Выживание наиболее приспособленных должно стать способом эволюции общества

Что такое Социальный дарвинизм

Социальный дарвинизм (или социал-дарвинизм, социодарвинизм) — это идейное направление, которое возникло в конце 19 века и было популярным до середины 20 века.

Направление применяет теорию эволюции (закон естественного отбора), которая была сформулирована Чарльзом Дарвиным (1809–1882), к отношениям среди людей.

Согласно закону естественного отбора выживет наиболее приспособленный изменяться. Речь идёт о передаче потомкам изменений, которые произошли в процессе биологической адаптации вида и помогают ему выжить.

Природа как будто осуществляет отбор тех виды, которые будут жить, на основании их способности адаптироваться к окружающим обстоятельствам.

Социальный дарвинизм же связывает социальную психологию и закон естественного отбора. То есть переносит борьбу между видами в природе на борьбу за выживание среди рас, социальных классов и людей в отдельности.

Основные идеи социального дарвинизма

  1. Применяет закон естественного отбора из природы к общественным отношениям, социальному взаимодействию людей, политике, бизнесу.
  2. Общество — это не слаженная группа людей, развитие которой строится на взаимной помощи и поддержке. Наоборот, для развития и эволюции общества всегда необходима конфликтная ситуация.
  3. Согласно социал-дарвинизму выживает наиболее приспособленный к социальным и политическим изменениям.
  4. Если в природе животные и растения передают своему потомству биологические изменения, то человек, согласно идеям социального дарвинизма, передаёт ещё и накопленные средства.

В природе приспособленность вида к выживанию зависит только от биологических качеств, человеку же выживать помогают также его накопления: одежда, деньги, жилище, информация, знания.

Получается, что человек, который обладает большим количеством этих средств, наиболее приспособлен к тому, чтобы он и его потомство выжили.

Соответственно, более напористый, жестокий и воинственно настроенный человек имеет больше шансов получить эти средства и выжить.

Представители социального дарвинизма

  • Герберт Спенсер (1820–1903);
  • Фрэнсис Гальтон (1854–1936);
  • Томас Мальтус (1766–1834);
  • Уильям Грэм Самнер (1840–1910);
  • Жорж Ваше де Лапуж (1854–1936);
  • Людвиг Вольтман (1871–1907).

Социальный дарвинизм Спенсера

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903) был первым, кто, вдохновившись теорией Дарвина, применил её к отношениям среди людей.

Именно он был создателем социального дарвинизма и фразы «выживает наиболее приспособленный» (survival of the fittest).

По мнению Спенсера, эволюция общества, то есть его развитие, невозможна без противоборства и конфликтов.

Узнайте подробнее про Теорию Дарвина.

Евгеника Фрэнсиса Гальтона

Английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон ввёл теорию евгеники в 1883 году.

Согласно этой теории должен быть контроль над обществом, чтобы изменять к лучшему наследственные признаки человека. Это будет способствовать рождению рас с лучшими качествами и признаками: внешность, интеллект и т.д.

Контроль должен осуществляться над рождаемостью и абортами, перемещением людей (миграцией), над людьми с психическими отклонениями, преступниками.

Таким образом можно будет как следить за передачей «плохих» генов следующим поколениям, так и способствовать передаче только «хороших» генов.

Идеи Томаса Мальтуса

Ещё до появления социального дарвинизма английский учёный Томас Мальтус в 1798 годусформулировал понятие «мальтузианской ловушки».

Речь идёт о повторяющейся ситуации, когда количество людей ввиду прироста населения превышает количество продуктов, которые человек производит.

В таких условиях сильному человеку легче выжить, чем слабому.

Идеи Томаса Мальтуса оказали большое влияние на социал-дарвинистов.

Критика социального дарвинизма

Социальный дарвинизм можно было интерпретировать настолько широко, что его стали применять в таких идеологиях, как национализм, расизм, фашизм и империализм.

Это направление позволяло оправдывать идеи «очистки» рас, избавления от нежелательных людей с «плохими» генами, репрессии и насилие.

Как, например, происходило в нацистской Германии, когда у власти был Адольф Гитлер.

Читайте подробнее про Фашизм и Империализм.

Источник

Эволюционная этика и социальный дарвинизм

Хотя Дарвин и его сторонники полагали, что теория эволюции подрывает классическое доказательство «от замысла» и традиционный статус человечества, тем не менее их представления о будущем не были пессимистическими. Оптимистам конца XIX века эволюционная модель представлялась вполне обнадеживающей. В атмосфере викторианской эпохи идея эволюционного прогресса стала светским заменителем провидения. Не слепая судьба, а благотворные космические процессы определяют наше будущее и гарантируют конечное осуществление целей истории и даже достижение человеческого совершенства. Вера в прогресс заменила доктрины творения и провидения в качестве гарантии того, что вселенная не бесцельна. Ни единый закон, ни случайность не являются угрозой, если они ведут к неизбежному продвижению, и если природа представляет собой согласованную и постижимую систему. Гарвардский философ Джон Фиске писал, что человеческое достоинство восстановлено, поскольку «эволюция впервые отчетливо показала, что творение и совершенство человека есть цель, к которой изначально была направлена деятельность природы». Вера просветителей в социальный прогресс доходит здесь до убеждения в том, что и развитие вселенной также прогрессивно.

Читайте также:  Как избавиться от вшей народными способами

Была ли эта концепция прогресса выводом из научных данных? Сам Дарвин, очевидно, понимал неоднозначность такого заключения. Он осознавал, что, говоря о приспособленности к выживанию, биолог вовсе не выносит морального суждения, а ведет речь лишь о приспособленности к успешному размножению. «Улучшение» видов означает только преимущества в конкурентной борьбе в данной окружающей среде. В другой среде, или с точки зрения развития организма в целом, оно может оказаться и «упадком». Если Дарвин и его сторонники, тем не менее, часто использовали слово «прогресс», вкладывая в него некие ценностные характеристики, то, по мнению Дж. К. Грина, они делали это,

потому, что в глубине души верили в природные процессы, которые в конечном итоге, пусть медленно и спорадически, ведут к созданию все более совершенных форм существования. Будучи натуралистами, они старались объяснить «улучшение», «приспособленность» и тому подобное в биологических терминах, но употребление ими этих терминов было тонко окрашено неукротимым оптимизмом их эпохи. XIX век верил в прогресс, но не очень четко определял, что он имеет в виду под прогрессом90.

Проблема соотношения этических норм и эволюции приобретает особое значение, если сознательный выбор человека влияет на будущую эволюцию. Из некоторых высказываний Дарвина следует, что все, что делает человек, является выражением естественного отбора и если прогресс — это неотъемлемая черта развития, то никакие человеческие решения не могут ему помешать. В других местах он убеждает читателей последовать модели, которую демонстрирует остальная природа. Дарвин опасался, что прогрессу в будущем может помешать сентиментальная политика, охраняющая более слабых индивидов, например больных и калек, которые при условии более же­сткой конкуренции были бы устранены. «Для всех людей должно существовать открытое соревнование, и законы не должны ограничивать более способного в достижении большего успеха или в производстве большего потомства». Однако, по мнению Грина, Дарвин не был до конца последователен, поскольку «в глубине души он придерживался принципов гуманизма и христианской этики, в которых был воспитан»91. Он признавал «высшую мораль», поощряющую уважение и любовь ко всем людям, включая слабых, но такая мораль уменьшала бы конкурентную борьбу и подрывала бы то, что он считал источником прогресса.

Убеждение в том, что конкуренция способствует прогрессу, вполне согласовывалось с индивидуалистической социальной философией, широко распространенной в этот период. Так называемый социальный дарвинизм92 соединил в себе как биологические, так и политические идеи. Еще до прочтения Дарвина, Герберт Спенсер (1820-1903) попытался показать, что свободное от государственного вмешательства частное предпринимательство соотносится с существующей в природе суровой дисциплиной, которая ведет к биологическому улучшению. Он увидел в описываемой Дарвином эволюционной борьбе подтверждение своей идеи, что экономическое соревнование, свободное от государственного контроля, способствует человеческому благосостоянию. Выживание наиболее приспособленных должно стать и способом эволюции общества. Суровый индивидуализм должен дать благотворные результаты. С исторической точки зрения оказались полезны и конкуренция между группами, и конфликт между расами, «непрерывная замена менее сильных и менее приспособленных более сильными и более приспособленными, вытеснение худших разновидностей в менее пригодную среду обитания и время от времени их истребление». Подобные представления служили оправданием британского колониализма. Труды Спенсера были популярны в Америке отчасти из-за того, что их можно было использовать для защиты конкурентной борьбы в капиталистическом обществе, основанном на свободном предпринимательстве. Однако Спенсер, как и Дарвин, сталкивался с большими трудностями в попытках вывести из эволюции этические нормы. Сделав биологическое выживание критерием прогресса, он уже не мог удовлетворительно обосновать свое отрицание призыва к оружию, с помощью которого прусские милитаристы, например, пытались доказать на поле битвы приспособленность той или иной нации.

Гексли, последователь как Дарвина, так и Спенсера, считал, что действительные этические нормы не могут произрастать из эволюции. Надлежащие стандарты человеческого поведения просто не могут быть установлены, исходя из естественного отбора или закона джунглей: «Давайте поймем раз и навсегда, что этический прогресс общества не имитирует космические процессы и тем более не убегает от них, но сражается с ними»93. Гексли утверждает:

Читайте также:  Способ защиты информации принуждение

Наилучшее с этической точки зрения поведение, которое мы называем добродетелью, во всех отношениях противоположно тому, которое ведет к успеху в космической борьбе за существование. Вместо безжалостного самоутверждения оно требует самоограничения; вместо отталкивания конкурентов оно подразумевает, что человек должен не просто уважать своих ближних, но и помогать им; оно направлено не столько на выживание наиболее приспособленных, сколько на то, чтобы наибольшее число людей оказалось пригодно к выживанию. Оно отвергает гладиаторскую теорию существования94.

Отвергая и эволюционную этику, и религию откровения, Гексли обратился к своего рода моральному интуитивизму как источнику этических норм, хотя цели, которые он в действительности защищал, в принципе, похоже, отражали его религиозное воспитание и влияние окружающей культуры. Мы увидим, что этот спор о взаимосвязи эволюции и этики энергично продолжается и сегодня, особенно в новой области социобиологии, изучающей эволюционное происхождение человеческого социального поведения.

III. Расхождение богословских течений

Мы видели, что эволюционная теория затронула вопросы об авторитете Писания, доказательстве «от замысла», статусе человечества и основах этики. Реакция различных религиозных групп варьировалась от неистового отрицания эволюции до ее восторженного одобрения. Мы рассмотрим сначала некоторые традиционалистские интерпретации, существовавшие в консервативных протестантских и католических кругах. Модернистское движение, в отличие от них, усовершенствовало традиционные доктрины, чтобы приспособить их к эволюционной теории. Либеральное богословие, занимая промежуточное положение между традиционализмом и модернизмом, принимало историческое исследование библейских текстов и обосновывало свои идеи, обращаясь к религиозному и нравственному опыту. Наконец, мы приведем ряд примеров интерпретации эволюции в натуралистической и атеистической философии.

Неадекватность исторических исследований, рисующих картину лишь «конфликта» или «войны» между наукой и религией, мы отмечали в первой главе. То же самое относится и к XIX веку. Многие приверженцы традиционализма и натурализма действительно вступали в этот конфликт, однако было и другое. Кроме того, как говорилось выше, жаркие споры об эволюции разразились внутри самого научного сообщества; это делает еще менее удачной метафору «войны» между двумя едиными армиями, выстроившимися друг против друга95.

Источник

Scisne ?

Главная ≫ Инфотека ≫ Биология ≫ Происхождение жизни ≫ Эволюция: выживание наиболее приспособленных или наиболее вероятных? // Елена Наймарк

Эволюция: выживание наиболее приспособленных или наиболее вероятных?

Елена Наймарк

Комментарии: 0

Дарвиновская теория эволюции основана на принципе выживания наиболее приспособленных. В конкуренции с себе подобными выигрывает тот, кто лучше всего подготовлен к местным условиям жизни. Так постепенно наращивается ряд всё более приспособленных и сложных существ. Одна из фундаментальных претензий к этому логическому построению: последовательный ряд усложнений противоречит второму закону термодинамики. Действительно, если в закрытой системе энтропия всегда возрастает, то жизнь действует вразрез с физическими законами: она стремится уменьшить энтропию системы. Джон Уитфилд, научный журналист, работающий в Лондоне, знакомит читателей с теориями и опытами, которые помогают это противоречие преодолеть.

Возникновение сложного из простого — это, казалось бы, злостное нарушение второго закона термодинамики. Второй закон требует постепенного выравнивания градиентов, разупорядочивания элементов и увеличения энтропии в системе. Тем не менее жизнь так специально устроена, чтобы поддерживать градиенты, упорядочивать элементы и уменьшать энтропию. Эти принципы справедливы как для одного организма, так и для целых экосистем, биот, эволюционных последовательностей. Значит ли это, что жизнь действительно противоречит законам физики?

В 70-е годы прошлого века Илья Пригожин провозгласил и доказал принцип самоорганизации и усложнения неравновесных систем. Он показал возможность появления сложного поведения открытых систем в условиях постоянного притока энергии. А живые объекты как раз и являются именно такими открытыми системами с притоком энергии и материи. С тех пор прошло уже немало времени, но теории эволюции открытых систем пока не создано. По всей вероятности, причиной тому конфликт понятийного аппарата дарвиновской теории естественного отбора Дарвина и физики. Физические величины можно так или иначе подсчитать, а вот как подсчитать приспособленность? Эрик Смит (Eric Smith), физик из Института Санта-Фе (Santa Fe Institute, Нью-Мексико, США), предлагает новый понятийный аппарат для описания эволюции в частности и жизни в целом.

По его мнению, самоорганизующиеся системы — это особые машины для выравнивания градиентов. Он предлагает рассматривать жизнь как один из частных случаев такой конструкции для быстрого выравнивания градиентов. Если создается градиент каких-то условий, например температурный градиент от тропиков к полюсам, то создаются упорядоченные и предсказуемые атмосферные структуры, а проще говоря — ветер, который выравнивает этот градиент. И делает он это несравненно быстрее, чем если бы температура выравнивалась в статичной атмосфере. Так что сложные структуры, возникающие в системе с постоянным потоком энергии, сами по себе работают строго в соответствии со вторым законом термодинамики — выравнивают градиенты и увеличивают энтропию.

В этом отношении работа живых систем не отличается от работы систем физических или химических. Живые организмы призваны накапливать в себе энергию и рассеивать ее по пространству планеты, быстро избавляя ее от градиентов энергии и материи. Тем самым жизнь не только не противоречит второму закону термодинамики, но даже и всячески его подтверждает. И чем эффективнее организм фиксирует градиент материи и энергии (пищи, тепла, солнечной и химической энергии), чем быстрее он их усваивает и передает по пищевой цепи или просто рассеивает в пространстве, тем более уравновешенной становится система. Так, заросший пруд с водорослями и планктоном зафиксирует и передаст в систему планеты гораздо больше энтропии, чем резервуар со стерильной водой. А ведь эволюция как раз и направлена на то, чтобы создавать организмы, эффективно усваивающие и передающие дальше энергию и материю.

Таким образом, парадокс эволюции заключается в том, что, создавая сложные биологические системы, эволюция увеличивает общую энтропию планеты, а вовсе не уменьшает ее. В открытой неравновесной системе наиболее вероятным будет такое положение, которое наилучшим и наискорейшим образом уберет градиенты и увеличит энтропию. В связи с этим Эрик Смит задает риторический вопрос: не лучше ли обсуждать эволюцию не с точки зрения выживания наиболее приспособленных, а с точки зрения выживания наиболее вероятных? Ведь в нашей неравновесной системе с притоком энергии извне наиболее вероятной окажется конструкция, эффективно уничтожающая градиенты и работающая в русле второго закона термодинамики, то есть живая система. И отбор будет призван ориентироваться не на самых приспособленных, а на самых вероятных. И при этом останется столь же естественным (что же более естественно, чем второй закон термодинамики!), как и дарвиновский.

Ученые, работающие в русле этой концепции, уже начали публиковать свои первые исследования. Расчеты строятся на том базовом принципе, что система должна свести к минимуму использование энергии для создания максимума энтропии. В этом смысле живая система или ее отдельные элементы уподобляются текущей реке, пробивающей себе русло поудобнее, чтобы побыстрее вынести воду к своему устью. В рамках этой концепции была удачно смоделирована работа фермента АТФ-синтазы, ответственного за производство энергии в клетке — это работы Родерика Дьюара (Roderick Dewar) и коллег из Лаборатории экологии и физики окружающей среды в Бордо (при Французском национальном сельскохозяйственном исследовательском институте, INRA). С тех же позиций Адриан Бежан (Adrian Bejan) c коллегами из Университета Дьюка (Duke University, Дурхам, Северная Каролина, США) рассмотрел эволюцию способов локомоции у животных.

Сравнивая принципы поведения живых систем с неживыми, неизбежно упираешься в принципиальное различие. Ведь живые системы, какими бы они ни были — молекулой РНК, клеткой или целым сосновым лесом, — способны воспроизводить сами себя. Неживые лишены этой способности. Это различие может свести на нет все аналогии с термодинамикой в неорганическом мире. Однако Чарльз Лайнвивер (Charles Lineweaver), астроном и астробиолог из Австралийского национального университета в Канберре (Australian National University), считает проблему репликации жизни не более чем уловкой, следствием близорукости биологов в вопросах определения жизни. Почему, спрашивает он, мы считаем, что информация о системе должна храниться внутри самой системы? Это вовсе не обязательно. Например, рождение звезд зависит от состояния предшествующей генерации звезд, от того, какой они образовали набор элементов и как изменили гравитацию окружающей среды. Все зависит от условий среды: от того, какая вокруг имеется материя и сколько энергии; а где при этом хранится информация — не так важно. Важно, что переход от нежизни к жизни получается постепенный, и Лайнвивер надеется найти количественный параметр, описывающий поведение «далеких от равновесия диссипативных систем». А в эту категорию равноправно входят и ураганы, и зеленые растения. По словам Родерика Дьюара, у нас нет оснований придумывать одни физические законы для неживого, а другие для живого, как нет оснований придумывать одну химию для косной материи, другую для живой, — всеми процессами управляют единые потоки материи и энергии.

Источник

Читайте также:  Способы определения интенсивности нагрузок
Оцените статью
Разные способы