Ясперс техника является способом мышления современного человека

Технофобия по Ясперсу

ДЕМОНИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ ПО КАРЛУ ЯСПЕРСУ

Отрывки из реферата по теме «Технофобия»

Как принципиально новый фактор мировой истории рассматривал технику Карл Ясперс – немецкий философ – экзистенциалист.
«Настоящее являет собой катастрофическое обеднение в области духовной жизни, человечности, любви и творческой энергии, и только одно – успехи науки и техники – действительно составляют его величие по сравнению со всеми предшествующими периодами истории».

В книге «Истоки истории и её цель» Ясперс делает попытки непредвзято оценить сущность техники и машины и их значение как исторического фактора нашего времени.
Он исходит из двойственного характера техники. По сути техника – это только средство. Как средство, она не может быть сама по себе и для себя. «Она не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она сама по себе нейтральна, и потому её следует направлять.»

Однако в наше время произошли такие сдвиги в развитии техники, которые представляют угрозу для человечества.
Первоначально техника была направлена на преобразование трудовой деятельности человека, а её смысл состоял в освобождении человека от власти природы.;

«Принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека». Человек не принимает среду обитания и объекты этой среды как данность. Он воссоздаёт свою среду, и это является видовым признаком и сущностью человека, реализацией его творческих способностей.
«Подобно Богу человек открывает вечные идеи творения и осуществляет их в виде ВТОРОЙ ПРИРОДЫ». Сотворённое в свою очередь воздействует на человека. Воздействие может быть как благим, так и демоническим.

В своём первом аспекте техника «уже не только внешнее бытие, но и возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни», которая разворачивается через творчество. В результате может рождаться красота, соразмерность, совершенство формы, которые одухотворяющее воздействуют на человека.
Создания техники могут быть своего рода «ключами, открывающие такие сферы деятельности человека, которые расширяют возможности его творческой природы и ведут к новым открытиям»

Ясперс приводит примеры книгопечатания, создания музыкальных инструментов.
Специфической чертой современного технического мира является дух изобретательства, который становится всё более систематичным в своём проявлении. «Теперь уже открытия не совершаются случайно в той или иной области отдельными людьми. технические открытия входят в некий единый развивающий процесс, в котором принимает участие бесчисленное количество людей. Подчас несколько основополагающих изобретательских актов служат импульсом к дальнейшим открытиям».

Техника создаёт огромное расширение реального видения. Благодаря ей становится видимым то, что скрыто от непосредственного восприятия человека. Микроскопы и телескопы по-новому открывают мир природы, транспортные средства делают человека чуть ли не вездесущим. Этому способствуют кино и звукозапись. Наконец, благодаря технике реальное переплетение сил и интересов на земном шаре делает его замкнутой целостностью.

«В техническом мире для человека существуют, следовательно, новые возможности, специфическое удовольствие от достижений техники, расширение благодаря технике знаний о мире, присутствие всей планеты и всех элементов существования в конкретном опыте, переход к легко реализуемому господству над материей, чтобы тем самым прийти к чистому опыту в сфере возвышенного. Однако на сегодняшний день всё это ещё редкое исключение».

По сути, техника должна быть необходимой предпосылкой во всякой деятельности. Механизм составляет как бы только костяк.

Неожиданные сдвиги в развитии техники в наше время совершили перелом в естественной расстановке сил. Произошёл «триумф средств над целью». Техника оторвалась от смысла человеческой жизни и проявила свои разрушительные и демонические черты.
«Вера в прогресс игнорирует тот факт, что прогресс ограничен рамками науки и техники, он не может выйти за их пределы, охватить всё человеческое существование в целом».

Вот характерные сдвиги в развитии техники, которые становятся угрозой для человека и человечества.
Техника сокращает затраты труда, но усиливает его интенсивность. Меняется характер труда. Полная автоматизация превращает труд в бессодержательное повторение одних и тех же операций, вызывает усталость и отупение.
Автоматизация, усложнение орудий труда, их увеличение, а также необходимость совместных действий требуют крупной организации. В производство втягиваются огромные массы людей и в конечном счёте всё человеческое существование превращается в действие некоего технического механизма, а вся планета – в единую фабрику.
Происходит отрыв человека от его почвы – первой природы. Теряется преемственность традиций. Человек задыхается в созданной им «второй природе» Человеку уже не на что опереться в своём самосознании. Невозможно найти приемлемую форму жизни. Доминирует техническое мышление, распространяясь на все сферы человеческой деятельности.
Общество как одна гигантская машина употребляет человека как один из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке.
Либо он вынужден превратиться в функционирующую деталь этой машины, не размышляя, предаётся своему витальному существованию, теряя индивидуальность. Живёт в узкой полоске настоящего.
Тот, кто таит в себе недовольство, глубокую неудовлетворённость, ощущает внутренний разлад, вечное беспокойство. Он вынужден, скрывая состояние, носить маски, постоянно менять их в зависимости от ситуации и от людей, с которыми общается.
В конце-концов он теряет самого себя».

Истинный демонизм техники Ясперс видел в её непредсказуемости. Средство превратилось в ни от кого не зависящую. всё за собой увлекающую силу, которая вместо господства над природой стала господствовать над человеком. И он даже не заметил, как это произошло. Любое техническое творение может оказать на человека совсем не то воздействие. на которое он рассчитывает. Даже информация, распространяемая современными методами может господствовать над людьми посредством контролируемых сведений.

Полная зависимость от аппаратов грозит человечеству неисчислимыми, неведомыми ранее бедствиями, в случае их поломки. И если техническое неблагополучие устраняется техническими средствами, они могут усилить его в какой-либо другой форме.

Читайте также:  Способы сжигания топлива слоевой

Ясперс делает неутешительный вывод. Демонизм техники не может быть преодолён техникой же. Без проникновения в сущность происходящего человек не сможет господствовать над техникой. «Все моменты техники соединяются со связями иного происхождения… В атмосфере резкой рассудочной ясности наших дней человек отдан во власть некоего зловещего процесса, который неумолимо и грозно сложился из действий самих людей.»

Философ ищет и находит такие истоки человеческой жизни, которые помогут подчинить технику.
Тотальной машинизации может противостоять только человеческая индивидуальность в её неповторимости.
Спасение мира, пронизанного техникой, придёт не через рациональные действия по обузданию техники техникой ещё более совершенной, но усилием духа, направленного на изменение самого человеческого сознания. Оно должно расшириться через фантазию и медитацию, саморефлексию, преодоление нигилизма и укреплении истинной веры.

Источник

Философские проблемы современной техники в работах К. Ясперса

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Философские проблемы современной техники в работах К. Ясперса

Соискатель кафедры МТЦМ

Доцент каф. философии,

Зав. кафедрой философии

д-р филос. наук, проф.

Глава 1. Сущность техники

Глава 2. Оценка техники и её границы

Глава 3. Техника и общество

Список использованной литературы

Всего около 100 лет назад вклад техники в цивилизацию обычно лишь приветствовался, и потому попросту не видели никакой необходимости в исследовании философских проблем техники. Технику обычно рассматривали как ремесло или, в лучшем случае, как простое применение научных открытий и тем самым — как деятельность интеллектуально низкого порядка, не заслуживающую философского исследования.

Философия, которая с самого своего возникновения рассматривалась как относящаяся к царству теоретического мышления и идей, неизменно возникающих у человека, по необходимости противопоставлялась любой практической, технической деятельности, основывающейся, как считалось, только на интуитивном умении делать нечто.

Первые зачатки философии техники сложились в XIX веке в Германии и Франции [1].

Отличительными особенностями подхода к технике в зарубежной философии является следующие: четко выраженное гуманитарное и аксиологическое отношение, постановка во главу угла вопросов природы и сущности техники и её значения для судеб нашей культуры, наконец, развитие наряду с общефилософскими проблемами также прикладных (прогнозы развития техники, вопросы инженерного образования и другие). Действительно, зарубежные философы техники вслед за М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Л. Мэмфордом, как правило, связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис нашей культуры и цивилизации [2].

Техника как умение применять орудия труда существует с тех пор, как существуют люди. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.

Однако эта техника оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его обозрению — она приводилась в действие мускульной силой человека и животных, водой или ветром. Качественный скачок произошел в конце XVIII века, когда были изобретены (Ясперс использует слово «открыты») машины – механические устройства, автоматически производящие продукты потребления. Но высокопроизводительные машины нуждаются в новых источниках энергии – и вот в 1776г появился паровой двигатель, а в XIX веке — электромотор. Новым было теперь то, что в распоряжении человека оказалась в тысячу крат большая сила, чем та, которой располагала древняя механика – и казалось, что эту силу можно увеличивать до бесконечности [3, c. 120].

Современная, основанная на науке техника является одним из ведущих факторов – многие считают её вообще ведущим фактором нашего времени.

1. Сущность техники

Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно, говорят о технике дыхания и т. п. [3, c. 117]

Далее Ясперс выделяет характерные черты техники, к которым относит следующие:

Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении и сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рациональности как таковой.

Власть. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании – вот почему и говорят: знание — это власть.

Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии целей, поставленной человеком. Такими целями могут быть облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение досуга и удобств. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы. Её назначение — освободить человека как живое существо от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.

Но это ещё не исчерпывает смысла техники. Создание орудий труда подчинено идее единства в рамках постоянно расширяющегося преобразования человеком окружающей его среды. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает её, не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, созданной им самим, стала признаком самой сущности человека. Не только человек воздействует на эту среду, преобразуя её по своему вкусу — но и среда воздействует на него самого…

Виды техники . Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. Ссылаясь на Дессауэра, Ясперс указывает, что техника не только создает средства для достижения ранее поставленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. В этом случае порождения техники становятся своего рода ключами, открывающими новые сферы деятельности человека.

Открытие и повторяющаяся работа. Технику можно охарактеризовать как совокупность открытых человеком приемов и действий, которые можно потом идентично передавать и применять.

Читайте также:  Способ получения данных маркетинг

Напротив, творческая деятельность — даже та её область, которая приводит к техническим открытиям — резко отличается от нетворческого труда.

Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и самоцелью; когда забывают о конечной цели и целью становятся средства.

2. Оценка техники и её границы

Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в новую сферу — сферу массового производства, превратила всю планету в единую фабрику, функционирующую как некий технический механизм.

Кроме того, техника — уже не только внешнее бытие, но и возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни. По мнению Дессауэра, на которого ссылается Ясперс, в современной технике заключена идея новой человеческой среды и развитие техники логически завершится каким-то неизвестным пока материальным базисом человеческого существования.

Есть и диаметрально противоположная точка зрения: развитие техники приведет не к освобождению от власти природы путем её полного подчинения, а к разрушению и природы, и человека, к тотальному уничтожению всего живого.

Существует и третья точка зрения, отличная от первых двух. Согласно ей, техника нейтральна. Сама по себе она не является ни благом, ни злом, но может быть использована и во благо, и во зло. В технике отсутствует какая бы то ни было идея — будь то идея завершения, будь то инфернальная идея разрушения. Любые идеи в технику привносит человек, только он придает технике смысл.

Техника — средство, которое должно направляться определенным образом. В раю, замечает Ясперс, техники быть не может. Задача её — освобождение человека от нужды; техника позволяет ему расширять свое существование до беспредельности создаваемой им среды.

Человеку присущ дух изобретательства. И в каменном веке люди изобретали удивительные вещи – например, бумеранг, но сейчас технические открытия и изобретения совершаются в неком едином русле; в творческом процессе принимает участие бесчисленное количество людей. В результате открытия и изобретения становятся анонимными, и достижения одного человека тонут в достижениях коллектива. Творческое созидание, технические открытия находятся на службе человеческих потребностей и оцениваются обществом в зависимости от их полезности. Смысл существования техники — в её способности создавать полезные вещи (можно сказать шире: создавать материальные блага). Изобретатель в области техники, полагает Ясперс, не создает принципиально новых потребностей, хотя, удовлетворяя их, он их расширяет и разнообразит. Не совсем согласен. Интересно, признал бы Ясперс любовь к блужданию по интернету принципиально новой потребностью? И далее, возвращаясь к цели изобретательства, Ясперс пишет: «цель должна быть задана, она обычно сама собой разумеется и сводится к облегчению труда, к производству продуктов потребления, к массовой продукции». [3, c. 134].

Границы техники четко очерчены. Она господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным. Живопись, поэзия, наука доступны лишь живому духу и, если техника вносит в творческий процесс свою лепту, то только как средство достижения цели. Техника заключена в сфере безжизненного и направляется человеком. Возвращаясь к способности техники создавать материальные блага, можно отметить, что она нацелена на типовую и массовую продукцию. Это особенно ярко проявилось сейчас, в эпоху глобализации, когда, скажем, кроссовку на левую ногу делают в Южной Корее, на правую – в Малайзии, складывают их в одну коробку — в Сингапуре, и результат продают в России под маркой американской фирмы.

Универсальность техники исключает её связь с какими-то ни было культурными предпосылками, делает доступной всем народам. Поэтому техника сама по себе – нечто безличное, даже бесчеловечное. Тут Ясперс делает оговорку, что техника, хотя и ограничена унитарностью человеческого рассудка, но в «духе» открытия и в отдельных формах всегда ощущается нечто большее, чем только техника. Совершенно согласен с этим. Так же, как в спектакле, в котором заняты блестящие актеры, проявляется личностный посыл режиссера, так и сложная техническая система – автомобиль, самолет, даже компьютерная программа — носят отпечаток индивидуального стиля их создателя, конструктора или дизайнера.

Ограниченность техники проявляется и в зависимости её от ресурсов, в особенности невозобновляемых — нефти, рудного сырья и т. п. Человеческий труд можно считать возобновляемым ресурсом, но здесь философ видит другое ограничение: можно построить самую совершенную машину – и она будет бездействовать, если в её работе не будут заинтересованы люди, призванные эту работу направлять и обеспечивать.

Исследующий границы техники неизбежно приходит к вопросу: каковы границы научно-технического прогресса? До сих пор техническое развитие представляет собой все ускоряющийся, бурный процесс. Открытия и технические новинки служат предпосылками для последующих открытий, о возможности которых раньше и не подозревали.

Ясперс довольно пессимистично смотрит на будущее научно-технического прогресса (книга «Смысл и назначение истории» написана в начале 50-х годов ХХ века). Технизация жизни, исчезновение свободной духовности, засекречивание целых направлений в военных целях, по его мнению, приводят к исчезновению предпосылок научно-технического прогресса и даже могут рассматриваться как симптом его конца. К счастью, эти прогнозы не сбылись. Интересно замечание философа: «уже теперь очевидно различие между великими творцами и предпринимателями XIX века и организованной, все более анонимной изобретательской гонкой наших дней». Вот почему так важен элемент индивидуальности создателя технической системы, вложенный в его работу: это способ самовыражения современного человека, homo faber.

Но, даже если научно-технический прогресс и достигает своего завершения, у человечества остается ещё одна грандиозная задача — преобразовать всю поверхность земного шара в единую сферу использования технических достижений.

3. Техника и общество

Развитие техники изменило, точнее, заставило измениться человеческое общество. Широкое использование техники возможно только в свободном обществе, где нет принудительного труда и где допускается свободное экономическое соревнование на свой страх и риск. Для широкого технического и экономического наступления предпринимателей в XIX веке потребовались ещё две предпосылки: предоставление кредита, благодаря чему предприимчивые люди получали возможность распоряжаться денежными средствами, и наличие рынка труда – свободной рабочей силы.

Читайте также:  Бинарное дерево способы обхода дерева

Там, где существует разделение труда, необходим совместный труд и организация его. Ясперс вслед за Марксом и Энгельсом считает совершенно очевидным, что производственные отношения, в том числе и организация труда, оказывают огромное влияние на общество и жизнь людей во всех её проявлениях. Но возводить эту зависимость в ранг моноказуального понимания человеческой истории философ считает неверным. Решающим для сознания человека является другое: что он производит, для какой цели, по какой причине и как это отражается в сознании трудящегося индивидуума [3, c. 124].

Проницательных людей с давних пор охватывал ужас перед техническим миром. Ремесленники, которых разоряли высокопроизводительные машины, уничтожали их как источник своих бед. Так создавался демонистический образ техники. Это означает нечто, созданное людьми, но созданное ими непреднамеренно; на нечто подавляющее, оказывающее последующее воздействие на все их существование; противостоящее им, не постигнутое ими, как бы происходящее на заднем плане, нераскрытое. Это те неожиданные сдвиги в развитии техники, которые становятся угрозой для человека.

Изменение характера труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего. Труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины. Само общество превращается в одну большую машину, характерными чертами которой становятся упорядоченность и четкое следование внешних (не выработанных в ходе функционирования) правил. Только в рамках подобной структуры современное общество способно решать стоящие перед ним задачи. Всё, что связано с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед обществом — машиной. В результате этого человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Человек, который раньше был субстанцией целого и его смыслом, теперь становится средством. Человечность отступает на второй план — на словах она объявляется главенствующим принципом, а на деле про неё забывают, если цель того требует. Люди лишаются корней, уподобляются песчинкам (в СССР предпочитали говорить «винтикам») — для того, чтобы их можно было использовать наилучшим образом.

Человек становится самим собой только в нерабочее время. Однако и частная жизнь механизируется и досуг, удовольствие превращаются в разновидность работы.

Современная техника оказывает мощное информационное давление на людей. Раньше знания давали людям духовное освобождение, а теперь распространение информации превратилось в господство над людьми, манипулирование ими. Общество – машина, в ипостаси которого выступает государство, может в любую минуту заявить о себе в каждом доме.

Человек не может освободиться от власти техники, он стал зависим от её сферы. Если вдруг техника перестанет действовать, то комфортабельная жизнь современного человека мгновенно сменится на борьбу за выживание [c 139].

Техника — только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, чему она служит, чего от неё хочет человек, подчинивший себе технику, и как он проявит себя с её помощью.

Техника стала независимой от людей, довлеющей над человечеством силой. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Он попал под её власть, не заметив того, как и когда это произошло.

На место жесткой природной необходимости ныне становятся вызванные самими же людьми такая же жесткая необходимость и непредсказуемые побочные последствия — такие, как ухудшение состояния окружающей среды и нехватка ресурсов [4].

Совершенно очевидно, замечает Ясперс, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности. Демонизм техники может быть преодолен только путем проникновения в сущность техники. Может быть, человек когда-нибудь преодолеет «демонизм» техники, то есть исключит возможности её непредвиденного развития. Хотя во всех случаях, когда пытаются устранить техническое неблагополучие с помощью техники, то есть преодолеть технику техникой, это неблагополучие может усиливаться.

В ходе преобразования всей трудовой деятельности человека техника преобразует и самого человека. Вся дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту.

В целом феномен техники — не только опасность, но и задача. Нет ли таких истоков человеческой жизни, которые помогут в конечном итоге подчинить человеку всю сферу техники, вместо того, чтобы рабски подчиняться ей? – задает риторический вопрос философ. Ведь техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности — это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство самоуничтожения людей или что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже всё поглотил и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого содержания событий? Только наша человеческая сущность – залог того, что это в целом невозможно.

Смысл новой реальности должен быть отчетливо понят философской мыслью. Последняя создает, правда, только идеи, отношения, оценки, возможности для отдельного человека, однако эти отдельные люди могут сыграть решающую роль в ходе развития событий.

Список использованной литературы

1. Рапп Ф. Философия техники: обзор. Ст. в сб. Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 24-53.

2. Розин В.М. Философия техники и культурно – исторические реконструкции развития техники. / Вопросы философии. 1996. №3. С. 19-29.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. 527 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы