Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.Тесты по ОБЖ для 10 класса
тест по обж (10 класс) по теме
В тестах отражено знание основных правил поведения в условиях вынужденного автономного существования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_obzh_10_klass.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования.
1. Дополни предложение.
Выживание человека – это…
а. активное существование в среде себе подобных;
б. способ существования белковых тел;
в. активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
г. Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.
2. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?
а. не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
б. перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
в. покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
г. Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
3. При каких условиях принимается решение остаться на месте аварии?
а. местонахождение ближайшего населённого пункта примерно известно, расстояние до него не далеко.
б. место происшествия не определено, местность неизвестная и малопроходимая.
в. сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
г. Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм;
д. нет связи только в течении трёх суток.
4. При каких условиях принимается решение об уходе с места аварии?
а. когда точно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него не велико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
б. когда примерно известно местонахождение ближайшего населённого пункта, расстояние до него точно не определено и состояние здоровья большинства людей позволяет преодолеть небольшое расстояние;
в. когда возникла непосредственная угроза жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение);
г. Когда люди не обнаружены спасателями на данном месте из-за густой растительности; в течении трёх суток нет связи;
д. когда авария произошла на малознакомой и труднопроходимой местности.
5. Какие известны основные способы ориентирования на местности?
в. по небесным светилам;
д. по местным признакам.
6 .Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?
а. наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;
б. температуру воздуха и насекомых;
в. наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;
г. количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
7. Какие известны основные виды костров?
в. пламенные и простейшие очаги;
8. Для чего предназначается опознавательный костёр?
а. такого не существует;
б. для опознавания людей;
в. для подачи сигналов;
г. для обозначения границ лагеря.
9. Для чего предназначается сигнальный костёр?
а. такого не существует;
б. для обеспечения своего местонахождения;
в. для опознавания людей;
г. для подачи сигналов внутри лагеря.
10. Для чего предназначается пламенный костёр?
а. такого не существует;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для освещения поляны лагеря;
д. для подачи сигналов.
11. Для чего предназначается простейший очаг?
а. для приготовления большого количество пищи;
б. для приготовления пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют около костра.
12. Для чего предназначается жаровой костёр?
а. для оповещения и обогрева лагеря;
б. для приготовления большого количества пищи;
в. для просушки вещей;
г. для согревания людей, если они ночуют у костра.
13. Что может послужить основными источниками пищи в условиях автономного выживания?
а. насекомые и их личинки;
б. дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы;
Источник
Жизнь как существование белковых тел.
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка» Ф. Энгельс «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот» В.М. Волькенштейн.
Все свойства живого организма: все это связано с функцией белков
-способность извлекать и преобразовывать энергию,
-реактивность и способность к сохранению структурной и функциональной целостности,
-активное независимое передвижение в пространстве,
-самовоспроизводство себе подобных,
-возможность анализа и познания окружающей действительности
Трудно переоценить роль белков в нашем организме. Они образуют и восстанавливают ткани мускулатуры, костей, кожи, волос, крови. Их назвали протеинами (в переводе с греч. — первый), т. к. белки являются основой каждого органа, каждой клетки. Все белки построены из аминокислот. Из 20 распространенных в природе аминокислот большинство способно вновь синтезироваться в организме. Однако 8 аминокислот, без которых не могут быть построены собственно белки, человек обязательно должен получать с пищей из продуктов животного и растительного происхождения. Этотриптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин. Детям необходим также гистидин. Если любая из этих аминокислот не поступает в организм, то неизбежны серьезные нарушения здоровья.
Наиболее полноценны белки животного происхождения: молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц, и особенно кальмаров, т.к. их аминокислотный состав близок среднему аминокислотному составу организма человека. Растительные белки в качественном отношении являются менее полезными, но правильным соотношением в питании растительных продуктов можно добиться оптимального сочетания незаменимых аминокислот. Наиболее ценные аминокислоты содержатся в сое, фасоли, гречихе, картофеле, рисе, ржаном хлебе. Особенно полезно в вегетарианстве сочетание бобовых и круп с овощами. Биологическая ценность белков изменчива, зависит от методов кулинарной обработки, продукта, условий производства, хранения, наличия в нем токсических веществ. Для организма человека вредно как недостаточное, так и избыточное поступление белка. На недостаток белка особенно остро реагируют дети, наступает задержк а, иногда и полная остановка роста, ребенок худеет, становится вялым, могут появляться отеки, воспаление кожных покровов и т. д.
У взрослого снижается работоспособность, страдает иммунная система. Избыточное потребление белков приводит к нервным расстройствам, ухудшает работу печени, почек.
Химические связи и структура белковых молекл.
Первичная струрктура
Пептидная связь – связь между аминогруппой одной аминокислоты и карбоксильной группой другой аминокислоты.
Сер-Гли-Тир-Ала-Лей
Вторичная структура — цепочка закручена в спираль (белки называют фибриллярными)это комбинация:
— неупорядоченных участков молекулы
Образование этих структур происходит за счет образования водородных связей между атомами О и Н пептидной связи. Радикалы аминокислот в спирали смотрят НАРУЖУ.
Третичная структура
Третичная структура – имеет вид клубка или глобулы (белки называют глобулярными),расположение всех атомов, из которых состоит белок, в пространстве. В образовании третичной структуры играют роль несколько типов взаимодействий:-Гидрофобные-Ионные (между положительно и отрицательно зараженными частями молекулы)-Водородные связи-Ковалентные связи(цистиновые мостики, которые образуются между двумя остатками цистеина).
Некоторые полипептидные цепи содержат участки которые имеют подобную аминокислотную последовательность (повторы) – домены. Домены возникли в процессе эволюции вследствие удвоения генов с дальнейшими изменениями структуры белков. Эти участки могут выполнять разные функции в одном и том же белке. Доменную структуру имеют некоторые ферменты и все иммуноглобулины.Домены – участки молекулы белка, которые могут сохранять характерную для них трехмерную структуру даже после отделения от всей остальной молекулы.
Домены:
-Один и тот же домен может встречаться в разных белках (белках, которые выполняют разную функцию)
-Белки часто состоят из нескольких доменов
Четвертичная структура
Четвертичная структура – когда белок состоит более чем из одной полипептидной цепи. Каждая из полипептидных цепей имеет свою третичную структуру и называется в этом случае субъединицей.
Наследственные энзимопатии.
В результате этих исследований выяснилось, что имеется свыше 60 наследственных заболеваний, при которых наблюдается расстройство метаболизма, вызванное нарушением ферментативной активности энзимов. Наиболее демонстративны нарушения обмена аминокислот и, в частности, ароматических фенилаланина и тирозина. Путь их превращения может быть блокирован в 4 различных пунктах вследствие недостаточной ферментативной активности различных энзимов. В соответствии с блокадой метаболизма у детей развиваются следующие заболевания: фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения); оксифенилурия (тирозиноз); алькаптонурия; альбинизм. Нарушения метаболизма ароматических аминокислот объясняются отсутствием или значительным снижением ферментативной активности определенных энзимов вследствие повреждения соответствующих генов. С этой точки зрения эти заболевания могут быть отнесены к наследственным генопатиям.
Фенилаланин представляет собой неизменимую аминокислоту, которая является достаточно важным ферментом человеческого организма. Сразу же отметим, что фенилаланину не свойственно синтезироваться в человеческом организме из каких-либо аминокислот. Получается, что данный компонент попадает в организм каждого человека совместно с различными продуктами питания. Определенная часть данного фермента принимает неотъемлемое участие в синтезе построения белков. Другая же его часть, причем наибольшая по своему объему, превращается под воздействием фенилаланингидроксилазы в тирозин. Тирозин в свою очередь является так называемым строительным материалом для весьма разнообразных биологически активных веществ. В случае если в организме отмечается значительное снижение активности данного фермента, детский организм тут же начинает ощущать его недостаток. Помимо этого бездействующий фермент начинает накапливаться в больших количествах не только в тканях, но еще и в органах, при этом оказывая весьма негативное влияние на всю центральную нервную систему. В результате, на лицо серьезные нарушения со стороны психического развития. Чрезмерное количество фенилаланина, вне всякого сомнения, сказывается и на работе почек. Теперь им уже не удается своевременно реабсорбировать все имеющиеся ферменты. Так как в состав мочи входит компонент под названием фенилкетон, отсюда и название данного заболевания – фенилкетонурия.
Источник
Промежуточный тест по ОБЖ 10 класс
Вопрос № 1. Дополните предложение:
Выживание человека – это…
А) Активное существование в среде себе подобных.
Б) Способ существования белковых тел.
В) Активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Г) Активная деятельность, направленная на улучшение качества жизни и здоровья человека в повседневных условиях.
Вопрос № 2. Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?
А) Не следует садиться на свободное место.
Б) Следует сесть на заднее сидение.
В) Подождать следующий автобус (троллейбус, трамвай).
Г) Следует сесть поближе к водителю.
Вопрос № 3. Для чего предназначен сигнальный костёр?
А) Такого не существует.
Б) Для обозначения своего местонахождения.
В) Для опознавания людей.
Г) Для подачи сигналов внутри лагеря.
Вопрос № 4. Ваши действия при возн икновения пожара , паники, хулиганс ких действий зрителей на концерте?
А) Спуститься в первые ряды, на свободное место около сцены, чтобы иметь пространство для действий.
Б) Немедленно покинуть зал, передвигаясь в середине людского потока.
В) Немедленно покинуть зал, передвигаясь ближе к стенам зала.
Г) Оставаться на месте, лечь на пол, защитив голову руками.
Вопрос № 5. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон?
А. За счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере.
Б. За счет увеличения добычи радиоактивных материалов.
В. За счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.
Г. За счет многочисленных аварий на гидро-, тепло- и атомных электростанций.
Вопрос № 6. При возникновении беспорядков в супермаркете необходимо держаться подальше от:
Б) Стеклянных дверей и витрин.
Г) Запасного выхода.
Вопрос № 7. Процесс горения протекает при следующих условиях (найдите ошибку и укажите ее):
А. Наличие горючего вещества.
Б. Наличие окислителя.
В. Наличие условий для теплообмена.
Г. Наличие источника воспламенения.
Вопрос № 8. Хлор — это:
А. Зеленовато-желтый газ с резким запахом.
Б. Бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта).
В. Парообразное вещество с запахом горького миндаля, металлическим привкусом во рту.
Г. Удушливый бесцветный газ с запахом прелого сена.
Вопрос № 9. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:
А. Возникновения лучевой болезни.
Б. Внутреннего облучения.
В. Поражения щитовидной железы.
Г. Нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Вопрос № 10. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в безлюдном месте в первую очередь?
А. Не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей.
Б. Оказать первую помощь пострадавшим.
В. Перебраться подальше от места аварии.
Г. Покидая транспортное средство, взять с собой только самое необходимое.
Д. Уточнить своё местонахождение.
Е. Соорудить временное укрытие.
Вопрос № 11. Наиболее известные террористические организации в мире называются:
А. «Красный террор».
Б. «Исламский террор».
Е. «Исламский джихад».
Вопрос № 12. По каким из предложенных признаков можно правильно определить стороны света?
А. Мхи и лишайники покрывают южную сторону деревьев и камней.
Б. Смола больше выступает на северной половине ствола хвойного дерева.
В. Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев и кустов.
Г. Лесные тропинки сужаются к северу и расширяются к югу.
Д. Полярная Звезда всегда указывает на север.
Е. Весной снег быстрее тает на северных склонах оврагов.
Вопрос № 13. Установите соответствие между предметами и их назначением при автономном существовании.
2. «Солнечный конденсатор»
3. Стеклянная бутылка.
А. Добывание огня.
Б. Ориентирование по сторонам горизонта.
В. Добывание воды.
Вопрос № 14. Установите соответствие между термином и понятием.
3. Присвоение (растрата).
А. Хищение чужого имущества путем обмана.
Б. Хищение чужого имущества, вверенного виновному.
В. Тайное хищение чужого имущества.
Вопрос № 15. И з предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:
А. Стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров.
Б. Не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков.
В. Способны вызвать поражение не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения.
Г. Моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра.
Д. Имеют специфический запах сероводорода.
Е. Поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.
Вопрос № 16. Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:
А. Повышение температуры внутри производственного оборудования.
Б. Понижение давления в технологическом оборудовании.
В. Несвоевременное проведение ремонтных работ.
Г. Отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ.
Д. Неосторожное обращение с взрывчатыми веществами.
Е. Повышение давления в технологическом оборудовании.
Ж. Отсутствие специальных устройств дымоудаления.
З. Неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования.
И. Отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах.
К. Наличие инертных газов (хладон, азот и др.) в зоне взрыва.
Вопрос № 17. Ваш товарищ попал под действие электрического тока. Выберите правильные действия по оказанию первой медицинской помощи и установите последовательность действий.
А. Быстро закопать пострадавшего в землю.
Б. Вызвать скорую помощь.
В. Оценить его состояние на предмет клинической смерти: провести реанимацию либо перевернуть на живот.
Г. Немедленно позвонить в электросетевую компанию, для обесточивания сети.
Д. Откинуть от пострадавшего сухой палкой электропровод.
Е. Срочно наложить транспортные шины на поврежденные конечности, дать анальгин, предложить теплое питье.
Вопрос № 18. Дайте положительный (ДА), либо отрицательный (НЕТ) ответ.
А. Одним из путей проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внешнем облучении является проникновение в результате потребления загрязненной воды?
Б. Для людей, потерявших ориентировку в дикой природе самое главное — остановиться?
В. Гидродинамически опасный объект — это объект у которого имеется разность в уровнях воды между верхним и нижним бьефом?
Г. Одним из самых эффективных способов эвакуации из горящего здания является спуск из окон (балконов) по связанным простыням, бельевым веревкам или водосточным трубам?
Вопрос № 19. В каких случаях люди, потерявшие ориентировку должны немедленно покинуть место аварии?
Вопрос № 20. Назовите известные Вам сигналы оповещения.
1. Максимальное количество баллов:
вопросы 1-9 – 1 балл;
вопросы 10-14 – 3 балла;
вопросы 15-18 – 4 балла;
вопросы 19-20 – 5 баллов.
2. Максимальное количество баллов за тест (вопросы 1-20) – 50 баллов.
Источник