- Язык как средство передачи, организации и хранения знаний.
- 35. Язык как способ создания, хранения и передачи культурной информации.
- Ответ на экзаменационный билет: язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации
Язык как средство передачи, организации и хранения знаний.
Язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Язык – сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
Язык–мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.
Язык способен быть: средством выражения, средством общения, частью социальной организации и культуры, неявным «образом мира».
В качестве средства выражения Язык обладает способностью фиксировать ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения и рассуждения, осознаваемые и создаваемые человеком. При этом если ощущения, восприятия и представления могут существовать как в Языке, так и вне его (в виде чувственных образов), то понятия, суждения и рассуждения, будучи инструментами и результатами сознания и познавательной деятельности, не существуют вне Языка. Благодаря этой функции Языка человек получает возможность объективировать (представить в вещественной и чувственно воспринимаемой форме) происходящие в нём неявные процессы осознания, восприятия, сознания и познания.
В качестве средства общения Язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений. Универсальность означает, что в принципе в Языке можно выразить любое ощущение, восприятие, представление и понятие, построить (и далее анализировать) любое суждение и рассуждение, имеющее значение. Общность (иитерсубъективность) означает, что любое данное выражение Языка имеет приблизительно одинаковое значение для всех, кто понимает и использует этот Язык. Тот факт, что одни и те же выражения Языка имеют приблизительно одинаковые значения, позволяет Языку служить орудием общения между всеми использующими его людьми. Язык может служить средством общения между различными людьми посредством перевода с одного языка на другой. Перевод есть установление того, что определенные конкретные последовательности символов в разных Языках имеют одинаковые значения.
Используя Язык в качестве орудия общения, человек, осознающий своё собственное Я, может общаться также с самим собой. Сознание в этом случае становится самосознанием, средством самоанализа и самоконтроля, реализации известного с древних времен требования «познай самого себя», средством саморазвития. Познание самого себя позволяет человеку лучше понять, как ведут себя другие люди (другие Я), определить свое место в мире.
Становление и развитие человека происходит в обществе, основанном на совместной деятельности людей. Язык позволяет выразить и сделать одинаково понятными для всех правила участия в этой деятельности, её промежуточные и конечные цели, служит универсальным средством хранения и передачи любой социально значимой информации. Благодаря этому Язык становится общественным явлением, частью человеческой культуры.
Фундаментальное свойство Языка – наличие неявно заданной «картины мира», поддерживающей в качестве фундамента систему значений выражений Языка. Поскольку она задана неявно, то о такой картине трудно судить с полной определенностью. Известно, однако, что она представляет мир в виде той или иной совокупности вещей, свойств и отношений, несколько размытых, но упорядоченных в пространстве и времени. Чем сложнее и разнообразнее эта «картина мира», тем больше выразительные возможности Языка и тем сложнее сам Язык, тем сильнее зависимость поведения и сознания человека от используемого им Языка (эта зависимость может не осознаваться).
В явном виде эта сложность проявляется, когда носитель Языка пытается высказать нечто для себя новое, передать дополнительный оттенок мысли, учесть влияние контекста на содержание значения, а также в процессах перевода с одного Языка на другой.
С неявностью «картины мира», присущей Языку, связаны все принципиальные трудности, возникающие при автоматическом (машинном) переводе.
В Языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого Язык благодаря этой особенности отсылает к определенным её моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). Следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. Но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна, по крайней мере, со стороны её структуры. Понимание чужого Языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.
Язык участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в её специфически человеческой (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Язык играет существенную роль в формировании (определяет специфику) сознания и человеческой психики вообще.
Благодаря Языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.
С помощью языка осуществляется познание мира, самосознание личности. Он участвует в осуществлении практически всех наивысших психических функций человека, связанных с деятельностью человека.
Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного её отображения.
Источник
35. Язык как способ создания, хранения и передачи культурной информации.
Культура включает в себя множество знаков и знаковых систем. С их помощью образуются культурные «тексты», в которых запечатлевается и хранится нужная людям информация. «Текст» здесь — не только письменное сообщение, но и любой объект, который несёт важную для людей информацию. Им может быть вещь, обычай, танец, художественное произведение. Например, для археолога золотые украшения, найденные при раскопках, являются предметами древней культуры. Они интересуют его именно как носители исторической информации, тогда как для злоумышленника, который переплавляет их в слиток и продаёт, они не более чем средство наживы.
Важнейшей из используемых людьми знаковых систем является естественный язык. Любой из нескольких тысяч ранее существовавших или современных естественных языков — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу культуры говорящего на нём народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться с ним по своему значению в культурном наследовании.
Язык — это способ выражения мыслей, средство общения людей, показатель уровня развития культуры общества и универсальное средство оформления, хранения и передачи культурного наследия, а также создания новых культурных ценностей.
Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, что придерживаются одних и тех же норм, определяющих построение речи. Вместе с тем языковые нормы не являются абсолютно жёсткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению и обеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Каждая принципиально новая идея требует соответствующих языковых средств для её объяснения. Так вошли в язык многие научные термины, например «кванты», «гены», «волны вероятности» и др.
Изобретение знаковых систем записи информации — одно из величайших достижений человеческой мысли. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объёма знаний, который фиксировался в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность же позволяет обществу сохранять и передавать информацию, количество которой намного превосходит объём памяти отдельного человека. Тексты, документы сберегаются в архивах, библиотеках, делающих накопленное знание доступным для того, кто умеет читать. Благодаря письменности становится возможным общение между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное время.
По тому, как человек говорит, можно определить уровень его культурного развития, индивидуальные особенности, характер. Речь человека — это его «визитная карточка».
Структура языка вместе с тем характеризует психологические особенности народа. Например, английская культура предполагает, что человек может прямо и недвусмысленно высказывать собственное мнение, и это находит отражение в структуре и особенностях английского языка. Японская культура, напротив, ограничивает возможность непосредственного и прямого выражения человеком своих чувств и желаний. Она не поощряет также обсуждение чувств и мыслей другого человека. О них собеседник должен догадаться. Этому помогают определённые формы поведения, близкие к ритуалу.
Именно язык служит основным средством передачи культуры. Важной особенностью родного языка является то, что на нём практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи усвоены в детском возрасте. Язык играет важнейшую роль в процессе приобретения и упорядочения опыта людей. Как и вся культура в целом, он накапливает общепринятые значения. Общение людей с помощью языка предполагает, что они понимают значения используемых слов и высказываний. Общий язык ещё и поддерживает сплочённость, единство общества. Он помогает людям согласовывать свои действия через убеждение, одобрение или осуждение друг друга.
Между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникает не только взаимопонимание, но и определённое сочувствие. В языке находят отражение общие знания о традициях, сложившихся в обществе, о правилах организации повседневной жизни. Поскольку язык способствует формированию чувства группового единства, в развивающихся странах, в которых существуют племенные диалекты, большое внимание уделяется выработке единого национального языка. Без этого трудно достичь сплочения нации, бороться с племенной разобщённостью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, он способен и разобщать людей. Группа, использующая определённый язык, нередко считает всех, говорящих на нём, своими, а людей, которые общаются на других языках или диалектах, — чужими. Например, языковые различия сыграли важную роль в возникновении известной отчуждённости между англичанами и французами, проживающими в Канаде.
Язык обеспечивает существование и развитие всех форм проявления культуры — трудовой деятельности, религии, философии, образования, науки, техники, искусства и т. д. Разнообразие языков, присущих различным культурам, позволяет каждому народу уникальным способом выражать не только свой исторический опыт, но и общечеловеческие ценности и смыслы. Поэтому унификация языков, сведение всего их многообразия к некоему единому стандарту просто недопустимы.
С учётом ведущей роли языка в социальном наследовании культуры одной из главных задач общества является постоянная забота о соблюдении грамматических правил и сохранении ясного, выразительного, чистого языка. Без этого наша речь становится непонятной, невнятной, её смысл неправильно воспринимается.
Источник
Ответ на экзаменационный билет: язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации
1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Все знания можно разделить на две группы: декларативные (знания об явлениях, событиях, свойствах объектов начинающиеся со слов «Я знаю что…») и процедурные (определяют действия, необходимые для достижения какой либо цели; начинаются со слов «Я знаю как…»).
Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена информация.
В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков. Примеры языков:
· разговорные языки (в настоящее время в мире их насчитывают более 2000);
· языки мимики и жестов;
· языки чертежей, рисунков, схем;
· языки науки (математики, химии, биологии и т. д.);
· языки искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и т. д.);
· специальные языки (азбука Брайля для слепых, азбука Морзе, Эсперанто, морской семафор и т. д.);
Язык –– это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Основой большинства языков является алфавит – набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.
Все языки можно разделить на естественные и искусственные.
Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение долгого времени. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения.
Искусственные языки создаются людьми для специальных целей либо для определенных групп людей: язык математики, морской семафор, язык программирования. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования выражений и правил придания им значений.
Любой язык –– и естественный и искусственный –– обладает набором определенных правил. Они могут быть явно и строго сформулированными (формализованными), а могут допускать различные варианты их использования.
Формализованный (формальный) язык –– язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания. Он строится в соответствии с четкими правилами, обеспечивая непротиворечивое, точное и компактное отображение свойств и отношений изучаемой предметной области (моделируемых объектов).
Формальные языки широко применяются в науке и технике. Формальные языки часто конструируются на базе языка математики. Веком бурного развития различных формальных языков можно считать XX век.
С точки зрения информатики, среди формальных языков наиболее значительную роль играют формальный язык логики (язык алгебры логики) и языки программирования.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Выделяют три основных вида информационных процессов: обмен, хранение и обработка информации.
Передача информации — это распространение ее на расстояние. Обмен (передача) информацией может происходить как при непосредственном общении между людьми, так и с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерных сетей и т. д. Отметим, что без помощи технических средств люди способны обмениваться информацией только голосом, жестами, мимикой на небольшом расстоянии. Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С древнейших времен человек изобретал способы передачи информации. Наши предки умели передавать сигналы дымом костра, звуками колокола и т. д. За последние два века появились телеграф, телефон, радио, телевидение. В последние годы бурно развивается мобильная связь и компьютерные коммуникации. Несмотря на все многообразие средств передачи информации сам процесс описывается общей схемой:
Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях (на бумаге, аудио и видеокассетах и т. д.). Сведения, которые мы помним (т. е. храним во внутренней памяти), всегда доступны и мы можем оперативно (быстро) ими воспользоваться. Внутреннюю память, поэтому, часто называют оперативной. К сожалению, ёмкость нашей памяти ограничена, к тому же часть сведений со временем человек забывает. Информация на внешних носителях хранится надежнее, но чтобы использовать такую информацию, её сначала нужно сделать оперативной (например, чтобы набрать номер телефона, необходимо сначала найти его в телефонной книге и прочитать).
Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации. Приведем несколько примеров обработки:
· получение новой информации из данной путем вычислений или логических рассуждений (решение математической задачи);
· изменение формы представления информации (перевод текста с одного языка на другой);
· поиск информации в информационном массиве (поиск номера телефона в телефонной книге);
· сортировка информации (упорядочение списка учеников класса в алфавитном порядке).
Процесс обработки информации вручную ведется очень медленно, при этом нам свойственно допускать ошибки, уставать, а иногда обработка невозможна.
Источник