- Язык как способ представления информации информатика 7 класс
- Языки представления информации
- Моделирование объектов и процессов
- Учитель информатики
- Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
- § 1.4. Представление информации
- 1.4.1. Знаки и знаковые системы
- 1.4.2. Язык как знаковая система
- 1.4.3. Естественные и формальные языки
- 1.4.4. Формы представления информации
- Самое главное.
- Вопросы и задания
- Конспект урока «Представление информации» (7 класс Босова ФГОС)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Язык как способ представления информации информатика 7 класс
Коды ОГЭ: 1.1.1 Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки; 1.1.2 Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Языки представления информации
Информацию можно представлять с помощью знаков. Знаковые системы — это наборы знаков определенного типа. Примерами знаковых систем являются разговорные языки, системы счисления, нотная грамота, математические формулы.
Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита — некоторого конечного упорядоченного набора знаков (символов или сигналов). Полное число символов алфавита называют мощностью алфавита. В знаковую систему включаются также и правила выполнения операций над знаками алфавита.
Язык — определенная знаковая система представления информации. Существуют естественные и формальные языки.
К естественным языкам относятся разговорные языки в устной и письменной форме, язык мимики и жестов и др. Разговорные языки начали формироваться еще в древнейшие времена для обмена информацией между людьми. На сегодняшний день существует несколько тысяч естественных языков — например, русский, английский, арабский, китайский и др.
В устной речи в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы). В основе письменной речи лежит алфавит — набор знаков (букв или иероглифов), которые человек различает по их начертанию. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.
Из символов алфавита по правилам грамматики составляются слова, а из них по правилам синтаксиса — предложения.
Формальные языки — это специальные языки для различных областей человеческой деятельности. Они имеют жестко фиксированный алфавит и строгие правила грамматики и синтаксиса. Примерами формальных языков служат языки программирования, системы счисления, алгебра и другие языки математики, нотная запись, язык дорожных знаков.
Например, десятеричная система счисления — это знаковая система, в качестве алфавита которой используются арабские цифры, а выполнение арифметических операций над ними задается строгими правилами. Азбука Морзе представляет собой алфавит из двух знаков (точки и тире) и правила составления сигналов из этих знаков.
Моделирование объектов и процессов
Для каждой модели существует ее прототип, или оригинал — тот объект, который она замещает. Процесс создания модели называется моделированием. В процессе моделирования выделяются главные, наиболее существенные, свойства объекта.
Моделирование ставит целью понять сущность объекта, научиться им управлять, прогнозировать его состояние или действия. Моделировать можно существующие предметы, явления, процессы, а также не существующие: объекты, которые планируется разработать, явления, которые могут и не произойти, и т. д.
По назначению различают модели научно-технические, исследовательские, обучающие, имитационные и др.
Научно-технические модели позволяют исследовать явления и процессы в лабораторных, а не в реальных условиях. Исследовательские модели дают возможность изучить потенциальные свойства или характеристики сооружений и механизмов до их воплощения в жизнь, чтобы избежать возможных ошибок. Обучающие модели и тренажеры используются для изучения или демонстрации свойств каких-либо объектов, процессов или явлений. Имитационные модели позволяют заменить (сымитировать) исследуемый объект другим со схожими свойствами.
Для исследования одного и того же объекта могут использоваться разные модели. Для исследования разных объектов может использоваться одна и та же модель.
По способу реализации модели подразделяют на материальные и информационные.
Материальные модели имеют реальное воплощение: макеты, копии, образцы. Информационные модели представляют совокупность информации, характеризующей свойства и состояние объекта и его взаимосвязи с внешним миром. Примерами информационных моделей служат качественные описания, схемы и чертежи, таблицы и рисунки, химические формулы и географические карты, диаграммы и планы и т. д.
Информационные модели делятся на описательные (созданные на естественном языке) и знаковые (использующие формальный язык). Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называют формализацией.
Этапы разработки формальной информационной модели:
- Анализ исследуемого объекта и его свойств, выделение существенных свойств с точки зрения моделирования.
- Выбор формы представления модели.
- Формализация.
- Анализ модели на непротиворечивость.
- Анализ адекватности (соответствия) модели целям и задачам моделирования.
Математические модели — информационные модели в виде совокупности математических формул, отражающих взаимозависимости между параметрами объекта.
Расчеты для многих математических моделей проводят с помощью компьютеров. С помощью специальных программ исследуют объекты, которые невозможно, опасно либо дорого исследовать напрямую; процессы, которые происходят слишком медленно (или слишком быстро); явления, которые ранее не происходили, и т. д.
Конспект урока по информатике «Представление информации».
Источник
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 1.4. Представление информации
Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление
- знак
- знаковая система
- естественные языки
- формальные языки
- формы представления информации
1.4.1. Знаки и знаковые системы
Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.
Всю свою историю для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.
Знак представляет собой заменитель объекта — предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Знак — это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла. Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).
Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.
Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.
Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.
Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.
1.4.2. Язык как знаковая система
Общение между людьми может проходить в устной или письменной форме с использованием соответствующих звуковых или зрительных знаков.
Из курса истории вы знаете, что сначала у человека появилась речь. Значительно позже появилась письменность — знаковая система фиксации мыслей и речи, позволяющая с помощью начертательных элементов закреплять информацию во времени и передавать на расстояние.
Звуковые знаки, из которых складывается наша устная речь, называются фонемами. Из фонем складываются слоги, из слогов — слова, из слов — фразы. На письме каждую фонему мы обозначаем отдельной буквой или сочетанием букв. Такая письменность называется буквенно-звуковой. Кроме неё существует слоговое и идеографическое письмо. Слоговое письмо принято в Японии, где отдельным значком обозначается каждый слог. В Китае отдельные значки (иероглифы) используются для обозначения слов; такой способ письма называется идеографическим.
На сайте http://sc.edu.ru/ размещён информационный источник «История письменности» (191647). Это полнотекстовая электронная версия брошюры В. А. Висковатова «Как люди научились писать», опубликованной в 1886 году. Её оригинал хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России. Благодаря современным техническим возможностям, вы можете, сидя за своим компьютером, познакомиться с этой книгой и узнать из неё много интересного.
1.4.3. Естественные и формальные языки
Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками. Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:
- широкой сферой применения — естественный язык известен всему национальному сообществу;
- наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);
- гибкостью — естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;
- открытостью — естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;
- динамичностью — естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.
Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков, применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.
Формальный язык — это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.
Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.
1.4.4. Формы представления информации
Одна и та же информация может быть выражена разными способами. Человек может представить информацию в знаковой или образной форме (рис. 1.8).
Представление информации в той или иной форме иначе называют кодированием.
Представление информации с помощью некоторой знаковой системы дискретно (составлено из отдельных значений). Образное представление информации непрерывно.
Самое главное.
Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков. Знак (набор знаков) — заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта.
Язык — знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки.
Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах.
Представление информации на каком-либо языке или в образной форме называют кодированием.
Вопросы и задания
1.Ознакомьтесь с материалом презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?
Источник
Конспект урока «Представление информации» (7 класс Босова ФГОС)
УМК Босова. Информатика . 7 класс. ФГОС.
Урок 6. Представление информации
Планируемые образовательные результаты:
предметные – обобщённые представления о различных способах представления информации;
метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации;
личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.
Решаемые учебные задачи:
1) расширение и систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах;
2) систематизация представлений о языке как знаковой системе;
3) установление общего и различий в естественных и формальных языках;
4) систематизация знаний о формах представления информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Знак, знаковая система, естественные языки, формальные языки, формы представления информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Представление информации» из электронного приложения к учебнику.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
1) анимация «Виды знаков по способу восприятия»;
2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы»;
3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы»;
4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы»
5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию»;
6) анимация «Использование символов для технических устройств»;
7) анимация «Использование символов для живых существ»;
8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9»;
9) демонстрация к лекции «Информация и письменность»;
10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные».
Материал ведения урока
УУД на этапах урока
1. Организационный момент
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков работы с дневником
· § 1.3, вопросы и задания 1–5, 7-8 к параграфу
Ученики по цепочке или по выбору рассказывают о выполнении заданий и сверяются с ответами.
3. Актуализация знаний
-на слайде вам предложено 4 ребуса, расшифруйте их. Приложение 1.
Как называются все эти процессы – ИНФОРМАЦИОННЫЕ.
Работа с ребусами
— умение кратко формулировать мысль
— формирование навыков самоорганизации
4. Пробное действие. Формулировка темы, цели и задач урока.
У всех на парте лежит таблица Информационные процессы. Я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача восстановить пропуски в таблице. Приложение 2.
Давайте посмотрим что у нас получилось.
1. Информационный процесс – сбор информации осуществляется с помощью: …
2. Информационный процесс – хранение делится на
3. Информационный процесс – обработка информации приводит к получению
4. Информационный процесс – передача в зависимости от способа делится на: …. (знаковую и образную)
Ребят как вы думаете почему умы не смогли заполнить последний информационный процесс. Верно. Мы еще не изучали этого.
А кто может попробовать сформулировать тему урока на сегодня?
Итак тема урока «Передача информации».
А теперь по ключевым словам, которые представлены на слайде, попробуем сформулировать что мы должны с вами узнать и чему научиться на уроке.
Самостоятельная работа в парах с таблицей.
Отвечают на вопросы, дополняют или поправляют ответы одноклассников.
1. — органов чувств (зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная) или специальных технических устройств (термометр, спидометр, линейка, …)
2. — внешнюю и внутреннюю память
3. — новой информации или изменению формы представления информации
4. — предполагается затруднение в ответе
Пытаются сформулировать тему урока.
— формулируют цель и задачи урока по ключевым словам на слайде
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
— умение ставить учебную задачу
5. Изложение нового материала
Для знакомства с новой темой предлагаю вам поработать с презентацией.
Просматривают презентацию. Приводят примеры из личного опыта, отвечают на возникающие вопросы в ходе просмотра.
(В зависимости от уровня подготовки класса данный этап можно предложить как самостоятельную работу за компьютерами)
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
— умение слушать и исправлять ошибки других
6. Закрепление учебного материала
Для того чтобы лучше усвоить полученную информацию выполним все вместе в РТ задания №24, 25, 29, 30. Каждый работает самостоятельно в своей тетради, посматривая на доску. Один из учеников работает у доски. Если у нас возникают вопросы то помогаем друг другу, не забывая поднимать руку.
Если времени достаточно, можно выполнить задание №31, либо предложить его более сильным ученикам как дополнительное.
Работают в РТ, задания комментируют, дополняют или поправляют ответы друг друга, приводя примеры из жизни.
Места для пассажиров с детьми;
воду из-под крана пить запрещено;
В математике: N – множество натуральных чисел, – пустое множество;
в физике: g – ускорение свободного падения; – приращение величины;
в химии: Al – алюминий; Cu – медь.
На вокзале – время отправления поезда; на уроке – время начала последнего урока; на стадионе – счёт матча; в магазине – размер.
У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК.
Во всех трёх фразах есть слово «мышка», и это единственное слово, которое есть в каждой из трёх фраз. Единственное слово, которое есть в каждой из трёх фраз на языке туземцев – «ту»; следовательно, это и есть слово «мышка». Рассуждая подобным образом и далее, получим: «ту» – «мышка»; «ам» – «ночью»; «ля» – «кошка»; «ям» – «пошла»; «му» – гулять; «бу» – «видит»; «гу» – поймать».
— умение слушать и исправлять ошибки других
— формирование навыков работы в РТ
— умение кратко формулировать мысль
— умение приводить примеры из личного опыта
7. Компьютерный практикум
В программе Microsoft PowerPoint создать опорный конспект по теме «Представление информации»
Работа за компьютерами
— формирование навыков самоорганизации Регулятивные УУД:
— формирование навыков работы с ПК
— умение работать в парах
8. Компьютерное тестирование *
Если позволяет время или для сильных учеников можно предложить работу с тестом на компьютере «Представление информации»
Работа с тестом за компьютером
— формирование навыков самоорганизации
— формирование навыков работы с ПК
9. Итоги урока. Рефлексия и выставление отметок
Можете ли вы назвать тему урока?
— Предлагаю вернуться к цели и задачам нашего урока и посмотреть что мы узнали и чему научились.
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
Отвечают на поставленные вопросы, дополняют или поправляют ответы друг друга.
— умение слушать и исправлять ошибки других
Таблица 1. Информационные процессы
Сбор осуществляется с помощью:
Хранение в зависимости от длительности хранения
Обработка приводит к
Передача в зависимости от способа
— стихотворение на память
Получение новой информации
Изменение формы представления
— репродукция к сказке
— построение таблицы по тексту
Знаковая – с помощью естественных и формальных языков
Образная – передаваемая образами зрительными, звуковыми, вкусовыми, осязательными, обонятельными
Опорный конспект к уроку «Представление информации»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 598 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный конспект урока предназначен для проведения в 6 классе по УМК Босова ФГОС. 6 урок в КТП, 1 четверть. Урок построен на авторской презентации.Планируемые образовательные результаты: предметные – обобщённые представления о различных способах представления информации; метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации; личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. Решаемые учебные задачи: 1) расширение и систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах; 2) систематизация представлений о языке как знаковой системе; 3) установление общего и различий в естественных и формальных языках; 4) систематизация знаний о формах представления информации. Основные понятия, изучаемые на уроке: Знак, знаковая система, естественные языки, формальные языки, формы представления информации. Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся. Электронное приложение к учебнику: презентация «Представление информации» из электронного приложения к учебнику. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1) анимация «Виды знаков по способу восприятия»; 2) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Сигналы»; 3) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Пиктограммы»; 4) анимация «Классификация знаков по способу восприятия. Символы» 5) анимация «Один и тот же символ может обозначать разную информацию»; 6) анимация «Использование символов для технических устройств»; 7) анимация «Использование символов для живых существ»; 8) тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9»; 9) демонстрация к лекции «Информация и письменность»; 10) демонстрация к лекции «Языки естественные и формальные».
Источник