Раздел 4. Язык культуры
Культура как мир знаков и значений.
Язык как знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культуры. Социальные функции языка. Понятие культурного кода. Языки различных культур как единицы разных культурных комплексов. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные. Праязыки. Пиктограмма, идеограмма, алфавит. Понятие метаязыка.
Понятие символа. Символ как неразвернутый знак. Символические культуры. Прасимвол. Системы кодирования культуры. Знак — символ — образ. Символ в науке и искусстве. Сакральные тексты как символически закодированные метафизические знания. Символика религиозного искусства.
Культура как текст. Специфика и сущность текста, понимание текста в постмодернистской традиции. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов.
Проблема понимания как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.
Раздел 5. Личность как субъект культуры
Влияние культуры на общественную жизнь: через социализацию и формирование отдельной личности; через создание и введение ценностей; через образцы деятельности и образцы поведения; через создание моделей институтов и социальных систем.
Социализация как процесс освоения актуальной культуры. Инкультурация как процесс освоения параллельных культур.
Человек — творец и творение культуры. Многообразие отношений к миру. Соотношение индивидуального мира и .культуры общества. Система общепринятых ценностей (мораль) и система индивидуальных ценностей (нравственность).
Создание социальных институтов и социальных систем. Функции социальных институтов. Виды социальных институтов: формальные и неформальные.
Структура личности. Личность как социокультурный объект. Личность как элемент памяти общества, как узел культуры, как активный субъект. Структурные составляющие личности: оперативная информированность, знания, убеждения; желания, интересы, ценностные ориентации; правила, принципы, установки. Их соотношение.
Процесс культурного приспособления. Виды приспособления: конформность, адаптация, аккомодация и ассимиляция.
Источник
Фиксация и трансляция информации: естественный язык и искусственные знаковые системы
Дата публикации: 08.04.2016 2016-04-08
Статья просмотрена: 676 раз
Библиографическое описание:
Вышегородская, Е. Д. Фиксация и трансляция информации: естественный язык и искусственные знаковые системы / Е. Д. Вышегородская, Д. С. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.4 (111.4). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28194/ (дата обращения: 18.11.2021).
Статья посвящена обзору систем, предназначенных для фиксации информации. Авторы рассматривают естественные языки и искусственные знаковые системы с точки зрения особенностей их использования в различных условиях коммуникации, анализируют сходства и различия семиотических систем.
Ключевые слова: фиксация информации, трансляция информации, знаковые системы, предметное и знаковое документирование, естественный язык, искусственная знаковая система, мотивированность.
Уже в древности, осознав необходимость обмена информацией и придя к пониманию того, что непосредственный контакт и, следовательно, передача информации «из уст в уши» возможны не всегда, человек создавал различные системы, которые способствовали сохранению данных на том или ином материальном носителе.
Ответ на вопрос о том, КАК фиксируется и передается информация, предполагает рассмотрение так называемых способов документирования, которые, с учетом их анализа, проводимого современными специалистами, могут быть представлены двумя группами: предметное документирование и знаковое документирование [2].
Исторически первым и в определенной степени продолжающим существовать и сегодня является предметное документирование, суть которого выражается в том, что некий предмет (или его признак, например, цвет одежды) наделяется информационной функцией, приобретает то или иное значение и таким образом передает информацию. Так, хлеб и соль означают приветствие, готовность принять гостей; посланные стрелы служили объявлением войны, а лавровая ветвь символизировала мир. Информационная сущность этих предметов могла быть неверно истолкована, так как во многом зависела от традиций национальной группы. Вспомним, например, описанное Геродотом предметное «письмо» от скифов царю Дарию.
Значительное большинство способов запечатления информации относятся к так называемым знаковым, при которых используются знаковые (семиотические) системы.
Знаковая система — это совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или скрытыми правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов. Эти системы часто называют языками — естественными и искусственными.
Естественные языки — это системы, служащие для общения, появившиеся тысячелетия назад в устной форме, частично утраченные и считающиеся мертвыми, но в абсолютном большинстве, изменившись в течение своей истории, продолжающие использоваться и сейчас. По данным лингвистов, в настоящее время насчитывается от 2500 до 6000 языков, при этом некоторые до сих пор не имеют алфавита, другие существуют как в устной, так и в письменной формах.
Любой естественный язык — открытая и постоянно развивающаяся система, в лексике которой, как в зеркале, отражаются изменения, происходящие в обществе. Естественный язык может использоваться в большинстве случаев, однако есть ситуации, в которых применение естественного языка ограничено или невозможно. Это обстоятельство потребовало разработки специальных знаковых систем — искусственных языков [1].
Широко известны такие искусственные системы, как азбука Морзе, флажковая морская азбука, знаки дорожного движения, азбука Брайля, языки программирования, различные шифры. Созданные для выполнения строго определенных задач, эти языки являются закрытыми системами, изменения в которых фактически означают создание на базе существующей новой системы.
«Морзянка» как способ кодирования был изобретен Морзе, буквенные коды (собственно «азбука») добавлены Альфредом Вейлем; в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке.
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку («семафор флажный») разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определенной информации участникам дорожного движения. Интересно, что в некоторых знаках используются пиктограммы, что позволяет определить значение знака даже теми, для кого знание всей системы не обязательно.
Язык программирования — формализованная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые осуществляет исполнитель под ее управлением.
Большой интерес представляют различного рода шифры, используемые как средство обеспечения защиты информации. Так, уже в Древней Греции (II век до н. э.) был известен шифр, называемый «квадрат Полибия». Это устройство представляло собой квадрат 5х5, столбцы и строки которого нумеровали цифрами от 1 до 5. В каждую клетку этого квадрата записывалась одна буква; в результате каждой букве отвечала пара чисел и шифрованное сообщение превращалось в последовательность пар чисел.
В определенном смысле любую знаковую систему можно рассматривать как своего рода шифр, поскольку значение входящих в систему элементов понятно только более или менее широкому кругу пользователей.
Несмотря на значительные различия, все семиотические системы объединяются понятием «знак» — материальный объект с закрепленным за ним значением.
В определении, таким образом, подчеркивается двуединая природа знака: это наличие материальной оболочки, которая может быть воспринята органами чувств человека, и содержания, значения.
Обращает на себя внимание наличие/отсутствие мотивированности знаков в естественных и искусственных языках. Вряд ли можно объяснить значение сочетаний точек и тире в знаках азбуки Морзе, в то же время звукоподражательные и производные слова и знаки дорожного движения с пиктограммами могут быть оценены как мотивированные.
Проводя анализ способов документирования (фактически способов фиксации информации), следует иметь в виду характер информации с точки зрения восприятия ее человеком, используемую знаковую систему и результат фиксации — собственно документ, который позволяет транслировать информацию во времени и пространстве.
Так, речевая (звуковая) информация может быть зафиксирована в виде текстового документа, который создается с помощью любой системы письма или любой системы звукозаписи.
Текстовое документирование начинается с использования начертательных графических знаков — протописьменности и собственно письменности: пиктограммы, идеограммы, иероглифика, слоговое письмо, звукобуквенные алфавиты. В наши дни начертательное письмо, при котором применяются традиционные алфавитные системы, остается важнейшим средством документирования. Образуя важнейший элемент знаковой системы — слова, — буквы играют огромную роль в фиксации и передаче информации.
Достаточно быстро человеком была осознана необходимость такой системы письма, с помощью которой можно было бы синхронизировать звучание и запись речи. Так возникла стенография, известная в Древней Греции уже в 350 году до н. э. и получившая широкое распространение в Древнем Риме. Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон (отсюда название — «тироновы ноты») — раб знаменитого римского оратора Цицерона.
Первоначально стенографическими знаками передавались слова, поэтому стенографу требовалось запомнить от 5 до 13 тысяч знаков; в 17 в. Появилась буквенная система; изобретенные на протяжении нескольких столетий многочисленные разновидности этой системы в конечном счете свелись к двум основным — геометрической и курсивной. В основу первой положены прямая линия, точки, круг и его части, в основу второй — овал и часть букв традиционного письма. Интересно, что геометрическая запись в некотором смысле сближает стенографические и технические документы, поскольку при техническом документировании в качестве знаков тоже используются линии и точки [3].
Применение языков программирования позволило создать электронные документы, во многих случаях более информационно емкие, способные сохранять данные на компактных носителях, быстро передавать информацию.
Таким образом, в наше время существует множество способов фиксации и передачи информации; выбор зависит от задач, которые преследует автор того или иного сообщения. Знаковые системы являются важнейшим средством фиксации информации.
Источник
Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи информации
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:54, автореферат
Описание работы
Культура не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях, без их именований, оценок. Эти функции выполняет язык. Он является наиболее адекватным аналогом целостности культуры и поэтому семантический подход и исследованию культуры обладает большими эвристическими возможностями (см. тему II). Язык – это система знаков.
Работа содержит 1 файл
1с. Язык как знаковый способ хранения и передачи информации.doc
1. Язык как знаковый способ фиксации, переработки и передачи информации
Культура не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях, без их именований, оценок. Эти функции выполняет язык. Он является наиболее адекватным аналогом целостности культуры и поэтому семантический подход и исследованию культуры обладает большими эвристическими возможностями (см. тему II). Язык – это система знаков. Знак – это материальный предмет (явления, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, переработки, хранения и передачи сообщений (информации, знаний). Знаки имеют двоякую природу. С одной стороны, они материальны, с другой, являются носителями идеального смысла, который образуется через освоение материальной стороны знаков. Смысловое значение знака – это его способность фиксировать определенные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, определяющие область приложения знака.
Основной системой знаков является естественный язык. Он является исторически первичным средством познания и коммуникации. Естественным языкам присущ непрерывный процесс изменения, ассимиляции, отмирания. В изменении языка отражается культурно – историческое и социально – политическое развитие общества. В среднем словарный запас человека составляет 10-12 тыс. слов и лишь часть из них используется активно. Искусственные языки – это языки науки и условных сигналов (например, азбука Морзе, дорожные знаки). Значение (содержание) научных знаков четко определено, границы и правила оперирования с ними четко фиксированы. Это необходимо для того, чтобы избежать неточности и ошибочности информации, неадекватного ее восприятия.
В культуре имеются и вторичные языки как коммуникативные структуры, которые надстраиваются над естественным языковым уровнем.
В качестве таких языков в культуре функционируют: акты человеческого поведения, которые имеют высокую социальную значимость; художественные образы в разных видах искусства; специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; особые смысловые конструкции в философских, религиозных и литературных сочинениях. Языки культуры обладают локальной и социальной специфичностью, которую называют национальной самобытностью культуры того или иного народа, сословия. Эта самобытность «проступает» как симпатические чернила на любом культурном объекте поведенческом акте, стиле коммуникации».
(А.Я. Флиер. Культурология для культурологов. – М.: 2000. С. 256).
Символ – одно из самых многозначных понятий в культурологии. Изначальное содержание этого слова — удостоверение личности, которым служил simbolon (греч.) – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой.
Термином символ в культурологии обозначают условный, вещественный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символами могут выступать простые предметы и вещи, природные процессы, растения, животные и, конечно, язык. Например, солнце может выступать как символ Людовика XIV. Но чаще всего символ указывает на абстрактное, непосредственно не воспринимаемое содержание, смысловое образование, комплекс представлений, относящихся к религии, к политике, науке и т. п. Например христианский крест, знамя, герб, докторская шапочка и т. п. (См. Ионин. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: ЛОГОС, 2000. С. 147).
Символ – это знак особого рода, через него людям открываются смыслы, связывающие их в единое целое путем осознания и переживания мира и самого себя. Символ не просто означает смысл, но и несет собой действенную силу. Икона не просто обозначение Бога, для верующих: она выражает присутствие Бога в мире и обладает той же чудодейственной силой, что и сам Бог.
В жизни людей важными являются многие явления и, очевидно, что в любом обществе они будут становиться символами, подчеркивая их значимость для человека и сосредотачивая на них внимание. Без способности к символизации, выраженной в форме слов, люди не имели бы ни каких правил, законов, политической, экономической, церковной, научной, военной организаций и даже игр, за исключением тех, которые имеются на уровне животных. Для животного ни одни знак не может стать символом. Ни одно животное не сможет понять значение креста для христианина и того, что у одних народов черный цвет – цвет траура, а у других таким цветом является белый. Животное не способно к символизации, т. е. к тому, что наряду со знаками, определяет поведение людей, регулирует его, что-то запрещая или разрешая, и наполняет смыслом.
Различие знака и символа заключается и в их восприятии людьми. Знак может быть воспринят только с помощью чувств, т. е. его значение может быть заключено в физической форме. Так, высота ртутного столба указывает на температуру, а прилет грачей – на наступление весны. В символических отношениях одного чувства бывает недостаточно. Государственный флаг по форме – кусок материи, но для жизни людей это не так. Люди осознают его значение на рациональном уровне как символ государственной власти. Однако это не значит, что символы осознаются только рационально.
Символизм универсален, он существует в любом обществе. Универсальность проявляется в том, что всякая социальная группа, любое общество зависит от определенных условностей, разделяемых большинством его членов. Эти ценности являются объектом социальных чувств людей. Подъем государственного флага фиксируется не только разумом, но и чувствами, вызывая, например, на спортивных соревнованиях гордость участников. Без установления ценностей тех или иных предметов для общества социальные чувства не могут иметь устойчивое существование.
Символ – это знак особого рода, через него людям открываются смыслы, связывающие их в единое целое путем осознания и переживания мира и самого себя. Символ не просто означает смысл, но и несет собой действенную силу. Икона не просто обозначение Бога, для верующих: она выражает присутствие Бога в мире и обладает той же чудодейственной силой, что и сам Бог.
В жизни людей важными являются многие явления и, очевидно, что в любом обществе они будут становиться символами, подчеркивая их значимость для человека и сосредотачивая на них внимание. Без способности к символизации, выраженной в форме слов, люди не имели бы ни каких правил, законов, политической, экономической, церковной, научной, военной организаций и даже игр, за исключением тех, которые имеются на уровне животных. Для животного ни одни знак не может стать символом. Ни одно животное не сможет понять значение креста для христианина и того, что у одних народов черный цвет – цвет траура, а у других таким цветом является белый. Животное не способно к символизации, т. е. к тому, что наряду со знаками, определяет поведение людей, регулирует его, что-то запрещая или разрешая, и наполняет смыслом.
Различие знака и символа заключается и в их восприятии людьми. Знак может быть воспринят только с помощью чувств, т. е. его значение может быть заключено в физической форме. Так, высота ртутного столба указывает на температуру, а прилет грачей – на наступление весны. В символических отношениях одного чувства бывает недостаточно. Государственный флаг по форме – кусок материи, но для жизни людей это не так. Люди осознают его значение на рациональном уровне как символ государственной власти. Однако это не значит, что символы осознаются только рационально.
Символизм универсален, он существует в любом обществе. Универсальность проявляется в том, что всякая социальная группа, любое общество зависит от определенных условностей, разделяемых большинством его членов. Эти ценности являются объектом социальных чувств людей. Подъем государственного флага фиксируется не только разумом, но и чувствами, вызывая, например, на спортивных соревнованиях гордость участников. Без установления ценностей тех или иных предметов для общества социальные чувства не могут иметь устойчивое существование.
Семиотика, или семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημε ῖ ον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
- синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;
- семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
- прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.
Семиотика возникла в конце XIX — начале XX века.
Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил еще Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.
Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.
Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848—1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ, создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль; второй том его «Логических исследований», вышедший в 1901 году, во многом посвящён именно этим вопросам.
Источник