Японские способы соединения дерева

Магическое искусство японских плотников

Красота доски

Японские плотники могут многое сказать о куске дерева по его виду. Они понимают, какая сторона ближе к корню, не изогнётся ли дерево с возрастом, и где оно может треснуть. По виду, характеру поверхности и запаху они также представляют, само собой, сорт дерева, как его сушили (и, конечно, пригодно ли оно для обработки после такой сушки), какой способ соединения будет самым прочным и эстетичным в конкретной ситуации.

Большинство людей, не являющихся профессионалами в этой сфере, даже не представляют всего объёма знаний о дереве, но мы можем увидеть одно из самы распространённых проявлений мастерства японских плотников – кэсёмэн, «декоративная поверхность» (化粧面) куска дерева.

Обычная доска японской криптомерии (суги)

Характерный рисунок дерева на поверхности доски – результат «простой распиловки». Это самый эффективный способ распиловки, при котором центральная часть образует брус, который можно использовать для колонн, но среди плотников считается, что такой способ менее всего пригоден для того, чтобы показать красоту дерева.

Доски при простой распиловке снимаются с бревна до определённой глубины, бревно поворачивают на 90 градусов и повторяют процесс, пока не останется брус из центральной части дерева. На торцевой поверхности обычно виден узор из волокон дерева, идущий вдоль

Узор дерева на поверхности довольно красив, и при простой распиловке теряется мало дерева, но дуги, заметные на торцах, говорят также и о том, что такая доска уступает в прочности дереву, у которого волокна идут параллельно. Иногда по этим дугам дерево растрескивается, создавая тонкие загибающиеся заусенцы. Кроме того, не слишком острое лезвие может зацепиться за кольца дерева и разорвать древесину. Пиломатериалы при простой распиловке обычно сильнее уседают и могут изгибаться, создавая вогнутую поверхность при высыхании.

По этим причинам японские плотники особое значение придают тому, какая сторона куска дерева более важна и является «декоративной стороной», кэсёмэн, а какая – менее. При использовании доски от простой распиловки сторона, показывающая верхнюю часть колец, будет более важной, но некрасивые торцы нужно прятать. Хороший плотник может определить не изогнётся ли доска, и не станет использовать слабые доски там, где они окажутся на виду. Если кусок в сечении квадратный или близок к квадрату, плотник вряд ли сделает лицевой поверхностью внешнюю часть – скорее в качестве «декоративной поверхности», которую чаще всего видят и трогают, будет выбрана боковая, где линии идут параллельно.

Лучшие способы распиловки

Распиловка по четвертям помогает лучше справляться с деформациями, усушкой и растрескиванием, но этот способ обходится дороже, поскольку требует больше усилий и приводит к большим потерям дерева. Однако при этом способе каждая из поверхностей может быть использована в качестве кэсёмэн.

При распиловке по четвертям бревно распиливается на четыре части, которые пилят на доски, благодаря чему полосы колец идут по поверхности параллельно

Радиальная распиловка требует больших затрат времени и приводит к большим потерям древесины, поэтому такие доски идут на дорогие предметы – например, из них делают музыкальные инструменты

Читайте также:  Способы обозначения звука й по русскому языку

Радиальная распиловка обходится дороже других. При этом способе у каждой доски волокна идут совершенно вертикально. Этот способ применяется нечасто, поскольку теряется очень много древесины.

Доски, полученные распиловкой по четвертям, плотники используют для декоративных целей – например, в нишах-токонома, в которых помещают предметы искусства, икэбану, или же для отделки прихожей-гэнкан – место, где встречают гостей и снимают обувь. Такие доски применяют там, где нужно показать не только лицевую, но и торцовую поверхность. Они прочнее, ровнее и лучше поддаются обтёсыванию и полировке, чем доски простой распиловки, поэтому обычно они идут на высококачественные предметы.

Часть двери, сделанной из доски, полученной распиловкой по четвертям.

В наш век роботов балки и колонны для домов в японском стиле часто заготавливают при помощи компьютеров, так что плотникам остаётся только собрать их вместе и вколотить вставные шипы. Такой способ строительства имеет свои преимущества, но может применяться только в случаях, когда балки и колонны совершенно прямые. Плотник, работающий традиционным способом, может соединять даже кривые и перекрученные брёвна, создавая знаменитую структуру традиционного «народного дома» минка.

Когда вы в следующий раз зайдёте в традиционный японский дом, обратите внимание на обработку дерева на веранде (энгава), возле ниши токонома и в прихожей (гэнкан). Лучшие плотники уделяют внимание каждой детали, обращая к зрителю дерево его лучшей стороной.

Плотник подгоняет брёвна для реконструкции традиционного дома минка, используя естественные изгибы и неровности материала

Фотография к заголовку: При традиционных методах строительства показывают дерево с его лучшей стороны

(Статья на английском языке опубликована 5 января 2018 г.)

Источник

Традиции японских деревянных соединений

Не будет преувеличением сказать, что исторически Япония стала первопроходцем в самых передовых технологиях деревообработки в мире. В то время, как Европа и Китай имели возможность развивать уникальные методы строительства с использованием камня и глины, Япония со своими вулканическими почвами имела мало пригодных для строительства природных материалов. Относительно большое разнообразие древесных пород определило для Японии основной материал для строительства и изготовления мебели – дерево.

Мастерство и надёжность японского метода деревообработки настолько удивительно и долговечно, что может поспорить даже с современным использованием бетона и стали. Посмотрите на Хорю-дзи (Hōryū-ji, 法 隆 寺) – буддийский храм в городе Икаруга, префектура Нара, чьи великолепные изделия из дерева по-прежнему находятся в хорошем состоянии уже после более чем тысячи лет существования:

Особенно поражает то, что такая постройка просуществовала всё это время несмотря на такие особенности японского климата, как тайфуны и землетрясения. Японские мастера смогли разработать такие деревянные конструкции, которые, как правило, соединяются без гвоздей и клея, и которые способны выдерживать разрушительные вибрации землетрясений!

За всю историю существования этого метода японцы разработали десятки разнообразных соединений. Некоторые типы соединений чрезвычайно сложны и требуют высокого мастерства и практики. Строительная техника и деревянные столярные изделия значительно выросли благодаря современной промышленной революции, но они по-прежнему сохраняют прекрасные старинные методы крепления.

Японскую технику соединений применяют не только в строительстве, но и в изготовлении мебели, которая может служить в течение нескольких поколений. Во времена СССР более простые варианты японских соединений часто применяли в изготовлении различных предметов интерьера, что удешевляло продукт для конечного потребителя.

Читайте также:  Способ определения поставщика подрядчика исполнителя код

В наше время в разных странах курсы и интенсивы по японской технологии деревообработки очень популярны. Особенно в Америке, Австралии и Швеции. По интернету волнами распространяются видеоуроки и фото процесса выполнения сложнейших соединений. Увлекательное зрелище! Например, дизайнер по мебели Дориан Брачт (Dorian Bracht) из Берлина ведёт популярный блог с уроками на своём канале YouTube . Австралийский дизайнер японского происхождения Шинобу Кобаяши из мебельной фабрики Kobayashi показывает процессы работы над мебелью в Instagram. А в Twitter можно найти интерейснейшие анимации соединений от The Joinery.

В заключении можно отметить, что традиционные японские деревянные соединения остаются актуальными и надёжными конструктивными элементами уже много веков. Наибольшую распространённость эти типы соединений преимущественно нашли в сфере строительства, но и широко применялись при создании интерьеров и в предметном дизайне.

Источник

10 Гипнотизирующих анимаций японского столярного искусства

от Aleksey | Поделки Декор Интересно Мастерская Мебель | Суббота, 21 апреля 2018

Подпишитесь на Make-Self.net в Facebook и читайте наши статьи первыми.

На протяжении многих веков до изобретения винтов и крепежных деталей, японские мастера использовали сложные, переплетающиеся соединения деревянных конструкций и балок, что создало уникальную японскую эстетику, которую до сих пор можно увидеть в работах современных мастеров .

Соединение « Niju mizu kumi tsugi »

Соединение « Kawai tsugite »

До недавнего времени эти знания тщательно держали в тайне и передавались наследникам. Но несколько лет назад молодой японский столяр начал собирать книги и журналы, посвященные этому искусству соединения деревянных деталей и использовал материалы для создания трехмерных анимированных иллюстраций.

Соединение « Hako kakushi tsugi »

Благодаря программному обеспечению Fusion360 и деревообрабатывающим навыкам, он начал создавать анимации и публиковал их в твиттере.

Соединение «Ari nimai hozo sashi shikuchi»

На данный момент насчитывается более 80 анимаций соединения деревянных деталей по японской технологии.

В наше время сложные соединения, необходимые для создания этих соединений стали слишком дорогими, чтобы оправдать их использование в стандартной архитектуре и производстве мебели. Но с появлением 3D-печати, это возможно воплотить в жизнь. Они будут не только доступными, но и самыми надежными.

Источник

4 японские техники работы с деревом

Японская культура всегда совмещает в себе традиционную мудрость, законы гармонии и любовь к природе. Это проявляется как в искусстве, так и в архитектуре и дизайне. Несмотря на технологический прогресс и появление инновационных технологий и материалов, японцы преданы истории и используют старые техники работы с деревом.

1. Якисуги

Казалось бы, древесина и огонь – вещи несовместимые, но в Японии есть технология обработки поверхности дерева огнём, что придаёт ему большую прочность. Начало идёт с XVIII века, когда обильные заросли кипариса Sugi стало бедствием для деревень. После массового сжигания жители увидели, что благодаря огню древесина стала крепкой и приобрела особый внешний вид. Было принято решение использовать это в строительстве. Так и появилась технология Yakisugi (Shou Sugi Ban).

Под воздействием высокой температуры происходит заполнение каналов древесины продуктами горения и смолами. Это и защищает материал от пожаров, гниения, насекомых и увеличивает продолжительность службы до 80-ти лет. Текстура проявляется намного ярче, неизменяющийся со временем внешний вид позволяет вписать её в разные по стилистике интерьеры.

Читайте также:  Лучший способ отдохнуть это

Раньше древесина обжигалась на костре, сейчас это делают с помощью газовой горелки в течение 7-10 минут. После чего очищают верхний слой и промывают под проточной водой. Готовые доски можно использовать как для облицовки фасада, так и в интерьере.

2. Кумико

Традиционные японские межкомнатные перегородки известны по всему миру, но не в той степени как первоначальная техника их изготовления. Кумико – традиционное ремесло, родившееся в эпоху Асука (592-710 г. н. э.), в переводе означает «соединять древесину вместе». Если ранее с помощью этой техники изготавливались только раздвижные двери, то сейчас кумико набирает популярность как способ декорирования элементов интерьера.

Создать панель с орнаментом можно любого размера, поэтому применяют технику при создании мебели, светильников, отделки стен и потолков, перегородок для зонирования пространства. Процесс изготовления долог и сложен. Древесина измельчается на мелкие кусочки от 1-2 см, шлифуется и с помощью стеклянного молоточка подгоняется в единое полотно узора.

На сегодняшний день наиболее популярны модели чертежей, придуманные в эпоху Эдо (1603-1868 г. н. э.). В основном, это природные мотивы – звёзды, снежинки, цветы, паутина. Философия гармонии проявляется в создании равномерного потока воздуха и света сквозь панель.

3. Йосеги

Мозаика из древесины возникла в посёлке Хаконе из-за разнообразия местных пород дерева, которые давали мастеру широкую цветовую палитру натуральной древесины. Техника хаконе-йосеги-заику делится на два типа: хайки-моно (токарная работа, обточка) и саши-моно (столярная работа). Первый способ применяется в дизайне интерьера для изготовления посуды, мебели, а также для отделки отдельных элементов интерьера.

Своё начало техника йосеги берёт в XVIII веке. Автором является ремесленник Нихеи Ишикава. Совершенствуя монолитность склеенных между собой кусочков древесины разных пород, он добился живописного эффекта. Технология усовершенствовалась, и теперь мозаика накладывается на лист древесины толщиной не больше бумажного листа, что позволяет сэкономить силы и время мастера. По сравнению с предыдущей техникой, панель йосеги не такая воздушная и лёгкая, однако она также пригодна для декорирования дверей и перегородок, столешниц, светильников.

4. Сашимоно

Второй способ –саши-моно – можно определить как отдельную технику. Она представляет собой различные варианты скрепления деревянных балок в трёхмерном пространстве, что особенно популярно в традиционном японском строительстве без применения клея и гвоздей. Соединения происходит за счет чёткости подгона деталей с вырезанием пазов и рельефа.

Использование саши-моно в архитектуре позволяет зданиям выдерживать тайфуны и землетрясения. Также она известна в дизайне мебели и не только в Японии. Даже в СССР применялись некоторые виды соединений. Сейчас дизайнеры из Австралии, Норвегии, США популяризируют саши-моно.

Японский блогер TheJoinery нашёл 81 вариант скрепления и создал гиф-изображения для большей доступности такой сложной и искусной японской техники.

Соединяя историю, традиционное ремесло и гармонию, японцы получили 4 необычные техники работы с древесиной. В итоге получается экологичный, прочный, современный материал с уникальным дизайном ручной работы. Панели, выполненные в любой из 4-х техник, можно использовать для декора любых предметов и поверхностей.

Источник

Оцените статью
Разные способы