Взаимодействие с учащимися способы эффективного взаимодействия с учащимися

Правила эффективного взаимодействия с учащимися
материал

13 правил эффективного взаимодействия с учащимися.

Скачать:

Вложение Размер
kakie_deti_rozhdayutsya.docx 13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Правила эффективного взаимодействия:

Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают своё разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2 . Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5 . Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8 . Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку.

Правило 12. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

Правило 13. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка

Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью

Правила поведения при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.Памятка педагогу при псещении семьи ребёнка с ОВЗ.Соблюдение условий при посещении семьи ребёнка с ОВЗ.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями.

Источник

Приемы эффективного взаимодействия с «трудными» учащимися и подростками.
статья по теме

Материал содержит рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с трудными учащимися и подростками.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_pedagogam_dlya_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_trudnymi_uchashchimisya_i_podrostkami.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам для эффективного взаимодействия с трудными учащимися и подростками

Существуют следующие группы педагогических приемов:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и учеником, установлению душевного контакта:

  1. проявление доброты, внимания, заботы;
  2. просьба;
  3. поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
  • поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
  • любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
  • форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
  • награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
  • поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
  • помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
  • ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
  • ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
  • всегда учитывайте состояние ребенка;
  • не унижайте ребенка;
  • соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
  1. «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;
  2. Обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;
  3. Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное — трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать; проявление огорчения; проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

  1. Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.
  2. Доверие.
  3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  4. Вовлеченность в интересную деятельность.
  5. Пробуждение гуманных чувств.
  6. Нравственное упражнение.

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

  1. Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
  2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
  3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные тормозящие приемы.

  1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
  2. Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».
  3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
  4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
  5. Приказание.
  6. Предупреждение.
  7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
  8. Проявление возмущения.
  1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
  2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

Источник

Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся
консультация ( класс) на тему

в статье рассказывается об эффективных приемах взаимодействия педагогов и учащихся, говорится о том как не допустить конфликта между учителем и учениками.

Скачать:

Вложение Размер
yachmeneva_alena_mihaylovna.docx 18.71 КБ
yachmeneva_alena_mihaylovna.docx 18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ячменева Алена Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ Яснинская СОШ № 1

Приемы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся

Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

При этом в ряде исследований указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора — человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию. Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность. При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся. Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.

Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить. Как образно заметил кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно — грязное дно». В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона». Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.

Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.

Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.

Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.

Не менее эффективен и прием соучастия.

Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:

Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;

Паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость)

Особенности поддержки и похвалы

Особенности организации рефлексии

Анализ психологического состояния учащихся на уроке

Создание мотивации, организация работы в группах

Соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту учащихся и др.

Список использованной литературы

  1. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.
  2. Небыкова С.И. Заметки школьного психолога: как помочь ребенку? Неосоционический практикум/ С.И. Небыкова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 156 с.
  3. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. – Москва: АСТ, 2013. – 142 с.

Источник

Читайте также:  Травматический кашель способы лечения
Оцените статью
Разные способы