§ 15. Искусство
Почему появилось искусство? Какие общественные функции оно выполняет? Что характерно для современного искусства?
Из курса истории вы знаете, что искусство сопровождает человека с глубокой древности, по сути, с момента его становления как разумного существа. Некоторые учёные связывают появление искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека. Другие рассматривают искусство в связи с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода. Есть также мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии. Некоторые учёные отмечают, что объектом художественного творчества и эстетического наслаждения становятся созданные трудом человека полезные предметы.
Что такое искусство
Вы знаете, что институты духовной культуры общества формируют разностороннюю картину окружающего мира: наука создаёт систему теоретических знаний, мораль отражает мир в категориях добра и зла, а художественная культура представляет объекты в образной форме. Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.
Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.
Понятие «искусство» многозначно. Вы, наверное, неоднократно встречались со следующими его значениями: искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, например искусство ремесленников Древней Руси; во-вторых, как специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
Искусству свойственны образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), чувственное отражение окружающего мира и обращение к эмоциям человека, ярко выраженный субъективный характер.
Функции искусства
Многообразие целей и форм эстетического освоения действительности порождает разнообразие функций искусства.
Остановимся подробнее на содержании некоторых функций искусства.
Эстетической функции искусства ещё древние мыслители придавали первостепенное значение. Искусство очищает нашу душу, влияет на наши эмоции. Оно стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.
Познавательная функция искусства теснейшим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Поэтому произведения искусства — важный источник знаний об обществе в различные исторические эпохи. Соприкосновение с произведениями искусства также способствует самопознанию человека.
Коммуникативная функция искусства в первую очередь связывается с общением людей по поводу конкретного произведения или с контактом автора и зрителя посредством художественного образа, но не может быть полностью сведена к этому. Художественное произведение всегда неоднозначно, оно несёт в себе избыточную информацию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но символическая природа искусства в некоторой мере усложняет процесс общения людей, заставляя расшифровы вать символы и знаки, задумываться об общечеловеческих ценностях.
Ценноетно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров.
Близкой по содержанию к ценностно-ориентирующей является воспитательная функция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей. Даже просмотр произведений искусства (например, в театре или художественной галерее) нередко связан с соблюдением определённых норм и правил, а иногда он влечёт за собой пересмотр человеком собственного поведения, изменение восприятия и оценок поведения других людей.
Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведениями искусства позволяют ему возвыситься над повседневностью. Соприкосновение с искусством даёт возможность в некоторой степени компенсировать социальные и духовные проблемы, негативные переживания. Однако вы понимаете, что искусство неспособно реально разрешить большинство социально-экономических и духовных проблем человека. Оно, однако, может отвлечь, повлиять на изменение отношения к ним.
Существуют различные точки зрения на соотношение функций искусства. Если говорить о создании творцом особой художественной реальности как основе искусства, то основополагающей является эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является одним из путей познания мира и человека.
Источник
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 8. Искусство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Искусство как вид духовной деятельности.
- Функции искусства.
- Виды искусства. Творчество.
Глоссарий по теме
Искусство — специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности.
Художественная культура — деятельность, отражающая реальность и одновременно творящая особую искусственную реальность с использованием образных средств выразительности.
Эстетический вкус — способность человека отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
Жанр — специфические свойства художественной формы и содержания значительной группы произведений искусства какой-либо исторической эпохи, народа или мира в целом.
Перформанс — разворачивающееся во времени художественное действо, в котором всецело доминирует художник, привнесённые им атрибуты, придуманные символы, жесты.
Хеппенинг предполагает участие зрителей в художественном действе, поэтому его финал не определён.
Искусство, виды искусства, творчество как вид человеческой деятельности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как и когда появилось искусство?
Одни учёные связывают появление искусства с мифологией, другие же считают, что его истоки кроются в наличии у человека нерастраченной энергии. Есть учёные, полагающие, что объектом художественного творчества становятся созданные человеком полезные предметы. Искусство отличается от других институтов духовной культуры тем, что дает возможность увидеть мир через чувственное восприятие в виде образов, где сосуществуют реальность и вымысел. Это связано с тем, что творящий не ставит целью представить объект таким каков он есть, а показать его определенные качества через призму своего восприятия.
Понятие «искусство» многогранно:
Под этим словом мы понимаем мастерство, умение, ловкость.
С другой стороны, являясь одним из компонентов духовной культуры общества, искусство представляет собой особый вид духовно-практического освоения и действительности.
Характерные черты искусства — образность и наглядность, в нем используются особые способы отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет, форма, движение и т. п.), искусство отражает чувственное отношение к окружающему миру и оно обращено к эмоциям человека, и носит ярко выраженный субъективный характер.
Искусство выполняет ряд функций.
Эстетическая функция связана с влиянием на эмоции. Через эмоциональную составляющую мы приходим к самопознанию.
Познавательная функция связана с информационной.
Произведения искусства показывают культурно – исторические и религиозные черты стран и народов, поэтому искусство источник знаний.
Коммуникативная функция связана с общением людей через искусство и проявляется в контакте автора и зрителя через художественное произведение.
Ценностно-ориентирующая и воспитательная функции искусства взаимосвязаны, т.к. искусство воздействует на мировоззрение и поведение людей.
Компенсаторная функция искусства заключается в том, что оно помогает преодолевать социальные и духовные проблемы, негативные переживания.
Виды искусства. Немецкий философ Ф. Шеллинг разделил искусство на идеальные и реальные, считая идеальные выше реальных, а поэзию — высшей формой художественного творчества.
Другая классификация видов искусства основана на средствах выражения художественного образа.
Временные виды – это те, где действие связано со временем. Ими являются литература и музыка
Пространственные виды искусства связаны с пространственным построением образов. Это живопись, архитектура, скульптура и др.
Пространственно-временные виды искусства сочетают в себе первые два вида. Это театр, цирк, эстрада, кинематограф и др.
Самая распространенная классификация видов искусства основана на социологическом признаке:
Элитарное – отличается высокой сложностью форм и содержания.
Народное — коллективного творчества многих поколений людей, отличительная черта анонимность.
Массовое – создается для представителей всех слоев общества. Его основные черты – общедоступность, коммерческий характер, занимательность, серийность.
Создание универсальной классификации невозможно, так как искусство динамично развивается.
В каждом виде искусства своя система жанров: в литературе – эпос, лирика и драма; в изобразительном искусстве— портрет, натюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина.
В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные и инструментальные), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные и др.).
Современное искусство имеет тенденцию к синтезу различных видов и жанров искусства.
Современное искусство разнообразно. В нём нет строгих правил. Каждый автор использует средства искусства, которые по его мнению, изменяет собственное и зрительское видение мира, направляет эстетические переживания при восприятии своего творения.
Перформанс – это такой вид искусства- художественное действо, в котором художник привносит атрибуты символы, жесты, позволяющие ему доминируя в представлении, донести до зрителя замысел. Это своеобразное представление, в котором используются приёмы изобразительного и театрального искусства. Перформанс расчитан на случайного, неподготовленного зрителя.
Хеппенинг — интересное художественное действо с участием зрителя. Своего рода импровизация, потому что финал не определяется заранее, к нему приходят по ходу представления. Некоторые искусствоведы рассматривают перформансы и хеппенинги протест против коммерциализации искусства.
Современное искусство во всех его видах и жанрах даёт возможность человеку выразить себя.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о функциях искусства
1) Искусство даёт человеку знания о мире и о самом человеке.
2) Искусство стремится выявить общее в виде обобщённых абстракций.
3) Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей.
4) Искусство формирует эстетические вкусы человека, пробуждает его творческое начало.
5) Искусство отражает мир через категории добра и зла.
Правильный вариант/варианты: 1,3,4
2. Восстановите смысловое значение предложения.
Искусство — это специфический вид духовно-практического освоения и _____________ отношения к действительности. Ему характерны _________ и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности.
Источник
Общение — это важно и по сегодняшний день
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.
Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.
Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.
Общение — это.
Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.
В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:
- Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.
Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.
У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности.
Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
Функции общения
Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:
- коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
- когнитивная – понимание переданной информации;
- информационная – обмен данными между друг другом;
- креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
- конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
- эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.
В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:
- синдикативная – объединение людей;
- инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
- трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
- самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.
Или более краткое и обобщённое разделение:
- социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
- контроль общества – организация поведения и работы людей;
- экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.
Формы общения
Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.
Но есть более типичные и встречаемые варианты:
- Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
- Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
- Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.
На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.
Виды и уровни общения
Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:
- Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
- Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
- «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
- Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
- Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
- Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
- Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.
Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:
- Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
- Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
- Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
- Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.
Искусство коммуникации
Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.
Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).
Чуткость
Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.
Наблюдательность
Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.
Память
Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.
Широкий кругозор
Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.
В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.
Постоянная тренировка
Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.
Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.
» alt=»»>
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.
Даже после мимолетного обмена предложениями со случайными людьми мы часто чувствует эйфорию, или, наоборот, опустошение. Потому, «Контакт масок» — это не лицемерие, а, скорее, защитный механизм, позволяющий тратить меньше психической энергии.
Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.
Источник