Язык как способ существования общественного сознания

Язык как способ существования сознания

Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой осуществляется в речевой (символической) форме. Как только человек ставит себе задачу представить отражённый мир в виде, понятном для других людей, он начинает пользоваться естественным языком. Мир сознания, объективная реальность и язык неразрывно связаны друг с другом. Для того, чтобы мысль была передана другим людям и те её восприняли и поняли, необходимо «материализовать» её идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык, основное назначение которого заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном отражении действительности.

Язык представляет собой систему знаков, имеющих определённое значение и служащих для закрепления, хранения и передачи информации. Исходная знаковая система – естественный язык. Существуют также искусственные языки; они создаются искусственные языки; они создаются людьми для каких-то специальных целей и их отличает однозначность, точность и простота выражения. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки: математике, физике, химии, логике, лингвистике, а также быстро развивающийся компьютерный язык.

Сознание и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними в том, что мысль есть отражение объективной действительности, а слово – способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем передачи её другим людям. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя.

Язык является важнейшим фактором как возникновения, так и сохранения общества. В связи с этим он выполняет ряд функций. Наиболее важными являются познавательная и коммуникативная. Познавательная функция связана с тем, что мысли закрепляются в языке самыми разными способами и своё адекватное воплощение находят только в языке, а иначе они никак не «проявляются». Коммуникативная функция выражается в том, что язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Общение обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие общества, обусловленное потребностями. В процессе общения передаётся и усваивается социальный опыт, достигается необходимая организация, согласованность, единство действий и др. Кроме указанных, выделяют также номинативную, описательную, информативную, прагматическую и оценочную функции языка.

Источник

Язык как способ существования сознания

Язык — система знаков, имеющих значение. Язык — способ существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроизводящий его свойства.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки (среди них — копии, признаки, симптомы). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, театра, кино, танца, музыки и т.п. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую — письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово — способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Язык служит условием взаимопонимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя («думать про себя»). Речь — это процесс использования языка для общения.

Слово как единица языка имеет две стороны: внешнюю, звуковую (фонетическую) и внутреннюю, смысловую (семантическую). Обе они — продукты длительного общественно-исторического развития. Единство этих сторон и создает слово, в котором сплавляются функции знака и значения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык — способ существования сознания.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Резюме

Бытие есть мир языка. Он является бытием сознания, потому что язык — это материальная оболочка мысли. И мы в своей статья хотим понять, как взаимосвязаны язык и сознание.

Ключевые слова

Статья

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Язык и сознание. Диалектика их взаимосвязи.

Аристанова Л.С., Араньязова Э.Р.

Научный руководитель: Кузнецова М.Н.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В философии понятия сознания и языка тесно связаны,
а это говорит о том, что узнать внутренний мир человека можно, проанализировав то,
что он говорит и как.

Сознание неразрывно связано с языком, и возникает одновременно с ним. Отсюда следует, что между языком и сознанием есть определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае , если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о существовании мира и себя. Чем богаче содержание духовного мира , тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи.

Читайте также:  Способы восстановления деталей с механическим повреждением это

Язык так же древен, как и сознание. Язык во взаимосвязи с сознанием представляют органическое единство, не исключающее и противоречия между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях.

Стоит отметить, что издавна в философии такие мыслители, как Платон, Гераклит и Аристотель изучали взаимосвязь между сознанием, мышлением и языком. Именно в Древней Греции последние воспринимались, как единое целое. Не зря ведь это отразилось в таком понятии, как «логос»,
что дословно означает «мысль неразрывна со словом». Школа философов-идеалистов считала ,
что мысль невозможно выразить словесно.

В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение
с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.

Прежде всего, язык выступает как средство общения, передачи мыслей, т.е выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. А в роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.

Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль — значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово — это знак особого рода:
в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи,
явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака — представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и становятся общественным достоянием.

Языку присущи следующие функции:

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ закрепления и передачи мысли.
Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Можно выделить следующие виды речи:

Слово, как единица языка, имеет внешнезвуковую (фонетическую) и внутреннесмысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют знаки-копии (отпечатки), знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Различают также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, отличающийся точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности, ясности формулировок. В социально-гуманитарном познании использование искусственного языка затруднительно.

То есть можно сделать небольшой вывод о выше сказанном ,что человек способен быть человеком только в той естественно-искусственной среде, основными компонентами которой являются артефакты и знаки, и без которой невозможно формирование и функционирование сознания.

Изучая воздействие языка на мышление, можно сказать, что как язык вызывается мышлением, так и мышление развивается через язык. Именно обратным воздействием языка на мышление можно объяснить возникновение первых слов у ребенка, как результат проснувшейся языковой способности, которая, действуя в ребенке, побуждает его через называние предметов к различению объективного и субъективного, окружающего мира и себя как индивидуума, что находит свое выражение в произнесении местоимения «я».

Самое важное в языке, по мысли Гумбольдта, «это не смешение, а четкое разграничение вещи и формы, предмета и отношения» . Согласно этому, сам язык, в силу своего устройства, способствует разделению в мышлении категорий субъективного и объективного, что впоследствии скажется как на формировании речевой деятельности, так и на становлении самосознания ребенка, потому что в его речевой деятельности проявляется работа духа, которая через первые членораздельные звуки свидетельствует о начавшемся формировании этого разделения. Здесь надо отметить, что именно членораздельный звук отличает человека от животного, так как выражает не просто намерение или потребность, но, прежде всего, конкретный смысл произносимого, так как является «сознательным действием создающей его души» , что еще раз указывает на действие сознания в процессе проговаривания первых слов ребенка.

Читайте также:  Народные способы борьбы с отеками

Возникая и развиваясь в обществе, в процессе общения людей между собой, язык представляет собой объективное явление. Это значит, что, будучи продуктом, созданным обществом, язык существует независимо от отдельных людей. Каждое поколение застает язык уже выработанным предшествующими поколениями и овладевает им, т. е. учится пользоваться им в общении.

Люди воспринимают слова языка так же, как и другие явления окружающей их действительности, т. е. как раздражители, воздействующие на органы чувств. Однако особенность явлений языка заключается в том, что они передают закрепленное в звуках отражение людьми других явлений, результаты познания действительности. Существуя в виде материальных явлений — звуков речи или письменного их изображения, — явления языка в то же время передают знания, понятия, мысли людей, т. е. воплощают в себе явления идеальные, явления общественного сознания.

В процессе развития труда и трудовых общественных связей людей друг с другом вместе с языком возникает, следовательно, особая форма отражения людьми действительности — их сознание.

Необходимо различать общественное и индивидуальное сознание.

К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе,
о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание — это высшая форма отражения действительности отдельным человеком, членом общества.

Общественное сознание возникает вместе с формированием этой новой, высшей формы психического отражения действительности отдельных людей, членов общества.

Таким образом, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно, мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак — средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу — национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

Источник

Часть 2 . Сознание и язык. Проблема бессознательного.

1. Язык как способ существования сознания

2. Естественные и искусственные языки

3. РоЛЬ языка в обществе и его основные функции

4. Сознание и бессознательное

1. Язык как способ существования сознания.Язык — система знаков, имеющих значение. Язык — спо­соб существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроиз­водящий его свойства.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки (среди них — копии, признаки, симп­томы). В качестве знаковых систем можно рассматривать «язы­ки» изобразительного искусства, театра, кино, танца, музыки и т.п. Знаковые системы возникли и развиваются как матери­альная форма, в которой осуществляется сознание, мышление.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую — письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово — способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Язык служит условием взаимопонимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме яв­ляются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя («думать про себя»). Речь — это процесс использования языка для общения.

Слово как единица языка имеет две стороны: внешнюю, звуковую (фонетическую) и внутреннюю, смысловую (семантическую). Обе они — продукты длительного общественно-ис­торического развития. Единство этих сторон и создает слово, в котором сплавляются функции знака и значения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отра­жает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык — способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.Естественный (вербальный, звуковой) — обычный челове­ческий язык. Искусственный — язык знаков и символов. Первый возникает спонтанно в процессе общения членов некото­рой социальной группы. Второй создается людьми для каких-либо специальных целей (языки математики, логики, шифры и т.п.). Характерная особенность естественных языков — многозначность слов, искусственных — однозначность, точность. Рассмотрим названные языки несколько подробнее.

Естественный язык представляет собой богатейшую раз­нимающуюся целостную систему. Его элементарной единицей, «атомом» языка является слово, служащее для именования предметов, лиц, процессов, свойств и т.п. С начала своего воз­никновения естественный язык непрерывно изменялся — это было связано с взаимодействием культур, научным и технологическим прогрессом и т.д. Одни слова теряют во времени свои значения («флогистон», «теплород»), другие приобретают новые значения («спутник» как космический аппарат).

Естественный язык как бы живет своей собственной жизнью. Он включает в себя много нюансов и особенностей, что мешает точно выразить мысль (особенно научную) в слове. Не способствует этому наличие в естественном языке множества образных выражений, архаизмов, заимствованных слов, гипер­бол, идиом, метафор и т.п. Кроме того, естественный язык богат восклицаниями, междометиями, смысл которых трудно передать вне контекста.

Читайте также:  Лучший способ от облысения у мужчин

Искусственные языки — знаковые системы, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, строгость, однозначность, сжа­тость и простота выражения. Особенно это характерно для на­учных целей.

Различают специализированные и неспециализированные языки. Последние предназначены главным образом для международного общения. Наиболее распространенный из них — эсперанто. К специализированным искусственным языкам от­носятся формализованные системы символов в различных об­ластях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвис­тике и др.), а также быстро развивающийся компьютерный язык, все полнее моделирующий естественный. Искусствен­ные языки являются дополнением естественных языков и су­ществуют лишь на их основе.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.Язык — один из главных моментов существования общества, которое, как уже говорилось, возникло вместе с появле­нием человека и его сознания на основе труда. К. Маркс выс­казал справедливую мысль о том, что «на духе с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка». Язык так же древен, как и сознание. Он есть «практическая действительность сознания».

Храня в себе духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации идеального содержания, человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социаль­ной наследственности. У животных нет языка в человеческом смысле, но есть специфические средства сигнализации (мими­ка, жесты, характерные звуки и т.п.).

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой, стра­хом и т.п., либо призывом к совместным действиям, или же предупреждением об опасности.

Будучи важнейшим элементом общества, язык выполняет в нем ряд функций, т. е. употребляется для решения определенных задач и реализации конкретных целей. Среди этих функ­ций чаще всего выделяют следующие основные:

1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир
вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствова­ли миру.

3.Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение
и передача определенных знаний и информации.

4.Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).

5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в
терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки
— сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6.Познавательная — в этой функции язык выступает как

могучее «орудие мысли».

7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Наиболее важными являются две последние функции, поэтому охарактеризуем их несколько подробнее. Язык — «орудие мысли».

Мысли могут быть выражены и закреплены в языке самыми разными средствами — в формулах, чертежах, геометрических фигурах, в «языке» искусства (художественное полотно скульптура, танец и т.п.), в действиях и поступках человека. Однако все эти средства переводятся на универсальный словесный язык. Свое адекватное выражение мысль (научная, художественная и иная) в конечном счете, находит в языке — иначе мысль никак нельзя увидеть, осязать, слышать, наконец. Вот почему язык есть могучее «орудие мысли».

По мере исторического развития языка сложился так называемый язык науки. Он представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемую и используемую той или иной областью научного познания для получения, обработки, хране­ния и применения знаний. В качестве специального языка кон­кретных наук обычно используется некоторый фрагмент есте­ственного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначнос­тью своих понятий.

Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, иде­ализированным объектам. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явле­ний, и его специфика определяется как особенностями изучае­мой области, так и методами ее познания.

Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терми­нов, расплывчатости и неопределенности их содержания, дву­смысленности выражений и т.п. Это обеспечивает ясность, точность, строгость, однозначность и понятность языка науки.

Особо следует сказать о роли языка в социально-гуманитарном познании. Выработку языка в этой сфере научного по­знания значительно осложняет то, что в отличие от естествен­ного гуманитарный материал достаточно индивидуализирован, плохо структурируем и типологизирован, что затрудняет его унификацию и категоризацию.

В современной литературе высказывается соображение, что язык гуманитарной теории как бы расслаивается на два фрагмента — обществоведческий (экономика, социология, филосо­фия и т.п.), где основная процедура — объяснение. Другой вклю­чает терминологический арсенал теории культуры, антрополо­гии, психологии и т.п. и предназначен для герменевтической (понимающей) деятельности. Первый достаточно отработан, строг и точен, второй только начинает складываться. Кроме того, в социально-гуманитарном познании (особенно во втором его слое) в силу специфики его предмета значительно зат­руднено использование искусственного языка.

Источник

Оцените статью
Разные способы