- Необходимость компетенции «взаимодействие» методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость компетенции «взаимодействие»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В разработке освещена необходимость компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_neobhodimost_prod.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт и перспективы
Необходимость компетенции
«Взаимодействие с другими и с самим собой» и
темы «Учебная среда как средство формирования
социально- эмоциональных навыков»
Для младшего школьного возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к обучающемуся.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности ребёнка.
Именно в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».
Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что с самого начала пребывания детей в школе педагог становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания обучающихся начальных классов.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности ребёнка, формирует необходимые для взаимодействия социально-эмоциональные навыки.
Во взаимодействии со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
В этой связи проблема изучения компетенции взаимодействия с другими и взаимодействия с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.
Личность проявляется через отношение к окружающему миру, в процессе взаимодействия как с собой, так и с другими людьми. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социо культурной среде в соответствии с нормами данного общества имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В ходе этого процесса человек познает себя и других людей, осознает значимость саморазвития и самореализации, становится субъектом, автором своей жизни.
Межличностное взаимодействие — это одна из форм общения. В широком смысле – это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле – это система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Широкая трактовка используется, как правило, для указания на непосредственную взаимосвязь каким-либо образом воздействующих друг на друга людей. Узкая – для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, как следствие, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
В психологии общение (взаимодействие) рассматривается в двух основных контекстах:
— как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
— как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов,
вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
В самом общем виде взаимодействие (общение) выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В ходе общения проявляются индивидуальные особенности человека, происходит его самоопределение и самопредъявление. По форме осуществляемых воздействий в ходе общения можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации им речевого сообщения – о его общей культуре и грамотности.
Становление личности в процессе взаимодействия
В процессе межличностного взаимодействия происходит становление личности человека. Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Самооценка развивается путем постепенной интериоризации (перевода во внутренний план) внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.
Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. Человек соизмеряет с целями трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными.
Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Добиться этого можно с помощью полезных для общества действий – особых достижений в учении, творчестве и труде.
Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания.
При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, но и в том, как он поступает.
Таким образом , в процессе межличностного взаимодействия личность возникает, самоутверждается, вступает на путь саморазвития и самосовершенствования. Этому способствует формирование самооценки, самоуважения, уровня притязаний. Став активной зрелой личностью, человек через общение взаимодействует с другими людьми, влияет на них. При этом он не просто обменивается с ними самой различной информацией, но и передает в ходе взаимодействия частичку самого себя, своей личности. Разделяя с другими людьми свой духовный мир, человек обретает свободу самовыражения, самореализации.
Эффективность деятельности и развития педагога обеспечиваются его профессионально-личностными особенностями.
Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.
Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:
1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);
2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);
3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).
Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников и предполагает равенство отношений.
Для организации учебного взаимодействия на уроках в начальной школе необходимо отметить возможные его формы (у И.А.Зимней — линии сотрудничества).
1) учитель — ученик (ученики);
2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;
4) учитель — учительский коллектив (И.А. Зимняя);
5) ученик «с самим собой» (Г.А. Цукерман).
Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога , который достигается через особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.
Самосознание рассматривается в единстве трех компонентов:
— эмоционально-ценностного отношения к себе;
— саморегулирования поведения личности.
Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с рядом переживаний, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов.
Единство динамики и взаимодействия в профессиональной активности специфики профессии, интериоризированной субъектом, и его личностных особенностей, экстериоризированных в деятельности, отражено в профессионально-личностной направленности педагога.
Таким образом, для взаимодействия с другими людьми необходимо понимать их, понимать себя, предвидеть реакции людей в процессе коммуникации. Можно аналитически разделить компетентность взаимодействия с другими (различные варианты коммуникации и сотрудничества) и компетентность взаимодействия с собой (самоорганизация, саморегулирование поведения). Эта дифференциация способствует структурированию разнообразных компонентов различных рамок компетенции взаимодействия. Однако, в плоскости практического развития социальные и эмоциональные навыки, составляющие основу названных компетенций, невозможны изолированно друг от друга и должны развиваться синхронно.
Источник
Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста
статья на тему
Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста | 56 КБ |
Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Козина Л.С., преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
История ее возникновения и развития теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX века идеи сотрудничества в обучении широко использовались в США.
Основателями педагогики сотрудничества в нашей стране по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик .
Они обобщили опыт
- лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко),
- достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и
- зарубежной психолого-педагогической практики и науки (Ж. — Ж. Руссо, Я. Колчак, К. Роджерс, Э. Берн).
Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала
Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая поставленной цели.
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Задача преподавателя — создать условия для активной совместной учебной деятельности. Учащиеся разные: одни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения. Некоторые ребята стесняются задавать вопросы. Поэтому, если их объединить в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами!»
Конечно, как и любая педагогическая технология групповая форма организации работы имеет достоинства и недостатки. К минусам можно отнести неумение ребят вести диалог, психологические проблемы при неправильном формировании малых групп, а также использование некоторыми ребятами результатов труда более сильных учеников.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
«Обучение в команде»
Обучение в команде — особое внимание — «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими при работе над изучаемым вопросом.
Обучающиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опорные тексты, др. учебные материалы. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Задача каждого учащегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.
Основные принципы обучения в команде:
а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, отметки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения;
б) индивидуальная ответственность каждого учащегося означает, что успех или неуспех команды зависит от удач или не удач каждого;
в ) равные возможности каждого учащегося в достижении успеха, каждый приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Подход с названием «Ажурная пила». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся внимательно слушают партнеров по команде, делают записи в тетрадях, они заинтересованы, чтобы все члены группы добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по данной теме каждый в отдельности и вся команда в целом (может быть спрошен любой член группы).
«Учимся вместе» Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) части в 3-5 человек. Каждая из них получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных всех команд достигается усвоение всего материала в целом.
«Исследовательская работа» учащихся в группах Этот вариант является разновидностью метода обучения «Учимся вместе», акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в командах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Все эти варианты требуют четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:
1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.
2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3) Оценивается работа не одного человека, а всей группы. Оценка ставится одна на всех.
4) Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими .
Бернард Шоу говорил, давайте представим, у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко. если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!
Работа в группах не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.
Преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все студенты работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что студенты стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.
Для работы в группах, я рассаживаю учащихся так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по два стола вместе). В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания), отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы и другие. В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся.
Важный и обязательный момент такого урока — оценивание результатов групповой работы. Наряду с учебными достижениями учащихся и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения, комментировать проявленные коллективистские качества, подмечать проявления помощи, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.
Работу в малых группах я использую на разных этапах урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, а так же на повторительно – обобщающих уроках, лабораторно-практических занятиях
На уроке «Товароведения продовольственных товаров» дается задание группам, состоящим из 3-7 человек, задание: «Провести органолептическую оценку качества товара», используя нормативные документы (ГОСТы).
Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:
1. единым результатом – оценить качество товаров;
2. общими ресурсами — один нормативный документ на группу;
3. распределением ролей — каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;
4. общей оценкой.
Другие группы получают такое же задание. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп.
На МДК «Техническое оснащение отрасли» студенты в малых группах самостоятельно, изучая руководство по эксплуатации осваивают работу на весах, контрольно-кассовых машинах (кто-то изучает, а затем учит других членов группы подготавливать ККМ к работе, другой изучает, а затем учит других работать в режиме «Касса», следующий в режиме «Отчеты» и т.д.
Я использую технологию «обучение в сотрудничестве», потому что современное информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Применение этой технологии предполагает моделирование такой системы образования, в которой главную роль играет не традиционная трансляция знаний, умений, а создание условий для развития каждой личности.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Козина Л.С., преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
История ее возникновения и развития теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX века идеи сотрудничества в обучении широко использовались в США.
Основателями педагогики сотрудничества в нашей стране по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик .
Они обобщили опыт
- лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко),
- достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и
- зарубежной психолого-педагогической практики и науки (Ж. — Ж. Руссо, Я. Колчак, К. Роджерс, Э. Берн).
Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала
Каждый член группы отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая поставленной цели.
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Задача преподавателя — создать условия для активной совместной учебной деятельности. Учащиеся разные: одни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения. Некоторые ребята стесняются задавать вопросы. Поэтому, если их объединить в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами!»
Конечно, как и любая педагогическая технология групповая форма организации работы имеет достоинства и недостатки. К минусам можно отнести неумение ребят вести диалог, психологические проблемы при неправильном формировании малых групп, а также использование некоторыми ребятами результатов труда более сильных учеников.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
«Обучение в команде»
Обучение в команде — особое внимание — «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими при работе над изучаемым вопросом.
Обучающиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опорные тексты, др. учебные материалы. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.
Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Задача каждого учащегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.
Основные принципы обучения в команде:
а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, отметки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения;
б) индивидуальная ответственность каждого учащегося означает, что успех или неуспех команды зависит от удач или не удач каждого;
в ) равные возможности каждого учащегося в достижении успеха, каждый приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Подход с названием «Ажурная пила». Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся внимательно слушают партнеров по команде, делают записи в тетрадях, они заинтересованы, чтобы все члены группы добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по данной теме каждый в отдельности и вся команда в целом (может быть спрошен любой член группы).
«Учимся вместе» Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) части в 3-5 человек. Каждая из них получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных всех команд достигается усвоение всего материала в целом.
«Исследовательская работа» учащихся в группах Этот вариант является разновидностью метода обучения «Учимся вместе», акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в командах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Все эти варианты требуют четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:
1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.
2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3) Оценивается работа не одного человека, а всей группы. Оценка ставится одна на всех.
4) Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый учится в силу собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими .
Бернард Шоу говорил, давайте представим, у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко. если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!
Работа в группах не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.
Преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все студенты работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что студенты стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.
Для работы в группах, я рассаживаю учащихся так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по два стола вместе). В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания), отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы и другие. В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся.
Важный и обязательный момент такого урока — оценивание результатов групповой работы. Наряду с учебными достижениями учащихся и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения, комментировать проявленные коллективистские качества, подмечать проявления помощи, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.
Работу в малых группах я использую на разных этапах урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, а так же на повторительно – обобщающих уроках, лабораторно-практических занятиях
На уроке «Товароведения продовольственных товаров» дается задание группам, состоящим из 3-7 человек, задание: «Провести органолептическую оценку качества товара», используя нормативные документы (ГОСТы).
Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:
1. единым результатом – оценить качество товаров;
2. общими ресурсами — один нормативный документ на группу;
3. распределением ролей — каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;
4. общей оценкой.
Другие группы получают такое же задание. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп.
На МДК «Техническое оснащение отрасли» студенты в малых группах самостоятельно, изучая руководство по эксплуатации осваивают работу на весах, контрольно-кассовых машинах (кто-то изучает, а затем учит других членов группы подготавливать ККМ к работе, другой изучает, а затем учит других работать в режиме «Касса», следующий в режиме «Отчеты» и т.д.
Я использую технологию «обучение в сотрудничестве», потому что современное информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Применение этой технологии предполагает моделирование такой системы образования, в которой главную роль играет не традиционная трансляция знаний, умений, а создание условий для развития каждой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн.
В данной статье приведен план урока, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел.
Статья посвящена вопросам использования инновационных педагогических технологий в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, а именно: использованию кейс-.
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья «Инновационные пе.
Статья «Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов".
Данная статья предназначена для преподавателей английского языка профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте.
Источник