Японец показал весьма оригинальный способ, как быстро заточить ножи без специального камня
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Даже идеально сбалансированный и острый, как японская катана, нож рано или поздно тупеет. И в отличие от людей, ему для этого даже не требуется сидеть сутками перед телевизором. Вернуть лезвию былую славу поможет специальный точильный камень. Но если его нет под рукой? Один хитрый парень подсказал трюк, как заточить нож с помощью вещи, которая 100% найдётся в каждом доме .
В Японии всё делают немного странно, не так, как во всём остальном мире. Даже точат ножи. Один популярный блогер поделился секретом, как многие японцы затачивают лезвия без помощи специального камня или высокотехнологических гаджетов. И пользуются этим трюком уже не первое десятилетие. Оказывается, вернуть кухонному ножу приличное состояние может обыкновенная газета.
Как объясняют эту хитрость сами японцы, все дело в типографских чернилах. Точнее, в графите, который входит в их состав. Он оказывает на металл действие, сопоставимое с хорошей профессиональной смазкой. Плотная бумага также играет не последнюю роль. Не знаем, как сильно отличаются наши газеты от японских, но вот, как опробовать этот лайфхак в действии.
Просто разверните газету на столе, нож положите плашмя, как на предыдущих фото. Сохраняя нож в таком положении, проведите несколько раз по газетному листу в одном направлении. Повторите ещё пару раз. Переверните лезвие другой стороной и повторите всё сначала. После хорошо промойте водой и средством для мытья посуды. Если только не хотите узнать, каковы последние новости на вкус.
Нож снова станет бритвенно острым без особых усилий и специального оборудования. А если нужно заточить ножницы , то вот элементарный способ, как это сделать буквально за минуту .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Как точить японские ножи
Если для заточки обычных кухонных ножей подойдут бруски из керамики и любые другие недорогие варианты, то с изделиями японского производства все не так просто. Узнаем, как правильно точить японские ножи для получения острой режущей кромки, предотвратить ее повреждение и избежать ошибок при эксплуатации тойши (водяных камней).
Выбираем камень для заточки ножа
Выбор и покупка правильного бруска – уже полдела на пути к острым лезвиям. Существует несколько базовых критериев, исходя из которых выбирают точильные камни.
Для сухой заточки используют камни типа арканзасского и вашита. Их использование рационально при работе с европейскими ножами. Для японских клинков подойдут только водные камни. Дело в том, что режущая кромка японских ножей острее и тоньше, чем европейских. При влажной заточке с поверхности клинка снимается минимум металла: это повышает срок его службы.
Размеры
Параметры камня зависят от габаритов самого клинка. Здесь все просто: его длина не должна превышать размер лезвия больше, чем в 1,5-2 раза. Если в наборе несколько ножей, ориентируемся на размеры лезвия самого большого. Оптимально соответствие длин или незначительное превышение этого показателя у камня.
Относительно толщины: чем она больше, тем лучше. Особенно если речь о частой эксплуатации камня. Если вы имеете дело с тонким тойши, можно приклеить к нему деревянный брусок, используя водостойкий клей: это облегчит эксплуатацию бруска и увеличит срок его службы.
Твердость
Самые лучшие водяные камни отличаются высокой твердостью. На поверхности мягких брусков образуется слой суспензии с абразивными частицами, которые могут царапать лезвие при заточке, тем самым ухудшая ее эффект. Кроме того, твердые водные камни почти не стираются, надолго сохраняя свою производительность.
Поверхность
Она должна быть гладкой и хорошо отполированной. Наличие трещин и сколов ухудшает качество заточки: от такой покупки стоит отказаться.
Зернистость
Выделяют бруски грубой, мелкой и средней зернистости. По американской классификации средними являются камни зернистостью от 600 до 800 grit. Именно их чаще используют для заточки ножей. Лезвия японского производства отличаются от европейских по ряду физических особенностей (например, форма клинка, твердость). Для них 500-800 grit будет недостаточно, нужно брать более зернистый камень. А вот для последнего этапа заточки, полировки режущей кромки, оптимально выбирать величину от 1500 до 2000. Остальные применяют редко, как правило, для профессионального использования.
«Samura» выпускает водные камни для решения разных задач: от заточки сильно затупившихся лезвий до легкой полировки.
Как правильно точить ножи на японских камнях для получения лучшего результата? Используйте набор точильных камней с разной зернистостью. Поэтапная заточка с полировкой обеспечит максимальную остроту лезвия и ее сохранение на долгое время.
Процесс заточки японских ножей
Ножи, которые производят в Стране Восходящего Солнца, имеют особую форму и отличаются от европейских более тонкой режущей кромкой. Поэтому процесс их заточки требует следования особым правилам. Схема заточки клинков основана на использовании натурального водного камня. Клинок точат только с одной стороны, до образования заусенца. После этого лезвие переворачивают, а появившуюся зазубрину удаляют. Эти действия повторяют с использованием камня меньшей зернистости.
Перед тем, как точить ножи на японском камне, необходимо ознакомиться с базовыми правилами:
В процессе не рекомендуется прикладывать большое усилие: лезвие от этого не заточится быстрее, а водный камень может деформироваться.
Необходимо строго следовать выбранному углу заточки.
После эксплуатации водного камня необходимо очищать его от металлических фракций, оседающих на поверхности в процессе затачивания клинка.
Прежде чем использовать дорогой камень и точить профессиональный нож, следует потренироваться с менее дорогими предметами.
Этапы заточки включают в себя подготовку камня и лезвия, закрепление, основную обработку, доводку и финальный этап для достижения идеального результата.
Подготовка
Перед использованием камень нужно замочить в обычной воде. Делайте это в специальной емкости. Если у вас несколько камней, используйте для них разные емкости. Это поможет избежать отделения абразивных фракций от одного камня и их оседания на поверхности другого, менее зернистого по структуре.
Время замачивания также зависит от зернистости. Если этот показатель высокий, камень оставляем в воде минут на 5, а мелкозернистые образцы – на 20-30. Соответственно, средние – на 10-15 минут. Вынимать брусок из емкости следует тогда, когда пузырьки воздуха перестанут выделяться с его поверхности.
Чтобы точить клинок было удобно, необходимо задействовать обе руки. Попробуйте использовать специальные устройства для закрепления точильных брусков: их можно купить в специальных магазинах или сделать самостоятельно.
Первичный этап: зернистость бруска 400-700
Перед тем, как точить японские ножи крупнозернистым камнем, нужно создать на его рабочей поверхности суспензию. Если лезвие клинка сильно затуплено, или на нем есть механические повреждения (сколы, царапины), необходимо первоначально привести его в порядок. С помощью камня зернистостью около 400 нужно детально проработать над каждой проблемной частью резака.
Схема первичной заточки проста: условно делим клинок на несколько равных по размеру частей (2-5, в зависимости от длины). Обрабатываем каждый участок поочередно, под углом 45 градусов между осями ножа и точильного бруска. Для проработки кончика лезвия большим пальцем прижмите его к камню.
Важно! В процессе работы с клинком нельзя менять угол его первичной заточки. Его величина зависит от типа инструмента, его назначения, страны-производителя и может составлять 15-40 градусов.
Спусковую часть ножа следует держать плоско на камне. Новичкам есть смысл использовать специальные закрепляющие клипсы, которые устанавливают на плоскости лезвия. Они позволяют избежать отклонений угла заточки.
Движение клинка должно быть направлено в сторону обуха инструмента. При этом с обратной его стороны образуется заусенец. После того, как его толщина стало одинаковой на всем обрабатываемом участке, можно переходить к следующей зоне.
Основная заточка: камень зернистостью 700-2000
Первичная заточка ножа необходима, если его лезвие сильно затуплено или повреждено. В остальных случаях можно начинать с основного этапа, используя камень зернистостью 700-2000, например, SCS-2500/F.
Для японских клинков лучше брать бруски от 1000 grit, при заточке европейских можно ограничиться 700-800 grit. Цель этапа – восстановление остроты лезвия и выравнивание результатов первичной, грубой обработки. Принцип работы остается тем же. Заусенец при этом имеет меньший размер, а процесс удаления лишнего слоя металла замедляется.
Финишная заточка: зернистость бруска 2000-5000
Чтобы довести результат обработки лезвия до идеала, используем мелкозернистые бруски. Действуем по аналогии с предыдущими двумя этапами: делим лезвие на несколько частей, попеременно работая с каждой из них в направлении обуха. При финишной заточке заусенец на лезвии не образуется. Чтобы контролировать эффективность процесса, следует периодически осматривать кончик лезвия, направляя его в свою сторону. Если нож отточен идеально, в таком положении острие не будет видно, при наличии блика есть смысл продолжить работу.
Настоящие мастера по работе с водными камнями проверяют результат работы, проводя ножом по волоскам на своей руке. Качественно наточенное лезвие срезает их также ровно, как бритва.
Конечная полировка ножа: для перфекционистов
Чтобы достичь полного совершенства в мастерстве заточки, ее завершают полировкой лезвия. Для этого используют камни зернистостью от 5000 до 20000. С такими приспособлениями не справиться новичку: только профессионалы работают с полировкой камня. Казалось бы, полировка – безопасный способ обработки лезвия, но на деле она легко может испортить режущую кромку, так усердно заточенную на предыдущих этапах.
В Японии профессиональные мастера по заточке ножей получают высокую плату за свой труд. Знание всех тонкостей работы с клинками требует соответствующего обучения и усердной практики.
Ошибки при обработке японских лезвий
Как правильно точить японские ножи, мы выяснили. Теперь разберем самые распространенные ошибки, которые делают процесс неэффективным и портят инструмент.
1. Использование одного камня. Выше мы разобрали поэтапную схему работы с японским лезвием. Чтобы достичь хорошего результата, стоит приобрести набор камней с разным показателем зернистости.
2. Неполная заточка. В процессе может показаться, что лезвие уже заточено. Иллюзию создает множество маленьких заусенцев, образованных при первичной обработке. На деле они быстро отпадают при эксплуатации ножа, что приводит к его быстрому притуплению. Чтобы результат был долгим, нужно наблюдать за режущей кромкой.
3. Игнорирование подготовительного этапа. Перед заточкой нож необходимо хорошо помыть и высушить. Наличие на поверхности жира и грязи недопустимо.
4. Чрезмерное давление на нож камнем. Процесс заточки от этого не пойдет быстрее, а вот камень быстро испортится.
5. Нарушение фабричного угла заточки. Держать камень нужно под одним углом к плоскости лезвия. Если точить лезвие под меньшим углом, лезвие с трудом будет справляться с твердыми материалами, а при его превышении не сможет ровно и тонко нарезать продукты.
Источник
Японский способ заточки ножей
Интересное видео о заточке японских кухонных ножей
http://youtu.be/QAWfV6VjAHw
Ранее видел только отрывки это полная версия. Интересуют мнения форумчан
Я видел дядьку Хатори в живую, на одной выставке.
Он действительно не понял меня, когда я просил заточить односторонний нож в несколько углов по спуску.
Неучто хамагури не для всех ?
quote: Originally posted by spoonman:
Никакой хамагурибы на янаги — это норм ?
quote: Originally posted by alex9635:
хамагуриба — はまぐり刃
хотя иногда это пишут ハマグリ刃
например: http://www.suisin.co.jp/Japanese/tokusyu/2004-12/
( там, кстати, внизу есть видео )
Но мне показалось, что дядька на грубом обдирает по спуску
и начиная с 3к работает ближе к кромке.
Пересмотрю видосск.
Ещё порадовал сам факт того, что подобный мастер-класс проводит президент компании. И печально, что в нашей стране руководить компанией, например по продаже профессионального звука, может бывший рекламщик, нихрена на понимающий даже в азах того ремесла, для которого продаёт оборудование.
quote: Originally posted by spoonman:
Но мне показалось, что дядька на грубом обдирает по спуску
и начиная с 3к работает ближе к кромке.
Ну и дальше уже полировка на мелком камне.
Ну и в конце несколько замечания. Первое это то, что после этого лучше еще и сделать и микроподвод на лицевой стороне ножа на полировальном камне. Угол этого микроподвода может колебаться в очень больших пределах (20-55) и зависит от личных пристрастий пользователя и предназначения ножа.
Второе касается заточки обратной стороны. На видео специально указано, что переточка обратной стороны может привести к порче ножа. Но поскольку точить все таки надо, то широко используется метод, когда при заточки обратной стороны нож лежит не всей плоскостью на точильном камне, а обух ножа немного приподнимается. Хотя этот вариант упорно обходится во всей литературе, но на практике в японских магазинах по продаже ножей, где собственно и осуществляется заточка ножа, именно так и поступают.
Третье. Рекомендуется лицевую сторону точить с усилием от зерна, а обратную сторону, где удаляется заусенец на зерно.
quote: Originally posted by oldTor:
И печально, что в нашей стране руководить компанией, например по продаже профессионального звука, может бывший рекламщик, нихрена на понимающий даже в азах того ремесла, для которого продаёт оборудование.
Потому что, в нашу экономику скопировали худшее, что есть в западной. Во главу угла ставится не удовлетворение потребностей, а получение прибыли. И чтобы так существовать, нужно снизить планку требований потребителя, и отучить его от любого ремесла и собственных навыков. Все. У нас прилавки завалены продуктами, которые по своему составу и качеству и близко бы не попали в магазины при СССР с его ГОСТами. При этом у нас иллюзия продуктового изобилия.
Профзвук? Сравните аудио изделия 70-80х годов с нынешними. Я в прошлом году подбирал себе аудиосистему для дома. Кончилось тем, что только хендмейд отечественного звукоинженера дотягивает до границы HiEnd. А то, что в магазинах — маркетинг со студентами за прилавком, закатывающими глаза только от названий и от лампочек на внешних панелях.
А по существу ролика, у меня не сложилось впечатления, что мастер руководствуется принципом «не дави». Может мне показалось, но давление у него на нож вполне себе акцентированное. Кто что про это скажет?
quote: Originally posted by Bwman:
у меня не сложилось впечатления, что мастер руководствуется принципом «не дави».
И еще одно замечание. На рисунке несколько стрелок с надписью «переход сглажен». На практике это выглятит следующим образом. Если вы получаете правильно заточенный японцами нож, то при внимательном рассмотрении вы скорее всего не заметите все эти переходы и будет казаться, что весь спуск плоский. И простая попытка с имитировать данную заточку закончится с выходом под неправильный угол и последующим повреждением режущей кромки при эксплуатации.
quote: Originally posted by Nikolay_K:
Originally posted by A.V.X.1960:
Вы, Николай — троллите больше всех здесь, а еще семинары пытаетесь проводить платные — стыдно!
А что Вам мешает взяться за дело и порадовать нас своими бесплатными семинарами?
Или в этом тоже модератор виноват, не даёт сделать доброе дело, да?
quote: Originally posted by A.V.X.1960:
Скоро порадую, времени пока нет — но собираюсь сделать цикл видео про заточку без премудростей, как я это вижу. Хотя сами понимаете — нового ничего в заточке появиться не может — человечество тысячи лет точит и пользуется ножами.Единственное — алмазы стали применять в абразивах, и наждачную бумагу придумали(отличная вещь!).
Ага. И заодно представить аргументированную точку зрения на то, что является лишними «премудростями» и почему они лишние
quote: Originally posted by alex9635:
. первым пунктом ставит заточку режущей кромки
quote: Originally posted by alex9635:
широко используется метод, когда при заточки обратной стороны нож лежит не всей плоскостью на точильном камне, а обух ножа немного приподнимается.
quote: Originally posted by A.V.X.1960:
Скоро порадую, времени пока нет — но собираюсь сделать цикл видео про заточку без премудростей, как я это вижу. Хотя сами понимаете — нового ничего в заточке появиться не может — человечество тысячи лет точит и пользуется ножами.Единственное — алмазы стали применять в абразивах, и наждачную бумагу придумали(отличная вещь!).
никто про новое и не спорит.
Беда в том, что у нас старое растеряли и теперь приходится обращаться за подмогой к японцам, у которых оно лучше сохранилось.
quote: Originally posted by Nikolay_K:
Беда в том, что у нас старое порастеряли и теперь приходится обращаться за подмогой к японцам, которые у которых оно лучше сохранилось.
quote: Originally posted by Alexiel:
Видео неплохое, но есть беда — говорят что делать, но не говорят почему.
3.Вроде принципиальный момент, заусенец сламывают движениями от зерна и с ощутимым прижимным усилием. Но не говорят, почему именно в этот момент надо сильно жать (почему вдруг от зерна — ещё можно логически додумать). А что если плавно водить? Да и разве с переходом на более мелкое зерно заусенец не отвалится сам, это что, так критично?
4.Про звуки, когда подливать воду, честно скажу, не понял на что обращать внимание. Как мне показалось, он воду подливал раньше, чем я успевал заметить изменение в звуке.
Для вопросов «почему», думается, и существуют форумы, семинары и т.д.
Видите, уже прозвучали слова о том, что «без заморочек»)))
Вот кому-то удобно без заморочек, показали — повторили. Не надо думать и «морщить мозг». И определённый результат можно получить и довольно стабильный.
А другим интересно «почему» — вот поэтому и задаём вопросы, делимся инфой, предполагаем, делаем выводы. пусть иногда ошибочные — «путь к истине лежит через сомнение» и практику
То, как избавляться от заусенки — вопрос непростой — она почти никогда не бывает одинаковая — иногда достаточно просто пару раз сменить направление движений и она «подрежется», иногда провести от зерна, иногда это лишнее, иногда провести по соновой дощечке или пробке, иногда ещё что-то.
Но! после 3000 заусенка уже не должна образовываться по-хорошему, на 8000 её тем более может уже и не быть. Заметьте, в разделе всё чаще, в отличие от того, что говорилось пару-тройку ет назад, пользователи стали сталкиваться с проблемой заусенца на этапе тонкой заточки — это пока что говорит только о том, что люди больше тренируются работать на тонких камнях, зачастую упуская какие-то моменты на заточных — отсюда остаточные явления заусенца к финишным этапам, а также новообразование заусенок, от чрезмерной работы на финише — вытягивание новой, усталость металла на кромке, провоцирующая этот момент, применение паст и работа от зерна.
Это закономерный процесс — когда в целом считали достаточным финиш для кухни на 3000 — столько по-моему вопросов с заусенкой не было.
Используя длинный сет абразивов, сложнее держать внимание постоянным, так же тщательно работать на заточном этапе. Многое опускаем, а потом всё это вылезает на финише. Как в конкретной ситуации быть с заусенкой и её остаточными явлениями, или с нововытянутой заусенкой — это вопрос уже практики каждого. Тут появляется некое чутьё и принимать решение надо исходя из поведения стали\конкретного клинка в процессе работы.
Что касается подлива воды, по-моему он скорее ориентируется на тактильное изменение скольжения клинка и на равномерность «водяной подушки» под клинком. Опосредованно, этот момент можно контролировать и по звуку, но если ориентироваться именно на звук, то есть опасность добавить воды тогда, когда уже поздновато это делать и клинок уже местами неоднородную получил обработку — где-то вода загустела от шламаи суспензии, где-то впиталась, а где то и просто согналась с поверхности камня. Говоря проще — надо следить за тем, чтобы СОЖ и суспензия всегда присутствовали на камне равномерно, а как это сделать — личный выбор каждого.
С уважением.
quote: Originally posted by anakhoret:
Скорее шлам.Отработанное зерно,со сработанными гранями.
Это тоже есть. Но суспензия и не обязательно должна являться _целыми_ зёрнами, выкрошившимися из связки, скорее даже наоборот. Кстати, для сланцев как раз это тоже акутально и справедливо. Что, разве так редко суспензия на сланцах выделяется в процессе работы? Ну не всех, но на многих..
Надо не забывать о том, что зерно совсем не обязательно, дробясь, начинает быть непригодным для работы — для начала, прежде чем достигнуть степени разрушения, при которой оно становится непроизводительным, оно успевает не раз раздробиться и поработать как следует.
По-моему для любого, кто имеет опыт работы с синтетическими японскими водниками, разность работы с суспензией или без неё , как и само присутствие этого явления — очевидны. Лично мне на видео в фуллскрине вполне заметны привычные консистенции на используемых там камнях, и вполне ясно, где больше воды со шламом, а где собственно присутствует выделение суспензии — я при работе наблюдаю то же самое.
quote: Originally posted by уэчи:
Возник вопрос,если первыми абразивами точить по всему спуску,то уйдёт»касуми»? Тогда,что её придётся востанавливать после каждой заточки?
Касуми по идеи это естественное состояние, которое получается во время заточки. Но тут есть несколько «но». Для получения касуми на новом ноже применяются специальные методы и повторить вам вряд ли удасться. Во вторых у нового ножа спуск всегда не идеально ровный и его надо довольно прилично выравнить. Применение грубого абразива здесь более чем оправдано. Третье — далеко не все синтетические камни дают подобный эффект. В данном фильме использован на последнем этапе камень #1500 Masahiro. Могу лишь предположить, что он дает внешний вид приближенный к касуми. Подобный эффект дает и Suehiro Rika 5000 grit.
http://www.ebay.com/itm/Japane. =item58a08db349
Будет не так как на новом ножи, но вполне достойно.
Другие же камни могут дать однотонную поверхность.
Более интересный эффект дают мягкие натуральные камни типа Narutaki
http://global.rakuten.com/en/store/sugiyama/item/10001124/
Для дальнейшего улучшения внешнего вида можно использовать тонкие пластинки натурального камня Uchigumori, наклеенного на специальную бумагу.
http://www.namikawa-ltd.co.jp/cgi/item_e.cgi?cate=9&no=45
Если же нож используется для дела, то никто востановлением касуми не занимается и особо поверхность спуска не полирует. То, что показано в фильме этого вполне достаточно. В верхней части спуска остануться следы от грубого камня, но именно так и японцы и точат ножи для работы.
quote: Originally posted by уэчи:
природник для ножей не шибко дорогой?
quote: Originally posted by уэчи:
Возник вопрос,если первыми абразивами точить по всему спуску,то уйдёт»касуми»? Тогда,что её придётся востанавливать после каждой заточки?
вы хоть раз видели настоящее «касуми»?
Его получить не так просто, поскольку под него надо сначала доводить поверхность и убирать с неё все остаточные царапины.
Это очень дорого и долго.
Мне оно встречалось только на очень дорогих ножах, например в Москве за такие ножи просили от $2000 и выше.
Из того, что подешевле самый интересный финиш у Shigefusa, но я бы не сказал, что это вполне соответствует понятию «касуми».
Но тем не менее видно, что там вложено немало кропотливой аккуратной ручной доводки.
А всё что проще и дешевле было с иммитацией либо при помощи пескоструйки,
либо при помощи продольной шлифовки деревяшкой, либо шлифовкой на суспензии и т.п..
Так стоит ли беспокоиться о том, что эта иммитация уйдет?
тот камень что на фото скорее всего мягкий,
но далеко не все 本鳴瀧 одинаково мягкие, так что на название при выборе камня ориентироваться не стоит.
Давайте обсуждать в этой теме только то, что напрямую относится к представленному мастер-классу и технике заточки которая на нем показано.
А всё остальное, будь то выбор камней, особенности работы с суспензией, касуми, специфика работы с дзигане заслуживает обсуждения в отдельных темах.
quote: Originally posted by lombard:
Здесь японец на словах учит делать так же, а на видео добивается многими движениями заусенца с одной стороны, а на другой делает всего 3-4. Не понимаю, то, как он делает, тоже правильно, и как лучше?
Так затачивают японские ножи с односторонней заточкой. Так что Вы оба делаете правильно, просто ножи разные
quote: Originally posted by alex9635:
У японцев много ножей с заточкой типа 70/30.
quote: Originally posted by lombard:
Tojiro Western из магазина как точить: как я, или как японец на видео?
quote: Originally posted by lombard:
первый сюжет как раз показывает, как точить европейские двусторонние ножи.
Показан вариант несимметричной заточки европейского двухстороннего ножа. Данный вариант широко распространен в Японии и многие ножи на заводе именно так и точат. Но это не значит, что вы не можете переточить такой нож на симметричную заточку.
quote: Originally posted by lombard:
Для себя усвоил и применяю на практике одинаковое количество движений на каждой стороне и манеру этих движений. Здесь японец на словах учит делать так же, а на видео добивается многими движениями заусенца с одной стороны, а на другой делает всего 3-4. Не понимаю, то, как он делает, тоже правильно, и как лучше?
На всех видео тот этап на котором снимают сколько-нибудь значительный объём металла руками обычно сокращают до разумного предела,
не показывая всех движений от начала до конца, чтобы видео не получилось убийственно занудным.
Поэтому всё, что касается кол-ва движений надо делать не так, как показано, а так, как учат.
quote: Originally posted by lombard:
мне кажется, здесь дело не в экономии экранного времени. Посмотрите сами. Такое впечатление, что точит он именно одну сторону, а со второй только заусенец снимает.
можете указать время этих фрагментов видео, чтобы мне не пересматривать всё и не искать?
Ну или дать ссылку на youtube на этот эпизод?
quote: Originally posted by lombard:
Такое впечатление, что точит он именно одну сторону, а со второй только заусенец снимает.
quote: Originally posted by Nikolay_K:
можете указать время этих фрагментов видео, чтобы мне не пересматривать всё и не искать?
quote: Originally posted by lombard:
04:45 он закончил заточку первой стороны и переходит на другую.
Это как раз тот самый случай, когда на видео показано только несколько движений, а не весь процесс от начала до конца.
quote: Originally posted by Nikolay_K:
Это как раз тот самый случай, когда на видео показано только несколько движений, а не весь процесс от начала до конца.
lombard по пробуй сначала по этому видео заточить:
Заточите РК и верните со словами:
«теперь ты сможешь разрубить им самого Будду, если только его встретишь на своём пути»))
цитата: Originally posted by vovchiklj:
Попросили нож поточить. Я бы не стал бы спрашивать, но смутила насечка. Теперь ее только стачивать?
И на стачиваемой части какое то серое покрытие. Такое впечатление что для упрочнения, может ошибаюсь. Не получается, что нож одноразовый?
покрытия там никакого нет. возможно там пескоструйкой сделана отделка.
А что за насечку Вы там увидели я так и не смог понять.
цитата: Originally posted by vovchiklj:
смутила насечка
цитата: Originally posted by alex9635:
Думаю, что фрезой пытались кустарно создать спуски.
цитата: Originally posted by uristalex:
lombard по пробуй сначала по этому видео заточить:
цитата: Originally posted by alex9635:
Sekiryu хорошие ножи. Думаю, что фрезой пытались кустарно создать спуски.
цитата: Изначально написано Redpigeon:
Никакой кустарщины. У меня новый такой. Начинается спуск, потом фреза покруче и собственно заточка. Режет хорошо, хотя сталь вроде и не очень твердая.
Как затачиваете его, и какой угол кромки? Хотя бы примерно))
цитата: Originally posted by vovchiklj:
Вот подтверждение предыдущего поста, нашел нетронутый кончик.
Пришел к такой вот мысли. Взять Апекс и сделать кромку на 30 градусов.
Сам спуск не трогать, так как насечка сделана, чтобы меньше прилипал продукт.
это не насечка
это обычные следы от грубой машинной шлифовки
советую оставить в покое спуск и точить по узкой фаске задав угол 35 градусов.
цитата: Originally posted by Redpigeon:
Как затачиваете его, и какой угол кромки? Хотя бы примерно))
цитата: Изначально написано alex9635:
У японцев много ножей с заточкой типа 70/30. На практике это означает, что второго подвода почти нет, он очень тонкий и на эти ножи распрастраняется идея заточки ножей с односторонней заточкой. т.е. вся заточка идет только с одной стороны, а с другой только снимается заусенец.
цитата: Изначально написано NikolayK:
На всех видео тот этап на котором снимают сколько-нибудь значительный объём металла руками обычно сокращают до разумного предела,
не показывая всех движений от начала до конца, чтобы видео не получилось убийственно занудным.
Поэтому всё, что касается кол-ва движений надо делать не так, как показано, а так, как учат.
.
Это как раз тот самый случай, когда на видео показано только несколько движений, а не весь процесс от начала до конца.
Только заметил тему.
Хотя старые обсуждения, но ИМХО нужно уточнить.
70/30 процентов — это не односторонняя заточка, как в обсуждаемом видео, а асимметричная, использующаяся на японских аналогах европейских шеф-ножей, чаще всего гюйто или сантоку. Односторонняя же заточка — это «совсем другая песня» и чаще всего применяется в ножах типа янагиба или же деба. Первый вариант подходит для совершенно разных задач, по аналогии с европейским шефом. Второй — более специализированный, идеально подходит для «развалки» продуктов, наподобие разделки рыбы или птицы, а также для нарезки филе (это уже янагиба) с полным сохранением структуры волокон, что очень важно, например, для приготовления суши/сашими.
Отсюда и минимальное количество работы на камнях не-лицевой стороной (урасаки) в данном видео. Ведь никаких 70/30 здесь и в помине нет.
Как-то так.
Вообще говоря, для меня наиболее понятным видео про заточку хамагури-ба стало это http://forum.knives.pl/index.php?topic=148422.0 . Правда, всё ещё есть немалые проблемы с удержанием и, главное, повторным выбором углов заточки.
P.S. Извините за ОФФ-Топ. Тема из несколько другого топика, но раз уж здесь упомянулась.
цитата: Изначально написано Nikolay_K:
вы хоть раз видели настоящее «касуми»?
Его получить не так просто, поскольку под него надо сначала доводить поверхность и убирать с неё все остаточные царапины.
Это очень дорого и долго.
Мне оно встречалось только на очень дорогих ножах, например в Москве за такие ножи просили от $2000 и выше.
Из того, что подешевле самый интересный финиш у Shigefusa, но я бы не сказал, что это вполне соответствует понятию «касуми».
То есть, на данных коротеньких видео http://www.youtube.com/user/maxim20008/videos (канал пользователя Maksim Enevoldsen) с примерами работы разных натуральных японцев, в конце получается «не настоящее» касуми?
http://www.youtube.com/user/maxim20008/videos
То, что три видео с названием «Finger-stones How To» является качественной имитацией, я уже — из выше прочитанного — понял.
Но множество примеров работы разных натуральных камней с довольно быстрым проявлением рисунка — разве не результат появления именно касуми?
цитата: Originally posted by xopoc:
Но множество примеров работы разных натуральных камней с довольно быстрым проявлением рисунка — разве не результат появления именно касуми?
Опять же, есть вопросы по заточке ЕН. Одну сторону он точит на зерно, а вторую от зерна. Можно, конечно, предположить, что ЕН 70/30 и на второй стороне он лишь обламывает заусенец, но в видео об этом умолчали.
Мы же сейчас пытаемся подогнать теорию под его действия. Теоретезируем-фантазируем.
Да и закрадываются подозрения, что демонстрировал он остроту ножей, не тех которые сам точил. Я не стану утверждать, что точить он не умеет, но со всей ответственностью заявляю: объяснять и обучать он не умеет совсем. И дело тут не в переводе, а в его действиях. И, вообще, у меня создалось впечатление, что он не точил, а лишь показывал приемы заточки, а это очень разные вещи.
А уж его выравнивание камней — шедеврально! Взял не пойми что и начал стесывать края камня.
цитата: Originally posted by HighMan:
Видео сделано бездарно! От него больше вреда чем пользы. Например, стоило бы в видео оговорить момент, что показывается не весь процес заточки, а ключевые моменты.
Далее. Объяснение выхода на РК на традиционном японском ноже (ТЯН). Это шедеврально! Положили на спуск, а потом приподняли! Насколько приподняли? Приподнять можно на 1 градус, а можно и на 20. Как контролировать угол после «приподнятия»? С европейскими ножами (ЕН) он хоть обмолвился, что обух приподнимается на толщину, примерно, 3х монет. Тут так же вопросов уйма. Монеты разного достоинства имеют разную толщину, соответственно, угол может гуульнуть в ооочень больших пределах. С ТЯН , вообще не понятно, на какой угол он приподнимает.
Далее, об абразивной гигиене. Поработал на 120, ополоснул лезвие в той же лохани, где лежат куда как более тонкие камни. А уж как ополаскивал — вообще умора! Пальчиком протер.
Опять же, есть вопросы по заточке ЕН. Одну сторону он точит на зерно, а вторую от зерна. Можно, конечно, предположить, что ЕН 70/30 и на второй стороне он лишь обламывает заусенец, но в видео об этом умолчали.
Мы же сейчас пытаемся подогнать теорию под его действия. Теоретезируем-фантазируем.
Да и закрадываются подозрения, что демонстрировал он остроту ножей, не тех которые сам точил.
Критикуя — предлагай, предлагая — действуй.
Сделайте свой мастер-класс по заточке ножей с учётом всех замеченных оплошностей. С демонстрацией и объяснением всех этапов. С кавайной дикторской озвучкой и с кристально-чёткой картинкой в формате 4K UHDTV.
А мы с удовольствием посмотрим.
цитата: Изначально написано Nikolay_K:
Критикуя — предлагай, предлагая — действуй.
Сделайте свой мастер-класс по заточке ножей с учётом всех замеченных оплошностей. С демонстрацией и объяснением всех этапов.
А мы с удовольствием посмотрим.
Это сделано до меня (все украдено до нас), Ваш, Николай, семинар куда более информативен! Кстати, Вы тоже не точили ножи, а лишь показывали приемы. А тут подается, как полноценная заточка, не смотря на то, что и тут лишь приемы заточки с очень спорной подачей и дебильным переводом. По крайней мере, я очень надеюсь, что дебильный перевод.
А это видео стоило бы ограничить в показе, типа 18+. Только не по возрасту, а по практике заточки. Типа, смотреть лишь тем, чья активная практика превышает 18 месяцев..
Николай, поставьте себя на место абсолютного новичка, который захочет научиться по этому видео! Во первых, новичок, руководствуясь этим видео нож, гарантированно, запорет. Во вторых, отобьет навсегда желание точить самостоятельно.
цитата: Originally posted by HighMan:
Ваш, Николай, семинар куда более информативен! Кстати, Вы тоже не точили ножи, а лишь показывали приемы.
на мастер-классе, что проводился в Калпа-Врикша я затачивал японский нож одного из участников ( причем убитый в хлам ), а перед этим ещё и выравнивал камни. ушло часа 4. а может больше.
Я это всё к тому, что тяжко даются все эти мастер-классы и очень много труда и времени нужно в них вкладывать, чтобы получилось красиво и информативно.
Так, что будьте снисходительны к этому японцу и тем, кто вёл съёмку.
Он занятой человек и помимо мастер-классов ему прочих забот хватает.
Я ему благодарен за то, что он наверняка осознавая корявость и несовершенство того, что выходит всё-таки решился поделиться своим опытом и знаниями.
Если бы он пытался изыскать то время и средства, которые необходимы для доведения всего этого до совершенства, то мы бы и этого никогда бы не увидели.
цитата: Originally posted by HighMan:
Николай, поставьте себя на место абсолютного новичка, который захочет научиться по этому видео! Во первых, новичок, руководствуясь этим видео нож, гарантированно, запорет. Во вторых, отобьет навсегда желание точить самостоятельно.
если новичок увидит идеально отточенные движения, «стерильные» камни из числа отборных антикварных Накаяма и идеальную зеркальную кромку рассекающую волосы от силы дуновения, то скорее всего он никогда не решится начать. боясь своего несовершенства.
А если и начнёт пробовать, после такого, то всё равно запорет.
Так, что некоторая корявость тут даже полезна.
А ошибки при первых попытках делают все. Это нормально.
Новичок посмотрит на этого японца с его несовершенной заточкой, поймёт, что ничего экстраординарного тут нет, что всё довольно просто и начнёт пробовать.
А когда у него возникнут вопросы, то он прибежит с ними не к японцу, а сюда, на Ганзу Мы ведь ему поможем?
цитата: на мастер-классе, что проводился в Калпа-Врикша я затачивал японский нож одного из участников ( причем убитый в хлам ), а перед этим ещё и выравнивал камни. ушло часа 4. а может больше.
Я это всё к тому, что тяжко даются все эти мастер-классы и очень много труда и времени нужно в них вкладывать, чтобы получилось красиво и информативно.
Так, что будьте снисходительны к этому японцу и тем, кто вёл съёмку.
цитата: Originally posted by HighMan:
К сожалению, я не был на мастер-классе в Кальпа-Врикша.
он есть в открытом доступе на youtube:
цитата: Изначально написано Nikolay_K:
он есть в открытом доступе на youtube
а вот это — дело
цитата: Originally posted by vovchiklj:
На ютубе натолкнулся на такой вот мастер класс от японцев.
цитата: Originally posted by vovchiklj:
На ютубе натолкнулся на такой вот мастер класс от японцев.
На видео Morimoto Kouichi владелец компании Morimotohamono。
http://www.morimotohamono.com/hpgen/HPB/entries/1.html
Заодно можно посмотреть на ножи, которые он делает, ну и при желании купить.
Вообще, там было два диска.
Если кому интересно, то можете скачать.
https://onedrive.live.com/redi. nt=folder%2cjpg
цитата: Изначально написано alex9635:
Это c DVD диска официально выпущенного Commercial and Industrial Cooperative Federation of Sakai knives.
.
Спасибо.
Вот еще вопрос, что у них с водой. Какой то желто-лимонный цвет. При чем не только на этих видео, но и в других роликах на ютубе сколько раз замечал такой цвет.
У меня первая ассоциация — фурацилин ? Чтоб вода не тухла?
цитата: Изначально написано 1shiva:
. Первый-все камни выравнивались грубым камнем.Это нормально для тонких,финишных камней.
С уважением,1shiva
цитата: Изначально написано 1shiva:
. Что за порошок использовался при очистке лезвия?Может лимонная кислота?Кто знает японский,подскажите:-)
С уважением,1shiva
Какой то он немного серый для лимонной кислоты.
цитата: Изначально написано 1shiva:
. Что за порошок использовался при очистке лезвия?Может лимонная кислота?Кто знает японский,подскажите:-)
С уважением,1shiva
это абразивный порошок.
цитата: Originally posted by Батёк:
Сода пищевая, не так агрессивно, но убирает рыжую ржавчину.
Мне даже показалось, что мастер говорит «сода»))).
японцы очень часто говорят «Со да» или «Со дес нэ», но к соде это никакого отношения не имеет.
Возможно, на указанной странице речь идет о совсем других инструментах? Не о ножах?
цитата: Originally posted by xopoc:
Какой-то микроподвод (hasaki?) слишком уж ужасный.
‘hasaki’ ( 刃先 ) — это сама кромка
а микроподвод — это ‘koba’ ( 小刃 )
цитата: Originally posted by Батёк:
Если учесть, что дэбой рубят по костям, то 50 гр не кажутся уж такими неправдоподобными. . .
дебой не рубят по костям. Строй дебы не рассчитан на рубящий удар.
цитата: Originally posted by xopoc:
Какой-то микроподвод (hasaki?) слишком уж ужасный. 50 градусов.
там по ссылке под картинкой в комментариях всё объяснено.
цитата: Изначально написано Батёк:
. Жаль, что мой комп по-японски не понимает.
У меня перевел так — «Это является иллюстрацией в поперечном сечении лезвия моллюсков.»
цитата: Originally posted by vovchiklj:
Это является иллюстрацией в поперечном сечении лезвия моллюсков
цитата: Originally posted by alex9635:
Имеется ввиду не просто моллюск, а Meretrix lusoria.
просто моллюск (из класса ракушковых) будет по-японски 貝 ( kai , http://en.wiktionary.org/wiki/%E8%B2%9D )
а не 蛤 ( hamaguri )
Финиш кромки вроде и не плох. Но «жирные» риски перпендикулярно кромке- это для облегчения пилящего реза? Или что-то другое?
цитата: Originally posted by alex9635:
Имеется ввиду не просто моллюск
На резец похоже, из учебника.
цитата: Originally posted by xopoc:
Возможно, на указанной странице речь идет о совсем других инструментах? Не о ножах?
цитата: Изначально написано Nikolay_K:
там по ссылке под картинкой в комментариях всё объяснено.
цитата: Изначально написано dmitrichW:
Всё это ближе к ножницам.
ИМХО.
Блин, точно! Сейчас нашел информацию, что у профессиональных ножниц с заточкой хамагури ба углы разных лезвий (наковальня и нож) составляют 20 и 50 градусов.
Внизу http://www.wolffind.com/7DD3D054ED7E446B85FC1E341B3FCFD4.asp?ccb_key=E7686142FB484157B294EDEAF8C7D57C
цитата: Originally posted by xopoc:
Только вот перевод с японского через автопереводчик больше похож на бред душевнобольного крайней стадии.
цитата: Изначально написано alex9635:
Ну а что вы хотите? Один из самых сложных языков в мире. И наличие иероглифов тут не самая большая проблема. Наличие большого числа сложных, многообразных и запутанных грамматических конструкций приводит к результату, когда перевод отдельных слов не дает понимания смысла предложения в целом.
цитата: Originally posted by alex9635:
Наличие большого числа сложных, многообразных и запутанных грамматических конструкций приводит к результату, когда перевод отдельных слов не дает понимания смысла предложения в целом.
современный японский язык вполне регулярный и достаточно компактный в плане грамматики
ничего особо запутанного в нём нет, но строй сильно отличается от европейских языков, поэтому кажется сложным.
Он не сложнее русского с его кучей исключений, более сложной и более гибкой грамматикой и совершенно неочевидным использованием приставок, окончаний и суффиксов.
цитата: Originally posted by Батёк:
У ножниц нет реза потягом,
про скользящий срез ( слайсинг ) не слышали?
цитата: Изначально написано JeronimoG:
русский сложнее))
хороший русский — вообще «мастерство кунг-фу»
кунг-фу — в буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д.)
https://www.youtube.com/watch?v=7T4N3hbAtAg
Здесь пол форума посвящено кунг-фу.
кунг-фу — в буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д.)
https://www.youtube.com/watch?v=7T4N3hbAtAg
Здесь пол форума посвящено кунг-фу.
так кунг-фу это не вид единоборства, а класс мастера? Раз уж тему подняли )))
quote: Изначально написано sax:
Подниму ка тему. Подскажите плиз, есть японские ножи с односторонней заточкой на 15 градусов. Точить их на водных камнях нет возможности и умения, теоретически можно давать заточить людям но в нашем городе нет и нужно постоянно отправлять в другой город, это накладно и хлопотно и не безопасно, ножи дорогие. Есть заточное поворотное и камешки борайт от 150 до 1200 грит. Что я потеряю если буду точить не по спуску а с микроподводом в заточном на 18-20 градусов по стороне спуска, а потом протяну нож по нажд бумаге 3000 и сниму заусню, ну так как это делают на водном камне, всей плоскостью клинка. Уже пробовали но есть микропилка, что делаем не так ?
Нужно уточнить некоторые моменты.
1 — Какие у Вас конкретно ножи с односторонней заточкой на 15 градусов (где измерения показывают 15 градусов, не припомню таких).
2 — У Вас прекрасный набор камней Бориде, наждак и точилки не нужны. Работать надо как показывал Дмитрич на так называемой «крыше» или проще на подставке под нож (у меня одна и та же подставка (деревянный брусок) на под камни или на оборот, кладу нож и работаю легкими миниатюрными камнями) .
3 — Посмотрите в интернете видео «Учимся точить нож . САМОУЧИТЕЛЬ», там более подробно все разобрано и с конкретными примерами.
Источник