- Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
- Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
- Какие свойства приобретает жженое дерево
- Техника обжига шусугибан в деталях — видео
- О фактурах
- Что влияет на долговечность панелей
- Защита древесины по традиционной японской технике Якисуги
- Защита древесины: История
- Защита древесины: Современность
- Японский способ обжига древесины
- Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению.
- «Shou Sugi Ban» — новый архитектурный стиль
- Технология «Shou Sugi Ban»
- Фактуры «Shou Sugi Ban»
- Монтаж обожжённых досок «Shou Sugi Ban»
- «Shou Sugi Ban» и деревянная черепица
Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi. Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.
Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.
С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.
Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.
Какие свойства приобретает жженое дерево
Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».
Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.
Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.
Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.
Техника обжига шусугибан в деталях — видео
В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. При работе с длинными досками треугольную связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.
Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.
Как это происходит на практике — смотрите видео:
На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.
Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила.
В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.
О фактурах
В Shou Sugi Ban больше всего впечатляет загадочная красота обугленного дерева. Неудивительно, что именно эстетика стала решающим фактором возрождения интереса к этой технике. Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов.
Чтобы осветлить оттенок, обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот процесс хорошо известен нам как браширование. После такой обработки доски традиционно покрывают маслом. Если вы изначально планировали создавать доски с неглубоким обжигом под браширование, нужного эффекта можно добиться более простой технологией — за счет обжига паяльной или газовой лампой.
Читайте по теме:
Даже если обжиг выполняется без ошкуривания, обугленный битумно-черный слой со временем исчезает. Выветривание и другие атмосферные воздействия постепенно разрушают «колдовской уголь», обнажая шоколадно-коричневую или темно-серую фактуру древесины. Это можно увидеть на многих исторических зданиях в Японии.
Что влияет на долговечность панелей
Древесина, обожженная по японской технологии, в среднем служит 80–120 лет. Срок эксплуатации зависит от большого количества факторов. В первую очередь — это вид используемой древесины и глубина обжига. Срок жизни сайдинга во многом зависит от особенностей установки. Влага, постоянно проникающая с тыльной стороны фасада, быстро приведет деревянные панели в негодность. Также обожженные доски не рассчитаны на контакт с землей, поэтому такую обшивку не делают в пол — в традиционных японских домах эту проблему решают при помощи каменного или кирпичного цоколя, как на фото выше.
Наконец, долговечность досок шусугибан во многом зависит и от особенностей атмосферных воздействий: интенсивности ультрафиолетового излучения, циклов замораживания–оттаивания, силы преобладающих ветров, агрессивности воздуха в прибрежных зонах, ориентации стен. Примечательно, что в Японии естественная состаренность фасада является поводом для гордости, поэтому обожженные панели редко подвергают окрашиванию и реставрации.
Источник
Защита древесины по
традиционной японской технике
Якисуги
Существует немало способов защитить древесину от губительного воздействия окружающей среды. Но вряд ли среди них найдется столь же изящный и эффективный как Якисуги. Эта японская техника творит с деревом настоящие чудеса, позволяя не только повышать устойчивость материала к внешним факторам, но и играть с декоративными свойствами, до неузнаваемости меняя его оттенок и текстуру. Хотите знать подробности? Тогда читайте наш материал.
Защита древесины:
История
Если верить исторической справке плотницкого портала Nakamoto Forestry, техника Якисуги (другое название – Шоу Суги Бан) появилась в XVIII веке в центральных регионах Японии. Причем открыли ее совершенно случайно.
В те времена многие японские города находились в окружении густых кипарисовых рощ, что было связано с большим риском, ведь случайный лесной пожар мог распространиться на город и привести к необратимым последствиям. В целях безопасности люди стали устраивать контролируемые пожары, планомерно выжигая лесные массивы в непосредственной близости от своих поселений.
Позже, когда местные плотники начали использовать обгоревшие в результате пожаров деревья в своей работе, они с удивлением обнаружили, что эксплуатационные качества материала значительно выше, чем у традиционной древесины. Обугленное дерево демонстрировало невосприимчивость к огню, устойчивость к гниению и воздействию насекомых-вредителей, да еще и обладало великолепными внешними данными.
Разумеется, материал стал пользоваться спросом, и вскоре японские мастера начали практиковать искусственный обжиг древесины (для защита древесины), все больше совершенствуясь в этом направлении. Так зародилась техника Якисуги, которая в последствии оказала существенное влияние на формирование традиционной японской архитектуры.
Защита древесины:
Современность
Второе рождение технология получила уже на Западе. В начале 2000-х, на волне популярности восточной культуры, европейские дизайнеры и архитекторы стали все чаще использовать деревянный сайдинг, обработанный по технике Якисуги, в своих проектах. Причем гайдзины не просто переняли технику у японцев, а осовременили и адаптировали ее под свои нужды. Они экспериментировали с различными породами древесины и временем обжига, применяли всевозможные лаки и колеры для достижения различных художественных эффектов.
Все это открыло дополнительные возможности и позволило использовать такую отделку в сочетании с максимально непохожими друг на друга архитектурными стилями, в том числе кантри, хай-теком, модерном, минимализмом, контемпорари и др.
Источник
Японский способ обжига древесины
Экологическая чистота, долговечность, потрясающая текстура и невысокая стоимость сайдинга из обгоревшей древесины сделали его модным приёмом облицовки фасадов. Обжиг древесины для фасадов сейчас принято считать древней японской техникой. История началась в 18 веке с массового сжигания с целью противопожарной защиты японского кипариса (ещё называют кедром) «Sugi», плотно охватывавшего японские деревни. Затем поняв, что обожжённая древесина кипариса удивительна по красоте и устойчива к огню, прекрасна защищена от грибка и насекомых, японцы стали использовать обугленные доски для отделки фасадов своих домов и различных хозяйственных построек.
Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению.
Способ защитить древесину от огня путём её обжига кажется нелогичным и в то же время гениальным по своей сути. На самом деле обжиг древесины применялся практически всеми народностями. В древности наряду с осмаливанием (пропитка древесины горячей смолой), сам распространённым способом защиты древесины от гниения являлся именно обжиг. Дело в том, что под воздействием высокой температуры в процессе пиролиза в наружном слое древесины происходит сужение волоконных каналов, закупорка их смолами и продуктами горения, что значительно упрочняет верхний слой древесины и увеличивает срок её службы. В старину для обжига древесины использовался обычный костёр. Очень часто обжигали нижние части столбов, устанавливаемые в яму, а также лаги и доски для пола и кровли. На Руси этот процесс назывался «подкуриванием». В современном мире эта технология защиты древесины стала известна под названием «Shou Sugi Ban» (шоу суги бан).
Интерес к «Shou Sugi Ban», как это часто бывает, возродили западные архитекторы. «Shou Sugi Ban» — это изменённый на западный манер термин, в самой Японии называемый «Yaki sugi-ita» или просто «Yakisugi», что можно перевести как «сожжённая кедровая доска» или «томление кедра». Модернистские по своей сути фактуры обожжённой древесины быстро завоевали сердца многих европейцев и «Shou Sugi Ban» обрёл новую жизнь. Красивое название распространилось по всему свету, сделав обжиг изюминкой японской архитектуры.
«Shou Sugi Ban» — новый архитектурный стиль
Сейчас обжиг довольно распространённый приём обработки фасадной древесины. Обработка пламенем позволяет затемнять естественный фон от золотистого до серебристо-чёрного, выделять текстуру и рельеф древесины. При небольшом термическом воздействии на поверхности древесины сгорают ворсинки и задиры, при этом она обретает золотистый оттенок. При более длительном — происходит обугливание материала, и он обретает серебристо-чёрный цвет. В некоторых случаях, используя неравномерный обжиг, добиваются эффекта «мерцания» древесины.
Техника «Shou sugi ban» обрела популярность не только для внешней отделки домов, но и в оформлении элементов интерьера, изготовлении фасадов для мебели, предметов декора, а также в ландшафтном дизайне.
Технология «Shou Sugi Ban»
В классическом варианте техники «Shou sugi ban» для обжига японского кедра три доски скрепляют таким образом, чтобы образовался треугольный туннель. Доски связывают между собой верёвкой или проволокой, засовывают в нижнюю часть охапку соломы или бумаги и поджигают. Конструкцию устанавливают в вертикальное положение, при этом обеспечивая доступ кислорода снизу и стыков досок. Процесс обжига длится до 2-3 минут после чего обожжённая доска промывается водой.
На первый взгляд в классической технике обжига «Shou sugi ban» нет ничего сложного. Однако, если Вы намерены выполнить обжиг древесины самостоятельно, следует понимать что на первом этапе потребуется набить руку и, как говориться, приловчиться. Во время горения необходимо следить за доступом кислорода и правильным распределением огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Потребуется несколько проб, чтобы научиться правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Кроме того, важно отметить что древесина далеко не всех пород, столь легко и быстро подвергается обжигу как японский кедр.
Сейчас для обжига древесины, как правило, используют газовую горелку либо, реже, паяльную лампу. Материалом для древесины в стиле «Shou sugi ban» в наших условиях часто являются хвойные породы — сосна или лиственница. Для фасадного сайдинга в основном используются доски толщиной от 22 мм и шириной от 150 мм, либо заводского изготовления имитацию бруса или планкен. Для интерьеров из обожжённых досок целесообразно использовать древесину лиственницы, акации, ясеня, карагача и ольхи.
Для достижения нужного эффекта доски смолистой породы обычно складываются определённым образом, чтобы они образовали короб, и затем обжигаются в течение 7-10 минут.
Длительность термического воздействия влияет на долговечность обожжённой доски и определяется видом древесины, её влажностью, толщиной доски и желаемого эффекта от структуры и цвета. Затем горящую поверхность тушат (если возникает возгорание), очищают щётками от остатков пепла и промывают проточной водой.
Фактуры «Shou Sugi Ban»
После обжига, возможно выполнение браширования поверхности – удаление мягких волокон древесины специальными металлическими щётками. Затем потребуется шлифовка абразивными щетками, полировка синтетической щеткой и вновь кратковременный обжиг – получаемая фактура способна восхитить любого.
Чтобы придать обожженным доскам большую выразительность, они покрываются натуральными маслами или лаком. Однако следует понимать, что в таком случае повторную обработку защитными средствами придется проводить как минимум раз в 5 лет, а при первой обработке расход средства окажется значительным. В этом случае стоимость такого фасада возрастает. Применение ненатуральных средств обойдётся дешевле, но ставит под сомнение экологическую чистоту деревянного фасада. Поэтому фасад из обожжённой древесины в большинстве случаев рассматривается как эксклюзивная натуральная отделка по низкой стоимости со сроком службы в 15-20 лет.
Деревянные поверхности, обработанные по технологии Shou Sugi Ban, покрываются, как правило, бесцветным лаком. Это позволяет защитить обожженную древесину от воздействия атмосферных явлений, ультрафиолетовых лучей и придать текстуре Shou Sugi Ban еще большую выразительность.
Для покрытия обожженных поверхностей в интерьере используются нитроцеллюлозные лаки, или как часто их называют – нитролаки. Это составы на основе нитроцеллюлозы, растворённой в летучих органических веществах. Формируемая нитролаком пленка образуется в результате испарения различных растворителей и разбавителей.
Для фасадных поверхностей Shou Sugi Ban используется пентафталевый или глифталевый лаки, имеющие повышенную стойкость к атмосферным влияниям. Лаковое покрытие наносится не менее чем в два слоя.
При желании придать обожженной поверхности иной цветовой оттенок, древесину покрывают тонирующим составом. Для этого применяются анилиновые красители, акриловая или восковая морилки.
Древесина Shou Sugi Ban покрытая лаком обретает необычный и красивый вид. Фасад Shou Sugi Ban не требует повторной обработки около 5 лет. На участках, подверженных повышенному воздействию ультрафиолета, повторное нанесение лака может понадобиться через 18 месяцев.
- Текстура Shou-Sugi-Ban с красным оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с розовым оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с белесым оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с изумрудным оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с синим оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с коричневым оттенком. » >
Монтаж обожжённых досок «Shou Sugi Ban»
Монтаж обожжённых досок «Shou sugi ban» выполняется по технологии навесной вентилируемой системы, горизонтально или вертикально на ранее установленную обрешётку, в один слой, либо в два с нащельниками или перехлёстом. Применение систем скрытого крепежа для фасадов «Shou sugi ban», как в случае с планкеном, не рассматривается, поскольку увеличивает стоимость отделки фасада.
Работы по термической обработке, брашированию и обработке древесины выполняются, как правило, на самом объекте. Фасадная доска обжигается исключительно до монтажа их на стены. Если Вы выполняете обжиг самостоятельно, ни в коем случае не подвергайте термической обработке уже смонтированный вентилируемый фасад – это может привести к пожару, который потушить подручными средствами будет невозможно.
«Shou Sugi Ban» и деревянная черепица
Довольно часто обожжённую древесину применяют для отделки элементов фасада – цоколь здания, свесы крыши, обрамление окон и дверей. Оригинально выглядит и обожжённая деревянная черепица – шиндель, или как часто называют этот материал, гонт, дранка.
Источник