- Правила эффективного взаимодействия с учащимися материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Приемы эффективного взаимодействия с «трудными» учащимися и подростками. статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся консультация ( класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Правила эффективного взаимодействия с учащимися
материал
13 правил эффективного взаимодействия с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_deti_rozhdayutsya.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила эффективного взаимодействия:
Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.
Правило 2 . Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.
Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.
Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
Правило 5 . Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
Правило 8 . Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.
Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.
Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.
Правило 11. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку.
Правило 12. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.
Правило 13. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка
Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью
Правила поведения при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.Памятка педагогу при псещении семьи ребёнка с ОВЗ.Соблюдение условий при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями.
Источник
Приемы эффективного взаимодействия с «трудными» учащимися и подростками.
статья по теме
Материал содержит рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с трудными учащимися и подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_dlya_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_trudnymi_uchashchimisya_i_podrostkami.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам для эффективного взаимодействия с трудными учащимися и подростками
Существуют следующие группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
- «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
- Обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;
- Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное — трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.
- Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
- Доверие.
- Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
- Вовлеченность в интересную деятельность.
- Пробуждение гуманных чувств.
- Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
- Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
- Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
- Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
- Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
- Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
- Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
- Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
- Приказание.
- Предупреждение.
- Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
- Проявление возмущения.
- Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
- Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Источник
Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся
консультация ( класс) на тему
в статье рассказывается об эффективных приемах взаимодействия педагогов и учащихся, говорится о том как не допустить конфликта между учителем и учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yachmeneva_alena_mihaylovna.docx | 18.71 КБ |
yachmeneva_alena_mihaylovna.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ячменева Алена Михайловна
Учитель начальных классов
МБОУ Яснинская СОШ № 1
Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся
Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
При этом в ряде исследований указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора — человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность. При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся. Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.
Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.
В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.
Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить. Как образно заметил кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно — грязное дно». В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона». Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.
Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.
Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.
Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.
Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.
Не менее эффективен и прием соучастия.
Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:
Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;
Паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость)
Особенности поддержки и похвалы
Особенности организации рефлексии
Анализ психологического состояния учащихся на уроке
Создание мотивации, организация работы в группах
Соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.
Список использованной литературы
- Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.
- Небыкова С.И. Заметки школьного психолога: как помочь ребенку? Неосоционический практикум/ С.И. Небыкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 156 с.
- Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. – Москва: АСТ, 2013. – 142 с.
Источник