Японский способ обработки древесины
Экологическая чистота, долговечность, потрясающая текстура и невысокая стоимость сайдинга из обгоревшей древесины сделали его модным приёмом облицовки фасадов. Обжиг древесины для фасадов сейчас принято считать древней японской техникой. История началась в 18 веке с массового сжигания с целью противопожарной защиты японского кипариса (ещё называют кедром) «Sugi», плотно охватывавшего японские деревни. Затем поняв, что обожжённая древесина кипариса удивительна по красоте и устойчива к огню, прекрасна защищена от грибка и насекомых, японцы стали использовать обугленные доски для отделки фасадов своих домов и различных хозяйственных построек.
Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению.
Способ защитить древесину от огня путём её обжига кажется нелогичным и в то же время гениальным по своей сути. На самом деле обжиг древесины применялся практически всеми народностями. В древности наряду с осмаливанием (пропитка древесины горячей смолой), сам распространённым способом защиты древесины от гниения являлся именно обжиг. Дело в том, что под воздействием высокой температуры в процессе пиролиза в наружном слое древесины происходит сужение волоконных каналов, закупорка их смолами и продуктами горения, что значительно упрочняет верхний слой древесины и увеличивает срок её службы. В старину для обжига древесины использовался обычный костёр. Очень часто обжигали нижние части столбов, устанавливаемые в яму, а также лаги и доски для пола и кровли. На Руси этот процесс назывался «подкуриванием». В современном мире эта технология защиты древесины стала известна под названием «Shou Sugi Ban» (шоу суги бан).
Интерес к «Shou Sugi Ban», как это часто бывает, возродили западные архитекторы. «Shou Sugi Ban» — это изменённый на западный манер термин, в самой Японии называемый «Yaki sugi-ita» или просто «Yakisugi», что можно перевести как «сожжённая кедровая доска» или «томление кедра». Модернистские по своей сути фактуры обожжённой древесины быстро завоевали сердца многих европейцев и «Shou Sugi Ban» обрёл новую жизнь. Красивое название распространилось по всему свету, сделав обжиг изюминкой японской архитектуры.
«Shou Sugi Ban» — новый архитектурный стиль
Сейчас обжиг довольно распространённый приём обработки фасадной древесины. Обработка пламенем позволяет затемнять естественный фон от золотистого до серебристо-чёрного, выделять текстуру и рельеф древесины. При небольшом термическом воздействии на поверхности древесины сгорают ворсинки и задиры, при этом она обретает золотистый оттенок. При более длительном — происходит обугливание материала, и он обретает серебристо-чёрный цвет. В некоторых случаях, используя неравномерный обжиг, добиваются эффекта «мерцания» древесины.
Техника «Shou sugi ban» обрела популярность не только для внешней отделки домов, но и в оформлении элементов интерьера, изготовлении фасадов для мебели, предметов декора, а также в ландшафтном дизайне.
Технология «Shou Sugi Ban»
В классическом варианте техники «Shou sugi ban» для обжига японского кедра три доски скрепляют таким образом, чтобы образовался треугольный туннель. Доски связывают между собой верёвкой или проволокой, засовывают в нижнюю часть охапку соломы или бумаги и поджигают. Конструкцию устанавливают в вертикальное положение, при этом обеспечивая доступ кислорода снизу и стыков досок. Процесс обжига длится до 2-3 минут после чего обожжённая доска промывается водой.
На первый взгляд в классической технике обжига «Shou sugi ban» нет ничего сложного. Однако, если Вы намерены выполнить обжиг древесины самостоятельно, следует понимать что на первом этапе потребуется набить руку и, как говориться, приловчиться. Во время горения необходимо следить за доступом кислорода и правильным распределением огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Потребуется несколько проб, чтобы научиться правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Кроме того, важно отметить что древесина далеко не всех пород, столь легко и быстро подвергается обжигу как японский кедр.
Сейчас для обжига древесины, как правило, используют газовую горелку либо, реже, паяльную лампу. Материалом для древесины в стиле «Shou sugi ban» в наших условиях часто являются хвойные породы — сосна или лиственница. Для фасадного сайдинга в основном используются доски толщиной от 22 мм и шириной от 150 мм, либо заводского изготовления имитацию бруса или планкен. Для интерьеров из обожжённых досок целесообразно использовать древесину лиственницы, акации, ясеня, карагача и ольхи.
Для достижения нужного эффекта доски смолистой породы обычно складываются определённым образом, чтобы они образовали короб, и затем обжигаются в течение 7-10 минут.
Длительность термического воздействия влияет на долговечность обожжённой доски и определяется видом древесины, её влажностью, толщиной доски и желаемого эффекта от структуры и цвета. Затем горящую поверхность тушат (если возникает возгорание), очищают щётками от остатков пепла и промывают проточной водой.
Фактуры «Shou Sugi Ban»
После обжига, возможно выполнение браширования поверхности – удаление мягких волокон древесины специальными металлическими щётками. Затем потребуется шлифовка абразивными щетками, полировка синтетической щеткой и вновь кратковременный обжиг – получаемая фактура способна восхитить любого.
Чтобы придать обожженным доскам большую выразительность, они покрываются натуральными маслами или лаком. Однако следует понимать, что в таком случае повторную обработку защитными средствами придется проводить как минимум раз в 5 лет, а при первой обработке расход средства окажется значительным. В этом случае стоимость такого фасада возрастает. Применение ненатуральных средств обойдётся дешевле, но ставит под сомнение экологическую чистоту деревянного фасада. Поэтому фасад из обожжённой древесины в большинстве случаев рассматривается как эксклюзивная натуральная отделка по низкой стоимости со сроком службы в 15-20 лет.
Деревянные поверхности, обработанные по технологии Shou Sugi Ban, покрываются, как правило, бесцветным лаком. Это позволяет защитить обожженную древесину от воздействия атмосферных явлений, ультрафиолетовых лучей и придать текстуре Shou Sugi Ban еще большую выразительность.
Для покрытия обожженных поверхностей в интерьере используются нитроцеллюлозные лаки, или как часто их называют – нитролаки. Это составы на основе нитроцеллюлозы, растворённой в летучих органических веществах. Формируемая нитролаком пленка образуется в результате испарения различных растворителей и разбавителей.
Для фасадных поверхностей Shou Sugi Ban используется пентафталевый или глифталевый лаки, имеющие повышенную стойкость к атмосферным влияниям. Лаковое покрытие наносится не менее чем в два слоя.
При желании придать обожженной поверхности иной цветовой оттенок, древесину покрывают тонирующим составом. Для этого применяются анилиновые красители, акриловая или восковая морилки.
Древесина Shou Sugi Ban покрытая лаком обретает необычный и красивый вид. Фасад Shou Sugi Ban не требует повторной обработки около 5 лет. На участках, подверженных повышенному воздействию ультрафиолета, повторное нанесение лака может понадобиться через 18 месяцев.
- Текстура Shou-Sugi-Ban с красным оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с розовым оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с белесым оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с изумрудным оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с синим оттенком. » >
- Текстура Shou-Sugi-Ban с коричневым оттенком. » >
Монтаж обожжённых досок «Shou Sugi Ban»
Монтаж обожжённых досок «Shou sugi ban» выполняется по технологии навесной вентилируемой системы, горизонтально или вертикально на ранее установленную обрешётку, в один слой, либо в два с нащельниками или перехлёстом. Применение систем скрытого крепежа для фасадов «Shou sugi ban», как в случае с планкеном, не рассматривается, поскольку увеличивает стоимость отделки фасада.
Работы по термической обработке, брашированию и обработке древесины выполняются, как правило, на самом объекте. Фасадная доска обжигается исключительно до монтажа их на стены. Если Вы выполняете обжиг самостоятельно, ни в коем случае не подвергайте термической обработке уже смонтированный вентилируемый фасад – это может привести к пожару, который потушить подручными средствами будет невозможно.
«Shou Sugi Ban» и деревянная черепица
Довольно часто обожжённую древесину применяют для отделки элементов фасада – цоколь здания, свесы крыши, обрамление окон и дверей. Оригинально выглядит и обожжённая деревянная черепица – шиндель, или как часто называют этот материал, гонт, дранка.
Источник
4 японские техники работы с деревом
Японская культура всегда совмещает в себе традиционную мудрость, законы гармонии и любовь к природе. Это проявляется как в искусстве, так и в архитектуре и дизайне. Несмотря на технологический прогресс и появление инновационных технологий и материалов, японцы преданы истории и используют старые техники работы с деревом.
1. Якисуги
Казалось бы, древесина и огонь – вещи несовместимые, но в Японии есть технология обработки поверхности дерева огнём, что придаёт ему большую прочность. Начало идёт с XVIII века, когда обильные заросли кипариса Sugi стало бедствием для деревень. После массового сжигания жители увидели, что благодаря огню древесина стала крепкой и приобрела особый внешний вид. Было принято решение использовать это в строительстве. Так и появилась технология Yakisugi (Shou Sugi Ban).
Под воздействием высокой температуры происходит заполнение каналов древесины продуктами горения и смолами. Это и защищает материал от пожаров, гниения, насекомых и увеличивает продолжительность службы до 80-ти лет. Текстура проявляется намного ярче, неизменяющийся со временем внешний вид позволяет вписать её в разные по стилистике интерьеры.
Раньше древесина обжигалась на костре, сейчас это делают с помощью газовой горелки в течение 7-10 минут. После чего очищают верхний слой и промывают под проточной водой. Готовые доски можно использовать как для облицовки фасада, так и в интерьере.
2. Кумико
Традиционные японские межкомнатные перегородки известны по всему миру, но не в той степени как первоначальная техника их изготовления. Кумико – традиционное ремесло, родившееся в эпоху Асука (592-710 г. н. э.), в переводе означает «соединять древесину вместе». Если ранее с помощью этой техники изготавливались только раздвижные двери, то сейчас кумико набирает популярность как способ декорирования элементов интерьера.
Создать панель с орнаментом можно любого размера, поэтому применяют технику при создании мебели, светильников, отделки стен и потолков, перегородок для зонирования пространства. Процесс изготовления долог и сложен. Древесина измельчается на мелкие кусочки от 1-2 см, шлифуется и с помощью стеклянного молоточка подгоняется в единое полотно узора.
На сегодняшний день наиболее популярны модели чертежей, придуманные в эпоху Эдо (1603-1868 г. н. э.). В основном, это природные мотивы – звёзды, снежинки, цветы, паутина. Философия гармонии проявляется в создании равномерного потока воздуха и света сквозь панель.
3. Йосеги
Мозаика из древесины возникла в посёлке Хаконе из-за разнообразия местных пород дерева, которые давали мастеру широкую цветовую палитру натуральной древесины. Техника хаконе-йосеги-заику делится на два типа: хайки-моно (токарная работа, обточка) и саши-моно (столярная работа). Первый способ применяется в дизайне интерьера для изготовления посуды, мебели, а также для отделки отдельных элементов интерьера.
Своё начало техника йосеги берёт в XVIII веке. Автором является ремесленник Нихеи Ишикава. Совершенствуя монолитность склеенных между собой кусочков древесины разных пород, он добился живописного эффекта. Технология усовершенствовалась, и теперь мозаика накладывается на лист древесины толщиной не больше бумажного листа, что позволяет сэкономить силы и время мастера. По сравнению с предыдущей техникой, панель йосеги не такая воздушная и лёгкая, однако она также пригодна для декорирования дверей и перегородок, столешниц, светильников.
4. Саши—моно
Второй способ –саши-моно – можно определить как отдельную технику. Она представляет собой различные варианты скрепления деревянных балок в трёхмерном пространстве, что особенно популярно в традиционном японском строительстве без применения клея и гвоздей. Соединения происходит за счет чёткости подгона деталей с вырезанием пазов и рельефа.
Использование саши-моно в архитектуре позволяет зданиям выдерживать тайфуны и землетрясения. Также она известна в дизайне мебели и не только в Японии. Даже в СССР применялись некоторые виды соединений. Сейчас дизайнеры из Австралии, Норвегии, США популяризируют саши-моно.
Японский блогер TheJoinery нашёл 81 вариант скрепления и создал гиф-изображения для большей доступности такой сложной и искусной японской техники.
Соединяя историю, традиционное ремесло и гармонию, японцы получили 4 необычные техники работы с древесиной. В итоге получается экологичный, прочный, современный материал с уникальным дизайном ручной работы. Панели, выполненные в любой из 4-х техник, можно использовать для декора любых предметов и поверхностей.
Источник