологически этот период характеризуется полным завершением формирования морфофункциональных систем организма, прекращением активного роста. Все органы и системы, таким образом, приобретают черты и свойства, характерные для зрелого организма. Однако четко установить возрастные границы

между подростковым периодом и юношеским возрастом, с одной стороны, и юношеским периодом и зрелым возрастом — с другой, достаточно сложно: переход из одного жизненного этапа в другой осуществляется постепенно и плавно.

В этот период можно судить о конституции человека. Под конституцией принято понимать совокупность анатомических, морфологических, функциональных, психологических особенностей организма человека, его поведенческих реакций, которые, определяясь наследственностью (генотипом) и интенсивным влиянием внешней среды, остаются относительно стабильными и устойчивыми на протяжении длительного периода времени.

Учение о конституции имеет значительную историческую давность. Гиппократ, который считается основоположником учения о конституции, различал несколько видов конституции человека: хорошую и плохую, сухую и влажную, сильную и слабую, упругую и вялую.

Наиболее значительное влияние на развитие учения о конституции оказал Э. Кречмер, предложивший выделить три основных конституциональных типа, которые соответствовали типам телосложения по Сиго: астенический (лептосомный), соответствующий дыхательному типу по Сиго; пикнический, аналогичный пищеварительному; атлетический, соответствующий мышечному типу.

Большую популярность, особенно в нашей стране, приобрела классификация конституциональных типов, предложенная антропологами и основанная на антропометрических признаках: величина и форма грудной клетки, шеи, спины, живота, величина эпигастрального угла, степень развития скелета, мышечной ткани, характер жироотложения. На этой основе В.В. Бунаком были выделены следующие конституциональные типы: долихопластический, мезопластический, брахипластический, субпластический. Однако наиболее употребляемой в нашей стране является классификация, предложенная в 1928 г. М.В. Черноруцким, который описал три конституциональных типа — астенический, гиперстенический и нормостенический.

Астенический тип(дыхательный, долихоморфный, лептосомный и др.) характеризуется преимущественно продольными размерами, их преобладанием над поперечными: лицо продолговатое, шея длинная, грудная клетка узкая, плоская, вытянутая, преобладает над животом; спина сутулая, плечи узкие; эпигастральный угол острый; конечности относительно тонкие и длинные; мускулатура, подкожный жировой слой развиты слабо; кожа бледная и тонкая; костный рельеф хорошо контурируется.

Гиперстенический тип(пищеварительный, брахиморфный, пикнический и др.) отличается преимущественным ростом в ширину, относительным преобладанием поперечных размеров над продольными: костный скелет массивный, крупный; голова круглая, шея короткая, грудная клетка широкая и короткая; живот округлый, выступающий, преобладает над грудной клеткой, эпигастральный угол тупой; конечности относительно короткие; мышцы отличаются большой массой, хорошим тонусом; подкожный жировой слой развит чрезмерно, образует складки на животе, спине; костный рельеф не виден.

Нормостенический тип(мышечный, мезоморфный, атлетический и др.) занимает среднее положение между крайними астеническим и гиперстеническим типами, неся в себе черты, характерные как для одного, так и для другого типа. Он характеризуется хорошим развитием костно-мышечной системы, пропорциональным телосложением; грудная клетка цилиндрической формы, выпуклая, имеет одинаковый размер по всей длине; спина прямая; живот плоский с хорошим развитием мышц, эпигастральный угол приближается к прямому; жировая ткань развита умеренно, отложение ее равномерное; костный рельеф не контурируется, сглажен.

Морфологическое строение различных людей, их физиологические параметры настолько разнообразны, индивидуальны, что не всегда отдельного индивида можно четко отнести к какому-то из трех конституциональных типов. Поэтому многие исследователи выделяют промежуточные типы между этими тремя (например, торакальный тип — переходный между астеническим и нормостеническим) или говорят о неопределенности конституционального типа с преобладанием того или иного, хотя большинство выделяют именно три классических типа конституции. Кроме того, под воздействием факторов внешней среды — режим и характер питания, занятия спортом, преимущественно физический труд, заболевания и др. — конституциональный тип человека может претерпевать некоторые изменения.

Тем не менее учение о конституции, выделение конституциональных типов имеет определенное значение, так как не только внешним признакам присущи особенности, характерные для того или иного типа, но и строение внутренних органов, их взаимное расположение, размеры имеют общие черты, определяемые конституциональной принадлежностью.

Так, у астеников сердце малых размеров, чаще имеет форму висячей капли, расположено продольно, легкие относительно большие, удлинены, кишечник короткий, брыжейка длинная, диафрагма расположена низко, часто наблюдается птоз внутренних органов (печень и почки опущены), а у гиперстеников сердце относительно большое, расположено поперечно, ≪лежит≫ на диафрагме, легкие короткие, желудок объемистый,

кишечник длинный и емкий. Нормостеники по взаимному расположению органов, их размерам занимают промежуточное положение между астениками и гиперстениками.

Характеризуя конституцию женщин, необходимо отметить, что в строении женского тела, формировании его пропорций большое значение имеет развитие подкожной жировой ткани, а не только и не столько развитие костного скелета и мускулатуры. Поэтому в отношении конституциональных типов женщин иногда применяют следующие термины:

гипопластический, эупластический (средний, гармоничный), гиперпластический, которые соответствуют астеническому, нормостеническому и гиперстеническому типам.

Для характеристики конституции человека как существа разумного, помимо чисто морфологических, внешних признаков, важное значение имеют его психологические, мыслительные особенности. В связи с этим велика роль учения И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, которые в определенной мере соответствуют типам темперамента человека по Гиппократу. На основе учета силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения) выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешенный, подвижный,

или живой, — сангвиник; 2) сильный, неуравновешенный, подвижный (безудержный), или возбудимый, — холерик; 3) сильный, уравновешенный, инертный, или спокойный, — флегматик; 4) слабый, или тормозной, который характеризуется слабостью как возбуждения, так и торможения, — меланхолик. Кроме того, по преобладанию первой или второй сигнальной системы у человека выделяют еще два типа: художественный и мыслительный.

Существует определенная связь между телосложением человека и типом высшей нервной деятельности, между конституцией, типом высшей нервной деятельности и склонностью к развитию различных патологических процессов и заболеваний.

Так, для астеников характерными являются повышенная возбудимость нервной системы, большая вероятность возникновения язвенной болезни, колита, туберкулеза, аддисоновой болезни*, психозов; в меньшей степени проявляется склонность к развитию атеросклероза, гипертонической болезни, ожирения, диабета. Психологической особенностью большинства нормостеников является их уверенность в себе, энергичность; у них отмечается большая наклонность к развитию заболеваний верхних дыхательных путей, болезням двигательного аппарата, атеросклерозу коронарных артерий, невралгиям. Гиперстеники обычно общительны, практичны, достаточно подвижны, однако у них чаще встречаются атеросклероз, гипертоническая болезнь, коронароспазм, высок риск развития инфаркта миокарда, что, видимо, объясняется особенностями обмена веществ, относительным избытком жировой и мышечной ткани, гиперхолестеринемией (содержание холестерина в крови у гиперстеников примерно в 1,5 раза выше,чем у астеников). Несмотря на то что у гиперстеников отмечается повышенная функция половых желез и надпочечников, люди этого типа склонны к ожирению; у них также чаще развиваются диабет, дисфункции желчного пузыря и желчнокаменная болезнь.

Читайте также:  Речь как способ характеристики героя

Основные проблемы юношеского возраста

Выбор жизненного пути. — Вредные привычки. — Питание.— Двигательная активность

Одни проблемы, характерные для подросткового периода, остаются актуальными и для юношеского, другие теряют свою значимость, а некоторые возникают вновь. В современных условиях многие проблемы обострились, что связано как с биологическими факторами развития (неравномерность физиологического созревания, смена акселерации децелерацией, несовпадение сроков наступления физиологической и социальной зрелости), так и с социально-экономическими факторами (социальное расслоение, материальное неравенство).

Нерешенность многих социальных проблем способствует ухудшению здоровья (возможность полноценного питания, занятий физическими упражнениями и т.д.).

Наиболее значимыми проблемами в юношеском возрасте становятся получение образования, выбор дальнейшего жизненного пути, профессии, спутника жизни. Перед юношами и девушками встает множество вопросов: продолжить ли свое образование и т.д. Решение этих вопросов во многом определяется уровнем интеллектуального развития, уровнем информированности о востребованности той или иной профессии, уровнем притязаний молодого человека, состоянием здоровья, уровнем материального положения

семьи, экономического развития региона проживания и всей страны в целом. Процесс профессионального самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути достаточно сложен и длителен и начинается, как правило, еще в подростковом возрасте, но именно в юношеском периоде он проходит более осознанно, так как подростки часто осуществляют выбор будущей профессии под влиянием случайных факторов, руководствуясь только внешними ее проявлениями, ориентируясь на содержание деятельности, не замечая многих других ее сторон. На выборе профессии сказывается и уровень личных притязаний, который в конце подросткового — начале юношеского периода часто бывает завышенным и может не соответствовать реальным возможностям индивидуума, что в дальнейшем может привести к жизненным трагедиям. Не менее негативное влияние на судьбу оказывает и заниженный уровень требований к себе. Если высокий уровень притязаний стимулирует юношей и девушек к росту, развитию и преодолению трудностей, то низкий уровень притязаний не способствует активной жизненной позиции, поиску своего места в жизни.

Удовлетворение потребности в питании в юношеском возрасте может быть сопряжено с определенными сложностями из-за несколько изменившихся режима дня и ритма жизни, что может быть связано с поисками работы, началом трудовой деятельности, учебы. В этом возрасте вследствие ослабления контроля за питанием со стороны взрослого окружения, обретения большей самостоятельности юношами и девушками у них могут закрепляться новые пищевые пристрастия.

С изменением ритма жизни в юношеском возрасте часто происходит и изменение режима двигательной активности, уменьшается количество времени, отводимого на активные занятия физкультурой, спортом.

Источник

Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды
учебно-методический материал

Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

Общие понятия о возрасте

Возрастные периоды (этапы жизни) человека

Понятие «потребность» человека

Классификация потребностей по А.Маслоу

Краткая характеристика основных потребностей человека

Скачать:

Вложение Размер
ektsiya_3._teoriya.docx 32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды

  1. Общие понятия о возрасте.

Развитие человеческого организма происходит непрерывно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд возрастных периодов, этапов биографии, каждый из которых имеет свои характерные черты.

Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов, от действия экологических факторов и общественных факторов (экономическое состояние среды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).

Понятие периода жизни человека тесно связано с понятием «возраст».

Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента (т. е. по количеству прожитых дней, месяцев или лет);

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.

При развитии человека выделяют несколько разновидностей возраста, связанных, но не всегда совпадающих с паспортным возрастом.

  • хронологический (паспортный, календарный);
  • биологический (анатомо-физиологический) возраст;
  • социальный возраст;
  • психологический возраст;
  • юридический возраст

Хронологический возраст — это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения. Исчисляется по количеству прожитых дней, месяцев или лет. Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год. При этом биологические особенности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья. Биологический возраст определяется степенью морфологического и физического развития организма (совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными возможностями организма). Является истинной степенью старения организма.

Биологический возраст может не соответствовать хронологическому. При некоторых патологических состояниях (например, при прогерии – генетическое заболевание, проявляющееся преждевременным старением организма) — биологический возраст опережает календарный, а при некоторых других — отстает от него (например, при инфантилизме).

Социальный возраст — это соответствие овладения социальных ролей и функций, достижение определённого социального статуса общепринятым нормам, характерным для данного возраста.

Психологический возраст — это уровень умственного и личностного развития человека на определённом возрастном этапе психического развития, обозначает определённую ступень онтогенетического развития.

Психологический возраст – это физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психического развития и поведения, определённый уровень развития психики, который включает:

  • умственный возраст (определение IQ на определённом возрастном этапе);
  • социальная зрелость (уровень освоения человеком социальных ролей);
  • эмоциональная зрелость (проявление эмоций, уравновешенность, личная зрелость)

Юридический возраст — возраст наступления конкретных прав и обязанностей гражданина, утверждённый законом. В него входят:

  • возраст совершеннолетия (18 лет);
  • возраст наступления уголовной ответственности (16 лет), а по ряду тяжких и особо тяжких преступлений — с 14лет;
  • брачный возраст (в РФ с 18 лет);
  • призывной возраст (с 18 — 27 лет);
  • трудоспособный возраст (мужчины с 16 — 65 лет, женщины 16 – 60 лет);
  • пенсионный возраст (мужчины с 65 лет, женщины с 60 лет).

2. Возрастные периоды (этапы жизни) человека

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность зависят от ряда факторов:

  • биологические особенности организма;
  • социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни);
  • уровень научных знаний и состояние здравоохранения.

Большое значение определение возраста, выделение возрастных периодов имеют для оценки качества жизни.

К параметрам, позволяющим оценить качество жизни, относятся:

• психологический возраст (самоощущение возраста);

• поведенческий возраст (осанка, походка, выбор одежды, речь, манера общения с окружающими);

• сексуальный возраст (отношение к лицам противоположного пола, реальные половые возможности);

• волевой возраст (умение ставить цель и добиваться ее выполнения, сохранность волевых качеств на протяжении жизни).

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — можно выделить три основных периода:

• период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

• период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

• период угасания, ослабления и нарушения функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной (воспроизводство) функции.

Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами. Однако периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии эмбрионального (первые II лунных месяца) и плацентарного (с III по X лунный месяц) развития.

Периоды жизни детского возраста:

А. Внутриутробный этап:

1) стадия эмбрионального развития (первые II лунных месяца);

2) стадия плацентарного развития (с III по X лунный месяц).

Б. Интранатальный период – период родов (от начала родовой деятельности до рождения ребёнка)

С. Внеутробный этап:

1) период новорожденности (до 4 нед, 28 календарных дней);

2) период грудного возраста (с 4 нед до 12 мес);

3) предцошкольный, или старший ясельный, период (от I года до 3 лет);

4) дошкольный период (с 3 до 6—7 лет);

5) младший школьный период (с 6—7 до 11—12 лет);

6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16—18 лет).

Наиболее значимые изменения в организме детей происходят на первом году жизни, когда буквально каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми сдвигами в развитии,

В жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды. Однако классификация этих периодов и их временные границы могут меняться, что связано с развитием научных знаний в области возрастной физиологии, биологии человека, развитием геронтологии, а также изменениями в окружающей среде и образе жизни.

Периоды в жизни взрослого человека:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 60 лет у женщин, от 21 года до 65 лет у мужчин).

а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у мужчин — I подпериод зрелого возраста;

б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин — II подпериод зрелого возраста.

Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следующие группы:

а) молодой возраст — до 45 лет;

б) средний возраст — 45—60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток — климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 60 до 75 лет у женщин, от 65 до 75 лет у мужчин);

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

Выделение этапов жизнедеятельности человека обусловлено различными анатомо-физиологическими, психологическими, социальными особенностями, различиями в некоторых потребностях, а также способах их удовлетворения. Поэтому периодизация жизни человека имеет важное значение, как для конкретной сестринской деятельности, так и для разработки рекомендаций адекватных режимов жизни, питания, профилактики заболеваний, стандартов ухода за людьми разных возрастных категорий и т.д.

В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических, периодов, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания со стороны, как медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся: период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период старения.

3. Понятие «потребность» человека

Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность», «удовлетворение потребностей». На всех этапах жизненного пути человек постоянно сталкивается с потребностью в пище, воде, поступлении кислорода, с потребностью выделения продуктов жизнедеятельности, с потребностью в одежде, жилище и т.д. Без удовлетворения этих и других биологических потребностей организма человека невозможно нормальное протекание жизненных процессов.

Биологические потребности организма определяются его природной сущностью, они заложены в организме людей самой природой. Однако человек является не только биологическим объектом, но и существом социальным, общественным. В связи с этим возникают многие потребности, связанные с его жизнью в обществе, контактами с другими людьми (потребность в общении, в информации, образовании, охране здоровья и т.д.). Возникновение устойчивых общественных связей, формирование социальных групп, становление государства и общества приводят к появлению общественных потребностей (потребность в охране территории государства, поддержании общественного порядка, сохранении национальной культуры и др.).

Потребность — это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека, состоянии нужды организма, индивида, личности в чём-то, необходимом для нормального существования.

Все многообразие потребностей можно разделить на несколько групп, видов, уровней.

а) связанные с поддержанием гомеостаза (потребность в питании, дыхании, выделении и т.д.);

б) связанные с движением и отдыхом;

в) связанные с поддержанием здоровья;

г) интеллектуальные и психоэмоциональные;

По времени возникновения потребностей можно выделить:

В зависимости от сроков возникновения потребностей выделяют:

По степени важности :

а) актуальные (возникающие в данный момент времени);

По степени необходимости различают:

а) первостепенные (значительные, доминирующие)

б) второстепенные (побочные, не основные) потребности.

Все биологические потребности пересекаются между собой, находятся во взаимосвязи, степень их удовлетворения в значительной мере определяется биологической природой человека, состоянием его здоровья, фазой развития организма, а также социальным положением и образом жизни.

а) личные (индивидуальные);

в) коллективные (групповые);

г) общественные (государственные).

Степень удовлетворения социальных потребностей зависит от уровня развития общества, производительности труда, уровня жизни, тесно связана с образом жизни.

4. Классификация потребностей по А.Маслоу.

Классификация американского психолога А. Маслоу, созданная в 1943 году, наиболее удобна для применения в практике сестринского дела. Согласно этой теории у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление несколько классов потребностей. По степени усложнения А. Маслоу определил пять иерархических уровней потребностей человека: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении, потребности в самоутверждении и самореализации

Маслоу расположил все жизненно важные потребности в порядке первоочерёдности их удовлетворения в виде пирамиды, нижние уровни которой составляют врождённые физиологические потребности, а вершину — психосоциальные — высшие потребности.

По теории Маслоу:

  • Одни потребности для человека более важны, чем другие;
  • Потребности высшего уровня не удовлетворяются, пока не удовлетворены потребности низших уровней;
  • Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и быть счастливым, должны быть удовлетворены потребности всех уровней.

В практике сестринского дела успешно используется упрощённая, адаптированная «пирамида» потребностей, состоящая из 5 уровней, на которых распределены 14 основных (фундаментальных) жизненно – важных потребностей:

1уровень — «Выживание» — к нему относятся потребности, без которых не возможна жизнь человека как биологического объекта.

2уровень — «Безопасность» — человек должен быть уверен, что ему обеспечена безопасность, и что он не причинит вреда окружающим.

3уровень — « Принадлежность» — с рождения человек принадлежит к какой – то общности: семье, народности, нации, культуре и т.д., человек нуждается в любви и понимании.

4 уровень — «Достижение успеха» или «Уважение и самоуважение» — человек живёт среди людей и не может быть равнодушен к оценке своей деятельности со стороны окружающих, человеку также необходимо самоуважение. Каждый человек из этого многообразия окружающего мира выбирает то, на что направляется его активность (в соответствии со своими наклонностями и способностями), стремится сделать как можно лучше, чтобы получить удовлетворение от своей работы и одобрение окружающих (иметь жизненные ценности).

5 уровень — «Самовыражение» или «Служение» — полное раскрытие своих способностей, развитие собственной ценности, осуществляется в любимой работе, приносящей не только удовлетворение, но и радость, в увлечениях (хобби), в творческой деятельности. В идеале работа человека должна быть его хобби — это гарантия долгой, счастливой жизни.

5. Краткая характеристика основных потребностей человека.

К таким потребностям относятся:

1) Потребность дышать — процесс дыхания, т.е. поддержание поступления необходимого количества кислорода в кровь, ткани, выводит углекислый газ. Обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой

2) Потребность пить — процесс поступления необходимого количества жидкости, без воды жизнь не возможна т. к. все химические процессы в клетках протекают только в водных растворах. В норме человек должен употреблять 1, 5 — 2 литра воды в сутки.

3) Потребность есть — питание, т.е. процесс поступления достаточного количества соответствующей по составу пищи, обеспечивает доставку в организм питательных веществ (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины), которые служат источником энергии в организме и пластическим материалом , из которого строятся ткани и органы.

4) Потребность выделять — выделение продуктов жизнедеятельности организма, выведение конечных продуктов обмена веществ, токсичных для организма.

5) Потребности спать и отдыхать — сохранение и поддержание необходимого баланса между активной деятельностью и периодами восстановления, между трудом и отдыхом, при неудовлетворении потребности — наступает истощение нервной системы и нарушается деятельность всех органов и систем.

6) Потребность двигаться — поддержание баланса между самостоятельным функционированием и необходимыми социальными контактами при сохранении индивидуальности, самостоятельности как личности, обеспечивает самостоятельное удовлетворение всех потребностей.

7) Потребность быть здоровым — обеспечивает комфортное состояние и независимость пациента в удовлетворении всех жизненно — важных потребностей.

8) Потребность быть чистым — обеспечивает нормальное функционирование кожи и слизистых, которые участвуют в терморегуляции , выводят из организма шлаки, выполняют защитную и дыхательную функции. Поддержание частоты тела способствует психологическому комфорту человека.

9) Потребность одеваться, раздеваться — обеспечивает защиту от влияния вредных факторов внешней среды и поддержание постоянства внутренней среды, даёт человеку ощущение комфорта и морального удовлетворения.

10) Потребность в поддержании температуры тела — обеспечивает , как и предыдущая потребность постоянство внутренней среды, оптимальную температуру, при которой протекают биохимические реакции в клетках.

Пути поддержания нормальной температуры:

  • Терморегуляция;
  • Одежда по сезону;
  • Создание микроклимата в помещении.

11) Потребность в безопасности — сохранение безопасной среды обитания, предвидение и предотвращение возможных опасностей для жизни, оптимальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия, обеспечивает необходимость избегать влияние вредных факторов внешней среды, физических, психосоциальных, духовных, всего, что может нарушить комфортное состояние человека.

12) Потребность общаться — обеспечение нормального развития человека в соответствии с его генетическими и индивидуальными способностями, рационального взаимодействия в рамках различных социальных групп, стимулирование нормального образа жизни. Даёт человеку всю информацию о мире, даёт ему возможность быть принятым и понятым, быть любимым.

13) Потребность иметь жизненные ценности — обеспечивает необходимость выбирать сферы деятельности в соответствии со склонностями и способностями каждого человека и стремление добиться успеха, признания в этой деятельности.

14) Потребность работать, учиться, играть — через удовлетворения этих потребностей происходит самореализация человека.

В настоящее время в России принята модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации С.А. Мухиной -И.И. Тарновской, в которой рассматриваются десять фундаментальных потребностей человека.

1) нормальное дыхание;

2) адекватное питание и питье;

3) физиологические отправления;

6) одежду (способность одеваться, раздеваться, выбирать соответствующую одежду) и личную гигиену;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности при взаимодействии с окружающей средой;

10) труд и отдых.

В большей степени такое выделение потребностей ориентировано на работу с людьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, и в меньшей — на удовлетворение социальных, когнитивных, эмоциональных потребностей. При этом деятельность медицинской сестры направлена на восстановление и укрепление здоровья человека, достижение им независимости при удовлетворении потребностей.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение, раздел «Здоровый ребенок», тема «Периоды детского возраста. Антенатальный период»

Методическая разработка практического занятия «Периоды детского возраста. Антенатальный период».

Методическое пособие для практического занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие» (для преподавателя) специальность — 060101 «Лечебное дело»

Процесс жизнедеятельности человека тесно связан с понятиями «потребность», «удовлетворение потребностей». Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, ч.

Здоровый человек и его окружение Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденности

Лекция 5, 6. Внутриутробный период и период новорожденностиЗакономерности роста и развития человека во внутриутробном (антенатальном) периоде.Период новорожденностиПограничные состоя.

Здоровый человек и его окружение Лекция 16, 17. Период беременности и родов

Сущность оплодотворенияОсновные этапы развития плодного яйцаФизиологические изменения в организме беременной Диагностика беременностиТечение родов Послеродовый период.

Здоровый человек и его окружение Лекция 18. Климактерический период

Лекция 18. Климактерический период Климактерический период у женщинИзменения в организме женщиныКлимактерический синдромКлимактерический период у мужчин.

Здоровый человек и его окружение Лекция 10 Период преддошкольного и дошкольного возраста

Краткая характеристика периодаАФО органов и системОсобенности питанияПодготовка к поступлению в ДДУПрофилактика инфекционных заболеваний.

Здоровый человек и его окружение Лекция 11. Период младшего школьного возраста

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возрастаФизическое развитиеПериод полового созревания Режим дня для детей младшего школьного возрастаПринципы .

Источник

Читайте также:  Регулирование физической нагрузки может достигаться следующими способами
Оцените статью
Разные способы