Ящичек с рисунками способ связи

Помогите с заданием на лето.

Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите группу, в которую входит это сочетание.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить вол­ка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, ле­жать па траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шер­сти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-ту­рецки, желание учиться, красный от волнения, дружески за­ботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-празднич­ному весёлый,.

Упражнение 2.Составьте словосочетания, укажите падеж.

Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвра­щаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол; прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, ком­ната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берё­за; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа;

ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, ши­нель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящий­ся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро.

Упражнение 3.Укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём.

Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, на­ша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по-варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по-зимнему холодно, что-то непонятное.

Упражнение 4.Укажите связь слов в словосочетаниях. Напишите с дан­ными словосочетаниями 5-6 предложений.

Душистый цветок, сорвать цветок, очень душистый, очень красиво, берёзовый лист, ударить молотком, исключительно талантливый, весьма прият­но, кто-то в шинели, обняться с другом, обнимая друга, приехать завтра, говорить громко, полёт орла, пойти за грибами, встретиться с товарищем, исключительно удачно, по-весеннему свежий, сходить за ягодами, портфель отца, бежать не останавливаясь, приехать накануне, повернуть влево, твоя тетрадь, мечтать о путешествии, летать на самолёте, плыть на пароходе, плыть прямо, плыть по реке.

Упражнение 5.Замените данные глагольные словосочетания именными, укажите падеж.

Прощаться с товарищами — прощание с товарищами; прези­рать трусов — презрение к трусам; бороться за мир; восхи­щаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; лю­бить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля;

сортировать семена; хранить документы.

Упражнение 6.Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; пре­пятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться,

Упражнение 1. укажите в словосочетании главное и зависимое слово и назовите группу, в которую входит это сочетание.
гПокупать шапку, шёлковое гплатье, очень гвесёлый, гпохожий на брата, гвыше сестры, гчетыре листа, очень ггромко, гвстретиться с друзьями, гчто-то смешное, гстучать молотком, гзастрелить вол­ка, пятый гэкземпляр, гпостроить мост, гуехать третьего июня, гмахнуть рукой, гидти лесом, гработать всю ночь, гвыйти из дома, гвстать из-за стола, готбежать от дерева, гспускаться с горы, гле­жать па траве, ггулять около леса, гпутешествовать в течение двух лет, гвыйти освежиться, пристально гвсматриваться, гдвери гостиницы, глошадь серого цвета, гборода лопатой, гноски из шер­сти, гбанка из-под консервов, гбудка для сторожа, гночь перед боем, гкнига в переплёте, гшуба на меху, заячьи гследы, Алёшин гпиджак, расчищенная гдорожка, гглаза навыкате, гкофе по-ту­рецки, гжелание учиться, гкрасный от волнения, дружески гза­ботливый, гважный для всех, гготовый к отъезду, по-празднич­ному гвесёлый,.

Упражнение 3.Укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём.

Новый гстадион согл, весенние гцветы согл, разбушевавшееся гморе согл, на­ша гшкола согл, второй готряд согл, гножка стола упр, гпенал Миши упр, гящичек с рисунками упр, гкофе по-варшавски прім, чрезвычайно гопасный прим, детски гпростодушный прим, гпохожий на отца упр, гвосемь копеек упр, гпоймать окуня упр, готрубить топором упр, гвыехать из города упр, г перепрыгнуть через ручей упр, очень густать прим, гповернуть назад прим, готвернуться улыбаясь прим, по-зимнему гхолодно прим, гчто-то непонятное согл.

Читайте также:  Какие способы верстки web страниц есть

Упражнение 4.Укажите связь слов в словосочетаниях. Напишите с дан­ными словосочетаниями 5-6 предложений.

Душистый цветок согл, сорвать цветок упр, очень душистый прим, очень красиво прим, берёзовый лист согл, ударить молотком упр, исключительно талантливый прим, весьма прият­но прим, кто-то в шинели упр, обняться с другом упр, обнимая друга прим, приехать завтра прим, говорить громко прим, полёт орла упр, пойти за грибами упр, встретиться с товарищем упр, исключительно удачно прим, по-весеннему свежий прим, сходить за ягодами упр, портфель отца упр, бежать не останавливаясь прим, приехать накануне прим, повернуть влево прим, твоя тетрадь согл, мечтать о путешествии упр, летать на самолёте упр, плыть на пароходе упр, плыть прямо прим, плыть по реке упр.

Упражнение 5.Замените данные глагольные словосочетания именными, укажите падеж.

Прощаться с товарищами — прощание с товарищами; прези­рать трусов — презрение к трусам; бороться-борьба за мир; восхи­щаться -восхищение картиной; встретиться -встреча с другом; уважать -чувство уважения к учителю; лю­бить -любовь к детям; осветить-освещение улиц; выполнение приказа; орошение поля;

сортировать -сортировка семян; хранение документов.

Упражнение 6.Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; пре­пятствовать, движению; писать, о подвигах; описывать, подвиги; платить, за проезд; оплачивать, проезд; вера, в победу; уверенность, в победе; начать, весенний сев; приступить, к весеннему севу; ценить, время; дорожить, временем; доверять, другу; полагаться на.

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Читайте также:  Основной способ получения информации человека

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Словосочетание. Классификация. Виды связи.

Данная презентация содержит задания для обобщения знаний по теме «Словосочетание», а также пояснения к ним. Может быть использована при проведении урока по теме в обычном и дистанционном режиме, а также как часть самостоятельной работы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Классификация. Виды связи.»

Словосочетание. Классификация. Виды связи.

Презентацию подготовила Маркарьян Л.А., преподаватель русского языка ГПОУ «Зуевский энергетический техникум», г.Зугрэс

  • Закрепить сведения о словосочетании как единице синтаксиса
  • Закрепить умение правильно классифицировать словосочетания, определять способ связи слов в них, отработать навыки правильного использования словосочетаний в речи
  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку

Вопросы на повторение изученного

  • Что изучает синтаксис? Вспомните его основные единицы.
  • Что такое словосочетание? Что такое предложение?
  • Чем словосочетание отличается от предложения?

С л о в о с о ч е т а н и е — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова — главного — обусловливают грамматические свойства другого слова — зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь н о й .

Все ли соединения слов являются словосочетаниями?

Являются ли ниже приведенные примеры словосочетаниями? Объясните…

стол и стул; ест да спит; Ахиллесова пята; будет ехать; идёт дождь; мальчик читает, возле забора.

  • Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому — либо другому.
  • Словосочетание образуется путём распространения главно­го слова зависимыми (пояснительными) словами, например:

яблоко — вкусное яблоко; платье — шерстяное платье; спортсмен — спортсмен высокого роста; умный — очень умный; свежий — по осеннему свежий; починить — починить ботинки; вспахать — вспахать плугом; приехать — приехать двадцатого января.

  • Определите главные и зависимые слова в каждой группе словосочетаний. По какому принципу словосочетания разделены на группы?
  • 1) читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол;
  • 2) дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери;
  • очень дорогая, дороже золота;
  • две книги, трое детей;
  • 3) очень дорого, невероятно плохо;
  • 4) чтото детское, каждый из присутствующих .

  • 1) г л а г о л ь н ы е (читатькнигу,выйдяиз дому.прибитыйгвоздями, сильноустал, поставитьна стол);
  • 2) и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными(дорогаякнига, домотца,рубашкав клетку,ключот двери), с именами прилагательными(оченьдорогая, дорожезолота), с именами числительными(двекниги,троедетей);
  • 3) н а р е ч н ы е (оченьдорого,невероятноплохо);
  • 4) м е с т о и м е н н ы е (чтотодетское,каждый изприсутствующих) .

  • Попробуйте объяснить, по какому признаку сгруппированы эти словосочетания?

(подсказка: смотреть на то, как изменяется зависимое слово при изменении главного)

1) дорогая книга , моей книгой, улыбающееся дитя, второго сорта , река Днепр;

2) купить книгу, войти в комнату, поссориться с ним, кровать больного, встретился с троими;

3) приехать вчера , выйти освежиться, идти прихрамывая.

1) дорогая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже); 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже); 4) второго сорта (в этом словосочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже); 5) река Днепр (в этом словосочетании зависимое существительное Днепр согласуется с основным существительным река в единственном числе, именительном падеже)

Читайте также:  Методы или способы управления государственного долга

* С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово . Согласуются следующие зависимые слова:

имена прилагательные, местоимения, причастия, порядковые числительные, существительные

1) купить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить); 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4) кровать больного (в этом словосочетании зависимое слово больного — субстантивированное прилагательное — стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретился с троими (в этом словосочетании зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться).

* У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово . Связью управления соединяются следующие зависимые слова:

имена существительные, местоимения, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных

  • приехатьвчера (в этом словосочетании наречие вчера примыкает к глаголу приехать); 2) выйтиосвежиться (в этом словосочетании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение); 3) идтиприхрамывая (в этом словосочетании деепричастие примыкает к глаголу).

* П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи.

  • Определите, к какой группе относится каждое словосочетание; укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём.

Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, наша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по — варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по — зимнему холодно, что — то непонятное.

  • Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (без предлога или с соответствующим предлогом).
  • По заданию, Ирина Васильевна; книга, Ирина Васильевна; думать, Ирина Васильевна; подарить, Лидия Сергеевна; идти, аллея; учиться, лицей; жить, Казань; жить, Кубань; жить, Саратов;
  • жить, Дон; жить, Вологда; жить, Россия; писать, карандаш; встре­титься, товарищ; отпереть, ключ; пять, дача; десяток, груша; семь, песня; килограмм, вишня; любоваться, город; любоваться, Саратов; любоваться, Бородино.

  • Сопоставьте сочетания слов в первой и второй группах. Являются ли они словосочетаниями? В чем их отличие?
  • чистое голубое небо, долго читал книгу, вчера хорошо выспался, теперь готов на все, прекрасная книга о подростках;
  • голубое небо, читал книгу, хорошо выспался, готов на все, книга о подростках.

Словосочетания, состоящие из одного главного слова и одного зависимого, называются простыми , например: голубое небо, читал книгу, хорошо выспался. К простым относятся также словосочетания, в которых зависимый член выражен существительным с предлогом: еду в гости, говорили о сыне, прыгнуть через забор, готов на всё, книга о подростках. Словосочетания, в которых одно главное слово подчиняет себе два и более зависимых, называются сложными.

  • Прочитайте и укажите: 1) в какую группу входит каждое словосочетание; 2) каким способом связаны слова в каждом словосочетании. Напишите с данными словосочетаниями 4 — 5 предложений.
  • Душистый цветок, сорвать цветок, очень душистый, очень красиво, два цветка, чтото необыкновенное, берёзовый лист, ударить молотком, исключительно талантливый, весьма приятно, три карандаша, обнять друга, обнимая друга, приехать завтра, говорить громко, игра в шахматы, полёт орла, пойти за грибами, прийти посоветоваться, встретиться с товарищем, исключительно удачно.

  • Исправьте словосочетания, составленные с нарушением нормы:
  • тормозить работе, восхищаться перед талантом, уверенность в будущее, прикасаться тайны, обосновывать на правилах, основывать примерами.
  • «Вы к этому делу не касайтесь!»; «На чём он обосновывает своё решение?»; «Граждане, оплачивайте за проезд!».

Источник

Оцените статью
Разные способы